Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что фантастику не считают серьезной литературой? Я обратил внимание на эту несправедливость. Поэтому тема нашей работы «Вечные ценности в современной фантастической литературе».
Вложение | Размер |
---|---|
vechnyetsennostivsovremennoyfantastike.rar | 1.96 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
«Солигорский государственный горно-химический колледж»
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
в современной
фантастической литературе
Выполнил: Дронов Дмитрий,
учащийся 1 курса группы Э-16
Научный руководитель: Парфёнцева Е.А.
преподаватель русского языка и литературы
Солигорск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
Вечные ценности | 4 | |
Вечные ценности в классической литературе | 5 | |
Вечные ценности в современной фантастике | 7 | |
Вывод | 9 | |
Список использованных источников | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что фантастику не считают серьезной литературой? Я обратил внимание на эту несправедливость. Поэтому тема нашей работы «Вечные ценности в современной фантастической литературе».
Вопрос ценности фантастики в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания. Актуальность нашей работы определяется тем, что в настоящее время недооценивается формирующее воздействие фантастической литературы на личность.
Объект исследования – современная фантастическая литература.
Предмет исследования — вечные ценности человечества в современной фантастике.
Цель исследования – показать, что современная фантастическая литература несет в себе те же ценности, что и классическая литература, но в более доступной форме.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Гипотеза - воспитательный потенциал современной фантастической литературы широк и многогранен.
Методы исследования, которые использовались в исследовательской работе:
- наблюдение
- анализ
- сравнение
- изучение и обобщение
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способна вызвать интерес к рассматриваемой проблеме ценностей.
Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3)
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Как нам говорит любой словарь, ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными.
Зачастую ценность рассматривают как полезный предмет, который способен удовлетворить потребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, - она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.
Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей.
Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза. Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.
Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4)
Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека. Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрывается полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Испокон веков, из тысячелетия в тысячелетие, существование человечества сопровождалось установкой тех, или иных, незыблемых канонов, которые являются отличительными чертами Человека от любых иных известных нам форм жизни. Это - определение добра и зла; любви и ненависти; честности и обмана; дружбы и предательства и так далее. Это постоянная борьба на протяжении всей человеческой истории поступать в тех или иных создавшихся ситуациях так, как легче, как хочется, с тем – как надо, как требует совесть, так, что бы, в конце концов, остаться ЧЕЛОВЕКОМ, а не превратиться в бездушную тварь.
Здесь заканчивается текст четвертого слайда (Слайд 5)
Эти духовно-нравственные понятия всегда с большим интересом рассматривались в мировой классической литературе, что создавало благодатную почву к воспитанию того или иного поколения. Например, такой шедевр Александра Дюма-отца, как «Три мушкетёра» уже практически двести лет будоражит умы читателей той красотой человеческих взаимоотношений, которые являются основами дружбы, преданности, чести, любви. Этот роман даёт такое понятие, как плечо верного друга, как восхищение прекрасными дамами, как то, что на предательство обязательно придёт возмездие.
Примерно те же темы затрагиваются в таких классических произведениях как: «Граф Монте-Кристо», того же Александра Дюма-отца, роман «Овод» Этель Лилиан Войнич, «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, которые помимо общих духовных ценностей ещё и воспитывают то чувство патриотизма, что позволяло мальчишкам и девчонкам, читавшим эти книги, становиться настоящими героями, любящими свою страну.
В романе Толстого «Война и мир» можно выделить огромное количество тем. Но одна из важнейших – путь личности по дороге развития. Автор показывает своего героя Пьера Безухова изначально не иначе, как толстый, неуклюжий господин, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, не умеющий ни войти в салон и ещё меньше из него выйти. Кроме того, герой очень рассеян. Пьер, побочный сын графа Безухова, с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, граф отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен». У Пьера не было здоровой, активной жизни, у него не было никогда никакого дела, он решительно не знал, что ему делать со своим громадным телом, и на что направить свою силу Голиафа. По натуре человек страстного чувства, ему надо было ворочать каменья, чтобы успокоить сильно бродившую в нём горячую кровь. Человек простого демократического склада, он чувствовал себя не на месте в аристократических салонах с их чопорностью, условными приличиями, к которым он не мог себя приучить. И вот, побывав в солдатской компании, поев кавардачка, послушав простые солдатские речи, Пьер почувствовал в солдатах своих людей и в бесхитростности их умственной жизни увидел свою сферу. Произошла эволюция личности Пьера.
Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» — границы добра и зла, где писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать. Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями.
Коррупция и угодничество, которые высмеивал Гоголь в «Ревизоре», предательство Яго из «Отелло» и Ромашова из романа Каверина «Два капитана», проблема выбора, извечная еще со времен Шекспира и его «Гамлета» - все это вечные темы мировой классической литературы, прошедшей проверку временем.
Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6)
Сегодня в литературе существует множество стилей и направлений, но нам хотелось бы рассмотреть аспекты духовно-нравственного воспитания на примерах произведений современных писателей-фантастов.
Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7)
Очень популярный роман Герберта Уэллса «Война миров» описывает события, происходящие в Англии начала 20-ого века. Марсиане, доведённые условиями окружающей среды у себя на планете до состояния вымирания, нападают на Землю для захвата новых территорий. Образ марсианина здесь показан, как бесстрастного, рационального и бездуховного существа, рассматривающего землян только как объект истребления и употребления в пищу. На протяжении всего произведения автор показывает нам, как главный герой, горячо любящий свою жену и дочь, стремится воссоединиться с ними и защитить их, как Одиссей из бессмертной поэмы Гомера. Но, что еще более важно, как перед лицом общей опасности происходит сплочение людей разных социальных слоёв и профессий в порыве патриотизма. Также поступил русский народ в 1812 году, объединившись против Наполеона, как явно показал это нам Лев Николаевич Толстой.
Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8)
В романах Эдмонда Гамильтона «Звёздные короли» и «Возвращение к звёздам» мы наблюдаем, как самый заурядный клерк, ведущий скучную серую жизнь, попадает в далёкое будущее, в абсолютно другую галактику, где он сталкивается с предательством, где он встречает ту единственную, ради которой стоит жить и можно умереть, где ему приходится брать бразды правления над целыми звёздными системами и вести в бой армады космических кораблей. Здесь ярко показана эволюция личности, его духовно-нравственное развитие и право называться человеком с большой буквы. То же перерождение, пробуждение души, как и у Пьера Безухова.
Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9)
В произведении Сергея Лукьяненко «Рыцари сорока островов» доминируют темы дружбы, доверия и предательства. В романе рассказывается о русском мальчике Диме, который по непонятным ему причинам был похищен инопланетянами, и закинут на неизвестные острова. После оказывается, что он попал в игру, и у него есть только два варианта окончить ее: выиграть, убив других, или погибнуть. Здесь он переживёт всё: радость находок и боль потерь, Димка узнает, что такое дружба, предательство и любовь. Очень сильно на него повлияло понятия инопланетян о предательстве, которое крайне отличается от детского взгляда на этот вопрос. К сожалению, такие «инопланетяне», которые могут поменять приоритеты, окружают нас. Малёк, друг главного героя Димки, на наш взгляд является ярким примером предательства от страха и отчаянья. Он становится шпионом инопланетян потому, что попал на острова маленьким ребенком, которого еще не научили основам нравственности. Героям приходится принимать много взрослых решений, прийти к пониманию, что нельзя спасти всех, но не сдаться и выстоять в чудовищной игре. Весь мир против – напоминает четверку Дюма, не так ли?
Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10)
Повесть «Трудно быть богом» братьев Стругацких можно сравнить с таким романом, как «Преступление и наказание», где главный герой размышляет, можно ли принести счастье многим, убив злых, жестоких, обладающих властью. Дон Румата, он же Антон, землянин, прогрессор, который был отправлен на планету со средневековым уровнем развития. На протяжении всей повести Дон Румата борется с мыслью, что он может, но не имеет права помочь этим людям. И так же, как Родион Раскольников, он совершает ошибку, потому что жестокостью победить жестокость нельзя.
Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11)
«– Здравствуй, Ключник!
– Здравствуй Путник! Здесь грустно и одиноко. Поговори со мной, Путник!»
Этот диалог, частенько повторяющийся в книге Сергея Лукьяненко «Спектр», предоставил писателю превосходную возможность поделиться множеством размышлений о жизни, судьбе и окружающем мире.
Ведя беседу с Ключником, а по сути, с самим собой, автор затронул темы, над которыми все мы рано или поздно задумываемся. Сюжет книги очень интересный, захватывающий, до самого конца держит читателя в ожидании развязки. Частный детектив Мартин получает обычное на первый взгляд задание: найти и доставить домой молодую девушку, которая ушла в какой-то из иных миров. По этим мирам можно путешествовать, только пройдя через Врата, которые охраняют Ключники. Платой за вход является рассказанная история, которую Ключник может принять или отклонить. Мартин славится тем, что его истории, как правило, нравятся Ключникам, и они с удовольствием пропускают его через Врата. Во время поисков пропавшей юной особы Мартин обнаруживает, что есть целых семь копий этой девушки, которые раскидало по семи разным мирам. И каждый раз, когда в очередном чужом мире Мартин встречает одну из копий девушки, та практически сразу же погибает у него на глазах. Через какое-то время приходишь к пониманию: раз уж книга называется «Спектр» – значит, умирать она будет, как минимум, шесть раз. Но вот получится ли у главного героя спасти ее в последний седьмой раз? Вся книга насквозь пропитана философским подтекстом и дает повод к размышлению. Главный герой не просто ищет девушку в чужих мирах – каждый мир его чему-то учит, дает что-то новое. Каждая рассказанная история – это поиски ответа на вечные вопросы о смысле жизни, доверии, о цене, которую мы платим за все, что имеем, о порядочности, о смерти и страхе перед ней, о любви и стремлении к свету, и, самое главное, о развитии каждого отдельного человека и целого мира.
В «Спектре» можно найти связь со множеством мотивов из признанных образцов литературы.
Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12)
ВЫВОД
Обобщая всё вышесказанное, можно смело утверждать, что темы добра и зла, любви и ненависти, предательства и героизма – это те вечные темы, которые всегда будут сопровождать историю человечества. Оглядываясь вокруг, всегда можно указать на конкретных людей, которые находятся на каком-то этапе своего духовно-нравственного развития. Всегда и во все времена эти темы затрагивались людьми, которые могут, пропустив через свою душу, выложить их на бумагу, будь то классики, жившие сотни лет назад, либо современные фантасты. Разница будет видна лишь в оформлении идеи, следуя законам того или иного литературного жанра.
Произведения фантастики, наполненные приключениями, чудесами, необыкновенными героями, не чуждые острых нравственно-этических коллизий, способны вызвать интерес читателя. Доступность и увлекательность дает возможность воспринимать на качественно ином уровне проблемы бытия, поднятые в классических произведениях. Первичное знакомство с теми же вопросами на фантастической почве, где эти проблемы выделяются более ярко и выпукло, служит их лучшему усвоению и пониманию.
Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Братья Стругацкие. Трудно быть богом
Войнич Этель Лилиан. Овод
Гамильтон Эдмонд. Звёздные короли
Гамильтон Эдмонд. Возвращение к звездам
Гоголь Н.В. Тарас Бульба
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание
Дюма Александр. Граф Монте- Кристо
Лукьяненко С. Рыцари сорока островов
Лукьяненко С. Спектр
Толстой Л.Н. Война и мир
Уэллс Герберт. Война миров
Новогодние гирлянды
Простые летающие модели из бумаги
За чашкой чая
Рисуем крокусы акварелью
Два морехода