Вложение | Размер |
---|---|
volchkov.proekt.vremena_goda_v_russkoy_poezii.docx | 55.9 КБ |
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Итоговый проект по литературе на тему:
«ВРЕМЕНА ГОДА
В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
Автор проекта: Волчков Владислав
Александрович,
ученик 9 «Б» класса
Руководитель: Шашкова Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
п. Шумячи
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт проектной работы………………………… | Стр. |
План выполнения работы………………………….. | Стр. |
Цель работы и задачи по ее реализации…………... | Стр |
Введение…………………………………………….. | Стр. |
Пролог……………………………………………….. | Стр. |
Времена года в русской поэзии:
| Стр. |
Заключение………………………………………….. | Стр. |
Список использованных литературных источников………………………………………….. | Стр. |
Приложение I(CD диск «Времена года» Чайковский mp3) ………………………………………... | Стр. |
Приложение II(Стихи) ………………………………………. | Стр. |
Приложение III (Иллюстрации картин)……………………………………… | Стр. |
Паспорт проектной работы
Тема проекта: | Времена года в русской поэзии |
Автор проекта: | Волчков Владислав Александрович |
Руководитель проекта: | Шашкова Валентина Васильевна |
Учебный предмет: | литература |
Возрастная категория слушателей: | ученики 9-11классов |
Цель проекта: | формирование у учащихся литературно-эстетического и художественного вкуса, интереса к национальному культурному наследию; воспитание чувства любви к родной природе. |
Время работы над проектом: | один месяц |
Форма работы: | внеурочная |
Мотивация к работе: | личный интерес |
Материально-техническое оборудование: | мультимедийный проектор |
Продукт проекта: | мультимедийная презентация |
План выполнения работы
Вводный этап | Обоснование идей проекта. Составление индивидуального плана работы над проектом. |
Поисковый этап | Изучение произведений русских поэтов, просмотр альбомов произведений живописи, прослушивание музыки в звукозаписи. Подбор стихотворений, картин и музыкальных произведений, посвященных выбранной теме. Анализ и систематизация собранного материала по отдельным направлениям исследования. |
Аналитическая часть работы | Исследование отражения в русской поэзии, живописи и музыке темы «Времена года». |
Обобщающий этап | Изложение результатов проведенного исследования, формулировка выводов и рекомендаций по использованию для воспитания эстетического и художественного вкуса учащихся. |
Оформление проекта | Создание мультимедийной презентации проекта, работа с иллюстративным материалом и музыкальным сопровождением, оформление готовой работы. |
Заключительный этап | Подготовка к публичной защите проектной работы. |
Цель работы и задачи по ее реализации
Цель работы: | Исследование отражения в русской поэзии, живописи и музыке темы «Времена года» с целью расширения кругозора и развития интеллекта учащихся; формирования у них эстетического и художественного вкуса, интереса к национальному культурному наследию; воспитания чувства любви к родной природе. |
Задачи работы: |
|
ВВЕДЕНИЕ
С временами года в русской поэзии впервые я осознанно столкнулся год назад, в 8 классе. Мне был задан проект по литературе на тему: «Стихи русских поэтов о родной природе. Зима». Подбирая, а затем анализируя материал для будущей работы, я был очень впечатлен красотой русской природы и очарованием русской поэзии. Увидел, как через зимний пейзаж передаются чувства, настроения поэтов. Ощутил любовь к родной земле, к большой и малой Родине. И тогда я задумался о том, что природа настолько привычна для нас, что мы зачастую не замечаем ее красоты, да и не каждый способен ее разглядеть. Именно это меня сподвигло к работе над нынешним проектом. Зная, что природа – неисчерпаемый благодатный источник поэзии, я решил рассмотреть поэтическую красоту каждого времени года, выбрать самых ярких для меня представителей пейзажной лирики и выложить из их работ, словно из кусочков ткани, свою единую картину русского пейзажа. Для того чтобы в дальнейшем донести ее до одноклассников и приоткрыть им дверь в мир прекрасного, высокого и одновременно близкого и такого родного каждому. Я стал задумываться над тем, как же сделать свое выступление перед сверстниками более эффектным, запоминающимся. У меня в памяти всплыли хрестоматийные диски для прослушивания художественной речи из учебника литературы. На них звучали стихи в записи известных чтецов, а перед некоторыми из них звучала музыка, словно настраивая слушателя на нужный лад, передавая настроение.
( Выйти на «Времена года» Чайковского и русских пейзажистов)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Этот удивительный мир стал частью моей жизни. И мне искренне хочется рассказать о нем моим одноклассникам и всем тем, кто любит русскую природу, музыку, поэзию и живопись.
ПРОЛОГ
Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно, ибо мир природы входит в жизнь и душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление, восторг и преклонение. «Ты у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Сквозь дождик солнцем улыбалась мне. Когда порою изменяли силы И обжигала сердце горечь слез, Со мною, как сестра, ты говорила Неторопливым шелестом берез. Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда? В тебе величье моего народа, Его души бескрайние поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя!» (В.А.Рождественский). С первых своих шагов человек ощущает могучие силы окружающего мира, свою тесную и органичную связь с ним, испытывает желание узнать этот мир и передать словами, изображениями, звуками наполняющие его душу чувства другим людям. «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: Что такое окружающая природа? Откуда все это? Что он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». (А.А.Фет)
Без этого единения с природой нет и не может быть содержательной, творческой и полноценной жизни как отдельного человека, так и народа в целом. «Я вопрошал природу, и она Меня в свои объятья приняла… Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя, в себе одном Нашел спасенье целому народу; И утонул деятельным умом». В этих поэтических строках М.Ю.Лермонтова человек как бы включается в вечную жизнь природы, соотносится с ней и поверяется ею. Об этом единении прекрасно сказал М.М.Пришвин: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем… Дело человека высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и самый мир».
«Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» – так понимал и чувствовал природу Ф.И.Тютчев. Именно с родной природой связывается первое осознание человеком важнейшего в его жизни понятия – понятия Родины, рождение чувства любви к ней и осознания долга перед ней. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не любя Родину. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Эти слова Г.К.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе, ведут нас к истокам формирования у человека чувства патриотизма, гражданственности, любви и преданности своему народу, как в минуты его высочайшего торжества, так и в минуты его глубочайшего трагизма, воспитывают у человека уважение к истории, культуре и искусству своего Отечества, рождают желание защитить все это даже ценой своей жизни. «Да, можно выжить в дождь, жару, морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть, но эти три березы При жизни никому нельзя отдать» (К.М.Симонов).
Поэтому неудивительно, что тема русской природы, ее взаимоотношения с человеком, их диалог между собой являются одной из основных тем русской поэзии, а также живописи и музыки. Тем более, что русская природа с ее чередованием зимы, весны, лета и осени, с их вечным праздником красок и линий, постоянными изменениями и движениями дает неисчерпаемый источник для вдохновения, фантазий, чувств и размышлений.
Поэзия – это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
ВРЕМЕНА ГОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Зима… Начало календарного отсчета нового года… Самая суровая, лишенная буйства красок и птичьего многоголосья и, вместе с тем, самая загадочная и таинственная пора в русской природе. Она будит воображение русского человека, дает беспредельный простор его фантазии. В народных сказках, стихах русских поэтов зима с любовью называется «волшебницей», «чародейкой»; с этим временем года связаны любимые многими из нас сказочные образы нежной Снегурочки и грозного Мороза-воеводы. Начало русской пейзажной лирики, включая и описания картин русской зимы, как и многому другому, если не сказать, всему лучшему, что есть в отечественной поэзии, положено Александром Сергеевичем Пушкиным. Следуя его гениальному поэтическому воображению, мы, не задумываясь, одухотворяем природу, где: «…север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима!». «Здоровью моему полезен русский холод», – признавался А.С.Пушкин. И не случайно один из любимейших его поэтических образов – Татьяна Ларина «…русская душою, Сама не зная, почему, С ее холодною красою Любила русскую зиму. На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов…» Зима в стихах А.С.Пушкина – это блеск, сверкание, непрекращающийся радостный праздник: «Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета», «И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом».
Сказочно загадочным, заколдованным миром природы предстает перед нами зима в поэзии другого великого русского поэта Ф.И.Тютчева. Присущее его поэзии одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью, порождает восприятие природы как огромного живого существа: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежною бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит».
Тема природы занимает значительное место и в творчестве одного из замечательнейших русских поэтов А.А.Фета. В своих произведениях А.А.Фет продолжает традиционное для русской поэзии отождествление картин природы с определенным настроением и состоянием души человека. Примечательно, что, следуя А.С.Пушкину, А.А.Фет именно зиму, как наиболее оригинальное явление нашей природы, делает и образом русской души; связывает с ней свое ощущение Родины: «Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…». Удивительно, но это стихотворение, в котором нет ни одного глагола, передает с такой полнотой те явления, те чувства, которые происходят в природе и душе человека!
Любовь к родной природе, ощущение единства с ней человека проходит через творчество всех русских поэтов, оставивших заметный след в отечественной литературе. И.С.Никитин, у которого зима воспринимается как свое, родное, с чем человек связан кровными узами. И оттого «матушка-зима», долгожданная «гостья-зима» у него – добрая заступница не только от невзгод, но и от врага: «И случится ли, к нам Гость незваный придёт И за наше добро С нами спор заведёт (...) Для постели ему Белый пух припаси И метелью засыпь Его след на Руси!». С.А.Есенин – один из самых проникновенных певцов русской природы, этот, по образному выражению А.М.Горького – «оргáн, созданный природой исключительно для поэзии», с только ему присущим камертональным восприятием родной природы мог услышать, как: «Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка». А сколько еще замечательных строк о родной природе, русской зиме заключено в стихах А.Н.Некрасова, А.Н.Майкова, А.А.Блока, И.А.Бунина, В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, С.Я.Маршака, И.З.Сурикова… Этот ряд нескончаем.
Но вот и подходят к концу долгие зимние месяцы, природа освобождается от ледяных оков; во всем чувствуется приближение весны… И хотя «Зима еще хлопочет И на весну ворчит, Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит. Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу», и пусть «Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят» (Ф.И.Тютчев). Как созвучны этому настроению пушкинские строки: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей». Читая эти строки, мы вместе с поэтом переживаем приход и утверждение весны. Здесь все рядом, все прекрасно, и фетовские «…шепот, робкое дыханье, Трели соловья…», «…верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом», и «Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит» в стихах А.Н.Плещеева, и «Голубенький, чистый, Подснежник цветок!» А.Н.Майкова, и неожиданный «…весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» Ф.И.Тютчева. И вот уже «На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны!» (В.А.Жуковский). Наступила недолгая, трогательная и оттого такая дорогая сердцу русского человека весна: «О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» (А.А.Блок).
Лето. В русской пейзажной лирике это время года традиционно связано с крестьянским трудом в поле. По словам Н.В.Гоголя: «…здесь человек идёт рядом с природой, соучастник и собеседник всему, что совершается в твореньи… Наступило лето... А тут покосы, покосы… И вот закипела жатва: за рожью пошла рожь, а там пшеница, а там и ячмень, и овес. А как отпразднуется всё, да пойдет свозиться на гумны, складываться в клади…». Какая величественная картина напряженного и многообразного крестьянского труда, и как хорошо подчеркнута его значимость для русского крестьянина неожиданным словом «отпраздновать». И, пожалуй, ни один русский поэт в своих стихах не прошел мимо картины благородного крестьянского труда. Как народная песня звучат строки стихотворения А.В.Кольцова «Косарь»: «Раззудись плечо, Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса, Как пчелиный рой! Молоньей, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава, Подкошонная; Поклонись, цветы, Головой земле!». Это стихотворение А.В.Кольцова буквально источает энергию, дает представление о труде крестьянина, как ярком, сильном и резком действии. «На каком другом языке передали бы вы всю поэтическую прелесть этих выражений: расстилается, пораскинулось, понадвинулось?», – восхищался В.Г.Белинский. Разумеется, разные поэты описывали картину крестьянского труда по-своему. Так спокойно, деловито и обстоятельно описывает сенокос А.Н.Майков: «Пахнет сеном над лугами... В песне душу веселя, Бабы с граблями рядами Ходят, сено шевеля. Там – сухое убирают; Мужички его кругом На воз вилами кидают... Воз растет, растет, как дом». В жанре элегии изображает страдную пору Е.А.Баратынский: «А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает…». С тонким, только ему присущим лиризмом, рисует картины страдной поры А.А.Фет: «Смиренно преклонясь челом, Горит алмазами пшеница, Как новобрачная царица Перед державным женихом…Уже подрезан, каждый ряд Цветов лежит пахучей цепью. Какая тень и аромат Плывут над меркнущею степью!». Эти волнующие ощущения, которые дарит нам лето, предельно сжато, емко и динамично переданы в стихах Б.Л.Пастернака: «В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты…». Но как бы не описывал тот или иной поэт картину крестьянского труда, во всех стихотворениях неизменно присутствует глубокое уважение к этому благородному труду русского человека: «А в поле труд… Обычной чередою Идет косьба: хлеба не будут ждать! Но это время названо страдою, – Другого слова нет его назвать... Кто испытал огонь такого неба, Тот без труда раз навсегда поймет, Зачем игру и шутку с крошкой хлеба За тяжкий грех считает наш народ!» (К.К.Случевский).
А вокруг живет своей жизнью родная русская природа: «Ясно утро. Тихо веет Теплый ветерок; Луг, как бархат, зеленеет; В зареве восток. Окаймленное кустами Молодых ракит, Разноцветными огнями Озеро блестит…», «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается» (И.С.Никитин).
Радуются дарам лета крестьянские дети: «Грибная пора отойти не успела, Гляди – уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам…» (Н.А.Некрасов). Теплые ясные дни: «Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом» (Ф.И.Тютчев). Умиротворенная природа, тишина и покой, прерываемые изредка летней грозой: «Как весел грохот летних бурь. Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!... И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...» (Ф.И.Тютчев).
Да, «…наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим»; «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась»; «Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло»; «Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком… В саду горит костер рябины красной…»; «Унылая пора! Очей очарованье!».
Трудно остановить, прервать этот поэтический поток восторга перед величественным явлением увядания природы, до глубины души волнующим русского человека, возбуждающим в нем чувство щемящей грусти и сопереживания: «Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья». Во всех этих строках из стихотворений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Плещеева, С.А.Есенина русская природа полна неизъяснимой притягательной прелести, по-человечески переживает завершение еще одного года своей жизни. «Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…». И в этой «светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою…». Уже «птички отпели, Цветы отцвели…», природа беспомощна и одинока перед приближающейся зимой, «О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!...», «Ласточки пропали, А вчера с зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно». Хотя «Еще вчера, на солнце млея, Последним лес дрожал листом, И озимь, пышно зеленея, Лежала бархатным ковром… Сегодня вдруг исчезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо – все одето Каким-то тусклым серебром»; «И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть, И в ночь краснеет лист кленовый, Что, жизнь любя, не в силах жить».
Зима, весна, лето, осень. О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах или крестьянском труде – они всегда помнили о главном – о любви к Родине, родной природе, своему народу. Некоторые из этих стихотворений помещены в Приложении II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом завершена, но я все время мысленно возвращаюсь к прочитанным стихам о русской природе, любуюсь изображениями зимы, весны, лета и осени на картинах русских художников, слушаю музыкальные пьесы из «Времен года» П.И.Чайковского. Они дали ответ на мой вопрос, который определил цель проведенного исследования: «Есть ли в отечественной поэзии, живописи и музыке произведения, посвященные временам года в русской природе?» Ответ не просто положительный: прочитанное, увиденное и услышанное мною позволяет сделать вывод о том, что тема русской природы – это одна из любимейших тем в отечественной поэзии, а также живописи и музыке. И независимо от того, какому из времен года посвящена поэтическая лирика русских поэтов, какой период в жизни русской природы изображен художниками на картинах, какое музыкальное звучание лесов и полей услышано композитором, все они наполнены огромной и искренней любовью к родному краю, восхищением русской природой и чувством гордости за свою Родину. «Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. И может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти ощущения». Эти слова И.И.Левитана раскрывают побудительные мотивы творчества многих русских художников, поэтов, музыкантов, которые языком поэзии, живописи и музыки говорили о переживаемом ими чувстве восхищения и любви к родной природе, которые подарили миру совершеннейшие образцы духовной красоты и глубочайшие откровения человеческой мысли. Поэтому естественным является желание собрать эти ощущения вместе, объединить слова, краски, линии, звуки в едином образе русской природы в различные периоды ее жизни, тем более, что наше поэтическое, художественное и музыкальное наследие дает для этого безграничные возможности. (Приложения I, II, III).
Мне представляется, что такое объединение в общем тематическом плане красочных произведений живописи, поэзии и музыки оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, создает благоприятную среду воспитания его художественного и эстетического вкуса, чем каждое из этих произведений в отдельности. Это можно показать и используя материал, собранный в проекте. Такое органичное единство красок, слова и музыки достигается, например, при объединении художественного произведения В.А.Серова «Заросший пруд. Домотканово» (Пр. III, илл. 16), музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Баркарола», в которой слышится томная грусть человека среди умиротворенного покоя природы (Пр. I), и стихов И.А.Бунина «Нет солнца, но свéтлы пруды, Стоят зеркалами литыми, И чаши недвижной воды Совсем бы казались пустыми, Но в них отразились сады. Вот капля, как шляпка гвоздя, Упала — и, сотнями игол Затоны прудов бороздя, Сверкающий ливень запрыгал» (Пр. II. Лето). Картины Г.Г.Мясоедова «Косцы» (Пр. II, илл. 25), полной поэзии напряженного, спорого труда в поле под палящими лучами солнца «Песни косаря» из «Времен года» П.И.Чайковского (Пр. I) и стихотворения К.К.Случевского: «Полдневный час. Жара гнетет дыханье; Глядишь, прищурясь, − блеск глаза слезит, И над землею воздух в колебанье, Мигает быстро, будто бы кипит. И тени нет. Повсюду искры, блестки; Трава слегла, до корня прожжена. В ушах шумит, как будто слышны всплески, Как будто где-то подле бьет волна... Ужасный час! Везде оцепененье: Жмет лист к ветвям нагретая верба, Укрылся зверь, затем что жжет движенье, По щелям спят, приткнувшись, ястреба. А в поле труд... Обычной чередою Идет косьба: хлеба не будут ждать! Но это время названо страдою, − Другого слова нет его назвать... Кто испытал огонь такого неба, Тот без труда раз навсегда поймет, Зачем игру и шутку с крошкой хлеба За тяжкий грех считает наш народ!» (Пр. II. Осень). Пейзажа И.Э.Грабаря «Рябинка» (Пр. III, илл. 24), «Осенней песни» П.И.Чайковского, наполненной прощальным шепотом опадающей листвы в пустеющем осеннем саду (Пр. I), и поэтических строк А.К.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин» (Пр. II. Осень). И такие примеры можно множить, множить и множить…
Что же является главным в союзе музыки, слова и живописи? Замечательный русский поэт Н.С.Гумилев, отдавал предпочтение музыке, считая, что «Музыка – это то, что соединяет мир земной и мир бесплотный. Это душа вещей и тело мысли». Как «первооснову жизни», дающей начало любому искусству, считал музыку и другой прекрасный русский поэт О.Э.Мандельштам: «Она еще не родилась, Она и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь». И неслучайно И.И.Левитан, страстно любя музыку, часто работал над своими произведениями, не только наслаждаясь, но и вдохновляясь музыкой П.И.Чайковского, в которой он находил «лирическое раскрытие длящегося как песня состояния природы в русских веснах и осенях». В свою очередь М.А.Волошин считал, что поэтическая манера И.А.Бунина очень близка «тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму». И это не исключение, а, скорее, правило, ибо сказанное является общим и характерным для многих русских поэтов, художников и композиторов.
Чрезвычайно важно и то, что поэзия, живопись и музыка, посвященные родной природе, наряду с воспитанием эстетического и художественного вкуса, одновременно вырабатывают у человека внутреннюю мотивацию его активной гражданской позиции, заинтересованной и осознанной познавательной деятельности. Известный русский мыслитель Г.П.Федотов справедливо отмечал: «Без воздуха культуры школа теряет свое влияние, книга перестает быть вполне понятной… Дело не в грамотности, не в запасе благородных, но бесполезных сведений по истории, литературе и мифологии. Все остается мертвым грузом, если не совершится чудо возрождения подлинной культуры».
В своем проекте я постарался собрать воедино некоторые из произведений живописи, поэзии и музыки, дающих возможность каждому самому выбрать стихи, пейзажные картины, музыкальные пьесы, которые, может быть, станут его любимыми художественными произведениями, откроют, возможно, новые для него страницы истории отечественного искусства, позволят составить свое собственное представление о таком уникальном явлении мировой культуры, каким, без сомнения, является русская культура; увидеть, услышать, почувствовать окружающий нас мир природы таким, каким видели, слышали и воспринимали его русские художники, поэты и композиторы. И в этом воздействии искусства на человека, по-видимому, и есть высшее его предназначение, ибо: «Благо, даруемое нам искусством, заключается не в том, что мы, благодаря ему, узнаем, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся» (О.Уайльд). Искусство нашего народа через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке формирует чувство любви к русской природе, Родине; пробуждает стремление и в делах, и в мыслях быть преданными интересам своего Отечества, и ни на мгновение не позволяя «душе лениться», пройти долгий путь, чтобы в конце его стать достойным своего великого народа: «Родиться Русским – слишком мало: Им надо быть, им надо стать!» (И.В.Северянин).
СПИСОК
использованных литературных источников
Интернет-ресурсы
http://russian7.ru/post/35-velikikh-russkikh-khudozhnikov/
https://gallerix.ru/album/200-russian
https://my.mail.ru/community/ickycctvo-2015./7889BD2E3D8A5FB1.html
http://art.dkg-web.com/index.php/painting/painting-paysage-ru
http://fb.ru/article/138909/hudojniki-peyzajistyi-russkie-hudojniki-peyzajistyi
http://www.art-paysage.ru/article/velikie-hudozhniki-peizazhisty/
https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post317121189/
https://www9.myzuka.me/Album/461616/Petr-Chaikovskii-Vremena-Goda-The-Seasons
Композитор Алексей Рыбников
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Акварель + трафарет = ?
Снегири и коты
Астрономический календарь. Март, 2019