Эта работа подготовлена в формате доклада для конференции проектных работ "Славянский мир". Цель работы - связать произведения А.С Пушкина темой усадьбы,т.к. наша школа находится в бывшем имении С.Д. Шереметева, и потому дворянская усадьба с ее укладом и традициями является важной для всей жизни нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
izmenennyy_doklad_chernyaevoy_dlya_slavyanskoy_konferentsii.docx | 49.64 КБ |
Седьмая открытая региональная конференция проектно-исследовательских работ учащихся «Славянский мир». |
«Роль усадьбы в духовно-нравственном развитии и формировании личности русской дворянки на примере произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Повести Белкина» |
Работа выполнена ученицей 10 класса Черняевой Верой |
Руководитель работы Талина Е.Е., учитель литературы |
АНО «Православная общеобразовательная школа – пансион «Плёсково» 2016г. |
Цель: выявить влияние культурологического пространства на образную систему русской литературы на примере образов героинь А.С. Пушкина - «уездных барышень».
Задача: определить значение пространства русской усадьбы в русской литературе: проследить формирование женских художественных образов и черт характеров, сформированных пространством русской усадьбы.
Вступление:
Пространственная «партитура» литературной усадьбы: русская усадьба как гармоничное соединение естественности и книжности.
Русская литература и усадебная жизнь.. Как они пересекаются они друг с другом? Что же из них больше влияло друг на друга?
Кажется, что без тихой, размеренной жизни помещиков не было бы великих произведений искусства. Но и литература не остается в долгу: порой сохранившиеся произведения, книги, воспевавшие русское дворянство – один из немногочисленных памятников, оставшихся после волны опустошений 1917 года.
«…классическая русская литература просто невозможна без русской усадьбы. Перерубить столь глубокие корни попросту невозможно» (Владимир Новиков)
Без усадебной России нас ждала бы судьба «нищих»: не узнали мы бы «Войну и мир», «Антоновские яблоки». Мы, безродные разночинцы, оказались наследниками романтической дворянской культуры, которую нам необходимо оберегать в нашей памяти.
Усадебная жизнь… Два слова, навеивающие воспоминания о золотых, романтических снах, полных непонятного очарования, едва уловимых ароматов Любви, Дома и семьи. Белоснежное платье матери из сна Раневской, героини «Вишневого сада» - не это ли тоска по уходящему времени благородства?
Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
…Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Строчки И.С. Тургенева из «Стихотворений в прозе»
воссоздает ту атмосферу усадебной жизни, которая так дорога русскому сердцу.
Охота, полная азарта и торжества, задорное ржание породистых коней, ждущих своего седока, танцы, сотканные из невесомых движений дам и кавалеров, нежные, пастельные тона домашних портретов, причудливые цветочные узоры на холсте, вышитые лентами – все это, переплетаясь, рождает одну картину – картину русской усадебной жизни.
Всмотримся в этот мир: почему он сейчас не просто умиляет, а волнует, настойчиво манит? Разве не удивительно, что в технологическом, сверхскоростном 21-ом веке общество старается воссоздать реалии усадебной жизни: архитектурный стиль, балы, охоты, салоны и ландшафт.. Почему-то именно начало 19-го века, пушкинская эпоха возрождается чаще всего.
Объясняя этот интерес, думаю, что русская усадьба являет нам особый мир, в котором любому человеку очень комфортно во всех смыслах. Здесь гармонично соединились три составляющие: европейская культура, которая видна во внешнем облике усадьбы: архитектура строений с античными колоннами, убранство дома, одежда дворян, манеры, этикет, без нее не было бы аристократичной утонченности, благородного рыцарства. И эта внешняя культура опирается на многовековую внутреннюю культуру, так называемый русский уклад, который строго подчиняется православным патриархальным устоям и традициям. Нельзя представить усадьбу без храма, а жизнь дворянина без церкви, служб, молитв и народных традиций: Масленицы, святочных колядок и т.д. Православный календарь жила, быт крестьян – подопечных помещиков, церковь и вечерние слезные молитвы у икон, озаренных мягким светом лампадки, – все это - жизнь русского помещика.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
И наконец, главная особенность усадебного мира - природа, которая является не столько фоном этой жизни, сколько достаточно влиятельной силой, создающей атмосферу усадьбы. Представьте: с роскошным, но тесным усадебным домом переплетается деревня, ее просторные пейзажи, зовущие к свободе, прохладный, тенистый сад и роскошный парк. « Цветы, любовь, деревня, праздность./Поля! Я предан всей душой», - так и хочется воскликнуть вслед А.С. Пушкину любому, кто «хоть день прожить сумеет» в одной из многочисленных усадеб, разбросанных по просторам нашей родины. Единение с природой, спокойствие, нега и отдохновение для души – вот что ожидает человека в русской усадьбе.
Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущённый сад,
Приют задумчивых Дриад.
Такое мироустройство порождало свои истории и своих героев. Эти истории рождались у тех писателей, которые немалое время провели в своих усадьбах. Пушкин, Толстой и Тургенев, Гончаров, Чехов и Островский.., Именно там родились «Отцы и дети», приобретало свои очертания «Дворянское гнездо», все яснее становился образ «Обломова», «Войны и мира», «Вишневого сада» и многих других произведений русской литературы.
Изучение этого мира выявляет круг устойчивых проблем, порожденных пространством русской усадьбы. Например: тема потери и обретения Отчего Дома, тема народа и дворянства, тема подлинных и ложных ценностей, конечно, тема любви и др. Именно усадебная жизнь показала, как можно преодолеть разрыв между европейской, светской культурой и русским национальным укладом, что, думаю, является наиболее актуальной проблемой культуры для нашего времени.
Но мы будем рассматривать только женские образы пушкинских «уездных» барышень, взращенных в тенистых садах уединенных поместий…
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.
Какие же характеры формируются в такой сфере? Какие нравственные ценности стали основополагающими для них?
Основная часть: Духовно-нравственное развитие героинь А.С. Пушкина под влиянием хронотопа русской усадьбы.
1. Две сестры как проекции развития личности женщины в пространстве усадьбы:Татьяна («русская душою», «милый идеал») и Ольга («Я прежде сам его любил»).
Обычно в романе Пушкина читателя интересует взаимоотношения главных героев. И редко кто задумывается об отношениях двух сестер.. Но почему в одной семье выросли два совершенно разных характера? И являются ли они персонажами-антиподами?
Первой на станицах романа явится младшая сестра – Ольга. Внешность Ольги - типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...
Внутренний мир ее так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Уже с детства младшая из сестер Лариных соответствовала представлениям родителей о благонравном, послушном ребенке:
Всегда скромна, всегда послушна,
….Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный.
Ольга - наследница практического опыта, продолжательница традиций. Она – девушка деятельная и одновременно легкая, радостная, Ольга живет одним днем ( вспомним ее поведение и отношение к Ленскому на следующий день после дуэли). Детство она проводила, играя на поляне с другими детьми, смеясь и не особенно задумываясь ни над чем…
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
В романе Ольга, вероятно, повторит судьбу своей матери. Прасковья Ларина была выдана замуж и увезена мужем в деревню, где поначалу «рвалась и плакала», а затем привыкла к скуке деревенской жизни и «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять». Из светской кокетки она превратилась в хозяйку поместья:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь...
Прасковья Ларина стала заботливой матерью, хранительницей домашнего очага. За повседневными делами проходила спокойно её жизнь.
… между тем
Прикажут Ольге чай готовить,
Так, наверное, и Ольга будет домовитой, рачительной и замечательной хозяйкой.[1]
Что же воспитывало Татьяну и кто? Ее детство было наполнено книгами, (кстати, матушка Татьяны Ричардсона не читала), глубокой задумчивостью, размышлениями, но никак не игрой.
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.
Татьяне, видно, всегда была близка природа. Эта черта героини свидетельствует не только о ее поэтичности и естественности. Она вскрывает более глубокую особенность героини: ее причастность к Родине и русской природе, как неотъемлемой ее части. Картины природы для Татьяны – часть того родного края, с которым она связана от самого рождения. Девушка не чувствует себя одиноко в этой среде.
…Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Ее юношеское чтение французских романов, слушание старинных сказок няни по вечерам – неосознанный поиск прекрасного, Божественного в земной жизни.
Если Ольга близка матери, то но не можем ли мы предположить, что Татьяна унаследовала характер отца? Очаковская медаль, которую получил Дмитрий Ларин, навевает воспоминания о геройской осаде величайшим полководцем Суворовым крепости Очакова, преисполненной личного мужества, отваги каждого солдата.. Нет ли тут переклички с честью, достоинством, храбростью у отца и дочери?
Еще можно заметить, что, возможно, книги, воспитывавшие Татьяну, появились в родительском доме благодаря Дмитрию Ларину. Завести у себя в усадьбе библиотеку – дело непростое и дорогое, а матушка, как мы отметили выше, чтением не увлекалась. Вероятно, что именно отец приобретал духовную пищу по просьбам дочери или самому себе…
Но героини наши – не антиподы, хоть об этом, кажется, и говорит их различие и во внешности, и во вкусах, и в образе и самой цели жизни.. Характеры различны, но не противопоставлены друг другу. Ведь не конфликтуют наши героини между собою! Напротив, несмотря на разные предпочтения, вкусы и взгляды в мир сестры любили друг друга и жили душа в душу. Вспомним прощание Ольги с семьей, когда она выходит замуж и уезжает с уланом в его полк.
(Татьяна) Лишь смертной бледностью покрылось
Ее печальное лицо.
Увы! подруга стольких лет,
Ее голубка молодая,
Ее наперсница родная,
Судьбою вдаль занесена,
Татьяне была дорога сестра, но сама Ольга этого до конца не осознавала, мало что зная про нее. Книги младшей сестре не были так интересны, как старшей, а задумчивость Ольге не была свойственна.
Что же можно сказать про их будущую жизнь?
Очевидно, что Ольгу ждет та же судьба, что и ее матери: обычная семейная жизнь, хозяйство, дети. Выходит за улана своего она «с улыбкой легкой на устах»
Татьяна станет первой дамой Петербурга, женой генерала, изувеченного в сражениях, и потому их «ласкает двор». Кажется, Татьяна поднялась на самую вершину жизни, но грусть ее не покидает, она тоскует по Дому.
Кто же счастливее из двух сестер?
Образ Ольги представляется слишком совершенным, немного шаблонным и немного пустым.
«Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосводе»
У Татьяны преобладает внутренний мир над внешностью.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
«Преданья простонародной старины» наряду с французскими романами, свое и чужое, определяют облик этой девушки. Столь противоречивые вещи: народные сказки, гадания и герои любовных романов помещаются в ее сердце.
Но что победит? Православие, русские традиции или европейская, светская жизнь Петербурга?
Татьяна изначально ориентирована автором на традицию предков, она «русская душою», что еще раз подчеркивается ее именем. Несмотря на свое романтическое настроение, она сохраняет лицо в конце романа, не теряет своей внутренней Красоты. В ней нет жеманства, притворства, она чиста, проста и прекрасна.[2]
А когда мы попадаем в Петербург, полный мишуры, красок, «блеска и ветоши маскарада», облик Татьяны вырисовывается все яснее и понятнее. Она не принадлежит роскоши и манерности Города, ее душа находится в рощах диких садов, в тени ветвей деревьев.
……Сейчас отдать я рада
..Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
Куда поэт ведет свою героиню? К себе домой, «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».. Образ Божьего мира, в котором жизнь нераздельна с Господом, Истиной.
И тут вспоминается запись, сделанная автором романа к стихотворению «Пора, мой друг, пора» , почти дословно воспроизводит образ Дома:
«Блажен, кто находит подругу, тогда удались он at home. О, скоро ли я перенесу мои пенаты в деревню? Поля, сад, крестьяне, книга, труды поэтические, семья, любовь ect. Религия, смерть».
Разве это не рай на земле? Дом русского человека – усадьба, деревня, близкая к природе и к Богу. Найдено то истинное, прекрасное, Божественное, что искали Татьяна и Автор. Они познали Дом русского человека.
И в таком жизненном пути тоже очень важный смысл жизни. Две сестры, подобно евангельским Марфе и Марии, дополняют друг друга, создают полноту женского бытия, осуществление которого невозможно без пространства русской усадьбы. Одна – домовитая хозяйка, пекущаяся о достатке материальном, другая преумножает духовные знания.
2. Повесть «Метель». Образ Марии Гавриловны – вариант развития образа Татьяны Лариной.
«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена. ..
А теперь представим, что Татьяна, которой:
… рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Влюбившись в Онегина, предлагает ему свое сердце. И он соглашается! Можно ли себе представить, чтобы Евгений, подобно Владимиру, начинает активную переписку с девушкой, загорается ответной страстью и, обдумав пути решения, приготовляется к побегу? Татьяна, конечно, не могла выбрать себе такого героя, как ни замутнен был ее разум романтическими образами. Она не поддалась бы мимолетней влюбленности, которая воспевалась в французских книгах, не повторила бы путь многочисленных героинь романов, идущих за своими придуманными, нарисованными образами. Слишком глубока и многолика ее душа, много времени раздумывала она, любуясь восходами.
Но после трагедии, случившейся с любимым, оказавшись обвенчанной с неизвестным, Марья Гавриловна покорно и терпеливо несет свой жребий, не обвиняя никого. Потеряв надежду на семейное счастье, героиня все же остается такой же приветливой, доброй к окружающим, красивой и спокойной. Помните Татьяну на светском рауте: «сидит покойна и вольна»? Такой увидит Марию Гавриловну Бурмин, но не на приеме, а в тени дерев, о которых так мечтала Татьяна. Героиня «Метели» прекрасно понимает, несмотря на то, что никто не знает о ее «брачной метели» и нет ни одного свидетеля этого странного венчания, но обет, данный ей перед Богом – свят, и потому она не может теперь связать себя узами брака с кем-то другим. Из этого можно сделать вывод, что она обладала твердым характером и сильным духом, благодаря которым ей удавалось держать себя в руках, не заглядываться на других мужчин. Столь редкие качества: благородство и верность – мы можем заметить, вспомнив Татьяну, которая вышла замуж за генерала.
«Но я другому отдана
И буду век ему верна».[3]
Но слава Автору!, эта верность была вознаграждена.
3. Повесть «Барышня –крестьянка» - вариант развития образа Ольги Лариной
Вся повесть «Барышня-крестьянка» – это сплошная игра, игра беззаботная и беспечная. Такова и героиня повести - Лиза Муромская, которая, хотя как настоящая уездная барышня, черпает знания о светской жизни (да и о жизни вообще) из книг, но чувства ее свежи, переживания — остры, а характер — ясный и очень живой. Думаем, таков же характер и Ольги, которая, как и Лиза, наверняка замечательно играет в горелки с крестьянскими детьми.
За подражательными масками героев этой повести скрыты вполне здоровые, жизнерадостные персонажи. Сентиментально-романтический грим густо наложен не только на характеры, но и на сам сюжет. Таинственности Алексея соответствуют проделки Лизы, которая переодевается сначала в крестьянское платье, чтобы узнать поближе молодого барина, а затем во английскую аристократку, дабы не быть узнанной Алексеем. Пушкин смеется над сентиментально-романтическими уловками персонажей и, смывая грим, являет их действительные лица, сияющие молодостью, здоровьем, наполненные светом радостного приятия жизни.
Под маской крестьянки Лиза приглянулась Алексею и сама почувствовала сердечное влечение к молодому барину. Но смогла ли бы Ольга переодеться в крестьянку, принять на себя чужой облик, если-то у нее и своего лица, внутреннего мира нет? Кукла с золотыми локонами не способна превратиться в русскую девушку: для этого нужен и актерский талант, и образование, и внутренние переживания…
У Лизы же отношение к жизни не такое поверхностное, в ее сердце есть место глубокому, искреннему чувству. Она способна любить по-настоящему, что нам в ней и нравится.
Но можно предположить, что, если бы Ольге Лариной родители дали образование, а старшая сестра привила любовь к чтению, то она могла бы и стать Лизой Муромской, нравом они очень схожи.
Заключение:
Итак, А.С.Пушкин, изображая женщин своего времени, стремился не только выявить в них лучшие черты, свойственные русскому народу, но и показать типичных представительниц провинциального дворянства. Безусловно, все женские образы, созданные Пушкиным, совершенно разные, но большинство из них объединяет близость к естественной жизни, народным идеалам. Многие из его героинь обретают счастье в браке, пройдя перед этим определенный путь духовно-нравственных исканий, как Мария Гавриловна, Маша Миронова, Лизанька и др.
Конечно, не одно пушкинское творчество отличается большим количеством женских образов. Еще Фонвизин показал нам два варианта женских образов: госпожа Простакова, деспотичная и грубая особа и нежная и смиренная Софья. А после Пушкина тургеневские барышни легко и нежно будут перебирать тонкими пальцами клавиши рояля. Но героинь А.С. Пушкина мы любим за такие добродетели, украшающие их, как верность, кротость, способность искренне любить, быть идеальной матерью семейства. Эта и есть подлинная духовность, взращенная в чудесном мире русской усадьбы, где эти добродетели ценятся и передаются детям от родителей и не растрачиваются на пустое. Неслучайно, Чехов так горевал, наблюдая умирание «дворянских гнезд»…. Думаю, что творчество Пушкина помогает мне и моим ровесницам осознать, как надо и как не надо жить русской девушке, и понять, что есть истинные ценности для русского человека.
Список использованной литературы:
[1] «Ольга -- существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время.» В.Г. Белинский Статья девятая "Евгений Онегин"
[2] «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.» .» В.Г. Белинский Статья девятая "Евгений Онегин"
[3] «Татьяна –существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство.» В.Г. Белинский Статья девятая "Евгений Онегин"
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Снежный всадник
Рисуют дети водопад
Сочини стихи, Машина
Заповеди детства и юности