Данная работа является проектом учащейся 10 класса. Составлена во внеурочное время на учебном занятии "Проектные мастерские".
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tema_bala_v_russkoy_literature_19_veka_na_primere_2-h_proizvedeniy.docx | 41.47 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
Проект по литературе
«Тема бала в русской литературе XIX века»
(на примере 2-х произведений)
Выполнила: Самойленко Анна,
ученица 10 В класса
Руководитель: Манерова П.В.,
учитель русского языка и литературы
г. Бердск
2018
Содержание
Введение 3
Цель 3
Задачи 3
История бала 4
Балы в российской империи 4
Основная часть
Анализ сцены бала в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 5
Анализ сцены бала в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» 8
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
В литературных произведениях XIX века сцена бала играет чрезвычайно важную роль. Писателей и поэтов интересовала жизнь дворянства, их целью было подробное изображение высшего сословия.
Но трудно рассказать о дворянстве в целом, останавливаясь лишь на его отдельных представителях, какими бы знаменитыми и прославленными они не были. Для того чтобы сделать свой рассказ о светском обществе максимально полным и достоверным, автору во что бы то ни стало нужно собрать всех интересующих его персонажей в одном месте. Для этой цели идеально подходит сцена бала.
Всё высшее общество в сцене бала оказывается перед глазами читателя. И автор уже не выделяет из общей массы конкретные характеры, за исключением главных героев, но демонстрирует нам, читателям, различные типажи.
В курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается не так широко. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки. Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведениях русской классической литературы. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отрзился в произведениях известных русских классиков?
Цель:
Определить значение бала в судьбе героев на примере произведений русской литературы XIX века.
Задачи:
История
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 году в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Однако неизвестно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
Балы в российской империи
Бал как культурное явление является исключительной принадлежностью европейской традиции, а потому был привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы.
Императрица Елизавета Петровна, будучи хороша собою, особенно любила танцевать, а потому танцевал и весь её двор. Исключение составляет разве что самые последние годы её правления, когда стареющая государыня по болезни прекратила посещать придворные развлечения. В результате балы стали проводиться реже, а то и вовсе отменялись.
Немалое внимание уделялось балам с танцами и в эпоху правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Говорят, императрица любила повторять: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещало балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании.
Важной особенностью придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официального приема, чествования, встречи гостей, послов. Подобная роль официальных балов просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты. Балы в честь определённых лиц или событий могли даваться и в порядке частной инициативы. Так, в 1812 году в Вильно местное дворянство за небольшой промежуток времени дало два бала: в честь российского императора Александра І, а после занятия города французами — в честь императора Наполеона.
Во времена Николая I в Петербурге, в отличие от Парижа, публичные балы не были дозволены — разрешались лишь балы, даваемые у себя частными лицами.
Основная часть
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Бал в комедии «Горе от ума» играет множество ролей. Он – кульминация произведения, его декорация, «термометр» его атмосферы и зеркальное отражение образа жизни светского общества начала XIX века (если точнее – жизни москвичей после событий войны 1812 года). Недаром сцену бала многие критики называют типичной картиной московских нравов того времени, «галереей типов» фамусовской Москвы.
Сцене бала посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). Здесь все сюжетные линии комедии достигают своего апогея, а некоторые из них – и развязки. Это вершина, к которой действие двигалось с самого начала. После бала начинается спад напряжённости сюжета.
Кроме того, атмосфера бала является подходящим фоном для основного действия пьесы. Комедия была рассчитана на человека того времени, для которого бал – обычное дело. А вот для современного человека бал предстаёт картиной нравов того времени.
А.С. Грибоедов максимально точно изобразил в сцене бала нравы москвичей начала XIX века. Недаром критик И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» сказал, что «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы…». Весь блистательный, сверкающий век отражается, как в миниатюрных зеркалах, в Репетиловых, Тугоуховских, Хлёстовых, Загорецких, Молчалиных и даже в слугах, не имеющих реплик.
Начинается сцена бала с приезда гостей в дом сиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Все гости – представители его, фамусовского мира. Они полностью разделяют его жизненную философию: когда надо «прислужиться» – умеют сгибаться «вперегиб». Этому они обучены буквально с пелёнок, поэтому умение угождать ни у кого из присутствующих здесь не вызывает отвращения. Разве что у Чацкого, но он – случайный гость не только в этом доме, но и в этом мире.
Кто же приехал в дом Павла Афанасьевича?
Во-первых, это чета Горичей. Муж Натальи Дмитриевны, недавно еще бодрый и живой человек, однополчанин Чацкого, буквально на несколько лет жизни во второй столице превратился в опустившегося, равнодушного ко всему барина, «спокойного и ленивого». Он покорно исполняет капризы своей своевольной жены, но совсем не возражает против такого образа жизни. Им навсегда «забыты шум лагерный, товарищи и братья» по оружию. По меткому замечанию Чацкого, Платон Михайлович Горич превратился из боевого офицера в паркетного шаркуна, в «мужа-мальчика, мужа-слугу», стал почти «идеалом московских мужей». Автор постоянно подчёркивает эту характерную особенность светского общества – мужчины находятся в странной зависимости от женщин, не стремятся быть главными и довольствуются жалкой ролью. Но Чацкий, в отличие от А.С. Грибоедова, хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчён этой чудовищной переменой, произошедшей с его старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием.
Наталья Дмитриевна – яркий пример воплощения женской власти. Своими заботами о здоровье «нездорового» мужа она убила в Платоне Михайловиче ту живость, которая была присуща ему в молодости, сделав из него безвольного человека.
Во-вторых, приехали шесть княжон Тугоуховских, «выведенных на показ» престарелыми родителями, которым никак не удаётся устроить судьбу своих дочек. Княгиня Тугоуховская уже было отправила мужа к Чацкому посватать дочерей, но, узнав, что молодой человек небогат и нигде не служит, стала звать князя обратно.
В-третьих, графини Хрюмины – бабушка и внучка. Образ бабушки – это итог жизни светской дамы: «когда-нибудь я с пала (т.е. с бала) та в могилу».
В-четвёртых, это графиня Хлёстова, родственница Павла Афанасьевича, с моськой и арапкой-девкой. Хлёстова – своеобразный «Фамусов в юбке», уверенно держится в этом обществе, смело высказывает свои суждения, зная, что ей никто не смеет возражать. Она всеми силами старается защищать «прошедшего житья подлейшие черты», выступая против образования и всего нового, что может изменить установившийся порядок.
В-пятых, это Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут». Все знают об этом, но, тем не менее, его всюду принимают, так как он «мастер услужить». Антон Антонович учтиво предлагает Софье билет на спектакль, поддакивает всем, во всём соглашается с окружающими, особенно с теми, кто повлиятельнее. Без этого персонажа галерея типов фамусовской Москвы, представленная на балу у Павла Афанасьевича, была бы неполной.
В-шестых, это Репетилов, человек с «говорящей» фамилией. Вот, казалось бы, с кем Чацкому можно было бы найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако Чацкий достаточно умён, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
Все персонажи вводятся в повествование с одной целью: показать, как в условиях крепостнического общества будут изгнаны и оклеветаны все инакомыслящие люди, типа Чацкого, как будет задушена всякая независимая мысль, как будет предана проклятию всякая живая страсть, как будет безжалостно растоптано всякое искреннее чувство.
Чацкий умудряется вызвать неприязнь и раздражение у всех гостей, присутствующих на балу, своими едкими замечаниями и резкими высказываниями в адрес представителей фамусовского общества.
Согласие, единство, сплочённость – важная характеристика московского общества. Это единство проявляется, прежде всего, в распространении сплетни о сумасшествии главного героя, а ещё в том, как быстро эта сплетня разнеслась благодаря господам П. и N., не имеющим даже полного имени. Слух о сумасшествии Чацкого явился для фамусовского мира единственным оружием против смелых речей этого героя. Московский «свет» таким образом выразил свое отношение к поведению Чацкого, расценив его как безумие.
Каким же мы увидели бал в комедии А.С. Грибоедова? Рутина столичного «света» явилась здесь во всей красе. Все гости, собранные А.С. Грибоедовым на балу, составляют собой образ пустого светского общества, они есть те самые «мёртвые души», которых мы встретим потом у Н.В. Гоголя. Увязшие в пустых, язвительных светских беседах, бесконечных визитах к нужным людям, они растеряли свои оригинальные мысли и настоящие чувства. В их обществе, обществе жестоких крепостников и подлых льстецов, не терпят инакомыслия. Они могут только распространять сплетни. Жестокие, кстати, сплетни. Они делают всё возможное, чтобы вытеснить Чацкого, выбросить его за пределы своего круга: в то время, когда он произносит монолог в конце третьего действия, все торопливо покидают этого «опасного чудака» и «в вальсе кружатся с величайшим усердием».
Главная идея «Горе от ума» раскрывается на балу, и в этом его значение. Смысл комедии очень хорошо сформулирован критиком Владимиром Орловым: «В условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом, в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи».
Итак, сцена бала играет важную роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» по многим причинам:
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных друг другу частей: бал у предводителя и расправа с солдатом.
Прототипом главного героя рассказа Ивана Васильевича был брат Л.Н. Толстого – Сергей Николаевич. На момент описываемых событий он был «студентом в провинциальном университете», мечтал поступить на военную службу, жил, «как свойственно молодости»: учился и веселился. Был «весёлым, бойким малым»: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Итак, главный герой был молод, влюблён и счастлив. Предмет его обожания – девушка Варенька – была прелестна: «…высокая, стройная, грациозная и величественная». Держалась она всегда необыкновенно прямо, «как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка».
Но на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич был просто ошеломлён красотой Вари и влюбился в неё ещё сильнее. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами стояло «сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы.
Особенно сильное впечатление произвёл на него танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и, наконец, гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, взял руку дочери и встал, выжидая такт.
Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и её папеньки намеренно подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич ещё сильнее поверил, что Варя и есть его счастье. Полный таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места. Его влюблённая душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он желает быть как можно ближе к Вареньке. Молодой человек идёт туда, где она живёт.
Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали сквозь строй солдат, вооружённых палками. При каждом ударе наказываемый поворачивал «сморщенное от страданий лицо» в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но его голос никто не слышал. А командовал экзекуцией отец Вареньки.
Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Герой признаётся, что «любовь с этого дня пошла на убыль», потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади». Более того, Иван Васильевич отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
Весь рассказ Л.Н. Толстого построен на противопоставлении. Так, светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют картину, нарисованную во второй части произведения. В первой части рассказа мы видим чудесный бал, прекрасную залу, где всё блестит и переливается. После бала краски резко меняются. Всё вокруг становится тёмным, непонятным, пугающим: весенний мокрый туман, солдаты в чёрных мундирах, спина татарина, представлявшая собой «что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное».
Противопоставление этих двух картин – до бала и после бала – выражено во многих деталях. Например: «бал прекрасный» – «что неестественное», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо».
Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот - вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища».
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. Во время бала молодой человек видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: «полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.
Таким образом, сцена бала в рассказе Л.Н. Толстого выполнила несколько важнейших задач:
Заключение
Основную часть работы я посвятила разбору функций балов, для чего проанализировала роль сцен бала в двух классических произведениях русской литературы: в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» сцена бала не только приближает развязку произведения, но выступает тем местом, где происходит кульминация общественного (противостояние Чацкого и фамусовского общества) и любовного (Чацкий – Софья) конфликтов. Автору удалось в сцене бала показать общество и его нравы. Перед читателями открывается галерея самых разных типов московского барства первой четверти XIX века. Все гости Фамусова, какими бы индивидуальными чертами характера они не обладали, вводятся А.С. Грибоедовым в повествование с одной целью: показать их единство в гонении свободолюбивого человека, мыслящего не так, как принято в этом лицемерном обществе, представители которого отрицают искренность чувств.
В рассказе Л.Н. Толстого сцена бала также выполнила ряд важнейших задач:
Во-первых, мы смогли познакомиться с многочисленными деталями бального этикета.
Во-вторых, бал сыграл важнейшую композиционную роль: он выступил в роли контраста, антитезы, показавшей, как самые радужные мечты человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю его последующую жизнь. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал.
Тема бала в литературе являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, решалась чья - то судьба, предприимчивые люди получали продвижение по карьерной лестнице и находили выгодные знакомства, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
Список литературы
Щелкунчик
Рисуем "Осенний дождь"
Твёрдое - мягкое
Невидимое письмо
Пустой колос голову кверху носит