В исследовательской работе рассмотрена история заселения казаками юга дальневосточных земель на рубеже XIX-XX вв.
Особенность работы в том, что она дает возможность проследить на судьбе отдельных людей историю родного края и даже целого государства. Автором воссоздаются картины жизни казаков-переселенцев: как обустраивали они свой быт, как сложились их судьбы, когда и при каких условиях приехали на дальневосточные земли. Те факты, которые будут представлены в работе, являются частью истории нашей страны.
Подтверждением истинности событий тех лет является использование исторических документов, справочных источников информации, фотографий из семейного архива, раскрывающих роль казаков, членов семей Бурдинских и Алексеевых, в заселении, освоении дальневосточных земель и организации охраны государственной границы.
По завершении работы сделан вывод: казачье население сыграло особую роль в заселении, освоении и организации обороны Дальневосточной земли; переселенные на Амур и Уссури казаки продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям, были вынуждены вести хозяйство в непривычных условиях, смогли сохранить и распространить религию, защитить свою мораль, выполнять различные повинности и нести службу по охране границ, тем самым отстояв рубежи нашей Родины и сыграв значительную роль в развитии и укреплении хозяйственной деятельности на Дальнем Востоке.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_o_chem_rasskazala_staraya_fotografiya.docx | 563 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Могилевка
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Районная краеведческая конференция
«Мое Отечество»
Номинация «Дом, который стал родным»
Направление «Связь поколений»
Исследовательская работа на тему:
«О чём рассказала старая фотография»
Автор: Ревоненко Екатерина Максимовна,
учащаяся 8 класса МБОУ СОШ с. Могилёвка
Руководитель: Савина Зинфира Фаиловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Могилёвка
Телефон: 8 962 678 23 36
р.п. Переяславка
2016
Аннотация
В исследовательской работе рассмотрена история заселения казаками юга дальневосточных земель на рубеже XIX-XX вв.
Особенность работы в том, что она дает возможность проследить на судьбе отдельных людей историю родного края и даже целого государства. Автором воссоздаются картины жизни казаков-переселенцев: как обустраивали они свой быт, как сложились их судьбы, когда и при каких условиях приехали на дальневосточные земли. Те факты, которые будут представлены в работе, являются частью истории нашей страны.
Подтверждением истинности событий тех лет является использование исторических документов, справочных источников информации, фотографий из семейного архива, раскрывающих роль казаков, членов семей Бурдинских и Алексеевых, в заселении, освоении дальневосточных земель и организации охраны государственной границы.
По завершении работы сделан вывод: казачье население сыграло особую роль в заселении, освоении и организации обороны Дальневосточной земли; переселенные на Амур и Уссури казаки продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям, были вынуждены вести хозяйство в непривычных условиях, смогли сохранить и распространить религию, защитить свою мораль, выполнять различные повинности и нести службу по охране границ, тем самым отстояв рубежи нашей Родины и сыграв значительную роль в развитии и укреплении хозяйственной деятельности на Дальнем Востоке.
Объём работы составляет 12 страниц, приложение – 7 страниц.
Результаты исследовательской работы можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях.
План
Меня всегда интересовало прошлое. Прошлое страны, в которой я живу, прошлое моего края, родного села, близких. У каждого человека две Родины – большая и малая. Моя малая Родина – это мой район, это родное село, место, где я родилась и выросла. Район имени Лазо – благодатная и гостеприимная земля. Много есть в нем сел и поселков – больших и маленьких, но ни один из них не может сравниться с моим родным селом Могилевкой: небольшой, утопающей весной и летом в цветах, а зимой в снегу, с селом, имеющим интересную богатую историю, тесно переплетённую с историей нашей страны.
Так сложилось исторически, в Могилевке в настоящее время проживают потомки казаков-переселенцев. Наше село самобытно, в нём сохранены и чтятся традиции предков-казаков. Здесь базируется и осуществляет свою деятельность Хуторское казачье общество «Казачий хутор Могилёвский», атаманом которого является Игорь Евгеньевич Колосов (Приложение 1). Здесь проживают и многие казаки казачьего общества «Уссурийская первая конная сотня», базирующегося в п. Переяславка, атаманом которого является Клочков Олег Анатольевич. Работает коллектив казачьей песни «Станичники», в состав которого входит разновозрастная категория людей от 8 до 70 лет (Приложение 2). А ещё мое любимое село славится своими жителями, имеющими богатые семейные истории, которые тесно переплетены с историей моей большой Родины.
Для своей исследовательской работы я выбрала тему «О чём рассказала старая фотография»: на примере семьи моих односельчан, основываясь на рассказы участников тех далеких лет и их потомков, попыталась выяснить, какую же роль сыграло казачество в освоении юга дальневосточных земель на рубеже XIX – XX вв.
Считаю эту тему очень актуальной и своевременной, так как в настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества. Надеясь обрести нравственное здоровье русского народа, сегодня мы вновь обращаемся к народному опыту русских крестьян, в том числе казаков, которые долгие годы обеспечивали жизнедеятельность и жизнеспособность нашего народа.
Интерес к истории казачества не ослабевает, свидетельством тому служит вновь образованное в 1991 году Уссурийское казачье войско с целью «исторического и духовного возрождения самобытной этнической культуры».
Цель работы: выявить роль казачества в освоении юга дальневосточных земель на рубеже XIX – XX вв.
Исходя из заданной цели, я поставила перед собой ряд задач:
Объектом исследования выступает история семьи Алексеевых и Бурдинских, предметом – заселение казаками юга дальневосточных земель на рубеже XIX – XX вв., а так же жизнь казаков-переселенцев на новом месте.
Методы исследования: изучение семейных архивов, беседы с родственниками, анализ интернет-ресурсов, сопоставление полученных фактов биографии Бурдинских и Алексеевых с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
Казачье заселение юга Дальнего Востока
Во второй половине XIX века остро стоял вопрос о присоединении Приамурья к России. Вопрос был обусловлен как торгово-экономическими интересами Российской империи, так и военно-политической обстановкой в Тихоокеанском регионе. Англия, Франция и США не скрывали своих намерений сделать территорию Дальнего Востока своей сферой влияния. Отсюда появилась острая необходимость укрепления позиций России в данном регионе. В связи с этим правительством Российской империи был проведен ряд мероприятий по укреплению обороноспособности Дальневосточных территорий.
Так в 1858 году разрешился вопрос о принадлежности левого берега Амура. По Айгуньскому договору 1858 г. эта территория признавалась собственностью России. Этот договор был подтвержден Пекинским договором 1860 г. Чтобы сохранить свои азиатские территории, было принято решение обеспечить территорию Приамурья населением, способным отстоять регион в случае военных действий и экономически развивать его в мирное время. Для этой цели решили использовать традиционное средство территориальной колонизации – казачество.
В 1851 г. по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева и царскому указу Николая I было сформировано Забайкальское казачье войско, достигшее к 1854 г. численности около 50 тысяч человек. В 1854-1856 гг. было организовано три сплава войск казаков из Восточного Забайкалья по рекам Шилка, а затем Амуру до Николаевска. Казачье переселение преследовало две цели:
1 июня 1860 года было утверждено Положение об Амурском казачьем войске. В нем определялась структура, обязанности казаков и другие важные для войска вопросы. 17 февраля 1861 года Императором Николаем II было пожаловано знамя Амурского казачьего войска.
С 1858 года начинается заселение реки Уссури семьями забайкальских казаков, послужившими основанием нынешнего Уссурийского Войска. (Приложение 3,4). Переселение казаков на Уссури было сопряжено с невероятными препятствиями, так как им приходилось передвигаться на плотах и лодках со всем домашним скарбом, а скот гнать берегом, покрытым то непроходимой тайгой, то дикими неприступными скалами, то вязкими болотами. Те лишения, которые выпали на долю переселенцев, были настолько велики, что рассказы стариков-очевидцев легче принять за легендарные вымыслы, чем за свершившиеся факты. 1 июля 1858 года прибыли на Уссури первые переселенцы в числе 54 семей, которые обосновались при устье этой реки, образовав три поселка: Корсаковский, Казакевичевский и Невельской (Приложение 5,6).
В 1858 – 1862 годы на берегах Уссури казаками были основаны 29 станиц и поселков: в 1858 г. – 3 (Казакевичевский, Невельской, Корсаковский), в 1859 г. – 17 (ст. Козловская, поселки: Видный, Кедровский, Венюковский, Лончаковский, Княжевский, Красноярский, Ильинский, Верхне-Никольский, Верхне-Михайловский, Буссе, Графский, Дьяченково, Киселева, Будогосского, Лопатинский станок, Крутобережный станок); в 1860 – 5 (Трех-Святительский, Шереметьевский, Нижне-Михайловский, Пешкова, Нижне-Никольский); в 1862 г. – 4 (Кукелевский, Васильевский, Покровский, Зарубинский).
Одна из главных обязанностей казаков – охрана дальневосточных рубежей. Они были обязаны нести патрульную службу вдоль границы. Помимо этого они несли и другие обязанности. Срок службы составлял 30 лет: 20 полевой и 10 внутренней. Казаки также служили в Амурской флотилии, созданной для охраны рек Амура, Уссури, Шилки.
Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали и в Русско-японской 1904 – 05 гг., и в Гражданской, и в Первой и Второй мировых войнах. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков была использована и при решении острых внутренних и внешних социальных конфликтов: конный полк Амурских казаков в 1900 году участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания («Боксерского восстания») в Китае, в 1905—1906 гг. в подавлении беспорядков на Дальнем Востоке.
Так происходило заселение казаками дальневосточных рубежей нашей родины и оборона государственной границы.
Неожиданно для меня эти сухие страницы истории моего Отечества ожили в судьбах моих земляков.
Мое заочное знакомство с семьёй Алексеевых началось с фотографии, которой более 100 лет (Приложение 7). С неё смотрят на нас люди, давно завершившие свои земные дела – Агрофена Павловна и Иосип Алексеевич, муж и жена, потомственные казаки, представители двух родов: Бурдинских и Алексеевых. Фотографию я увидела в школьном музее, а уже потом в старом альбоме Грищенко Галины Иосиповны, дочери Аграфены и Иосипа Алексеевых, ныне здравствующей и живущей в селе Могилевка.
О скольких волнующих событиях и непростых судьбах людей, тесно переплетённых с историей Отечества, может рассказать старая фотография!
Агрофена Павловна Алексеева, в девичестве Бурдинская, родом из Хопёровки (ныне – Красная речка), внучка одного из первых поселенцев станицы Корсаковская забайкальского казака Григория Николаевича Бурдинского и его жены Елены Леонтьевны.
Бурдинские – один из древнейших родов Забайкалья и Дальнего Востока. Поиски ответа на вопрос – Откуда и когда появились Бурдинские в Забайкалье? – привели к поискам родословных корней фамилии Бурдинских. И вот, что я выяснила. В 1700 или 1701 году один из противников гетмана Мазепы прибыл в ссылку в Нерчинский горный округ. В числе челяди ссыльного пана были братья Федор и Фрол Бурдинские. Старшего – Федора, пан женил на невесте из бурятского рода, кочующего в низовьях реки Ohоh, заплатив за нее калым. А Фрол остался бобылем. От Федора пошел род Бурдинских, который поселился на левом берегу реки Ингоды, в нижнем ее течении, основав селение Завитинское.
Таким образом, именно потомки Федора Бурдинского, став в 1851 году казаками Забайкальского казачьего войска, принимали деятельное участие в заселении берегов Амура и Уссури. В истории этой семьи тесно переплелись счастье и горе, радости и беды, война и мир.
Отец Агрофены Павловны – казак Уссурийского полубатальона, Павел Григорьевич Бурдинский родился в 1870 году (Приложение 8). Его родители в числе 18 семей забайкальских казаков основали в 1858 году станицу Корсаковскую. Они приплыли на Уссури с 5-м Шилкинским сплавом из казачьей деревни Завитинской в составе 10-го пешего казачьего батальона Забайкальского казачьего войска.
Галина Иосифовна вспоминает, что её дед Павел Григорьевич Бурдинский носил серьгу в левом ухе. Это старая казачья традиция: серьга в левом ухе означала, что данный казак единственный сын в семье, в правом ухе – что он последний мужчина в роду, серьги в обоих ушах – единственный ребенок у родителей. Поэтому командиры знали, кого нужно поберечь в бою.
У Павла Григорьевича и Анны Германовны Бурдинских семья, по тогдашним понятиям, не была большой. Трое сыновей и четыре дочери. Бывали семьи и с большим числом детей. Первой родилась в 1890 году дочь Домна, а через год появился Григорий. Агрофена младше своей сестры Домны на 5 лет (Приложение 9).
Интересна история появления в семье Павла и Анны Бурдинских приемного сына Константина. А началась она в 1905 году на Хабаровском Нижнем базаре, который располагался рядом с пристанью (нынешнем Уссурийском бульваре), к которой то и дело приставали и отчаливали амурские речные пароходы. С одного из них на берег ссадили ребенка лет пяти-шести. Кто он и откуда и как здесь оказался, кто его родители и куда они делись, никто не знал. Сколько дней он бродяжничал и как оказался оборванным, грязным и голодным на рынке, сказать трудно. Таким его, устало бродившим, робко просящим милостыню, увидала Домна Бурдинская, приехавшая с родителями на базар. Мальчик жадно смотрел на еду и робко протягивал ручонки, прося кусочек хлеба. Домна достала из телеги узел с провизией и протянула ему домашний пирог. Мальчишка схватил его и сделал попытку юркнуть в укромный уголок, но не тут-то было. Мигом образовалась толпа беспризорников и вырвала у него еду. Да еще и тумаков надавали. Увидев такую несправедливость, Домна ринулась в самую гущу свалки и выхватила мальчишку из толпы. Кое-кто пытался с ней вступить в драку, но они не знали, с кем связались.
В родном поселке Корсаковском, откуда она приехала, кулаки Домны все драчуны хорошо знали. И держались от нее подальше. Вот и здесь она с блеском продемонстрировала свое умение драться, защищая слабого. Эту сцену наблюдали родители Домны. На расспросы мальчишка отвечал, что отец его Ваня, а зовут его Костя. Больше он о себе ничего сказать не мог. Так Костя, Ванин сын, оказался в семье Павла Григорьевича и Анны Германовны Бурдинских. У них к тому времени было шесть детей, старшая из которых – Домна – стала крестной матерью Константина Ивановича, получившего при крещении фамилию Бурдинского. Последним ребенком в семье в 1910 году родилась Лидия Павловна.
Судьбы Агрофены Павловны, ее родителей, братьев и сестер неотделимы от судьбы нашего народа, судьбы нашей Родины.
Отец Павел Григорьевич воевал в Русско-японской войне. Брат Григорий Павлович воевал на Румынском фронте в Первую мировую. Приемный брат Константин – в армии Колчака (Приложение 10). В 1919 году колчаковская власть, несмотря на его маленький рост (150 см), поставила 19-летнего Костю Бурдинского в строй и направила служить в крепость Владивосток, но с падением Колчака он вернулся в Корсаково и в 1920 году женился. Но о его жизни и судьбе – это уже другая история.
Остальным братьям и сестрам в виду их малолетства не довелось быть активными участниками тех событий. Им еще предстояло прожить 30-е годы и стать защитниками Родины в Великой Отечественной войне.
Исключение составляет сестра Анна Павловна. Она во время волочаевских боев служила писарем в штабе одного из полков Дальневосточной армии, расквартированных в казармах, сохранившихся до настоящего времени на Красной Речке. Со штабом полка, она в весеннюю распутицу 1922 года переправилась через Уссури и ушла в эмиграцию, в Маньчжурию. Там ее следы теряются...
А вот брату Ивану, старшим детям и старшим племянникам довелось хлебнуть фронтового лиха на полях боев Великой Отечественной войны. Имена Петра и Ивана Алексеевых высечены на памятнике в с. Черняево, посвященном односельчанам-участникам Великой Отечественной войны. Брат Агрофены, Иван Павлович провоевав всю войну, пропал без вести в 1944 году. Третий брат, Алексей, был инвалидом и умер в 1942 году.
По неписаным законам в казачьих семьях братья и сестры женились и выходили замуж по старшинству. В семье Павла Григорьевича Бурдинского в невестах засиделась старшая дочь Домна Павловна. Ей и свадебное платье пошили, и приданое приготовили, сложив все в сундук, а женихи обходили их дом седьмой дорогой. Хотя Бог ей дал и красоту, и стать, и умение вести хозяйство, и умение лечить людей и скотину какими-то только ей известными травами. За это Домну с малых лет звали в поселке «Колдовкой». Ее характер и самобытный ум были главной причиной затянувшегося пребывания в невестах Домны Павловны. Она была сильным, волевым человеком. Своей энергией Домна заряжала всех. Не умевшая лгать, она не была гибкой и покладистой. Острого языка Домны боялись не только все поселковые женихи, но и их родители и старались с ней не связываться.
Однажды зимним вечером остановились в Корсаковском поселке на ночлег несколько возчиков, следующих обозом с хабаровского базара. Дело обычное. В те времена, по замерзшей Уссури часто ездили из различных селений в Хабаровск на базар. И в каждой станице, в каждом поселке путников принимали как дорогих гостей. Так было и в этот раз. А утром в доме Бурдинских хватились, где же Агрофена? А Агрофена была уже в селе Черняевском. Ее ночью украл остановившийся на ночлег казак Иосип Алексеев. Так вот случались свадьбы в старину. А кража невест была традицией у казаков. Выйдя замуж раньше Домны, которая была старше ее на 5 лет, Агрофена нарушила традицию. Не устояла красавица Агрофена перед Иосипом – красивым, высоким, статным казаком, на которого всегда засматривались девушки, любили братьев Алексеевых Иосипа и Павла односельчане (Приложение 11). Родителям Агрофены ничего не оставалось, как благословить молодых и отвезти в Черняево сундуки с приданым дочери.
Поженившись, душа в душу прожили всю свою жизнь Иосип и Агрофена в селе Черняево. Родилось у них пятеро детей (Спиря, Клава, Шура, Алексей, Галина – самая младшая). Семья была из числа зажиточных. Построили большой добротный дом, амбар, дворовые постройки. «С детства помню, – вспоминает Галина Иосиповна, – дом был высокий, крепкий, светлый, окна большие с резными наличниками. Сильно отличался от жилищ переселенцев-белорусов, чьи дома были очень низкие, с маленькими окнами». Занимались земледелием, держали скотину, лошадей, заготавливали соленья, рыбу. Девушки семьи Алексеевых носили бархатные сарафаны, широкие ремни, что тоже говорило о достатке семьи.
Начинал Иосип службу в Уссурийском казачестве. В с.Черняево была пригранично-казачья комендатура, казаки занимались охраной русско-китайской границы. В те времена каждое казачье войско выделяло по сотне казаков в личную охрану царя, в 1912 году Иосип Алексеев в числе сотни от Уссурийского войска был призван на службу в г. Санкт-Петербург в лейб-гвардию. Служил 3 года в личной охране царя Николая II (Приложение 12). Когда началась I мировая война, служил в Венгрии. После февральской революции 1917 года был демобилизован и вернулся вместе со своим конем домой. Жизненный путь Иосипа Алексеевича завершился в 53-летнем возрасте.
Галина Иосиповна Грищенко – самая младшая дочь Иосипа и Агрофены Алексеевых в настоящее время проживает в селе Могилевка. Ей 88 лет, иногда она просит своих детей свозить её в Черняево. Родительского дома давно уже нет, на его месте располагается Черняевский дом-интернат для престарелых и инвалидов, но сохранились деревья, посаженные семьей Алексеевых. Здороваясь с ними как с живыми свидетелями жизни её родителей, братьев и сестёр, она приговаривает: «Здравствуй дом родной, земелюшка родная! Приехала домой». И вспоминает, как любила петь сестра Шура песню «Клен во дворе растет».
Агрофена Павловна и Иосип Алексеевич ушли давно. Но они остались. Остались в благодарной памяти их детей, внуков и племянников, а сегодня уже их внуков и правнуков, живущих в г. Хабаровске, на Красной речке, в селах Черняево и Могилевка, которые носят фамилии Алексеевых, Бурдинских, Грищенко, Танцура, Дроздовы, Куница, Андроненко, Степановых, Китовых, Севастьяновых, Бордюковых, Колязиных.
Очень полезно иногда окунуться в прошлое – отдать дань уважения нашим предкам, протоптавшим первые тропы там, где сейчас мы живем, тем, кто брал в руки топор, чтобы срубить здесь свои жилища и выходил на охрану границы. И стоят на нашей лазовской земле, как внуки первых казачьих постов, Черняево, Невельское, Аргунское, Киинск.
Исследуя данную тему, я изучила документальные материалы, познакомилась с воспоминаниями казаков-переселенцев, исследовала архивы школьного и краеведческого музея района имени Лазо, архивы семей Алексеевых и Бурдинских, сопоставила рассказы Галины Иосиповны Грищенко, её дочери Натальи и сына Алексея с монографическими данными и пришла к следующим выводам.
Казачье население сыграло особую роль в заселении, освоении и организации обороны Дальневосточной земли. Переселенные на Амур и Уссури казаки продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Переселенцы сталкивались с большими трудностями, прежде чем новая территория стала пригодной к жизни. Казаки были вынуждены вести хозяйство в непривычных условиях, выполнять различные повинности и нести службу по охране границ. С чем они прекрасно справились, тем самым отстояв рубежи нашей Родины и сыграв значительную роль в развитии и укреплении хозяйственной деятельности на Дальнем Востоке.
Казакам удалось наладить хозяйство, на полученных территориях росла пшеница, овес, гречиха, конопля, картофель, ячмень. Строились пасеки, разводились лошади, крупный и мелкий рогатый скот. Переселенцы сумели обустроить быт и создать свою неповторимую культуру. С самого прибытия в край казаки начали основывать поселения, многие из которых существуют и сегодня. Так в этих непростых условиях казакам удалось крепко «стать на ноги» на этой территории, сохранить и распространить религию, защитить свою мораль.
О казаках прекрасно сказал Павел Федорович Унтербергер, первый Наказной Атаман Уссурийского казачьего Войска: “Уссурийский казак, не щадя здоровья и жизни, – так как многие из них сошли преждевременно в могилу – с честью и славою вынес на своих плечах колонизацию пустынной реки Уссури и тем оправдал надежды, возложенные на него графом Муравьевым-Амурским”. Вынеся тяжелые испытания, казаки стали первыми приморскими россиянами, они заслужили право считать дальневосточную землю своей родной землей. А теперь и мы, их потомки, с гордостью вспоминаем об их подвиге, который действительно имеет огромное значение, ведь эти люди подарили нам наш родной край.
1. Бахрушин С.В. Казаки на Амуре. Л., 1925
2. Иванов С.К. Краткая история Амурского казачьего войска. Благовещенск, 1912.
3. Логиновский К.Д. Материалы и этнография забайкальских казаков. Владивосток, 1904.
4. Савицкий А.Ю. Краткий исторический очерк Уссурийского казачьего войска. Хабаровск, 1908.
5. Сергеев О. И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XX вв. – М .,1983.
6. Материалы школьного музея.
7. Воспоминания Грищенко Галины Иосиповны.
8. Семейные архивы Алексеевых и Бурдинских.
9. Газета «Молодой дальневосточник» № 15, 15 – 22 апреля 2015 г.
10. Интернет-ресурсы:
http://chita.bezformata.ru/listnews/burdinskie-v-zabajkale/42883912
http://www.zemlya-chita.com/?num=275&it=5475
http://www.zemlya-chita.com/?num=243&it=4822
.
11. Братья Алексеевы, слева направо Иосип Алексеевич и Павел Алексеевич
Разлука
Басня "Две подруги"
Свинья под дубом
Рождественский венок
Валентин Берестов. Аист и соловей