Сочинение было написано в 11 классе (домашнее). Цель работы - найти в романе М.А. Булгакова связи с романом А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Эпиграф к роману "Белая гвардия" как бы настаивает на том, что мир героев Булгакова порожден пространством и духом романа Пушкина. Так ли это? И насколько тесно свяаны эти произведения? работа Т. Леонгард и отвечает на эти вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_gvardiya_i_kapitanskaya_dochka.docx | 15.33 КБ |
«Белая гвардия» и «Капитанская дочка».
Т. Леонгард. 11 класс. 2018г.
«Все исчезло»… Трудно различить хоть что-то в «снежном море». Кого занесло в «буран» истории?
Вот люди, которые просто хотели жить. И вот их поглотила война… «Вечерняя Венера» и «красный Марс» пересеклись не только у Булгакова, но и у Пушкина. Что такое Гражданская война, показанная в романе «Белая гвардия»? Тот самый русский бунт, «бессмысленный и беспощадный». Это стихия, охватившая народ, разрушившая семьи, поставившая людей одной страны по разные стороны баррикад. Явная параллель присутствует уже в исторических личностях: Пугачев и Петлюра – выходцы из народа. Они не пришли откуда-то извне, а поднялись из глубины, вылезли, как язва, на теле страны. И начался буран. Кто свой, кто враг? Чтобы показать, что происходит с личностью в такие переломные исторические моменты, Булгаков обращается к классике русской литературы – А.С. Пушкину, тем самым еще и подчеркивая непрерывающуюся связь своего романа с литературными традициями.
В Алексее и Николае Турбиных нетрудно различить черты Гринева. Петруша попал в вихрь исторических событий примерно в том же возрасте, что и Николка. И он также обостренно чувствовал все, что происходило. Этих героев объединяет некое безрассудство, свойственное молодым людям. Гринев не рассуждает, когда отказывается присягнуть Пугачеву. Он просто на каком-то подсознательном уровне понимает, что этого делать нельзя. И Николка не думает, когда остается отстреливаться с Най-Турсом. Оба они по-детски безрассудны, но безрассудство в их случае становится настоящим бесстрашием.
Алексея и Гринева история поставила перед выбором - честь или бесчестие. И они не пытаются отгородиться от него. Все вокруг подталкивает их отказаться от своих идеалов, но они до конца остаются преданными им. Они не хотели попасть в этот «буран», но когда попали, то не спрятались и не сбежали от него. Алексей мог бы отгородиться от ужаса войны, как Василиса в своей квартирке, или сбежать, как Тальберг. Гринев мог стать таким как Швабрин – предателем и трусом. Но их обоих не смогло сломать время, и такие герои как Тальберг, Василиса, Швабрин только ярче раскрывают душевное благородство Гринева и семьи Турбиных.
Конечно, Маша Миронова – женский идеал, воплощение любви и кротости, который нашел отражение в образе Елены Турбиной. Она и ее братья, как и Маша, остались сиротами в разбушевавшейся «метели» революции и Гражданской войны. Но Елена смогла выполнить свое главное женское предназначение – любить. И она спасла своей любовью Алексея, как некогда Маша спасла Гринева.
А чем любовь Юлии и Турбина не повторяет историю Гринева и Маши? Она рождается и существует вне времени. Булгаков и Пушкин уверены в том, что есть ценности, которые война не в силах пошатнуть. Главное, чтобы люди о них помнили.
Не зря «Капитанская дочка» стоит на книжной полке в доме Турбиных. Она стала нравственным ориентиром для семьи. Сохранив любовь к близким людям, они тем самым отгородили свои сердца от исторической смуты. Правда во все времена одна, самое сложное – вовремя это осознать.
Самый главный общий образ для двух произведений - образ бурана, пурги, который и раскрывается в эпиграфе к роману. Настоящая метель перерастает в символический образ стихийного народного восстания. Он напрямую связан с пониманием истории Пушкиным и Булгаковым. Автор «Белой гвардии» берет «Капитанскую дочку» как ориентир, образец в изображении истории и роли личности в ней. Для писателей война – это смута, хаос, стихия, которая разрушает всё, что дорого. Семью, привычный жизненный уклад, отношения между людьми. Но есть те, кто смог удержаться на ногах в «буране» переломной эпохи. Эпиграф из «Капитанской дочки» – символ нравственной устойчивости булгаковских героев. Они сохранили самое главное – честь и любовь, и это спасло их.
Сочные помидорки
В поисках капитана Гранта
Заяц, косач, медведь и весна
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Какая бывает зима