Вложение | Размер |
---|---|
chemu_mogut_nauchit_podrostkov_proizvedeniya_v_zhanre_boevoy_fantastiki.docx | 33.93 КБ |
prezentatsiya_k_proektu._novoselov_k.pptx | 418.1 КБ |
ЧЕМУ МОГУТ НАУЧИТЬ ПОДРОСТКОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЖАНРЕ БОЕВОЙ ФАНТАСТИКИ?
Новоселов Кирилл Вадимович
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия № 1»
7 Б класс
Введение
По статистике самым популярным жанром у подростков является фантастика и все ее разветвления.
Цель исследования – выявить, какое воспитательное значение имеют произведения жанра боевой фантастики для подростков.
Задачи:
1. Изучить особенности жанра боевой фантастики.
2. Прочитать и проанализировать произведения Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» и произведений Дмитрия Силлова(«Закон снайпера», «Закон меченого», «Закон наемника», «Кремль 2222».)
3. Рассмотреть образ главного героя как выразителя авторской позиции.
4. Сделать вывод о воспитательном значении произведений жанра боевой фантастики.
Объект исследования - жанр боевой фантастики на примере произведений Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» и произведений Дмитрия Силлова(«Закон снайпера», «Закон меченого», «Закон наемника», «Кремль 2222».)
Предмет исследования - образы главных героев как примеры для подражания.
Гипотеза исследования: произведения в жанре боевой фантастики воспитывают чувства долга, чести, отваги, силу воли, целеустремленность.
Глава 1.Особенности жанра боевой фантастики.
Боевая фантастика (на западе используется термин «MilitarySciencefiction» — «Военная фантастика») — жанр фантастики, описывающий войны будущего либо войны с большим количеством фантастических элементов. Термины «военная фантастика» и «боевая фантастика» схожи, но Борис Невский выделяет внутри общего жанра «военная/боевая фантастика» жанр фантастического боевика, отличающегося более примитивным сюжетом и большим упором на эффектность и стремительность повествования. Рождение боевой фантастики относят к середине 20 века.
Поджанры боевой фантастики:
-«Восхождение по карьерной лестнице». Когда главный герой начинает свой путь от рядового заканчивая высоким чином.
-«Командирская» Когда герой занимает высокий чин.
-«Рядовая» Когда герой занимает в противоположность «Командирскому» под жанру занимает низкий чин.
Представители:
Русские представители.
Как мы уже знаем, жанр боевая фантастика появился относительно недавно, но уже приобрел огромную популярность у читателей всех стран мира.
«Почему»? - спросите вы. Думаю, потому что когда человек начинает читать произведение в жанре не только боевой фантастики, но и фэнтези вообще, то погружается в новый мир, где нет повседневных забот и проблем, но вместо этого его там ждут приключения, новый мир, свершения и подвиги.
Но ведь если человек, (а в особенности впечатлительные подростки), читает любое произведение, то он что-то берет оттуда для себя. Так давайте же сравним двух главных героев известных произведений в жанре боевой фантастики 20 и 21 века.
Глава 2. Главные герои произведений Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» и произведений Дмитрия Силлова («Закон снайпера», «Закон меченого», «Закон наемника», «Кремль 2222».)
В 1959 году было опубликовано произведение Роберта Энсона Хайнлайна «Звездный десант». Действие романа происходит в будущем, но без конкретной временно́й привязки. Повествование ведётся от лица Хуана «Джонни» Рико, представителя среднего класса Земной Федерации, ведущей космическую войну с паукообразными обитателями планеты Клендату («жуками»). Линейный сюжет прерывается отступлениями. Отступления содержат политические рассуждения, а также психологический самоанализ главного героя, и описания политических реалий мира, где живёт Рико.
Этот роман меня заинтересовал не только сюжетом, но и мыслями, которыми автор делится с нами через свое произведение. Автор передает свое мнение о политике государства в Америке в то время словами Полковника Дюбы, который на уроке критикует положение «Декларации независимости США» о всеобщем равноправии.
А давайте посмотрим, как изменился жанр боевой фантастики с 20 века.
Из огромного числа современных русскоязычных писателей в жанре боевой фантастики я выбрал известного автора Дмитрия Силлова.
Силлов Дмитрий Олегович родился в семье военного. Окончив школу, служил в десантных войсках. После увольнения в запас, получив медицинское образование, активно занимался единоборствами, культуризмом, психологией, изучал восточную философию и культуру, историю военного искусства.
Является автором десяти книг о рукопашном бое и бодибилдинге и многих романов, в которых основная тема - героизм обычного человека, попавшего в сложные обстоятельства, воинские искусства и боевой дух русского народа.
Чему могут научиться или начать подражать подростки, читающие его произведения?
Сравним двух главных героев произведений жанра боевой фантастики:
1) Роберт Хайнлайн «Звездный десант», где главным героем является Джонни Рико.
2) Дмитрий Силлов - современный автор романов по мотивам игры S.T.A.L.K.E.R., где главным героем является Снайпер.
Вот как в одном интервью Дмитрий Силлов характеризует своего героя:
Сергей Калинцев (журналист): Дмитрий, как ты думаешь, твои сталкерские книги учат чему-то читателей, что из них можно для себя вынести? Или же это просто развлекательная литература?
Дмитрий Силлов: Любая книга серии "S.T.A.L.K.E.R." - это и то, и другое. Книги такого рода учат читателя выживать в экстремальных условиях, когда против тебя всё - природа, люди, животные, ситуация. Когда твоя жизнь - сплошная беспросветная черная полоса. Такие книги учат прежде всего остаться тем, кто ты есть: воином, победителем, не опускать руки и не ложиться в гроб заранее, а бороться до конца. Как замечательно сказал Владимир Высоцкий: « вращать землю на себя, цепляясь зубами за стебли травы, когда израненное тело отказывается повиноваться». Этим меня и привлек проект "S.T.A.L.K.E.R." - честностью по отношению к читателям во всем. И в играх, и в литературной серии.
Я прочитал несколько романов Дмитрия Силлова.
Краткий сюжет книг
1. «Закон снайпера». Его прошлое неизвестно. Как он попал в Зону - загадка. Здесь его зовут Снайпером. Настоящего имени не знает никто, даже он сам. Зато он всегда отвечает по долгам. И он идет к центру Зоны, потому что поклялся в этом умирающему сталкеру. На Снайпера охотятся люди и мутанты.
Его очень хотят убить. Или хотя бы остановить. Или забрать то, что Снайпер получил от умирающего. Но это - трудная задача. Потому что он - Снайпер. И он всегда поражает выбранную цель".
2. «Закон Меченого». У Зоны есть Легенды. Одна из них – Меченый. Другая – Снайпер. Они – в одной команде. В команде, состоящей сплошь из Легенд. И задача у них – легендарная: не дать превратить в Зону весь мир.
Якудза - не Легенда Зоны. Он – просто легенда. Там, в большом мире. Но здесь и сейчас он – киллер, которому поручили убить человека по прозвищу Снайпер. И человека по прозвищу Меченый. И всех, кто попытается помешать. Якудза всегда выполняет приказ. Это его закон. Но здесь – Зона. И законы здесь принимает Она".
3. «Кремль 2222». Цивилизация погибла. Всё, что осталось от России - Поля Смерти и горстка людей, обороняющих Московский Кремль от биороботов, киборгов, безумных шаманов и прочей нечисти, порожденной Третьей мировой войной.
Молодой кремлевский дружинник Данила, сбежавший из плена нелюдей, в руинах бывшей столицы России встречает человека, который не боится ни биороботов, ни телепатов. Человека, пришедшего из мира, где Последняя Война еще не проиграна. Этот мир называется Зоной. А человека зовут - Снайпер.
4. «Закон наемника». Группировка «Монолит» перешла в наступление. Ее владения расползаются, грозя подмять под себя всю Зону. Некто очень могущественный стоит за спинами фанатиков, координируя их действия и снабжая «Монолит» самым современным оружием. Цель понятна: тот, кто овладеет Зоной, будет повелевать всем миром. Но помимо человеческих амбиций, есть еще воля самой Зоны. Вот почему вновь встречаются на обожженной излучением земле сталкеры-легенды: Меченый, Шрам, Снайпер, Якудза… Отмеченные Зоной, призванные ею для выполнения своеобразного контракта, цель которого пока неизвестна никому из них. Но это не важно, потому что один из главных законов Диких Территорий — Закон наемника. Взялся — делай. Даже ценой собственной жизни. Хотя лучше все-таки остаться в живых…
5. «Кремль 2222-свеверо-запад». Снайпер стал легендой там, на отравленной земле Зоны. Теперь его поле битвы здесь — в таком же отравленном смертью мире Москвы, пережившей ядерную войну. В мире мутантов, киборгов и Полей Смерти. В мире, где жалкие кучки людей пытаются выжить и сохранить себя. Сохранить человечество.
Снайпер нужен здесь. Потому что он умеет убивать. Он готов спасать — друзей.
А ещё он способен прощать. Врагов.
Он — Снайпер, совершенный воин, которому не хватает лишь одного -
любви.
6. «Кремль 2222.Север». Он — Снайпер. Он выбирает цель и поражает её. Но случилось так, что сила Снайпера превратилась в слабость. Враг отнял у него цель и смысл жизни.
Если у обычного человека отнять самое дорогое, его жизнь теряет смысл.
Но Снайпер — другое дело. У него теперь — другая цель. Месть.
Результаты исследования
Образ Снайпера в произведениях Дмитрия Силлова, по-моему, близок многим подросткам. Он ищет любви, дружбы, но он всегда одинок, он принимает непростые решения, постоянно размышляет и анализирует, правильно ли он поступает. Это свойственно и подросткам.
Многие молодые люди мечтают о подвигах, мечтают проявить себя, мысленно они готовы к самым невероятным приключениям, поэтому их так привлекает жанр боевой фантастики. Это возможность пройти вместе с героем все самые тяжелые испытания ради поставленной цели. Быть нужным, делать свое дело и знать, что ты в этом деле - лучший.
Образы главных героев произведений жанра боевой фантастики привлекают подростков, потому что эти персонажи все могут, любое задание им по плечу, они сильны, отважны, ответственны, на них можно положиться. Но может ли научить подростка чему-то хорошему герой, который убивает людей? На экранах телевидения мы часто можем увидеть фильмы-боевики, где главные герои мстят за убитых друзей или родственников, убивая своих врагов. И мы все равно переживаем за главных героев, сочувствуем им, не жалеем их врагов. Почему? Потому что они борются за справедливость? Пытаются доказать свою правду? Но ведь Джони Рико (герой романа «Звездный десант») не такой. Он не мстит, не убивает людей, а совсем наоборот. В романе показан как Сангвиник. Мужественный и отважный парень. Патриотичен. Склонен ко всяким размышления о смысле жизни и космопехоте. После гибели родителей, страстно желал отомстить жукам. После остыл, зачерствел на войне. Почему такая большая разница между героями? Ведь это тот же жанр боевой фантастики. Почему герой двадцатого века мужественный, смелый, патриотичный человек, а вот современные герои чаще всего представлены нам в образе «мстящих терминаторов». Почему так? Наверное, дело во времени написания романов, политической ситуации в стране в которой живет автор, мировоззрение людей времени написания книг. Прочитав романы и рассмотрев образы главных героев романов, я пришел к выводу, что фантастика очень интересный и захватывающий жанр литературы, но я не уверен, что подросток сможет чему-то научиться у главных героев (особенно если они - киллеры). Конечно, доблесть, отвага, честь - это те качества, которыми чаще всего наделены главные герои произведений в жанре боевой фантастики. Но мне кажется, что в наше время не все задумываются об истинном значении этих слов.
Заключение
Прочитав книги и рассмотрев образы главных героев романов, я пришел к выводу, что фантастика очень интересный и захватывающий жанр литературы, но я не уверен, что подросток сможет чему-то научиться у главных героев (особенно если они - киллеры). Конечно, доблесть, отвага, честь - это те качества, которыми чаще всего наделены главные герои произведений в жанре боевой фантастики. Но мне кажется, что в наше время не все задумываются об истинном значении этих слов. По крайней мере в современном мире, возможно раньше книга про смелого, патриотичного молодого человека побудила бы подростков на службу в армии. Кончено и сейчас у многих людей после прочтения произведений в жанре боевой фантастки появляется желание спасти мир, но ведь спасать, то нечего…Или есть?
Библиография
Интернет-ресурсы
Литература
Слайд 1
Тема Проекта: Чему могут научить подростков произведения в жанре боевой фантастики? Автор проекта: Новоселов Кирилл, 7 Б классСлайд 2
Цель исследования: Выявить, какое воспитательное значение имеют произведения жанра боевой фантастики для подростков.
Слайд 3
Объект исследования: Жанр боевой фантастики на примере произведений Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» и произведений Дмитрия Силлова («Закон снайпера», «Закон меченого», «Закон наемника», «Кремль 2222»).
Слайд 4
Предмет исследования: Образы главных героев романов - Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» и произведений Дмитрия Силлова («Закон снайпера», «Закон меченого», «Закон наемника», «Кремль 2222»).
Слайд 5
Гипотеза исследования: Произведения в жанре боевой фантастики воспитывают у подростков чувства долга, чести, отваги, силу воли, целеустремленность.
Слайд 6
Задачи исследования : 1. Изучить особенности жанра боевой фантастики. 2. Прочитать и проанализировать произведения Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» и произведений Дмитрия Силлова («Закон снайпера», «Закон меченого», «Закон наемника», «Кремль 2222».) 3. Рассмотреть образ главного героя как выразителя авторской позиции. 4. Сделать вывод о воспитательном значении произведений жанра боевой фантастики.
Слайд 7
Методологическую базу данной работы составляют: Литературоведческие : сравнительный анализ художественных произведений. Общенаучные: сопоставление, обобщение.
Слайд 8
«Звездный десант» Роберта Хайнлайна В 1959 году было опубликовано произведение Роберта Энсона Хайнлайна «Звездный десант». Действие романа происходит в будущем, но без конкретной временной привязки. Повествование ведётся от лица Хуана «Джонни» Рико , представителя среднего класса Земной Федерации, ведущей космическую войну с паукообразными обитателями планеты Клендату («жуками»).
Слайд 9
«Закон снайпера» Дмитрий Силлов Он не помнит, как попал в Зону. Но Зона помнит о нем и всеми силами пытается уничтожить. Но он – Снайпер и он идет к цели, несмотря ни на что. Его цель – Монолит, который даст ответы на все вопросы. Если только Снайпер доберется до цели и останется жив, ведь это не удавалось никому, даже знаменитым Легендам Зоны.
Слайд 10
«Закон меченого» Дмитрий Силлов -"У Зоны есть Легенды. Одна из них – Меченый. Другая – Снайпер. Они – в одной команде. В команде, состоящей сплошь из Легенд. И задача у них – легендарная: не дать превратить в Зону весь мир. Якудза - не Легенда Зоны. Он – просто легенда. Там, в большом мире. Но здесь и сейчас он – киллер, которому поручили убить человека по прозвищу Снайпер. И человека по прозвищу Меченый. И всех, кто попытается помешать. Якудза всегда выполняет приказ. Это его закон. Но здесь – Зона. И законы здесь принимает Она".
Слайд 11
«Закон наемника» Дмитрий Силлов Группировка «Монолит» перешла в наступление. Ее владения расползаются, грозя подмять под себя всю Зону. Некто очень могущественный стоит за спинами фанатиков, координируя их действия и снабжая «Монолит» самым современным оружием. Цель понятна: тот, кто овладеет Зоной, будет повелевать всем миром. Но помимо человеческих амбиций, есть еще воля самой Зоны. Вот почему вновь встречаются на обожженной излучением земле сталкеры-легенды : Меченый, Шрам, Снайпер, Якудза… Отмеченные Зоной, призванные ею для выполнения своеобразного контракта, цель которого пока неизвестна никому из них. Но это не важно, потому что один из главных законов Диких Территорий — Закон наемника. Взялся — делай. Даже ценой собственной жизни. Хотя лучше все-таки остаться в живых…
Слайд 12
«Кремль 2222.Юг» Дмитрий Силлов -"Цивилизация погибла. Всё, что осталось от России - Поля Смерти и горстка людей, обороняющих Московский Кремль от биороботов , киборгов, безумных шаманов и прочей нечисти, порожденной Третьей мировой войной. Молодой кремлевский дружинник Данила, сбежавший из плена нелюдей, в руинах бывшей столицы России встречает человека, который не боится ни биороботов , ни телепатов . Человека, пришедшего из мира, где Последняя Война еще не проиграна. Этот мир называется Зоной. А человека зовут - Снайпер."
Слайд 13
Результаты исследования: Образ Снайпера в произведениях Дмитрия Силлова , по-моему, близок многим подросткам. Он ищет любви, дружбы, но он всегда одинок. Образы главных героев произведений жанра боевой фантастики привлекают подростков, потому что эти персонажи все могут, любое задание им по плечу, они сильны. Но может ли научить подростка чему-то хорошему герой, который убивает людей?
Слайд 14
Результаты исследования: Но ведь Джони Рико (герой романа «Звездный десант») не такой. Он не мстит, не убивает людей, а совсем наоборот. Почему такая большая разница между героями? Наверное, дело во времени написания романов, политической ситуации в стране, в которой живет автор, в мировоззрении авторов.
Слайд 15
Заключение Прочитав книги и рассмотрев образы главных героев романов, я пришел к выводу, что фантастика очень интересный и захватывающий жанр литературы, но я не уверен, что подросток сможет чему-то научиться у главных героев (особенно если они - киллеры). Конечно, доблесть, отвага, честь - это те качества, которыми чаще всего наделены главные герои произведений в жанре боевой фантастики. Но мне кажется, что в наше время не все задумываются об истинном значении этих слов. По крайней мере в современном мире, возможно, раньше книга про смелого, патриотичного молодого человека побудила бы подростков на службу в армии. Конечно, и сейчас у многих людей после прочтения произведений в жанре боевой фантастки появляется желание спасти мир, но ведь спасать то нечего… Или есть?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Сказочные цветы за 15 минут
Карандаши в пакете
Сторож
Заяц, косач, медведь и весна