Тема доклада «Использование устаревших слов в сказках А.С.Пушкина».
Вложение | Размер |
---|---|
sib_vesna_doklad.docx | 26.1 КБ |
Мункуева Сырена, ученица 7 класса МБОУ «Далахайская ООШ». Тема доклада «Использование устаревших слов в сказках А.С.Пушкина».
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы
5. Рецензия
6. Приложение
Введение
Читая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово. В его сказках, по словам Пушкина, «весь язык содержится в лексиконе». Безграничны возможности русского языка, удивительна его история. В своём докладе я хочу осуществить небольшое путешествие в историю русского языка. Моими экскурсоводами будут сказки А.С.Пушкина. История языка изучает конкретные изменения в языке определённой эпохи, будь то изменения в лексике, фонетике, грамматике. Анализируя сказки Пушкина, я хочу остановиться на их лексике. Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка.
Актуальность выбранной темы я обосновываю тем, что классические произведения, будь то сказки Пушкина или романы Толстого, должен знать каждый ученик, т.к. их изучение предусматривается учебной программой. Помимо этого при чтении пушкинских сказок я столкнулась с множеством непонятных слов, и целью моей работы стало исследование значения и происхождения этих слов.
Объект и предмет исследования:
Задачи:
Методы исследования:
Основная часть
В конце 10 века, после принятия христианства, широкое распространение на Руси получил старославянский язык. В памятниках древнерусской письменности нередки случаи смешения старославянского и русского языков. Это свидетельствует о том, что старославянизмы не были чуждым заимствованием. Есть они и в сказках А.С.Пушкина.
Одним из основных признаков старославянского языка является неполногласие, т.е. наличие ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло (ело) в пределах одной морфемы.
Видит: весь сияя в злате (ла)
Царь Салтан сидит в палате.
(«Сказка о царе Салтане…»)
На стороже я стою (оро)
Только в очередь мою.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат (ело)
Оба мёртвые лежат.
(«Сказка о золотом петушке»)
Теперь рассмотрим другие отрывки.
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
В данных отрывках находим старославянизмы: на стороже, очи, персты.
Объясняем их значения: на стороже – страже, на посту. Путём подбора однокоренных слов мы можем догадаться о лексическом значении старославянских по происхождению слов очи, персты.
Очи – очки, очкарик, очечник; персты – перстень, перчатки, напёрсток, т.е. очи – глаза, а персты – пальцы.
В отрывке из «Сказки о попе и о работнике его Балде» мы встречаем старославянское по происхождению слово чело. Подбирая однокоренные слова к нему, мы узнаем, чело – лоб.
Чело – чёлка, челобитная. Челобитная – в Древней Руси письменная просьба.
Язык живёт, развивается вместе с обществом, и отражаются изменения, происходящие в этом обществе. Прав был Гораций, который сказал такие слова: «Так же как из году в год меняют свои листья – старые падают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие».
В сказках Пушкина встречаются не только архаизмы, но и историзмы, слова, вышедшие из активного словарного запаса. Например, князь, бояре, столбовая дворянка, царь, царица, царевна, чернавка, сенная девушка.
Князь Гвидон зовёт их в гости
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе,
И царице молодой
В спальню с ней пришли толпой.
(«Сказка о царе Салтане…»)
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Подобные слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого, они необходимы в исторических произведениях для воссоздания быта и языкового колорита эпохи. Каково же их лексическое значение?
Князь – правитель государства или государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные – удельными князьями. Почетный наследуемый дворянский титул, с 18 века жаловался за особые заслуги.
Бояре – в России 9 – 17 веков высшее сословие. Звание отменено Петром в начале 18 века.
Столбовые дворяне – потомственные дворяне знатных родов, занесённые в 16 – 17 веках в столбцы – родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения.
Чернавка или сенная девушка – служанка для «чёрной» работы; сенная от слова сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома.
«Язык обладает удивительной способностью приспосабливаться к жизни его носителей». (Г.В.Степанов)
Идут витязи четами.
(«Сказка о царе Салтане…»)
В древней Руси витязем называли отважного, доблестного воина, богатыря. Воинов называли ещё ратниками, дружинниками. А в современном русском языке дружинник – тот, кто состоит в народной дружине по охране порядка.
К слову чета можно подобрать однокоренное слово чётный, т.е. парный. Чета – это пара.
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.
(«Сказка о золотом петушке»)
Шелом (шлем) – старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов, стрел.
Живёт ли это слово в современном русском языке? Да. Шлем – головной убор лётчиков, танкистов, мотоциклистов.
Какое отношение слово шлем имеет к современному слову ошеломить?
Если во время битвы витязя ударяли палицей по шелому, то он падал и терял сознание. Это называлось ошеломить. А теперь про человека говорят ошеломлён в тех случаях, когда его что – нибудь сильно изумляет, так что он теряется и долго не может опомниться.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Имеет ли отношение слово палка к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?
Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная историческая связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом расчищали землю от растительности. При этом они сжигали деревья. Сожжённое место называлось палом, обожжённые колья – палками. Позже палками, пальцами стали называть любые (и необожжённые) колья.
Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
(«Сказка о царе Салтане…»)
В древнерусском языке слово красный употреблялось в значении «красивый». В этом значении оно встречается в выражениях Красная площадь, красное словечко, на миру и смерть красна. Обозначать цвет этим словом стали позже.
Заключение
В своем докладе я попыталась проанализировать тексты сказок Пушкина с целью выявления значений устаревших слов, так как при их чтении они были мне непонятны. Работа была выполнена на основе подбора однокоренных слов, синонимов к ним. Много работала с толковыми, этимологическими, словарями синонимов.
В работе я отразила лишь отдельные слова, которые наиболее часто встречались. При составлении словаря устаревших слов, решила сделать к ним рисунки, чтобы легко запомнились данные слова. Составленный словарик я буду ещё расширять, т.е. буду добавлять другие устаревшие слова и передам его в кабинет русского языка в помощь своему учителю. С этим докладом я планирую выступить перед учащимися 5 - 6 классов в рамках Недели русского языка.
Проделав данную работу, я узнала много нового и интересного, углубила знания в области истории языка. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить изучение данной темы более в расширенном плане. Можно проанализировать язык прозаических произведений А.С.Пушкина. (Использование фразеологизмов в повести «Капитанская дочка») и др.
Литература
1.Сказки А.С.Пушкина (сборник сказок)
2. Журнал «Литература в школе», №5, 2005 г.
3. Учебник для 5 класса по русской литературе под редакцией В.Я.Коровиной
4. Учебник для 5 класса по русской литературе для национальных школ под редакцией М.Г.Ахметзянова
5. Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова
6. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
7. Толковый словарь современного русского языка С.И.Ожегова
8. Этимологический словарь русского языка
Рецензия
Ученица 7 класса Мункуева Сырена интересуется историей русского языка, точнее этимологией слов. Когда мы в 5 классе по литературе изучали «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, ей было интересно узнать значение, происхождение непонятных слов. Непонятными были, естественно, устаревшие слова, которых автор использовал очень часто. И в этом году я ей предложила изучить другие сказки А.С.Пушкина и поработать над их лексикой.
Осуществляя такие экскурсы в историю русского языка, школьники учатся сопоставлять слова, формы слов, самостоятельно делать выводы. Такие путешествия не только воспитывают любовь к русскому языку, но и вызывают у учащихся интерес к изучаемой теме, повышают грамотность, побуждают желание делать открытия. Мы знаем, что ребёнок любит всё таинственное и загадочное, а загадок и тайн немало в сказках Пушкина.
Я помогала ей в составлении плана работы и средств его осуществления, в работе с научной литературой по теме. Выборку непонятных слов, выявление их значений, составление словарика и рисунки ученица производила самостоятельно.
Рецензируя данную работу, я хочу отметить, что тема доклада раскрыта. Докладчик подробно объясняет значения старославянизмов, поясняет, что такое историзмы, архаизмы, подбирает к ним однокоренные слова.
В целом проведена большая исследовательская работа. Доклад оформлен согласно требованиям. Язык соответствует научному стилю.
02.03.2014г. Цыбикова В.В., учитель русского языка и литературы
Далахайской ООШ
Словарь устаревших слов
Боярин – в России 9 – 17 веков высшее сословие.
Витязь – воин, богатырь
Злато – золото
Князь – правитель государства или государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные – удельными князьями
Красная – в древнерусском языке употреблялось в значении «красивый». Этим словом цвет стали обозначать позже
Обедня – дневная церковная служба
Очи – глаза
Палка – при расчистке посевной земли от растительности сжигали деревья. Сожжённое место называлось палом, обожжённые колья – палками.
Перст – палец
Полати – широкие нары для спанья, расположенные под потолком
Рогатка – старинное орудие наказания
Сенная девушка – служанка (от слова сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома)
Светлица – небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили девушки
Столбовые дворяне – потомственные дворяне знатных родов, занёсенные в 16 – 17 веках в столбцы – родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения
Сторож – стража, пост
Чернавка – служанка для «чёрной» работы
Черница – монахиня
Чело – лоб
Чета – пара
Шелом – (шлем) старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов, стрел
Яблоко
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Смекалка против Змея-Горыныча
"Разделите так, как делили работу..."
Что такое музыка?