Исследовательская работа по рассказу Леры Авербах "Долин"
Вложение | Размер |
---|---|
titova_v._8_kl._intellektualy_21_veka_2018_g._maou_sosh_no_104_filial.docx | 56.46 КБ |
XIIΙ Городской конкурс исследовательских и проектных работ
учащихся 1-х-8-х классов «Интеллектуалы XXI века»
Роль художественной детали в раскрытии темы одиночества
в рассказе-притче В.Л. Авербах "Долин"
Филология (литературоведение)
(исследовательская работа)
Автор: Титова Варвара,
8 класс, МАОУ "СОШ № 104
г. Челябинск" филиал,
Научный руководитель:
Андруневчин Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшей категории
Челябинск, 2018
Оглавление
Введение ............................................................................................................ стр. 2
Глава 1.Основная часть
1.1. Из биографии В.Л.Авербах................................................................ стр. 3
1.2. Тема одиночества в произведениях художественной литературы.. стр. 4
1.3 Художественная деталь в литературных произведениях ............... стр. 5
Глава 2. Роль художественной детали в раскрытии темы одиночества в рассказе-притче В.Л. Авербах "Долин"...........................................................стр.6
Заключение......................................................................................................... стр.9
Список литературы .........................................................................................стр.10
Приложение........................................................................................................ стр.11
Введение
Литература всегда была частью жизни русского человека. Она отрывала читателям мир во всём его многообразии, учила быть честными, бескорыстными, терпимыми, человечными...
Но особенно важна литература для подрастающего поколения.
Современные школьники, к сожалению, большую часть времени проводят у экранов телевизоров, за компьютерами, почти не читают книг. Многие знакомы только с теми произведениями, которые необходимо читать по школьной программе. Что же говорить о произведениях уральских авторов!
А ведь наш край богат талантами! Людмила Татьяничева, Марк Гроссман, Ася Горская, Римма Дышаленкова, Илья Банников, Валерия Авербах … - эти имена известны далеко за пределами Южного Урала.
Думаем, школьники должны знать не только классическую литературу, но и творчество своих земляков. Именно поэтому тема моего исследования не только интересна, но и актуальна.
Притча Леры Авербах "Долин" впервые была напечатана в сборнике "Рождение звука". Этот рассказ поразил не только читателей, но и строгих критиков.
Удивительно, как тринадцатилетний автор смог понять душу пожилого одинокого человека!
Мы предположили, что проблема одиночества волнует и подростков, а не только взрослых. Чтобы выяснить это, мы провели небольшой социологический опрос. Результаты исследования нас поразили.
Мы выяснили, что проблема одиночества, действительно, волнует школьников. Большинство респондентов (57%) уверено, что чувствовать себя одиноким может человек любого возраста. 69% опрошенных сами испытывали чувство одиночества. Одиночество, по мнению ребят, пагубно влияет на человека, приводит к замкнутости, депрессии, стрессу и даже к психическим расстройствам и суицидам.
Таким образом, мы выявили, что проблема одиночества актуальна и для подрастающего поколения. Но нас интересовало и то, как удалось Лере Авербах настолько ярко показать трагедию одиночества.
Немаловажную роль в этом, на наш взгляд, сыграли художественные детали, с помощью которых юная писательница не только указала на важные черты героя, особенности его поведения, но и помогла понять внутренний мир старика, познать его душу. Поэтому мы решили подробнее рассмотреть роль художественных деталей в произведении В.Л. Авербах. Также было интересно выявить связь описания интерьера с личными качествами и судьбой героя.
Объектом исследования в данной работе является рассказ-притча В.Л.Авербах "Долин" .
Предмет исследования - художественные детали, их роль в раскрытии темы одиночества в рассказе В.Л. Авербах.
Гипотеза: художественная деталь играет важную роль в рассказе В.Авербах, помогает понять трагедию одиночества главного героя произведения.
Актуальность избранной темы подтверждается тем, что интерес к изучению произведений южноуральских авторов, к средствам создания выразительности и образности никогда не ослабевал.
Критической литературы по произведению В.Л.Авербах найдено не было, исследование проводилось только с опорой на текст рассказа-притчи.
Методы исследования, использованные в работе: непосредственное наблюдение, описательный.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы на уроках внеклассного чтения в общеобразовательных школах при выполнении анализа художественного текста.
Цель работы:
- рассмотреть краткую биографию автора;
-исследовать особенности раскрытия темы одиночества в рассказе-притче В.Л.Авербах "Долин";
- выявить роль художественной детали;
- привлечь внимание школьников к творчеству южноуральских авторов;
Задача исследования: выяснить, как с помощью художественной детали автору удалось показать трагедию одиночества.
Глава 1 Основная часть
1.1 Из биографии В.Л.Авербах
Лера Авербах еще девочкой была хорошо известна в Челябинске. На обложках ее книг стоит короткое детское имя — Лера.
В Лере Авербах удивительное сочетание многих талантов. Она — композитор, музыкант-исполнитель, поэт, прозаик, художник. Лера (Валерия Львовна) Авербах родилась 21 октября 1973 года в Челябинске. Ее дед был поэтом. Отец — инженер, преподаватель. Мама, Лариса Аркадьевна Гольдман, — известный в нашем городе преподаватель музыки.
В четыре года Лера начала учиться музыке, в восемь лет уже выступала с оркестром, в 12 написала детскую оперу-сказку "Подарок для Снегурочки", которая была поставлена в Челябинске.
В 1990 году Лера как пианист стала стипендиатом международной программы "Новые имена" Фонда культуры и Фонда мира. Получила диплом лауреата Первого всероссийского конкурса молодых композиторов им. П.И. Чайковского.
В 1991 году Леру как стипендиата программы "Новые имена" пригласили на несколько концертов в США. Там ей предложили учебу в Нью-Йоркской консерватории. В свои 17 она стала учиться в Нью-Йорке.
И вот позади знаменитая Джульярдская консерватория, аспирантура. Лера Авербах дает концерты во многих странах мира в лучших концертных залах (например, Карнеги-Холл в Нью-Йорке). Ее музыку исполняют известные музыканты. Лера — лауреат многих международных музыкальных конкурсов и фестивалей. В 1998-1999 годах получила премию Сороса. В 2001 году Лера Авербах была принята в Союз композиторов России.
Но не менее блестящ ее путь в литературе.
Писать стихи и прозу Лера начала в 12 лет. Музыка и поэзия для Леры неразделимы: "...Я музыку души пытаюсь облечь в слова и предложенья... ".
Первый сборник ее стихов "Опрокинутый мир" вышел в 1991 году в Челябинске. Стихотворения разных лет она посвятила маме.
Гораздо позже, уже в Америке, стихи Леры прочитала известная поэтесса Белла Дижур. Она была поражена профессионализмом Леры: « Многое из того, что опубликовано, написанное ещё подростком, не перестаёт удивлять глубиной чувства, а нередко и зрелостью суждений… Богатая душа». Её поразили не по-детски серьезные, философские размышления в стихах о жизни и смерти, добре и зле, об открытии мира.
Через год выходит второй сборник — "Рождение звука". Еще через год выходит третья книга Леры —"Диалог со временем". В 1995 году в Челябинске вышел самый полный сборник Л. Авербах — "Сороколуние". Он отразил десять лет работы над словом (с 1984 по 1994 год).
Эта книга удивляет богатством содержания, разножанровостью. В ней повести, рассказы, эссе, сценарии, пьесы и, конечно, стихи.
В 1996 году международное Пушкинское общество присвоило Лере Авербах звание "Поэт года русского зарубежья".
В 1998 году в Нью-Йорке вышла пятая книга Леры — "Ступеньки в Вечность". Подготовлены к печати два романа: "Зеркало" (художественная автобиография), "Скрипка дьявола" (о судьбе и предназначении музыканта) и новая книга стихов "Ганноверские тетради".
Знают В.Л.Авербах во многих странах мира и как музыканта, и как поэта.
1.2 Тема одиночества в произведениях художественной литературы
Во все времена мастеров художественного слова интересовали люди, которые жили отдельной от общества жизнью, имели собственные представления о мире и, к сожалению, чувствовали себя одинокими среди толпы.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов, а также другие известные и малоизвестные писатели и поэты в своём творчестве неоднократно обращались к теме одиночества.
Так, герой романа в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин постепенно приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был "чужой для всех..." Трагедия Онегина - это трагедия одинокого человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения.
Мотив одиночества пронизывает практически всю лирику М.Ю. Лермонтова, и особенно отчётливо звучит в романе "Герой нашего времени".
А . П. Чехов в своих произведениях также разрабатывает и осмысливает тему одиночества. Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным.
Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска».
Обращается к данной теме в своём рассказе "Долин" и В.Л.Авербах, пытаясь понять трагедию одинокого человека.
Данная притча была написана Лерой в 13 лет. Однако возникает ощущение, что создана она достаточно зрелым человеком, уже пожившим на свете, многое испытавшим и пережившим. Да и сама Лера с этим соглашалась. «Во мне живёт старик и ребёнок…», - говорила она.
Это рассказ – боль, рассказ – крик.
Сначала необходимо было выяснить, что такое "одиночество".
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова даёт следующее определение данному понятию: ОДИНОЧЕСТВО, а, ср. Состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве.
"Википедия" трактует данное понятие так: "Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество".
В рассказе Леры Авербах мы сталкиваемся с примером негативного одиночества, когда герой находится в добровольной изоляции от общества, живёт в своём мире, в котором ему хорошо, комфортно, где у него есть друзья - рыбы, которым он нужен.
1.3 Художественная деталь в литературных произведениях
В ходе исследовательской работы мы обратились к литературоведческим справочникам, словарям, к статьям, размещенным Википедии, и обнаружили в них несколько определений детали как художественного средства. Вот некоторые из них.
« Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т.п., несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только весь предмет (характер, пространство, время в произведении), частью которого она является, но и определяющая во многом отношение читателя к нему».
«Деталь художественная (от франц. detail — подробность, мелочь) — выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью".
Деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Детали также используются автором при создании портрета или пейзажа (портретная и пейзажная детализация), действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т.п. Зачастую художественная деталь может быть одновременно и портретной, и бытовой, и психологической.
Современные писатели для раскрытия образа героя активно используют художественную деталь. Например, цвет играет важную роль не только в понимании характера героя и той ситуации, которая описана в произведении, но и является способом отражения внутреннего состояния героя.
Насыщенность произведения художественными деталями определяется, как правило, стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения.
Пейзаж, интерьер и портрет очень выигрывают от использования детали: именно она придает индивидуальность и конкретность данной картине природы, обстановки или внешнего облика персонажа.
Роль детали сложно переоценить, так известный писатель В. Набоков писал: "Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими".
Выразительная, "счастливо найденная" деталь, считает С. Антонов, - свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали - свидетельство культуры, филологической грамотности читателя.
Отечественный литературовед и филолог Есин А. Б. в книге «Литературное произведение» выделил три больших группы художественной детали: психологические; описательные; сюжетные.
Но литературоведы выделяют еще несколько типов: пейзажные; словесные; портретные.
Функции детали также разнообразны:
Изобразительная деталь создаёт зрительный образ описываемого, придаёт индивидуальность и конкретность описываемой картине природы или внешнего облика персонажа.
Уточняющая деталь добавляет небольшие подробности факта или явления, создаёт впечатление его достоверности.
Характерологическая деталь фиксирует отдельные черты изображаемого характера. Данные детали, рассыпанные по тексту, необходимы для всесторонней характеристики объекта или для выделения её ведущей черты.
Таким образом, художественная деталь нужна писателю, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду, быт...
С помощью художественной детали писатель может одним или несколькими словами внести яркий штрих в портретное изображение человека, охарактеризовать речь персонажа, обозначить черты характера, рассказать о социальном положении, выразить свое отношение или оценку, создать нужное эмоциональное настроение у читателя.
Глава 2 Роль художественной детали в раскрытии темы одиночества в рассказе-притче В.Л. Авербах "Долин"
Изучив теоретический материал, мы обратились тексту рассказа В.Л.Авербах «Долин».
Мы считаем, что В.Л. Авербах отличает необыкновенная наблюдательность, в своём творчестве писательница придаёт огромное значение художественной детали.
При помощи мелких подробностей, отдельных штрихов В.Л.Авербах удаётся правдиво и ярко изображать характер человека, малейшие перемены его настроения, предметы, природу. Каждая подробность, каждая деталь не случайны, они необходимы ей для наиболее полного и точного выражения мысли и чувства.
В самом начале рассказа-притчи "Долин" автор знакомит читателей с героем своего произведения. Филипп Григорьевич Долин. Фамилия персонажа, на наш взгляд, "говорящая", образованная от слова "доля".
"Доля", как объясняет "Толковый словарь русского языка" под редакцией С.И.Ожегова, - "участь, судьба". " Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. " Федосюка Ю. А. предполагает, что предка Филиппа Григорьевича родители назвали Долей, желая ему счастливой доли, судьбы.
Но в рассказе Леры Авербах долю главного героя счастливой не назовёшь: он одинок, всеми забыт, никому не нужен. Портрет героя подтверждает это. "Тяжёлый, усталый взгляд из-под нахмуренных бровей , трагическая складка возле губ " - эти детали помогают понять нам, что пожилой человек устал от своей непростой жизни, он несчастлив, отвык улыбаться, радоваться.
Филипп Григорьевич замкнут, своей нелюдимостью он отпугивал от себя людей, вот почему соседи выдвигали самые разные предположения о причинах его нелюдимости. Кто-то утверждал, что он музыкант или художник, а значит, для того чтобы творить, необходимы тишина и уединение, Ланочка Чертова предполагала, что он убийца, которого мучает совесть, поэтому ему тяжело находиться среди людей. Всё это помогает нам понять, насколько человек, долгие годы живущий рядом, может быть закрыт для окружающих.
Авербах подробно описывает квартиру героя. Долин словно отгородился от людей "тяжёлыми, в чёрную крупную клетку, плотными шторами". Там, за ними, - чужой мир, а здесь, в полумраке небольшой квартиры, вся его жизнь". Шторы в чёрную клетку - важная деталь. Ведь издавна клетка олицетворяет ограничение, изоляцию. Плотность ткани, на наш взгляд, показывает, как велика преграда между героем и окружающим миром. Шторы постоянно задёрнуты, так закрыт и герой от людей.
Мы видим, что "все стены от пола до потолка были в аквариумах". Аквариумы стояли везде: в комнатах, в кухне, в ванной. В самой большой комнате стоял гигантский аквариум, сконструированный самим хозяином.
Интерьер помещения говорит нам о том, что большая часть пространства отдана рыбам, они настолько важны для Долина, что ему самому здесь практически не осталось места. Но это ему не в тягость, потому что эти рыбы-телескопы, барбусы самартинские, моллинезии, красавцы хромусы, а самое главное, рыбки породы menitana tostita были ему важнее собственного комфорта.
Автор подробно описывает это яркое царство экзотических рыб, используя всё многообразие цветовых эпитетов: красный, золотой, синеватый, лиловый, чёрный, голубой. Мы словно видим этот мир глазами Долина: вот важно проплывают "рыбы-телескопы с вытаращенными глазами синеватыми глазами и лиловыми ободками вокруг головы", "причудливые рыбы-шары с бархатно-тёмной глубокой окраской и с неожиданными красными кругами"... За стёклами аквариумов, действительно, течёт другая жизнь, интересная, яркая. И реальный мир с его невзрачным пейзажем, "серыми оборванными тучами, слякотью на улице" явно проигрывает ей.
Мы видим, что герой настолько занят своими маленькими друзьями, что совершенно забыл о себе. "Стариковский запах запущенности, вещи разбросаны, остатки невкусного ужина на столе", "куча бумаг в углу комнаты" - всё говорит о том, что хозяин не следит, как следует, ни за собой, ни за порядком в квартире. С одной стороны, Филипп Григорьевич устал от одинокой жизни: "Ах, как всё надоело!" С другой, ему некогда, ведь он "ждал Чуда... , ждал мальков одной из редчайших в мире пород menitana tostita, рыбок, которых ещё никому не удавалось вывести". И это стало целью его жизни!
Когда-то у Долина когда-то была семья. Жена ушла от него, дети выросли и разлетелись по городам, у них свои семьи, свои проблемы, им нет дела до него.
Однако, он получал от них открытки, пусть изредка, на праздники, но они были. Значит, о его существовании дети не забыли. Но какими были те открытки? "Открытки были скучными", - пишет автор. Почему скучными? Возможно, потому что писались "для галочки", ведь положено поздравлять родителей.
Для В.Л.Авербах важны даже запахи. "От открыток пахло пылью и пудрой", - уточняет писательница. Запах пыли - это запах заброшенности, ненужности, а запах пудры появляется тогда, когда нужно что-то спрятать. Возможно, за этим скрывается полное равнодушие к родному человеку, поэтому и читал он их, "не вникая в смысл, и бросал в общую кучу бумаг в углу комнаты", а не бережно хранил, как хранят послания от близких людей. Вот почему открытки расстраивали его, он "чувствовал себя старым и ... ненужным".
Хотя, думаем, виноват в своём одиночестве и сам герой, взрослые дети стали для него чужими людьми, "он даже не помнил имена всех своих внуков", тоже, на наш взгляд, немаловажная подробность.
Щемящее чувство одиночества проходило лишь тогда, когда он припадал лбом к холодному стеклу аквариума, одни лишь рыбы оставались его друзьями, он был нужен им. Ради них он пошёл в буран за рыбьим кормом, не думая о себе, собственной безопасности.
Когда же Долин очнулся через 3 недели в больнице, первая мысль была о самом дорогом для него: "А ... как же рыбы?" Здесь, в больнице, он вновь убедился в том, что этот мир для него чужой. Кругом люди, люди... Но никому нет дела до него. В.Л. Авербах, подробно описывает состояние тяжелобольного героя, словно всё происходит не с ним самим, а с кем-то другим. Автор показывает, как герой машинально блуждает по лабиринтам больничных коридоров, лестниц, пытаясь найти выход. Перед глазами всё прыгает в каком-то чудовищном калейдоскопе. Он не думает о себе, все его мысли только о рыбах.
Когда герой стоял перед дверью своей квартиры, он никак не мог решиться войти, перешагнуть порог. Эта психологическая деталь показывает, как сильно Долин боялся того, что увидит. Запах смерти лишил его последней надежды на чудо. Эпитеты "тоненький", "страшный" помогли точнее передать этот запах.
Автор точно передаёт психическое состояние своего героя. Он видит себя в центре какого-то немыслимого хоровода: кружится комната, плавает он сам, кружатся, скалясь и ухмыляясь, рыбы. Лицо Долина перекошено от ужаса: он видит страшные остекленелые глаза рыб, полные упрёка, пережить этого он не в силах, чувство вины слишком велико.
Шесть раз в финальной части рассказа В.Л. Авербах использует лексический повтор слова "глаза", рисуя фантасмагорическое кружение погибшей рыбы, стараясь донести до читателя ужас, охвативший главного героя.
Великое Чудо Превращения, которое свершилось над головой Филиппа Григорьевича, делает финал рассказа ещё более печальным.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что художественная деталь в рассказе-притче "Долин" имеет огромное значение. Описание интерьера, портрет, запахи, цвет помогли автору раскрыть образ героя, показать трагедию одинокого пожилого человека.
Заключение.
Практическая значимость исследовательской работы.
В ходе исследования нами была проделана большая работа: мы провели социологический опрос, выявляя актуальность проблемы одиночества, прочитали произведение В.Л.Авербах "Долин", проанализировали роль художественных деталей в данном рассказе. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Произведение "Долин", действительно, затрагивает одну из важнейших нравственных проблем – проблему одиночества, важную роль в раскрытии которой играет художественная деталь.
Мастерство В.Л.Авербах в использовании детали поразительно. Автору удалось создать определенное настроение рассказа, показать образ одинокого, забытого всеми пожилого человека, передать психологическое состояние героя, выразить свое отношение к изображаемому.
Считаем, что художественная деталь в притче "Долин" часто является и предметной, и бытовой, и психологической.
Рассказ В.Л.Авербах «Долин», благодаря мастерскому использованию автором художественных деталей, других средств создания образов и выражения авторской позиции, благодаря умело поднятой в нем вечной общечеловеческой проблеме, имеет удивительную силу воздействия на читателей, и его, бесспорно, можно отнести к одним из лучших произведений современной русской литературы.
Думаем, что данное исследование будет полезно школьникам, которые могут познакомиться с произведением нашей землячки В.Л. Авербах на уроках внеклассного чтения, тем более тема одиночества актуальна в подростковой среде. Учащиеся 8, 9 классов должны уметь определять тему, идею произведения, приёмы и средства раскрытия образа главного героя, роль художественных деталей.
Список литературы
1. Капитонова, Н.А. Литература России, Южный Урал: хрестоматия. 5-9 кл. – 3-е изд./ Сост. Н.А.Капитонова, Т.Н.Крохалёва, Т.В.Соловьёва. - Челябинск: Взгляд, 2007, стр.455-468.
2.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
3. Федосюк, Ю.А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь / Ю.А.Федосюк. - М.: Флинта, наука.- 2011, стр.56.
4. Титаренко, Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. - М.: Эксмо, 2013, стр. 46-47.
5. Википедия: Статья «Художественная деталь»
6. http://fb.ru/article/317970/hudojestvennaya-detal-opredelenie-klassifikatsiya-funktsii-rol-sredstva
Приложения
1.Социологический опрос.
Количество респондентов: 65 человек (учащиеся 8, 9 классов).
Вопросы социологического опроса:
1) Что такое одиночество?
2) В каком возрасте человек может чувствовать себя одиноким?
а) до 18 лет
б) c 18-25 лет
в) старше 25 лет
г) в старости
д) в любом возрасте
3) Испытывали ли вы когда-нибудь чувство одиночества?
а) да
б) нет
4)Чем опасно одиночество?
Результаты опроса:
1) Что такое одиночество? (варианты ответов)
Одиночество - это чувство, когда человека не понимают, у него нет близких и друзей, которые бы его любили и ценили.
Одиночество - это самое ужасное чувство, когда ты никому не нужен.
Одиночество - это чувство, когда у человека нет друзей, любящих родных, а если они и есть, то они забыли про него.
Когда возвращаешься в пустой дом, где тебя никто не ждёт, когда ты никому не нужен, когда нет понимания и поддержки - это одиночество.
Когда человек не хочет общаться с другими людьми или у него это не получается - это одиночество
Когда человек замкнут в себе, ни с кем не общается, и люди не хотят с ним общаться - это одиночество.
Одиночество - это свобода, можно всё обдумать, это тишина и спокойствие.
Когда на ребёнка не обращают внимание родители - это одиночество.
2) В каком возрасте человек может чувствовать себя одиноким?
а) до 18 лет (12 человек - 18%)
б) c 18-25 лет (0 человек - 0%)
в) старше 25 лет (2 человека - 3%)
г) в старости (14 человек - 22%)
д) в любом возрасте (37 человек - 57%)
Вывод: чувство одиночества может испытывать человек любого возраста.
3) Испытывали ли вы когда-нибудь чувство одиночества?
а) да (45 человек - 69%)
б) нет (20 человек - 31%)
Вывод: чувство одиночества испытывало большинство подростков.
4)Чем опасно одиночество?(варианты ответов)
1. замкнутость, оторванность от мира - 22 человека (34%)
2.психические расстройства - 12 человек (18%)
3. суицид- 18 человек (28%)
4. депрессия - 3 человека (5%)
5. потеря доверия к людям - 2 человека (3%)
6. одиночество не опасно - 2 человека (3%)
7. стресс - 1 человек (1,5%)
8. затрудняюсь ответить - 5 человек (7%)
Вывод: большинство респондентов уверено, что чувство одиночества может привести к серьёзным последствиям.
Общий вывод: проблема одиночества волнует школьников, многие из опрошенных сами испытывали это чувство. Большинство респондентов уверено, что чувствовать себя одиноким может человек любого возраста. Одиночество, по мнению ребят, пагубно влияет на человека, приводит к замкнутости, депрессии, стрессу и даже к психическим расстройствам и суицидам.
2. Цветограмма рассказа В.Л.Авербах "Долин"
Царство зелени и рыб | Реальный мир | |||||||
синеватые глаза | лиловые ободки | красные круги красноватое пятно икры | Золотые рыбки | Чёрные моллинезии | Голубые точечки | Водоросли, зелёный подводный мир | Тяжёлые, в чёрную крупную клетку, плотные шторы | Серые оборванные тучи, слякоть |
Яркий, красочный мир | Граница между мирами | Серый, невзрачный | ||||||
Чувства героя | ||||||||
Счастье Чувство одиночества проходило Покой Радость | Одиночество Ненависть "Всё надоело..." "чужой мир" |
3. Художественная деталь в рассказе-притче В.Л.Авербах "Долин"
Вид детализации | Примеры из рассказа |
цветовая | Серые тучи, светло-зелёные джунгли, рыбы-телескопы с вытаращенными глазами синеватыми глазами и лиловыми ободками вокруг головы", причудливые рыбы-шары с бархатно-тёмной глубокой окраской и с неожиданными красными кругами"... |
портретная | Тяжёлый, усталый взгляд из-под нахмуренных бровей, трагическая складка у рта. Спина его больше сутулилась, морщины стали рельефнее, под глазами легли тени. |
пейзажная | Серые тучи, слякоть на улице. |
интерьер | Аквариумы. Тяжёлые, в чёрную клетку, плотные шторы. Куча бумаг в углу комнаты. Вещи разбросаны, остатки невкусного ужина на столе. |
запах | Запах запущенности. Запах пыли и пудры. Запах смерти. |
предметная | Икра рыбки породы menitana tostita. Открытки от детей. |
3 загадки Солнечной системы
Самодельный телефон
Ёжикина Радость
Мать-и-мачеха
Подарок