Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотела написать в своей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
i_budet_zhit_rossiya_poka_zvonyat_kolokola.doc | 36 КБ |
И будет жить Россия, пока звонят колокола
Тема исследовательской работы :
«И будет жить Россия, пока звонят колокола»
Цель исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Алексеевка и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотела написать в своей работе.
Проблема: что является причиной появления, закрытия и возрождения церкви в нашем селе?
Гипотеза: я предполагаю, что на появление, закрытие и возрождение церкви повлияли исторические события нашей родины.
При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с газетными публикациями, экскурсия, беседа, наблюдение.
В своей исследовательской работе я изучила историю Церкви Преподобного Сергия Радонежского. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов нашего села мне удалось воссоздать историю Храма и рассказать о её буднях.
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –он был так же необходим для души народа,как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Нынешнее село Алексеевка образовалось из слияния двух сёл : Алексеевки и Дорофеевки. В 1917 году в клировых ведомостях церквей этого села употребляются исторические названия этих сёл, хотя уже к этому времени, видимо, эти сёла слились в одно.
История церкви.
В « Кратких сведениях о церквах Саратовской епархии», составленных в 1895 году, имеются следующие записи о Христорождественской деревянной церкви в селе Алексеевка Саратовского уезда: построенной в 1769 году на средства прихожан. К церковным зданиям относились дома священника и диакона, сторожа, церковно-приходская школа и лавки. Лавки сдавались в аренду за 100 рублей в год. Церкви принадлежало 33 десятины пахотной земли и 3 десятины усадебной земли. Здание храма несколько раз подвергалось пожарам, и в конце концов сгорело до тла.
В 19 веке церковь была перестроена, сделана из красного кирпича. Назвали её в честь Сергия Радонежского, основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, инициатора введения общежитийного устава в русских монастырях. Он активно поддерживал объединительную и национально -освободительную политику Дмитрия Донского, к которому был близок. Троицкий монастырь был самым крупным религиозным центром России. Деятельность Сергия оказала поддержку московским князьям в борьбе за объединение русских земель и в победе над монголо-татарами.
В этой церкви в начале 19 века священником был Василий Никифоров, дед бывшего ученика нашей школы Мокеева Алексея. В 1994 году Алексей нашёл в домашнем архиве интересный документ-послание главного архиепископа Сильвестра из святого города Иерусалима от 9 декабря 1912 года. Подпись и печать Сильвестра. В послании говорится о церковных сборах. Этот документ говорит о развитии христианства в селе.
Настоящая церковь, в которой разместился Свято-Сергиевский монастырь, находилась на территории Дорофеевки и именовалась Никольской. Кроме того, именно в этой церкви находился благочинный 40-го благочиннического округа. В Саратовском областном архиве имеются отчёты сего сего благочинного за 30-ые годы 19-ого столетия. Никольская церковь села Дорофеевка построена из кирпича тщанием прихожан в 1884 году взамен старой. Есть сведения, что старая церковь имела такие же престолы, как и новая. Престолов в церкви три: 1) в честь Святителя и Чудотворца Николая, 2) в честь Вознесения Господня, 3) в честь Сергия Радонежского. Быть при сей церкви положено было двум священникам, одному диакону и двум псаломщикам.
Земли при сей церкви 1,5 десятины, 33 десятины пахотной.
Имелось 5 церковных жилых домов, богодельня, сторожка и две церковно-приходских школы-одна на усадебной территории самой церкви, деревянная на каменном фундаменте, а другая на террит ории села на собственной усадебной земле ( предположительно в настоящее время в ней находится санаторно-лесная школа). Кроме церковно-приходских школ, в приходе действовали две земские школы.
Никольская церковь села Дорофеевка закрылась примерно в 1935 году. Материалы о закрытии церкви погибли во время пожара в архиве 31 августа 1974 года. Но по словам Анастасии Ивановны Съёмщиковой, происходило это так: с церкви сбросили колокол. При этом присутствовало почти всё село, люди были возмущены таким решением властей. Колокол весил около 2 тоннн. Когда его сбрасывали, он ушёл в землю на полметра.. Иконы рубили и сжигали. Правда, часть икон алексеевцы сохранили у себя. Впоследствии многие иконы вернулись в восстановленный храм.
Пустовал храм с 1935 года в течение нескольких десятилений. После закрытия храма церковная община собиралась регулярно по домам.Сначала под руководством священника Илии, последнего настоятеля этого храма, а после его ареста самостоятельно, иногда со священником Стефаном Фофановым из села Малые Озёрки. После 1963 года без священника.
В 1944 году и после войны неоднократно верующие жители села безрезультатно обращались в госструктуры с просьбой об открытии храма для богослужения. После закрытия храма в здании располагалось зернохранилище. Это обстоятельство сыграло положительную роль в сохранении здания храма от всеобщего разрушения, но пагубно повлияло на сохранении росписей внутри храма.
Алексеевская церковь была первой в районе, восстановлением которой начала активно заниматься православная община. Дело это было очень сложное, нужно было придать церкви прежний благолепный вид после долгих лет разрухи и запустения. Стараниями прихожан и добровольных помощников храм постепенно обретал новую жизнь, вновь по воскресеньям и праздникам стала собираться паства, зазвучали после многолетнего молчания храмовые колокола.
Многое было сделано за эти годы, но больше всего за несколько последних лет. Кровля храма полностью заменена на новую, над куполами засияли золотые кресты.В августе 2006 года была проведена установка крестов на куполах церкви. С помощью спецтехники и профессионалов- строителей «Трансгаза».
Стены постепенно приобрели первозданную чистоту. Все эти перемены стали возможны благодаря бескорыстным усилиям матушки Ксении, которая была направлена Саратовской епархией в Алексеевку для решения различных хозяйственных нужд. Она же организовала здесь женскую общину. 12 октября 2007 года на заседании Священного Синода, состоявшемся под председательством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение открыть при храме села Алексеевка Свято-Сергиевский женский монастырь. В работе Синода приняли участие 7 его постоянных членов и пять временных, в числе которых Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. В прошлом году монастырю исполнилось 10 лет.
Последние десять лет жители села являются свидетелями активного восстановления храма. Канули в лету те времена, когда был наложен запрет на свободу вероисповедания. Храм распахнул свои двери и стал доступен каждому. Сегодня очень важно вернуть к вере предков, воспитанных вне лона церкви, особенно это касается молодёжи. И уже есть результаты. Дети пишут стихи, поют песни о вере. Тесно сотрудничает с церковью средняя школа села: проводятся вечера и праздники, беседы, экскурсии в храм и по святым местам Алексеевки и других сёл района.
Вместе с руководителем мы разработали анкету, которая служит доказательством для ответа на вопрос: нужно ли возрождать церкви, когда научно-технический прогресс шагнул далеко вперёд с момента появления церквей.
В анкетировании приняли участие учащиеся и учителя нашей школы, родители, жители села.
В результате проведенного анкетирования на вопрос: Верите ли вы в Бога? – 100% опрашиваемых ответили, что веруют . Все из опрошенных- крещеные.
На вопрос: посещаете ли вы Храм – «да» ответили - 65 %, нет – 35%.
Считаете ли восстановление храмов правильным делом? – 100% - ответили «да».
Большинство участников( 76% ), обращаются к Богу в трудную минуту, произнося «Господи, помоги!». 24% участников, кроме «Господи, помоги!», благодарят Его словами:«Слава Тебе, Господи!».
Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожают через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, и чуткость, и многие другие человеческие качества.
Так, судя по результатам опроса, духовная жизнь села возрождается, и это необходимо.
Вывод
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Храма в нашем селе. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.
Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, появятся новые семьи, которые будут работать на земле, растить детей.
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.
Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.
При написании работы были использованы следующие источники информации:
Сочинение
У меня в портфеле
Рисуем лошадь акварелью
Проказы старухи-зимы
Соленая снежинка