Проект "Как стать "избранным" представляет собой ответ на волнующий авторов работы вопрос о том, почему современные школьники не всегда проявляют интерес к изучению поэтических произведений. Это неинтересно? Или слишком трудно? А может, нужно просто вчитаться в стихотворные строки, представить себя на месте поэта, проникнуться его мыслями и чувствами?..
Вложение | Размер |
---|---|
zhurbina_anna_kak_stat_izbrannym.docx | 37.11 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
«Как стать «избранным»
Творческий проект
Руководитель проекта:
Парфирьева Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Автор: Журбина Анна,
ученица 10 «Б» класса
Новочеркасск
2018 г.
Содержание
Введение _____________________________________________ 3
Основная часть ________________________________________ 5
Заключение ___________________________________________ 11
Список использованных источников ______________________ 12
Введение
В этом году на уроках литературы во время изучения стихотворений различных поэтов мной была услышана фраза, вырвавшаяся у одного из моих одноклассников.
«Какая же морока! Когда уже вернемся к прозе? Я устал мучиться с анализом этих зарифмованных двусмысленностей!»
Я с удивлением обнаружила, что этот возглас вызвал положительную реакцию в классе. С высказавшимся были согласны многие.
Мне стало интересно мнение других учащихся нашей школы по этому поводу. Я провела опрос среди учеников 8-11 классов. Более 60% опрошенных ответили, что поэзия очень сложна для понимания. Самостоятельное дополнительное чтение стихов, глубокий анализ их совершенно не привлекает. Приведу высказывания нескольких респондентов:
«Не вижу смысла в этих зарифмованных описаниях природы и т.п.».
«Ну да, осень. Ну да, золотая. Ну да, согласна, красиво. Но когда говорят это анализировать… Да откуда я знаю, что хотел сказать поэт? То, что хотел, то и сказал: осень – это красиво».
«Иногда просто сидишь и перечитываешь одну и ту же строфу по несколько раз. А все равно видишь перед собой лишь набор слов».
«Слишком сложно и тяжело понять. Даже охоту отбивает. Особенно все эти планы анализа. Сидишь, считаешь эти строчки, выясняешь, какая там рифма, какой слог… Не понимаю, зачем?»
Таким образом, я столкнулась с проблемой пассивности учащихся в отношении заинтересованности стихотворными произведениями, вызванной, скорее всего, отсутствием правильного и простого подхода к анализу последних.
Чтобы обратить внимание на решение этой проблемы, я приступила к созданию проекта. Целью моей работы стал поиск ответа на вопросы: кого можно назвать «избранным», понимающим поэзию и как им можно стать, а также создание продукта в виде презентации, который мог бы помочь ученикам научиться самостоятельно анализировать стихотворения, и главное – получать от этого удовольствие.
Для достижения этой цели мне нужно было выполнить определённые задачи:
Чтобы выполнить все поставленные задачи, я воспользовалась помощью моих одноклассников: Екатерины Козмидиади (она подготовила видеоматериал), Дарии Андрейченко и Артема Тарана (выразительное чтение стихотворения). Также мне помогла сотрудница Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской О.А. Дацко. Её рисунок использовался в видеоматериале, представленном в презентации.
Работа над этим проектом позволила мне значительно продвинуться в умении анализировать и творчески интерпретировать прочитанные стихотворения.
Основная часть
(творческое осмысление стихотворения
А.А.Фета «Бабочка»)
Лето 1884-го года. Афанасий Афанасьевич Фет стоит у распахнутого окна, выходящего в цветущий сад. Солнечный свет, пробиваясь сквозь зелёную листву, освещает лицо уже немолодого поэта. Морщинистые руки опираются на нагретую солнцем деревянную раму, лёгкий ветерок, несущий с собой запах созревших плодов, развевает седую бороду, слышится приглушённое расстоянием журчание фонтана.
Афанасий Афанасьевич с едва уловимым трепетом вдыхает этот тёплый летний воздух. Он уже совсем не молод – ему идёт 64-ый год, и на его счету множество таких рассветов, но каждый раз он встречает утро с неизменным восторгом, затаившимся в глубине души. Каждый раз его сердце сладко замирает, восхищённое красотой окружающего мира, но в следующее мгновение переполняется непонятной печалью, которая укутывает его голубоватой пеленой.
Встаёт солнце. Оно плавно поднимается, выходя из-за лесистых вершин гор, озаряя всё вокруг своим золотым светом, одаривая каждое живое существо своим теплом, заряжая энергией на весь следующий день. Губы мужчины растягиваются в улыбке:
- Рассвет… Начало новой жизни, верно? Шанс написать свою историю с чистого листа, выпадающий всякому человеку каждое утро, - произносит он, обращаясь то ли к самому себе, то ли ко всему миру.
На ветку яблони, посаженной прямо под окном, с негромким шелестом крыльев опустилась пеночка. Афанасий Афанасьевич, прищурившись, стал с интересом вглядываться в живые чёрные глазки.
- А ведь где-то на водах тихого Дона сейчас качается лодка рыбака, который, на миг оставив снасти, встречает этот же самый восход, - подмигнул он птице, чуть-чуть усмехнувшись. – А на поволжские нивы уже выходят работать крестьяне-труженики. Может и они остановятся, чтобы посмотреть на встающее солнце? И в далёком граде святого Петра оживают проспекты, наполняясь сотнями вечно куда-то торопящихся людей. Надеюсь, хоть один из них проводит взглядом поднимающееся на небосвод светило…
Пеночка на секунду замерла, а затем слегка наклонила голову, будто осмысливая монолог поэта. Последний рассмеялся:
- Эх! – выдохнул он, хлопнув ладонью по раме деревянного окна. – Мы – счастливцы… - кивая головой, сказал Фет. – Счастливцы, которым Судьба подарила ещё один шанс что-то изменить в своей жизни. И самая большая глупость, – он поднял указательный палец вверх, – потратить его впустую.
Пташка словно и вправду поняла смысл слов мужчины: повертела головкой в разные стороны, а затем издала первую трель. Звук разнёсся по саду, гармонично слившись с пением остальных птиц.
- Пой, пой, пеночка, встречай солнышко, воспевай красоту Божьего мира! – улыбнулся поэт. – У нас с тобой одна и та же миссия… Пора и мне делом заняться…
Он уж собрался отходить от окна, как вдруг на тыльную сторону бледноватой ладони опустилась лёгкая чудесная бабочка.
- Прекрасное создание… - прошептал Афанасий Афанасьевич.
Словно заворожённый, он смотрел на тонкие оранжевые крылышки, будто чёрным кружевом отороченные по краям. Казалось, они точно касались не только руки Фета, но и самой его души, затрагивая её тонкие струны, заставляя её выразить собственное настроение через рифмующиеся строки.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
(стихотворение звучит в исполнении Тарана Артема)
В воображении человека, читающего эти строки, рождается прекрасный образ изящной бабочки. Эфемерность её «воздушных очертаний» подчёркивается своеобразным ритмом стихотворения: чередование длинной и короткой строчек создаёт ощущение перелёта бабочки с одного цветка на другой. Фет будто осторожничает, замирая на коротких фразах, словно стараясь не спугнуть чудесное создание.
Эта особая хрустальность, прозрачность произведения объясняется принадлежностью поэта к такой эстетической школе, как «чистое искусство». Именно поэтому стихотворение являет собой прекрасный образ, за ажурным кружевом которого не сразу можно заметить глубокие переживания автора.
Так что же скрывается за этим витиеватым узором очаровательных фигур? Что за печаль таилась во взоре поэта? Какие вопросы постоянно занимали его мысли?
Эти строки были написаны Фетом за восемь лет до смерти. В это время люди обычно начинают задумываться о таких вечных проблемах, как жизнь, смерть, истина, предназначение человека, но уже не так, как в молодости - горячо и безрассудно, - а более спокойно и сдержанно. Именно таким философским настроением пронизано это стихотворение.
Можно заметить тонкую метафору: хрупкая бабочка сравнивается с (возможно не менее хрупкой) человеческой жизнью. Поэт спрашивает: «Откуда появилась?» - о происхождении человека, - «Куда спешу?» - о том, что ждёт нас впереди, - «Надолго ли, <…>, дышать хочу?» - о смерти и том, что следует за ней. Теперь и ритм стихотворения говорит читателю совсем о другом: чередование длинной и короткой строчек словно подражает динамике нашей жизни, в которой взлёты сменяются падениями, напряжённый труд – долгожданным покоем, бескрайний восторг - безутешным горем.
Поэзия «чистого искусства» - поэзия для «избранных», так считали в XIX-ом веке. В человеке ценили способность видеть не только чётко написанные буквы, рисующие прекрасные образы, но и тени, что отбрасывают слова на желтоватую бумагу, ведь именно эти тени передают истинные чувства и переживания поэта, рассуждающего о жизни, смерти, человеческом предназначении и бренности бытия.
Неужто «избранным» нужно родиться? Неужели это какой-то дар, талант, который невозможно развить в себе? Конечно же, нет.
У каждого человека есть чувство прекрасного: у кого-то оно спит в зародыше, ожидая своего часа; у кого-то уже делает первые шаги, ошибаясь и падая; кто-то же идёт по тёмной тропинке, сжимая в руках яркий фонарь своего таланта, свет которого указывает путь крадущимся на ощупь. Стать «избранным», способным видеть красоту в повседневности, понимать философию, которую нам постоянно демонстрирует природа, может каждый!
Я провела опрос среди учеников и учителей нашей школы об отношении к поэзии и предлагаю ознакомиться с некоторыми их размышлениями, представленными в видеоматериале.
Видеоматериал
Ольга Владимировна: С развитием научно-технического прогресса, я думаю, поэзия стала все-таки ближе ко всем людям, а не только осталась уделом избранных, потому что теперь у каждого из нас под рукой всегда может быть томик Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета или современных поэтов. Мы можем остановиться, задуматься, услышать откуда-то… Очень много информации окружает нас. Удел избранных остался, наверное, там, в XIX-ом веке.
Лариса Васильевна: Не поэзия избирает людей, а люди избирают поэзию. Поэтому стать избранным может любой из нас, главное – захотеть.
Ольга Владимировна: Я верю в то, что каждому человеку даровано вдохновение, но используем ли мы его или нет – это уже совершенно другой вопрос.
Дарья Белозёрова: Избранным может стать каждый, потому что научиться понимать поэзию гораздо легче, чем кажется.
Лариса Васильевна: Я не понимаю, как можно не любить поэзию, я не понимаю этого!
Ольга Владимировна: Это, наверное, как опера: ее либо любишь, либо просто понимаешь.
Лариса Васильевна: Особенно тогда, когда тебе плохо, ты берешь сборник любого поэта. Классики, современности – неважно. И читаешь вслух. И ты растворяешься просто весь... Проблемы уходят на второй план, ты получаешь чувство свободы, одухотворённости и забываешь обо всём. Поэтому поэзия – это то, чего не любить просто нельзя.
Ольга Владимировна:
Поэзию любят красивые люди,
Я это по личному опыту знаю.
Вздыхает над Блоком учёный-ракетчик.
И Пушкина шепчет весёлый полярник.
И к звёздам доро́га становится легче,
И строчки, как кони, летят над полями.
Багрицкий девчонку вихрастую будит.
Шаги Маяковского слышит Россия…
Поэзию любят красивые люди.
Поэзия делает землю красивей.
Лариса Васильевна: Все люди, которые любят поэзию, они просто не могут быть некрасивыми людьми. Они все красивые, они чистые, они добрые. От них идёт свет, они горят, они зажигают окружающих.
Ольга Владимировна: Поэзия, на мой взгляд, обязательно должна окружать нас. Потому что она дает возможность развивать наши чувства, развивать эмоции и видеть мир во всех тех красках, в которых он действительно есть, а не только в каких-то минимальных оттенках.
Лариса Васильевна: Поэзия может изменить нашу Землю до неузнаваемости. Если бы все люди хоть капельку своего времени посвящали поэзии и читали классику, читали современность, ну даже попробовали, может быть, себя в этом, наверное, наша Земля была бы просто цветной, окрашенной всеми цветами радуги. Люди бы были настолько добрыми, настолько одухотворёнными. Мы бы не могли встретить на улице людей, которые шли, и глаза бы их не горели. Хочется видеть нашу Землю красивой, цветной; наших людей – счастливыми, добрыми, которые вдохновляют всех на великие дела. Красота спасет мир. А поможет этому поэзия.
Заключение
Поэзия – это творчество. И чтобы её понимать и любить, нужно мыслить творчески. Не нужно загонять себя в скучные рамки плана анализа. Любите стихи. Наслаждайтесь ими. Попробуйте так же, как мы сегодня, погрузиться в них с головой. Всматривайтесь в мелкие, едва заметные глазу детали. Перечитывайте стихотворение второй, третий раз. Следите за эмоциями, что вызывает прочтение. Ведь главный вопрос не что хотел сказать поэт, а что вы почувствовали, что поняли.
Поэзия – это смычок, которым искусно орудует поэт-скрипач. А скрипка – это душа каждого человека, читающего произведение этого автора. Какая выйдет музыка, зависит от струн конкретной души. Со временем струны изнашиваются, рвутся, заменяются на новые, и через год, два, десять лет тот же самый стих вызовет совершенно другую музыку. Но не стоит прикрывать струны руками, избегая легких прикосновений смычка. Как можно что-то понять в музыке, не услышав ее? Как можно разобраться в стихотворении, не пропустив его через собственную душу?
«Избранных» не существует – скрипка есть у всех. Одни предпочитают определённых скрипачей, другие с удовольствием слушают даже игру новичков. Но есть третьи, что старательно избегают музыкантов, не желая одалживать им свой инструмент. Я очень надеюсь, что мой проект помог последним обрести мотивацию, показал альтернативный подход к разбору стихотворений и хоть немного заинтересовал этим прекрасным видом искусства - поэзией.
Список использованных источников:
~ ~
Волшебная фортепианная музыка
Ветер и Солнце
Самый главный и трудный вопрос
Как нарисовать зайчика
Осенняя паутина