Символизм как отражение мира М.Врубеля и А.Блока. Работа заняла 1 место в муниципальном туре Всероссийского конкурса сочинений.
Вложение | Размер |
---|---|
tashkinova_polina_sochinenie_vrubel_blok_iskusstvo.docx | 17.03 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа « Средняя общеобразовательная школа-
Лицей № 4 «Интеллект»
Всероссийский конкурс сочинений 2017
тематическое направление « Искусство есть посредник того, что нельзя высказать…»
тема сочинения: «Синий призрак, земное чудо…»
жанр: эссе
автор: Ташкинова Полина Евгеньевна,
11 класс
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…
И. А. Бунин
Душа безгранична лишь у того, кто её развивает, открывая новые горизонты этого мира. Искусство же воспитывает в человеке человека, делает его способным видеть красоту внешнюю и внутреннюю, оно дает начало духовному становлению, ведь искусство можно только чувствовать. Я в этом абсолютно убеждаюсь, смотря на полотна Врубеля. Испытываю восторг! Эти тона, эти блики, эта скульптурная точность! Такое же чувство абсолютнейшего восторга я ощущаю, когда я слышу необычайно музыкальные, чарующие, такие знакомые, но каждый раз звучащие по-новому блоковские строки: «И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу…».
Души творцов искусства – особые души. Художники и поэты – особые мастера. Живописец не тот, кто просто пишет красиво, а тот, кто преобразует внутренние переживания в произведение посредством цвета, мазка, идеи, образа. И поэт – не тот, кто рифмует и употребляет метафоры, поэт – мастер, создающий музыку из слов. Слово, как драгоценный камень, оттачивается и занимает своё место в соцветии стихотворения. Поэзия, от которой бегут мурашки, - настоящая поэзия. У Блока именно такая. Её образы затуманивают разум, удивляют. Они как бы возникают из ниоткуда, загадочные, далекие, хотя вполне реальные, но нереально красивые. Блок – поэт сновидений. Он отвергает земное, обыденное ради неземного. Главное в его поэзии – душа, и она устремлена за рамки этого мира к неизвестному и вечному. И нам туда можно, стоит только окунуться в лирику поэта. Блок точно подбирает слова, и они в его стихах собираются в одну переливающуюся картину, тревожную и потустороннюю:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Именно в такой атмосфере возникает «дыша духами и туманами» синеокая незнакомка. В ней встречается старина («и веют древними поверьями её упругие шелка») и юность («девичий стан, шелками схваченный»), загробное («шляпа с траурными перьями») и живое («И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу…»). Она – сон. И как сновидение она исчезнет. Где мы могли её видеть? Мне кажется, на полотнах Врубеля.
В «Сирени» Врубеля затаилась незнакомка. Как лесная нимфа из древних сказаний, она смотрит на нас, выплывая из гроздьев сиреневых цветов. Вы знаете её? Я бы хотела её узнать. Майским вечером, увидев сирень, пытаешься разглядеть ту неизвестную. Она одна из тех девушек с мифическими темно-синими глазами, волосами вечернего цвета. Проходя мимо, она оставляет тонкий шлейф ускользающей юности и туманности. Невольно обернувшись, понимаешь, что она растаяла в тишине приближающейся ночи. Волшебство.
Блок говорил о Врубеле: «Мы не видим тех миров, которые видел он». Без сомнения, художник всегда был силен в изображении потустороннего. И может, к счастью, мы не видим всей этой загадочной и жуткой силы невидимого мира. Живописец упал в пропасть безумия, заглядывая за занавес иного. Врубель – художник, переливающий в свои картины прекрасную, но тёмную материю. В его искусстве нет дьявола, ведь демон не чёрт, а мятежная душа, ищущая ответа, но не находящая его ни на земле, ни на небе:
На дымно-лиловые горы
Принес я на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук.
(«Демон» А. Блок)
Девушки на картинах, как будто знают ответ, они зовут взглядом, обещая разгадки всех тайн Вселенной. Их волшебная красота сливается с глубоким внутренним миром. Они не пусты.
Меня манят врубелевские картины. Нет, они ни капли не пугающие, они – волшебны. Вся эта фиолетовая синева играет с воображением, зарождая в нем всё больше мыслей. Когда смотришь в глаза шестикрылому Серафиму, понимаешь, что ты тоже знаешь одну из истин, но о ней нельзя говорить: раз она открылась для тебя, значит, ты её должен беречь. Во тьме лучше видно свет. Возможно, окунувшись в тёмное, реальный мир приобретает ясные краски, и жизнь наполняется смыслом.
Михаил Врубель погнался за неуловимым, изменчивым, лживым видением. Он хотел быть пророком, но соблазн невидимого мира столкнул его в бездну. Это тёмная сторона символизма. Последователи этого течения считали, что миром правит неизведанное, верили в нематериальную реальность, что открыта лишь избранным – художникам, композиторам и поэтам.
Я же считаю, что миром управляет сам человек. Он вправе решать: шагнуть в пропасть безумия и тайных знаков или остаться в реальном мире. Нельзя сказать, что тот или иной пусть правдив. Врубель выбрал дорогу в неизведанное. Он нам открыл этот путь, благодаря ему мы можем видеть скитания Демона, фиолетовые грозди цветов, глубокий взгляд Царевны-лебедь, предсказания гадалки сказочных существ, коих нет в мире земном. Мы теперь наслаждаемся этим, но нам не почувствовать в полной мере переживаний художника. Он искал разгадку, ответы, но каких тайн? Тайн Вселенной, как мне кажется. И Врубель был особенно близок Блоку. В своих дневниковых записях последний признавался, что его Незнакомка сошла с полотен Врубеля. Да! И это так очевидно. Невидимая связь этих двух творцов, незнакомых при жизни, подарила нам прекрасное и вечное!
Рыжие листья
Почему Уран и Нептун разного цвета
Новый снимок Юпитера
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"