Актуальность проблемы обусловлена тем, что данный вопрос мало изучен. Русские лингвисты, в основном, основательно исследовали простые предложения, традиционно типичные для авторского повествования. Предметом исследования являются бессоюзные сложные предложения. Объектом исследования являются рассказы А. П. Чехова.
Вложение | Размер |
---|---|
melnikova.docx | 899.49 КБ |
Использование бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова
Цель: Исследовать роль бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова, частотность и цель их употребления.
Задачи: самостоятельно изучить бессоюзные сложные предложения; прочитать рассказы А. П. Чехова; проанализировать употребление БСП в рассказах А. П. Чехова; методы исследования; самостоятельное изучение нового материала; анализ литературы; сравнение; систематизация; обобщение.
Предметом исследования являются бессоюзные сложные предложения.
Объектом исследования являются рассказы А. П. Чехова.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что данный вопрос мало изучен. Русские лингвисты, в основном, основательно исследовали простые предложения, традиционно типичные для авторского повествования.
Кто не знает слов Чехова, ставших крылатым выражением: «Краткость – сестра таланта»? Он говорил также с гордостью: «Умею коротко говорить о сложных вещах», «Искусство писать – это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко», «Чем теснее, чем компактнее, тем выразительнее и ярче». Действительно, чеховская проза является образцом сжатости и лаконизма. Работая в основном над «малым» жанром, т. е. рассказом, Чехов не мог позволить себе подробного описания событий жизни своих героев. В его рассказах проходит не день за днем, а год за годом.
Жанр рассказа – малой формы эпических произведений – Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России.
Бессоюзные сложные предложения достаточно активны в творческом наследии «позднего» Чехова. Для исследования я отобрала 600 предложений из рассказов 1899 – 1903г. и выявила, что из них доля БСП – 92 предложения, что составляет 15%
Отобранные для анализа БСП я классифицировала по значению.
Исследуя язык Чехова с точки зрения синтаксиса, я пришла к выводам, что лаконичность, краткость его речи выражена и через используемые им синтаксические единицы. В его рассказах преобладают простые, простые осложненные предложения; неполные предложения (в диалогах героев), сложные бессоюзные предложения.
Но, говоря не только о приспособленцах и обывателях, мертвых и омертвевших душах, а о героях, которые противостоят им, о героях, которые стремятся вырваться из этого омута, мы видим и сложные синтаксические конструкции.
В рассказах А. П. Чехова употребляются разнообразные виды предложений. Бессоюзные сложные предложения – типичные конструкции в авторском повествовании «позднего» Чехова.
Использование БСП – 15 % от общего числа анализируемых (92 предложения из 600).
Использование БСП в составе усложненных синтаксических конструкций составило 13% (80 предложений из 600, взятых для анализа).
В чеховских БСП выражается широкий диапазон смысловых отношений между компонентами в составе конструкций. Наиболее активны предложения с причинно-следственными, противительными, уступительными, присоединительными и временными отношениями.
Идейную канву рассказа А. П. Чехов передает не только лексическими средствами. Авторская речь отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.
Список использованной литературы:
1. Агеносов В.В. Современная школьная энциклопедия – М., ОЛМА Медиа Групп, 2010
2. Баранов М.Т. Русский язык справочные материалы – М., Просвещение, 1988
3. Бурдина И.Ю. Чехов. Рассказы: анализ текста, основное содержание, сочинение – М.,
Дрофа 2004
4. Винокур Г.О. Язык художественной литературы. Язык писателя – М., 1959
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку – М., АЙРЕС – пресс, 2005
6.Фогелььсон И.А. Литература учит – М., Просвещение, 1990
7. Чехов А.П. Рассказы, повести – М., Дрофа
7. Интернет – ресурсы
Использование бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова
Цель: Исследовать роль бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова, частотность и цель их употребления.
Задачи:
Методы исследования:
Предметом исследования являются бессоюзные сложные предложения.
Объектом исследования являются рассказы А. П. Чехова
Актуальность проблемы обусловлена тем, что данный вопрос мало изучен. Русские лингвисты, в основном, основательно исследовали простые предложения, традиционно типичные для авторского повествования.
Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, в которых простые предложения объединены без союзов и союзных слов. Средства их связи – содержание и интонация.
Бессоюзие – это не просто отсутствие союзов; это мобилизация других средств связи – интонации, лексических показателей и др.
Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.
В сложных бессоюзных предложениях роль знаков препинания более важна, чем в союзных; знаки более разнообразны, правила их употребления более сложны.
Кто не знает слов Чехова, ставших крылатым выражением: «Краткость – сестра таланта»? Он говорил также с гордостью: «Умею коротко говорить о сложных вещах», «Искусство писать – это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко», «Чем теснее, чем компактнее, тем выразительнее и ярче». Действительно, чеховская проза является образцом сжатости и лаконизма. Работая в основном над «малым» жанром, т. е. рассказом, Чехов не мог позволить себе подробного описания событий жизни своих героев. В его рассказах проходит не день за днем, а год за годом.
Жанр рассказа – малой формы эпических произведений – Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России.
Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадаться сам. Как этого достигает А. П. Чехов?
В своих ранних рассказах А. П. Чехов доводит до карикатуры образ своего «маленького человека». Страстью пресмыкаться перед высоким начальством заражены герои рассказов «Толстый и тонкий» и « Хамелеон», в которых представлено добровольное холопство, выраженное в речи персонажей.
В рассказах «Хирургия» и «Злоумышленник» с помощью языковых средств создаются образы чеховских типов. Это тонкая ирония, языковая игра, стилизация.
В более поздних рассказах Чехов, имея диплом земского врача, ставит своим героям диагноз – пошлость.
Расцвет творчества приходится на 1890 – 1900 годы. В рассказах этой поры писатель воссоздает мир провинциальной России – от помещиков и чиновников до крестьян и бродяг. В центре его внимания – средний человек, русский интеллигент, прозябающий в жизненной рутине. Так в рассказе «Человек в футляре» образ воображаемого футляра расширяется до значения символа бездуховности, равнодушия и пошлости.
Об изменениях, которые происходят с чеховскими героями на разных этапах жизни, мы обычно узнаем по отдельным деталям, которые соотносятся между собой без обстоятельных авторских характеристик. Так, в рассказе «Ионыч» об одновременном обогащении и духовном обнищании героя дается знать несколькими штрихами, изображающими его в пути: сначала Старцев ходит пешком, затем он ездит на паре лошадей с кучером, а в последних главах – на тройке с бубенчиками. Это жизненные рубежи героя. Той же цели служат скупые упоминания о службе героя. Вот два выразительных определения к характеристике слова «практика»: в четвертой главе – «большая», в пятой – «громадная».
Все, что происходит с героями Чехова, не поражает новизной. Но нас волнует то главное, что связывает между собой все события в рассказах, - мысль о том, в чем заключается истинная ценность человека.
Бессоюзные сложные предложения достаточно активны в творческом наследии «позднего» Чехова. Для исследования я отобрала 600 предложений из рассказов 1899 – 1903г. и выявила, что из них доля БСП – 92 предложения, что составляет 15% .
Отобранные для анализа БСП я классифицировала по значению.
I. Большую часть БСП представляют предложения, которые выражают одновременность и последовательность событий, а также статичность в описании.
1. «Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой». – «Невеста»
2. «Дети ему надоели, банк надоел, не хотелось никуда идти, ни о чем говорить». – «Дама с собачкой»
3. «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Солнце зайдет, и землю окутает мгла; дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкою грудью…» - «Степь»
4. «Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго». – «О любви»
5. «Ножи стучат, посуда звенит, масло шипит». – «Свадьба»
6. «Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло». – «Крыжовник»
7. «Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду глядело неприветливо, уныло, не хотелось в самом деле работать». – «Невеста»
Сказуемые в таких предложениях чаще всего выражаются глаголами одного и того же вида и времени. Обычно простые предложения в таких случаях отделяются запятой, если предложения более не распространены.
II. Значение причины и пояснения выражено в следующих БСП:
1. «Я несчастлив: каждый день гости». – «О любви»
2. «Ему что-то нездоровилось: дыхание было горячее и тяжкое, ослабели ноги, тянуло к питью». -«Скрипка Ротшильда»
3. «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося». – «О любви»
В таких предложениях между частями БСП ставится двоеточие.
III.Смысловые отношения между частями выражают неожиданное присоединение (и вдруг, и сразу); вывод, результат, следствие.
1. «Игнат спустил курок – ружье дало осечку». – «Белолобый»
2. «Телега сильно накренилась – сейчас упадет; на ноги Марьи Васильевны навалилось что-то тяжелое – это ее покупки». – «На подводе»
В данных случаях между частями БСП ставится тире.
IV. Употребление БСП в составе сложных синтаксических конструкций.
Усложненные синтаксические конструкции составляют 13% (80 предложений из 600, взятых для анализа). Это предложения с разными видами сочинительной и подчинительной связи. Они образуют стройную в смысловом и интонационном отношениях законченную единицу речи. 1. «Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что – то шло впереди, и даже слышны были мерные шаги». - «Белолобый»
2. «Несколько раз пробует он лечь, но ничего у него не выходит: мешает удушье». - «Гусев»
3. «Теперь уж я не нужен ей, она выпорхнет, и я останусь один». - «Моя жизнь»
4. «Было немного сыро, слегка покачивало, и дамы ушли к себе в каюты». - «Ариадна»
5. «Уже унесли, но все еще в воздухе держался этот приятный, сладковатый запах» - «В родном углу»
6. «Яншин думал еще об одном обстоятельстве: в прошлую ночь жена Леночка объявила ему, что она беременна». - «Расстройство компенсации»
7. «Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, ему стало неловко». - «Ионыч»
8. «Немножко жутко, а взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль потерять хоть одно мгновение жизни». – «Степь»
9. «Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою». – «Степь»
10. «Но, когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный, пронизывающий ветер, все смолкло». - «Студент»
Знаки препинания в таких предложениях ставятся так же, как и в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Заключение
Исследуя язык Чехова с точки зрения синтаксиса, я пришла к выводам, что лаконичность, краткость его речи выражена и через используемые им синтаксические единицы. В его рассказах преобладают простые, простые осложненные предложения; неполные предложения (в диалогах героев), сложные бессоюзные предложения.
Но, говоря не только о приспособленцах и обывателях, мертвых и омертвевших душах, а о героях, которые противостоят им, о героях, которые стремятся вырваться из этого омута, мы видим и сложные синтаксические конструкции.
В рассказах А. П. Чехова употребляются разнообразные виды предложений. Бессоюзные сложные предложения – типичные конструкции в авторском повествовании «позднего» Чехова.
Использование БСП – 15 % от общего числа анализируемых (92 предложения из 600).
Использование БСП в составе усложненных синтаксических конструкций составило 13% (80 предложений из 600, взятых для анализа).
В чеховских БСП выражается широкий диапазон смысловых отношений между компонентами в составе конструкций. Наиболее активны предложения с причинно-следственными, противительными, уступительными, присоединительными и временными отношениями.
Идейную канву рассказа А. П. Чехов передает не только лексическими средствами. Авторская речь отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.
Список использованной литературы:
1. Агеносов В.В. Современная школьная энциклопедия – М., ОЛМА Медиа Групп, 2010
2. Баранов М.Т. Русский язык справочные материалы – М., Просвещение, 1988
3. Бурдина И.Ю. Чехов. Рассказы: анализ текста, основное содержание, сочинение – М.,
Дрофа 2004
4. Винокур Г.О. Язык художественной литературы. Язык писателя – М., 1959
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку – М., АЙРЕС – пресс, 2005
6.Фогелььсон И.А. Литература учит – М., Просвещение, 1990
7. Чехов А.П. Рассказы, повести – М., Дрофа
7. Интернет – ресурсы
Усатый нянь
Волшебная фортепианная музыка
Девочка-Снегурочка
Ель
Две снежинки