История родного края неразрывно связана с жизнью людей. Именно они создают историю, вносят свой личный вклад в развитие общества.
К сожалению, на уроках литературы, литературного краеведения, истории Удмуртии уделяется небольшое внимание изучению произведений писателей и поэтов Удмуртии. Но, мне кажется, что для нас, молодого поколения, это очень полезно! Нам необходимо хорошо знать не только общероссийскую литературу, но и знакомиться с творчеством тех художников слова, которые живут рядом с нами и доносят до наших сердец то, что нам близко и дорого. Я горжусь, что они родились на благодатной земле нашего района.
Своим исследованием я хотела бы познакомить и взрослых, и детей с творчеством местных поэтов. Вызвать интерес, в первую очередь, у ребят, своих ровесников, чтобы они могли глубже познать поэзию односельчан, задуматься о смысле жизни.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Девятовская основная общеобразовательная школа
МОЯ УДМУРТИЯ
Земляки
Если душа родилась крылатой…
Творческое наследие поэтов-земляков
Исследовательская работа
Автор: Мерзлякова Анастасия Ивановна,
24.06. 2003, 8 класс
427971 УР Сарапульский район,
д. Дикуши, ул. Поселковая, д. 1в
427971 УР Сарапульский район
д. Девятово, пер. Школьный, д. 1
Руководитель: Акмарова Марина Леонидовна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Девятовская основная
общеобразовательная школа
учитель русского языка и литературы
427971 УР Сарапульский район
д. Девятово, пер. Школьный, д. 1
devscool@mail.ru 8(34147)71-1-23
д. Девятово, 2017
Оглавление
1. Введение ____________________________________________________ 3-5
2. Основная часть.
2.1. Слово о поэтах-земляках д. Девятово _________________________ 6-8
2.2. Тема Родины и природы в лирике В.Я. Зябрева, Т.П. Русиновой,
Т.Л. Мерзляковой _________________________________________ 9-13
2.3. Стихи В.Я. Зябрева, Т.Л. Мерзляковой о любви, о маме _________ 14-15
2.4. Философские стихотворения В.Я. Зябрева, Т.П. Русиновой ______ 16
2.5. Тема войны в творчестве Т.Л. Мерзляковой ___________________ 17
3. Заключение __________________________________________________ 18-19
4. Литература __________________________________________________ 20
5. Приложения
Введение
История родного края неразрывно связана с жизнью людей. Именно они создают историю, вносят свой личный вклад в развитие общества. Много таких замечательных людей проживает и в д. Девятово.
Сегодня я хочу рассказать об интересных людях, моих односельчанах, которые радуют нас своим творчеством.
Этих замечательных людей очень хорошо знают жители наших деревень. Мне посчастливилось познакомиться поближе с такими местными поэтами, как Зябрев В.Я., Русинова Т.П., Мерзлякова Т.Л. и др. Каждый из них относится к своему времени, но объединяет их любовь к поэзии.
К сожалению, на уроках литературы, литературного краеведения, истории Удмуртии уделяется небольшое внимание изучению произведений писателей и поэтов Удмуртии. Но, мне кажется, что для нас, молодого поколения, это очень полезно! Нам необходимо хорошо знать не только общероссийскую литературу, но и знакомиться с творчеством тех художников слова, которые живут рядом с нами и доносят до наших сердец то, что нам близко и дорого. Я горжусь, что они родились на благодатной земле нашего района.
Своим исследованием я хотела бы познакомить и взрослых, и детей с творчеством местных поэтов. Вызвать интерес, в первую очередь, у ребят, своих ровесников, чтобы они могли глубже познать поэзию односельчан, задуматься о смысле жизни.
Актуальность исследования: меня давно преследовал вопрос: «Почему мы знаем о русских и зарубежных поэтах, но совершенно ничего не ведаем о тех, кто живёт и творит по соседству?». Тогда мне захотелось узнать, насколько наши жители знают «литературную» сторону деревни; определить значимость данной проблемы для современной молодежи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека. Творчество поэтов-земляков способствует воспитанию чувства любви к Родине и природе; трепетного отношения к родным и близким людям; нравственности; патриотизма.
Цель исследовательской работы:
4. Воспитать бережное отношение к творчеству народных талантов.
Задачи
Объект исследования: поэтическое творчество В.Я. Зябрева, Т.П. Русиновой, Т.Л. Мерзляковой.
Предмет исследования: разнообразие тем в творчестве поэтов-земляков.
Методы работы:
1. Метод работы с черновиками.
2. Метод интервьюирования, анкетирования.
3. Метод интерпретации поэтического текста.
4. Метод анализа и обобщения.
5. Метод информирования.
6. Метод эмоционального воздействия.
Этапы работы:
1. Организационный:
2. Подготовительный:
3. Изучение и анализ результатов работы. Обработка, систематизация информации.
4. Оформление результатов исследования.
5. Презентация работы.
6. Распространение информации об исследовании.
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что,
проанализировав стихотворения поэтов-земляков, мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять поэтический мир.
Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на уроках литературы, краеведения (как региональный компонент), при проведении внеклассных краеведческих мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах, научно-практических конференциях, экскурсиях в библиотеку.
Мы провели анкетирование среди учащихся, односельчан, чтобы выяснить, знакомы ли они с творчеством поэтов-земляков. Многие знают, кто пишет, но, к сожалению, им неизвестно, о чем. Некоторые опрошенные изъявили желание прочитать свои стихи. Результаты анкетирования я отразила в следующей диаграмме (Приложение 1).
Обзор литературы:
Для более полного исследования мною изучены материалы:
Развернулась гармонь над раздольем Девятовским,
И запели хлеба, тихо вторя кукушке лесной.
И людские сердца наполняются радостью
От дурманящих слов, переливов стихов.
М.Л. Акмарова.
Есть в Сарапульском районе небольшие деревни Девятово и Дикуши. В низине раскинулись они. Это – моя «малая» родина, земля моих предков. Вот уже более 500 лет они, две сестры, взявшиеся, как руками, полями-рукавами, радуют глаз, открывают передо мной великолепный мир, простые и до боли знакомые картины: и леса, стоящие дозором, и поля, обнимающие деревни, и реку Яромаску (Акшабариху, так называет её местное население), и пруды, подёрнутые ряской. Всё это – моё родное, издавна знакомое. Глядя на этот «маленький мир», открываешь для себя что-то неожиданно новое, удивительное, будто только что увиденное. Но как нам научиться сохранить в себе эту способность, которая может обогатить нас тем, чего мы можем и не заметить в этом суетном мире.
В этом разобраться помогут нам стихотворения местных поэтов. Знакомясь с их творческой биографией, можно отметить всю неповторимую прелесть их поэзии. Кого-то по праву можно назвать поэтом.
2.1. Слово о поэтах-земляках
Татьяна Павловна Русинова
Родилась в 1954 году в д. Большие Поляны. Её отец был первым гармонистом деревни, поэтому вся семья была творческая. Татьяна Павловна закончила Сигаевскую среднюю школу, поступила в Сигаевский Совхоз Колледж (сейчас – политехнический). В 1981 году вместе с мужем и детьми переехала в Девятово, где до пенсии проработала бухгалтером. Стихи Татьяна Павловна пишет с ранней юности, с 6 класса: «Было задание изложить что-либо в стихотворной форме. Особо стихотворством не увлекалась. Так получалось что-то по мере необходимости». В основном они о природе, о родине. Впервые стихотворения увидели свет в рамках клуба любителей поэзии, организованном на базе библиотеки д. Девятово в 2004 году.
Многие стихи Т.П. Русиновой печатались в районной газете «Красное Прикамье».
Татьяна Леонидовна Мерзлякова
«Я родилась 28 января 1972 в небольшом посёлке Уральский в семье рабочих. Мама с 14 лет работала в животноводстве, отец был пастухом. Кроме меня в семье было ещё 5 детей, я – младшая. Всеми своими достижениями и успехами я, конечно же, обязана своим родителям.
Что касается моих стихов? Кто-то называет это талантом, кто-то – криком души, а как мне их называть, я не знаю. Талант – слишком громко, крик души – этого тоже нет, скорее – это жизнь, которая идет своим чередом. Это моя семья, муж и трое детей, которые меня вдохновляют на новое творение.
Писать стихи я начала с 14 лет. Это были две песни: «Россия» и «Романс». Затем был перерыв в моём начальном творчестве. Прошло три года, и мне просто захотелось сесть и написать стихи, и были они, конечно, про любовь, чувства. В моём репертуаре много стихов про маму – это самый мой любимый человечек, которому я обязана всем. Ведь строчки стихов сами ложатся на бумагу и не требуют усилий.
Очень люблю военную тематику, куда вошли такие стихи, как «Письмо с фронта». На мероприятии, посвящённом 75-летию Великой Победы, я читала это стихотворение и была отмечена грамотой районной администрации. Не могу не затронуть тему войны в Чечне и Афганистане».
Вячеслав Яковлевич Зябрев
Родился в 1928 году 12 марта в Орловской области Должанского района с. Баранчик. Был одиннадцатым ребёнком в семье. В 12 лет он начал трудовую деятельность. В 15 лет – комсомолец, до 28 лет – комсомольский лидер, в 29 – коммунист. С 1942 года в возрасте 16 лет стал преподавать рисование и черчение в женской школе и одновременно учился в школе рабочей молодёжи. В конце лета 1945 начал работать художником в управлении УКС Воткинского военного завода. В 1948 году поступил на архитектурный факультет ЛИСИ в Ленинграде, где проучился 2 года. Затем перевёлся на заочное отделение по специальности строителя. Друзья сагитировали его поступить в ижевский пединститут на математический факультет, куда его взяли без экзаменов. Здесь он проучился полгода, а потом перевёлся на литературно-исторический.
Вячеслав Яковлевич проработал свыше 60 лет в образовании, 30 из них – директором и детского дома, и интернатов, и школ. Одновременно рисовал и писал стихи. Ими он увлёкся ещё с юности. Первые стихи были о школе, о природе, о любви. Печатался в газете «Ленинский путь» г. Воткинск. Выпускники Вячеслава Яковлевича читали его произведения по радио. Был лично знаком с Олегом Поскрёбышевым и Фролом Васильевым.
Помимо стихотворства Вячеслав Яковлевич продолжает рисовать. В сельском ДК была организована его персональная выставка.
К сожалению, болезни и возраст дают о себе знать, но мы надеемся, что В.Я. Зябрев порадует нас ещё новыми работами.
2.2. Тема Родины и природы в лирике
В.Я. Зябрева, Т.П. Русиновой, Т.Л. Мерзляковой.
Трогательные стихи о России, о малой родине написали авторы в своих стихотворениях:
***
Ой, Россия-Светланочка,
Ты, что звёздочка ясная,
Смотришь нежно и ласково,
Моя зорька прекрасная.
(«Россия» В.Я. Зябрев. См. Приложение 2).
С любовью к девушке сравнивает В.Я. Зябрев любовь к Родине, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Россия-Светланочка», «звёздочка»). С нежностью и любовью говорят о родном крае, как о самом близком и дорогом, что есть в жизни человека, Т.П. Русинова и Т.Л. Мерзлякова:
***
Скажи, Россия, где взять силы,
Чтоб оглядеть твои просторы,
Твои луга и твои нивы,
Как всё окинуть нежным взором.
В полях колышется пшеница,
И трели звонких соловьёв.
Ну, а луга твои душистые
Дурманят запахом цветов.
(«Россия» Т.Л. Мерзлякова. См. Приложение 2).
***
Над речкой ива клонится
И ветер в ней шумит.
Ей треплет косы ласково
И нежно говорит:
«Сторонушка любимая
Вокруг леса, поля.
Всегда в душе со мною ты,
Забыть тебя нельзя».
(«Родная сторона» Т.П. Русинова. См. Приложение 2).
В стихотворении «Удмуртия» Т.П. Русинова мечтает сохранить «малую» родину. Ответственность за это она возлагает на людей, на тех, кто родился здесь, чьё детство было обласкано теплотой родной земли. Она создаёт образ Удмуртии трудовой при помощи слов «мастера славы», «хлеба золотые растят». А под словами «Удмуртия – край родниковый», я думаю, автор подразумевает русский народ:
***
Удмуртия – край родниковый!
Удмуртия – песен не спеть!
Удмуртия – это заводы,
И здесь мастера славы есть!
Удмуртия – села, деревни,
В лесах, перелесках стоят.
Здесь с ранней зари до заката
Хлеба золотые растят.
(«Удмуртия» Т.П. Русинова. См. Приложение 2).
Родная земля! Земля предков. Мы получили её в наследство, и она даёт нам, живущим на ней, силы.
***
Дождинка, капля малая
Упала на траву.
Тропинкою заветною
Я вновь к тебе иду.
Заря на небе плещется
Разливом золотым.
Кто видел край березовый,
Навек сроднится с ним.
Девятово, Девятово
Родная сторона.
Люблю тебя Девятово,
Ты – родина моя.
(«Родная сторона» Т.П. Русинова. См. Приложение 2).
Природа родного края – это всегда песня, ощущение покоя, гармонии и светлой радости. Вникаешь в мир природы и осознаёшь свое единство с ней. И возникает бурное желание сделать свою землю еще краше.
***
Зима на исходе –
Снега и метели
В душе уж оставили след.
И ждем с нетерпеньем,
Когда потеплеет
И солнце пришлет нам привет.
И милая сердцу,
Весна золотая,
Тихонько проснется вдали.
И звонкой капелью,
И ласковой трелью
Разбудит покровы земли.
(«Ожидание весны» Т.П. Русинова. См. Приложение 2).
Гармонии человека с природой посвящает свои стихотворения и В.Я. Зябрев. Поэт любуется красотою родной природы, чутко и внимательно наблюдает за временами года. Он видит «голубые лучи жаркого лета», множество птиц, гомонящих и снующих везде «и поют все птицы – в небе звон».
В общем, все как у людей, и все живое радуется приходу «солнечного лета»:
(цикл «Времена года». См. Приложение 2).
Лето
Плещется где-то в голубых лучах
Жаркое лето на моих плечах.
Я иду полями, лесом я иду –
Солнечное лето – все на виду.
Рожь колосится, зеленеет лен,
И поют все птицы – в небе звон.
Радуюсь жизни, счастьем живу,
Солнечное лето – сон наяву.
Протяну ладони – солнце в руках,
Отдаю вам, люди, солнце в стихах.
Пусть в каждом сердце солнца тепло
Зажигает лето, счастье, добро.
Навевает тоску скучная осень, но не в стихотворении «Осень»:
***
Разбросала осень кудри золотые,
По лесным долинам расползлась туманом,
Нарядила ветки в кисти огневые
У рябины тонкой рано-рано…
Как будто художник наносит кистью лёгкие мазки: «кудри золотые», «кисти огневые», «у рябины тонкой». И вот яркие эпитеты придают картине сочности, свежести.
Зима
Пришла зима косматая
С Морозом и Метелями,
В сугробы позапрятала
Березы, сосны с елями.
***
Мороз доволен старою,
Трещит по лесу, хлопает,
И ходит грозным барином,
Да на прохожих топает.
***
Стоит как заколдованный
Морозом лес, весь в инее,
Молчит он, очарованный,
Одет в наряды зимние.
Поэт одухотворяет природу, умело используя такие художественные приёмы, как эпитет, метафору, олицетворение, сравнение. Природа и человек в стихах В.Я. Зябрева тесно слиты воедино: человек всматривается в природу и познаёт свои законы и возможности, вечные тайны жизни.
Поэзия Т.П. Русиновой и Т.Л. Мерзляковой глубоко музыкальна. Некоторые произведения положены на музыку: «Родная сторона» (слова Т.П. Русиновой, музыка М.Н. Борисовой, учителя музыки); «Россия», «Посвящается маме» (слова и музыка Т.Л. Мерзляковой).
2.3. Стихи В.Я. Зябрева, Т.Л. Мерзляковой о любви, о маме.
Нельзя не откликнуться на зов души местных поэтов. Трепетно и поэтично стихотворение В.Я. Зябрева о пробуждении чувства блаженства. Только любовь вызывает такой расцвет всего существа:
***
Тебя не прикоснулся посох Берендея,
И луч Весны-красны ещё не разбудил.
Живёшь Снегурочкой холодной рядом с Лелем,
Не тратя чувств девических и сил.
***
И жар волнующий охватит грудь девичью,
И непонятный стан проснётся в ней,
А страстные желания лишат её покоя,
И образ милого пригрезится во сне.
Всё сбудется. Но не придёт само.
Напитком благородным душу заполняй
Из знаний бытия и стань хрустальным кубком,
А милого дружка по сердцу выбирай.
(«Тебя не прикоснулся посох Берендея…» В.Я. Зябрев. См. Приложение 2).
Авторы посвящают строки и самым дорогим сердцу людям, мамам. Их образ всегда ассоциируется с Родиной.
В стихотворении «Милой маме» Т.Л. Мерзлякова подбирает сравнения «доброй, доверчивой, славной маме»:
***
Твои волосы совсем седые стали
И виски посеребрила седина,
Листья желтые уже давно опали,
За окном суровая зима.
***
Может быть, сравню тебя я с песней,
Что несётся ввысь, под облака?
Но мне не сочинить такой чудесной,
Чтобы душа твоя была полна.
(«Милой маме» Т.Л. Мерзлякова. См. Приложение 2).
***
Как много песен спето о тебе,
И слов прекрасных сказано немало.
Но эту песню посвящаю я тебе,
Моя родная, ласковая мама.
(«Посвящается маме» Т.Л. Мерзлякова. См. Приложение 2).
Если стихотворения Т.Л. Мерзляковой проникнуты нежностью к маме, то содержание стихотворения В.Я. Зябрева подчинено больше внутреннему состоянию героя:
***
Мама, мама, я никогда тебя не видел,
И ласку рук твоих не ощущал,
О, как мне хочется, щекой прильнувши к ним,
Почувствовать их силу, нежность и тепло!
***
Хоть я и в самой гуще жизни,
И занят доверху, и сыт, обут, одет,
И счастьем наделён по-человечьи,
Мне холодно, мне одиноко, мама…
Дай силы мне, родная…
(«Мама, мама, я никогда тебя не видел…» В.Я. Зябрев. См. Приложение 2).
2.4. Философские стихотворения В.Я. Зябрева, Т.П. Русиновой.
Наряду со стихотворениями о Родине, природе, поэтов волнует судьба родного края, живущих здесь людей. Они затрагивают глубокие философские проблемы о смысле жизни, цели, об ответственности людей:
***
Чем дальше в жизнь, становишься мудрее.
И видишь жизнь, и чувствуешь сильней.
И каждый шаг, и каждый миг больнее.
И ценишь жизнь дороже и верней.
(«Чем дальше в жизнь, становишься мудрее …» В.Я. Зябрев. См. Приложение 2).
***
Судьба у каждого своя.
И разговоров здесь немало,
И о несбывшейся мечте
Тужить, наверно, не пристало.
Ведь в жизни каждому дано
Прожить лишь то, что причиталось…
Ценить же будем то, что есть,
И то, что в будущем осталось.
(«Судьба» Т.П. Русинова. См. Приложение 2).
Стихи наводят на глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность вникнуть в то, что происходит вокруг, понять своё предназначение.
При всей глубине и серьёзности содержания стихотворений мы можем заметить живую интонацию разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах.
2.5. Тема войны в творчестве Т.Л. Мерзляковой.
***
Сколько лет пронеслось с той поры, сколько зим.
Только в памяти нашей она всё жива.
Не с персидских ковров, с пожелтевших картин
Смотрит вслед та проклятая Богом война.
(«Воспоминания о войне» Т.Л. Мерзлякова. См. Приложение 2).
Война – это разрушения, боль, страшная трагедия потери родных, друзей. Она ломает и калечит людей.
Читая и комментируя стихи Т.Л. Мерзляковой о войне, можно сказать, что общее и главное в них – это чувство навечного обязательства живых перед павшими, ощущение себя в них, а их в себе, осознание всего происшедшего не только во время войны, но и после неё.
Афганистан, Чечня – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающих людей на несчастные судьбы:
***
Что же ты упал, и не встаешь?
Ведь сегодня наш последний бой.
Почему меня ты не зовешь?
Нам завтра возвращаться в дом родной.
Встань дружище! Поднимись! Иди!
Что молчишь ты, слышишь, я прошу.
Очень трудно будет мне, пойми,
Что я матери твоей скажу?
(«Чечня. Другу» Т.Л. Мерзлякова. См. Приложение 2).
Заключение
Творчество поэтов-земляков – одна из ярких, глубоко волнующих страниц местной поэзии, наполненных любовью к людям, к неброской красоте родной земли, проникнутых добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу земляков. Их поэзия пробуждает в нас лучшие человеческие чувства.
Я провела лишь небольшой обзор творчества поэтов деревень Девятово и Дикуши, их богатство и разнообразие. Стихотворения нравятся мне своей задушевностью, красотою. Они близки по своей тематике.
В процессе исследования творчества местных поэтов я убедилась в очередной раз, что поэзия — чудесный, неповторимый мир. А центральным образом стала малая родина — страна детства, юности, творческого становления. «Россия-Светланочка», «птичий звон», «милая сердцу весна золотая», «ласковая трель», «разливы золотые» — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к своей земле.
Для решения задач исследования поэтического творчества местных поэтов, мною были изучены их биографии, привлечены стихотворения. Проведен анализ некоторых стихотворений В.Я. Зябрева, Т.П. Русиновой, Т.Л. Мерзляковой, сделан обзор, проведено разделение стихов по тематике.
Можно сделать выводы: тематика и жанровое своеобразие стихотворений носят позитивный характер, положительно влияют на сознание и чувства читателей, содействует процессу эстетического и патриотического воспитания; важность помочь сверстникам на основе творчества местных авторов приобщиться к духовным ценностям, знакомства школьников с поэтической культурой родной деревни, лучшими ее образцами формирует интерес к жизни родного края,.
Я счастлива, что живу рядом с такими замечательными и талантливыми людьми, которые так же, как и я, любят свой родной край.
Данную тему я планирую продолжить и дополнить в будущем… Исследование интересное и достойно внимания.
Я надеюсь, что моя работа сможет открыть и показать нашим односельчанам другую, «литературную», сторону жизни наших деревень.
Свою работу я хотела бы завершить словами прекрасного человека, в прошлом директора детдома, директора школы и просто учителя Вячеслава Яковлевича Зябрева:
Друзья! Не гений я и не герой,
А, выражая сердца чувство,
Скажу: «Я просто рядовой
Великой армии искусства».
Литература
Приложение 1
Результаты анкетирования
«Знакомы ли вы с творчеством поэтов д. Девятово и д. Дикуши?»
Строка 1. Знакомы с творчеством поэтов – 10 человек (41,7 %)
Строка 2. Слышали, но не читали – 9 человек (37,5 %)
Строка 3. Не знают таких поэтов – 5 человек (20,8 %)
Зябрев Вячеслав Яковлевич
Ой, Россия-Светланочка,
Ты, что звездочка ясная,
Смотришь нежно и ласково,
Моя зорька прекрасная.
И в глаза твои чистые,
Бесконечно лучистые,
Я б смотрелся, Светланочка,
Гладил кудри волнистые.
Ты, Россия-Светланочка,
Что заря светлоокая,
Безгранично широкая,
Бесконечно глубокая.
В небе месяц ли светится,
Горит солнце ли ясное,
Но России-Светланочки
Для меня нет прекраснее.
Чем дальше в жизнь, становишься мудрее.
И видишь жизнь, и чувствуешь сильней.
И каждый шаг, и каждый миг больнее.
И ценишь жизнь дороже и верней.
Друзья! Не гений я и не герой,
А, выражая сердца чувство,
Скажу: «Я просто рядовой
Великой армии искусства».
Как странно мир устроен:
Ты любишь меня, а я люблю его.
Но разве кто из нас виновен?!
Вини себя и больше никого…
Ни плесень, ни пыль времени
Золота чувств не изменит,
А, преломив, через призму лет,
Сделает их лишь сильней.
Жаворонок вьётся в поднебесье,
Над полями песня раздаётся.
Я иду, и солнечная песня
С неба в сердце тихо льётся.
Тебя не прикоснулся посох берендея
И луч весны-красны ещё не разбудил,
Живёшь снегурочкой холодной рядом с Лелем,
Не тратя чувств девических и сил.
Но час пробьёт – и жаркий луч Ярило
Растопит чувств твоих холодные снега,
И страшный твой Мизгирь вдруг станет милым,
И счастьем сердце заполнится тогда.
И жар волнующий охватит грудь девичью,
И непонятный стан проснётся в ней,
А страстные желанья лишат её покоя,
И образ милого пригрезится во сне.
Приложение 2
Стихи поэтов-земляков
Всё сбудется. Но не придёт само.
Заполни душу напитком благородным
Из знания бытия и стань хрустальным кубком,
А милого дружка по сердцу выбирай.
Декабрь 1974
Цикл «Времена года»
Плещется лето в голубых лучах
Жаркое лето на моих плечах.
Я иду полями, лесом я иду –
Солнечное лето – все на виду.
Рожь колосится, зеленеет лен,
И поют все птицы – в небе звон.
Радуюсь жизни, счастьем живу,
Солнечное лето – сон наяву.
Протяну ладони – солнце в руках,
Отдаю вам, люди, солнце в стихах.
Пусть в каждом сердце солнца тепло
Зажигает лето, счастье, добро.
Разбросала осень кудри золотые,
По лесным долинам расползлась туманом,
Нарядила ветки в кисти огневые
У рябины тонкой рано-рано.
С августом простилась – залилась слезою,
Частыми дождями – грустью и печалью,
Друга проводила звонкой тишиною,
Вслед ему смотрела голубою далью.
От тоски по другу, что журавль без стаи,
Застонала осень криком журавлиным,
Холодом вздохнула – засинели дали,
Засверкала в кудрях инея седины.
Пришла зима косматая
С Морозом и Метелями,
В сугробы позапрятала
Березы, сосны с елями.
Старуха злая, вьюжная,
Как будто не проспалася,
Как будто кем разбужена,
Пришла, разбушевалася.
Мороз доволен старою,
Трещит по лесу, хлопает,
И ходит грозным барином,
Да на прохожих топает.
Нагнали страха, голоду
Зима с Морозом лютые.
Зверюшкам, птицам голодно,
Попрятались, беспутые.
Стоит как заколдованный
Морозом лес, весь в инее,
Молчит он, очарованный,
Одет в наряды зимние.
Но вот остановилася,
Притихла ведьма старая,
Зима угомонилася,
Проказами усталая.
Стоит завороженная,
Глаза раскрыла синие,
Деревья оголенные
Покрыла шубой-инеем.
Ребячий смех услышала:
Бегут гурьбой веселою,
Скрипят по лесу лыжами
И мчатся между селами.
Пылают щеки красные,
Глаза сияют молоды,
И не страшны им зимние
Угрозы ветра, холода.
От встречи неожиданной
С беспечною ватагою
Зимы глаза холодные
Покрылись теплой влагою.
Подернулись туманами
Леса, поля бескрайние.
А с южных океанов к нам
Пахнули ветры дальние.
Зима остановилася…
Расплескало небо голубую синь;
В воздухе прозрачном разлилась теплынь;
Дышишь – не надышишься, воздух – аромат;
Ночью звезды яркие бирюзой горят;
Млеют в синем мареве темные леса,
И проснулись звонкие птичьи голоса.
Март весну аукает, в небе перезвон,
Стаю лебединую накликает он.
И на крыльях лебеди, торопясь домой,
К нам весну-уралочку принесли с собой.
Чудо-северяночка нежной красоты
Разбросала по полям яркие цветы,
Нарядила яблони в розовый наряд,
Землю приуральскую превратила в сад.
Мама, мама, я никогда тебя не видел,
И ласку рук твоих не ощущал,
О, как мне хочется, щекой прильнувшись к ним,
Почувствовать их силу, нежность и тепло!
Как хочется, уткнувшись головой
В твои колени тёплые, мальчишкой прошептать:
«Любимая! Дай силы мне, родная мама…»
И чувствовать в ответ шершавую ладонь.
Хоть я и в самой гуще жизни,
И занят доверху, и сыт, обут, одет,
И счастьем наделён по-человечьи,
Мне холодно, мне одиноко, мама…
Дай силы мне, родная…
Русинова Татьяна Павловна
(музыка Борисовой М.Н.)
Дождинка, капля малая
Упала на траву.
Тропинкою заветною
Я вновь к тебе иду.
Заря на небе плещется
Разливом золотым.
Кто видел край березовый,
Навек сроднится с ним.
Девятово, Девятово
Родная сторона.
Люблю тебя Девятово,
Ты – родина моя.
Над речкой ива клонится,
И ветер в ней шумит.
Ей треплет косы ласково
И нежно говорит:
«Сторонушка любимая,
Вокруг леса, поля.
Всегда в душе со мною ты,
Забыть тебя нельзя.»
Девятово, Девятово
Родная сторона.
Люблю тебя Девятово,
Ты – родина моя.
Зима на исходе –
Снега и метели
В душе уж оставили след.
И ждем с нетерпеньем,
Когда потеплеет
И солнце пришлет нам привет.
И милая сердцу,
Весна золотая,
Тихонько проснется вдали.
И звонкой капелью,
И ласковой трелью
Разбудит покровы земли.
Удмуртия – край родниковый!
Удмуртия – песен не спеть!
Удмуртия – это заводы
И здесь мастера славы есть!
Удмуртия – села, деревни,
В лесах, перелесках стоят.
Здесь с ранней зари до заката
Хлеба золотые растят.
Ты славную дату сравняла.
Ты девять десятков живешь.
В труде и веселье бесспорно
Всегда себе время найдешь.
Судьба у каждого своя.
И разговоров здесь не мало,
И о несбывшейся мечте
Тужить, наверно, не пристало.
Ведь в жизни каждому дано
Прожить лишь то, что причиталось…
Ценить же будем, то, что есть
И то, что в будущем осталось.
Татьяна Леонидовна Мерзлякова
Скажи, Россия, где взять силы,
Чтоб оглядеть твои просторы,
Твои луга и твои нивы,
Как всё окинуть нежным взором.
В полях колышется пшеница,
И трели звонких соловьёв.
Ну, а луга твои душистые
Дурманят запахом цветов.
Вновь осыпает всю равнину,
Как будто пухом лебединым
Зима пушистым, белым снегом,
Как в нарисованной картине.
Снежинки белые кружатся
И тихо падают, ложатся,
Тем пухом землю вновь запорошит.
Наутро глянешь, а она вся спит.
Я шлю поклон тебе, Россия,
Всем людям матушки-земли.
О, сколько б ты не выносила,
Печали, горя, слёз, любви.
От сердца чистого желаю,
Живи, Россия, всем родная,
И солнца в мирном небе синем
Желаю я тебе, Россия!
Твои волосы совсем седые стали,
И виски посеребрила седина,
Листья желтые уже давно опали,
За окном суровая зима.
С чем сравнить тебя, быть может, с розой?
Только острые шипы её,
И сердца, и от мороза
В душе нерастопимый лёд.
Может быть, сравню тебя я с песней,
Что несётся ввысь, под облака?
Но мне не сочинить такой чудесной,
Чтобы душа твоя была полна.
Хочется сравнить тебя мне с солнцем,
Очень ты похожа на него.
Обогреешь ласкою, любовью,
А взамен и не попросишь ничего.
Ни с кем тебя я сравнивать не стану.
Мамочка, на свете ты одна!
Добрая, доверчивая, славная,
Милая, хорошая моя!
Как много песен спето о тебе,
И слов прекрасных сказано немало.
Но эту песню посвящаю я тебе,
Моя родная, ласковая мама.
Своей любовью обогреешь и простишь,
Что были грубы мы к тебе, не справедливы.
И в час обиды на детей, ты промолчишь,
Лишь для того, чтоб жили мы счастливо.
Тебе спасибо за ласку и любовь.
Что нас растила и добра желала.
Ну, а сегодня, в этот вечер вновь,
Мы скажем: «Отдохни, ты так устала».
«Здравствуй, милая моя старушка.
Пишет старший тебе сынок.
Как живёшь ты в старенькой избушке,
Заглянуть к тебе бы на часок.
Ты пойми меня, я не нарочно,
Здесь, на фронте, немец бьём парней.
Победим врага, я знаю точно,
А пока утри слезу скорей.
Лучше вспомни, как мы до войны
Веселились, пели и плясали,
Как ходили на покос травы,
Как делили радость и печали.
Как с братишкой очень часто мы
Шли гонять по крышам голубей.
Так забудь об ужасах войны,
Что принесла она для всех людей.
На том хочу письмо закончить,
Нам скоро в бой, осталось два часа».
Вдруг, выстрел грянул средь бессонной ночи,
Упал солдат и ясные закрыл глаза.
Сын не писал, старушка всё ждала
Возвращенья сына старшего.
И день, и ночь не отходила от окна,
Она ждала надежды не терявшая.
Пришла весна, и в мае 45-го,
Закончился Германии разгром.
В одном простом селе увидели солдата,
На костылях он шёл в свой старый дом.
И, отворив знакомую калитку,
Он закричал: «Родная, я пришёл!»
В ответ – молчанье, и лишь половицей скрипнув,
Вошёл в избу, но никого там не нашёл.
Присев на лавку тихо и беззвучно,
Утёр слезу солдатским рукавом…
Вдруг, словно гром из чёрной тучи,
Охрипшим голосом воскликнул он:
«Прости, что не сдержал я обещанья!
Прости, что слишком долго шёл к тебе!
Прости, что причинил тебе страданья!
Оставил только грусть в твоей судьбе.
Ты всё, что у нас было дорогое.
Твоя улыбка, песни, смеха звон,
Нам не заменит мать ничто другое,
А мы её порой не бережём!»
Что же ты упал, и не встаешь?
Ведь сегодня наш последний бой.
Почему меня ты не зовешь?
Нам завтра возвращаться в дом родной.
Встань дружище! Поднимись! Иди!
Что молчишь ты, слышишь, я прошу.
Очень трудно будет мне, пойми,
Что я матери твоей скажу?
А девчонке той, что ждет и верит
Что живым вернешься ты домой,
Что она тебе откроет двери
Закричит: «Мой милый, дорогой».
Не могу поверить я, что дружба,
Та, что длилась девятнадцать лет.
Прервалась на этой дикой службе
И оставила кровавый след.
Ты прости, дружище, на полметра,
Не сумел сберечь от этой пули
Было б честно, если с того света,
Мне тебя живым сейчас вернули.
Ты лежишь, как будто ты заснул.
Весь в цветах, горят и тлеют свечи.
Тишина. И только ветра гул.
Этот день запомню я навечно.
Плачет мать: «Сыночек. Поднимись,
Обними меня, я так устала,
Посмотри на маму, улыбнись…»
Сердце женское от боли так стонало.
Я мужчина, плакать не положено,
Только слез нельзя сейчас сдержать.
Ведь тебя сегодня в гроб положили,
А я должен рядышком стоять.
Ему теперь не вспомнить то, что было,
И никому сегодня невдомек,
Что сердце матери в груди остыло,
И мальчика никто ей не вернет.
Кто нам ответит перед Богом,
За что мальчишки проливают кровь?
Откуда эти «глупые» приказы?
На смерть их посылают вновь и вновь.
Это горе водкой не залить.
И я хочу туда, в Чечню, обратно
Лишь для того, чтоб эту «сволочь» бить,
Всем остальным, чтоб не было повадно!
Сколько лет пронеслось с той поры, сколько зим.
Только в памяти нашей она всё жива.
Не с персидских ковров, с пожелтевших картин
Смотрит вслед та проклятая Богом война.
Не забыть нам тревоги и ночи без сна,
Как седая старушка ждёт сына домой,
По морщинкам бежит солоная слеза,
Ну, а губы всё шепчут: «Сынок, ты живой».
Не забыть плач и голод осиротевших детей,
Навсегда покидавших свои города.
Долго в памяти врежется кличь матерей
О войне, что была никому не нужна.
Сколько лет, сколько зим,
Сколько бед и седин
Не забыть никогда
Нам уже те года.
Пусть со снимков военных,
С фотографий семейных
Смотрят наши герои,
Смотрят всегда!
Приложение 3
Интервью с В.Я. Зябревым (16 марта 2017 года)
16 марта 2017 года состоялась встреча с поэтом д. Девятово
Вячеславом Яковлевичем Зябревым.
Он рассказал о себе, семье, своём творчестве, ответил на наши вопросы.
Любовь Михайловна и Вячеслав Яковлевич Зябревы
Мерзлякова Анастасия – автор исследовательской работы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Дерево в снегу
Любимое яичко
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Фильм "Золушка"