Читайте басни Эзопа, для того чтобы прикоснуться к сокровищнице человеческого опыта и мудрости. Они кратко и очень доходчиво учат нас уму-разуму
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_bratchikov_s.doc | 63 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №4
Проект на тему:
«Басни Эзопа – источник мудрости».
Выполнил: Братчиков Вячеслав
обучающийся 5А класса
Руководитель: Бычихина
Ольга Борисовна
учитель истории
Апрелевка
2017 год
Оглавление
Введение
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Кратко, доходчиво учат нас уму-разуму басни. С детства мы читаем и учим наизусть басни Крылова. Думаю, что весь образованный мир знает, что сюжеты большей части басен позаимствован у древнегреческого баснописца Эзопа. Для меня это стало открытием, когда мы начали изучать историю Древнего мира. Точное число басен Эзопа не знает никто, цифры колеблются от 400 до 650. К сожалению, никаких его рукописей и оригиналов произведений до наших дней не дошло.
Я решил прочитать басни Эзопа, для того чтобы прикоснуться к сокровищнице человеческого опыта и мудрости.
Актуальность проекта состоит в том, что в жизни нам не хватает собственного опыта, знаний, то есть того, что делает нас умнее, терпимее и рассудительней. А басни Эзопа учат без назиданий и унижений, не читают нам мораль, не ругают, не кричат на нас, как это делают взрослые. Эзоп же терпеливо и по-отечески помогает нам избежать ошибок и найти выход из трудной жизненной ситуации, разглядеть в себе плохие качества, даёт возможность измениться в лучшую сторону.
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня по истории и литературе, расширения кругозора, а также поможет бороться с негативными проявлениями характера.
Цель: Составить памятку жизненных советов от Эзопа.
Задачи:
- прочитать басни Эзопа
- проиллюстрировать понравившиеся мне басни
- создание презентации «Басни Эзопа – источник мудрости»
- рассказать одноклассникам о знаниях, которые я приобрёл, читая басни Эзопа
- выбрать так форму выступления, чтобы моим одноклассникам было интересно.
Объект исследования: Басни Эзопа.
Эзо́п— легендарный древнегреческий поэт-баснописец.
Предположительно жил около 600 г. до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.). Эзоп — родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века до Рождества Христова, был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени.
Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза. Согласно легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в его котомку и затем забили тревогу. После этого было приказано обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности баснописца; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.
2. Эзопов язык.
Эзопов язык – особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращалась художественная литература, критика и публицистика, лишенные свободы выражения в условиях цензуры.
Аллегория – иносказание. Когда какое-то отвлечённое понятие выражено через конкретный объект. Например, жадность, злоба часто воплощается в облике волка, а тупость — в образе осла, хитрость – в образе лисы, трусость – в образе заяц).
Ирония – отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.
Фабула – место в басне, где рассказывается о том, что случается с разными героями и описываются какие – то события
Мораль – мысль басни, выраженная в нескольких строчках, подтверждаемая опытом жизни, поучение.
Порок - нравственный, духовный недостаток. Всё, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; наклонность к худу, к дурной жизни. Например, злоба, себялюбие, жадность, трусость — человеческие пороки.
Сюжет — последовательность событий. В басне сюжет очень прост и ясен.
Круг персонажей басен Эзопа является довольно широким: свыше 80 разновидностей растений и животных, около 30 человеческих профессий, десятки богов и мифологических фигур. При этом можно определить группу наиболее распространенных персонажей, среди которых: лисица, лев, змея, волк, пес, осел, крестьянин и т.п. Образ персонажа может изменяться согласно новой сюжетной ситуации. Таким образом, персонажи басен Эзопа являются условными фигурами, автора они интересуют не сами по себе, а как носители определенных функций.
С помощью своей мудрости Эзоп создавал истории, позволяющие людям посмотреть на себя и своей поведение со стороны, ведь только так можно увидеть свои недостатки.
Рассмотрим ряд популярнейших басен Эзопа.
В нашем проекте мы рассмотрим несколько басен Эзопа, которые являются самыми популярными и узнаваемыми в мире. Ведь Сюжеты басен Эзопа заимствовали и переделывали на свой лад многие писатели.
Басня «Ворон и лисица»
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
"Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".
Басня уместна против человека неразумного.
В данной басни мы наблюдаем двух персонажей ворона и лисицу. Мы привыкли считать ворона мудрой птицей, но данная басня нам показывает, что хитростью можно обмануть даже умных выставив их действие неразумными. Эта басня высмеивает лесть и хвалу, которую так любят люди.
Басня «Муравей и жук»
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму.
Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.
Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима, и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корму.
Сказал муравей: "Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму"
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
Главные герои басни муравей и жук. Здесь мы видим, что не всегда думаем о завтрашнем дне. Басня высмеивает лень и воспевает трудолюбивых людей.
Басня «Волк и ягненок»
Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать.
Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению.
Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: "Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!" Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: "Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!"
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.
Герои басни волк и ягненок. Если человек задумал что-то плохое, он хочет найти оправления своим действиям, но злое дело не может быть оправдано.
Басня №4 «Олень и лев»
Олень, томимый жаждой, подошел к источнику. Пока он пил, заметил он свое отражение в воде и стал любоваться своими рогами, такими большими и такими ветвистыми, а ногами остался недоволен, худыми и слабыми. Пока он об этом раздумывал, появился лев и погнался за ним. Олень бросился бежать и далеко его опередил: ведь сила оленей - в их ногах, а львов сердцах. Пока места были открытые, олень бежал вперед и оставался цел, но когда добежал до рощи, то запутались его рога в ветвях, не мог он дальше бежать, и лев его схватил. И, чувствуя, что смерть пришла, сказал олень сам себе: "Несчастный я! в чем боялся я измены, то меня спасло, а на что я больше всего надеялся, то меня погубило".
Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись, - губят.
Главные герои олень и лев. В самых сложных и безвыходных ситуациях нам помогают те на кого мы обычно не рассчитываем. Наверное такие ситуации нам даются специально, чтобы понять кому можно доверять.
Басня «Лев и мышь»
Главные персонажи лев и мышь, такие разные и противоречивые, но в сложный момент маленький помог большому. Из басни мы вынесли, что доброе сделанное ранее принесет пользу в дальнейшим.
Басня «Путник и медведь»
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: "Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!"
Главные герои человек и медведь. Басня показала истинную цену дружбы. Настоящий друг в беде не бросит.
Басня «Воры и петух»
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали:
"Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать".
Главные персонажи петух и человек. Если говорить о петухе, то можно сказать, что для одного хорошо, то для другого плохо, а если рассматривать воров, то мы видим, если человек что-то для себя решил, то никакие аргументы не помогут.
В баснях Эзопа люди носят маски животных, птиц, растений. Будучи рабом, Эзоп не мог прямо осуждать, например, владыку, но мог намекнуть на него, создав образ льва.
Басни Эзопа условно можно объединить в группы в зависимости от морали:
- мимолетность и быстротечность всего в мире;
- настоящая сущность вещей,
- умение видеть важное; человеческие слабости, пороки;
- умение ценить то, что имеешь.
Несмотря на глубокую древность басен, произведения древнегреческого баснописца остаются актуальными, потому что в них заключена народная мудрость, говорится о достоинствах и пороках, которые свойственны людям всех времен. Такие чувства, как любовь и ненависть, невинность и злоба, бескорыстие и жадность, простота и гордость – исконны в людях. Эзоп подмечал конфликт этих чувств и часто на этом строил сюжет своих басен. Например, один герой - честный и невинный - вступает в конфликт с бесчестным и злым героем. В басне «Волк и Ягненок» этот конфликт разрешается в пользу Волка. Автор показывает, что честные доводы бессильны перед злым умыслом, поэтому нужно проявлять осторожность в общении с людьми.
Читать эзоповские басни очень легко, даже детям. Они написаны в прозе, очень короткие, а мораль понятна. Баснописец хотел, чтобы мудрость его произведений была доступной каждому, ведь главной целью было не осмеять человеческие пороки, а помочь людям их увидеть в себе через образы животных и исправить.
Мир изменяется: новые изобретения, новые веяния влияют на общество, но сущность человека остается неизменной. Поэтому басни Эзопа о недостатках людей не могут потерять свою актуальность. Забавная маленькая история способна научить своим примером, как правильно жить.
Часто убеждением можно сделать больше, чем насилием.*
Кто хвастает перед тем, кто его знает, - заслуженно поднимает себя на смех.*
Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав.*
Истинное сокровище для людей – умение трудиться.*
Осла и в львиной коже по крику узнаешь *
Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.*
Одна ласточка весны не делает.**
Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром.**
Не верь врагам — проку не выйдет.**
Тщеславие толкает человека к нелепому бахвальству и лицемерию.**
Смотри не на вид мой, а на ум. Не всегда ведь тот дурак, у кого лицо неказистое.**
Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научаться поздно, чем никогда.**
Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.**
Самообман может довести до саморазрушения.**
Учиться следует на своих и чужих ошибках.**
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.**
Велико ли, мало ли дело, его надо делать.**
Истинный друг познается в несчастье.**
Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.**
Благодарность - признак благородства души.**
*http://stuki-druki.com/Aforizmi-Aesop.php
** http://xn--b1aaakb4bocmmo5m.xn--p1ai/?page_id=967
"Морская болезнь" у космонавтов
Филимоновская игрушка
Снежная книга
Рисуем пшеничное поле гуашью
Рисуем "Осенний дождь"