Материал был представлен на научно-практической конференции учащихся "Человек в современном образовательном пространстве" в 2017 году и занял 2-е место в секции "Литература"
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 48.5 КБ |
Тема природы в творчестве Надежды Ивановны Сурковой
Селивёрова Юлия
с. Куропатино Тамбовского района
МОУ Куропатинская СОШ, 9 класс
Научный руководитель: Е.В.Палёная
…И цвет природы изумрудный
Восторг и счастье дарит мне!
Население села Куропатино состоит в основном из переселенцев. Многие семьи, переселившись сюда в начале прошлого века, имеют уже глубокие корни в нашем селе, состоящие из нескольких поколений. У них есть добротные дома, хорошее хозяйство, постоянное место работы. Всё это позволяет родителям давать своим детям достойное образование, развивать из творческие наклонности.
Одной из таких семей в нашем селе является семья Савосько. У родителей Ивана Ефимовича и Полины Александровны четверо детей. Все они выросли здесь, получили образование и работают на Дальнем Востоке, то есть, являются нашими земляками. В этой семье есть талантливый человек, который в стихах и картинах прославляет свою малую родину. Это Надежда Иванова Суркова (Савосько). Судьба щедро одарила её светлую душу, вдохнув в неё две своих удивительных стихии – живописи и словотворчества. Будучи уже в немолодом возрасте, она продолжает творить и поддерживает тесную связь с родственниками, проживающими в нашем селе, нашей школой. Надежда Ивановна дарит школе свои поэтические сборники и картины.
В Амурской области творчество Надежды Ивановны никем не изучалось и нигде не представлялось. Исследовательская группа нашей школы изучает творчество поэта и художника Н.И.Сурковой 6-й год. За это время изучена биография Надежды Ивановны, темы её творчества, средства выразительности её поэтического и художественного мира, подготовлен устный журнал «Цветы и краски родного края», в школе оформлена выставка картин, посвящённая творчеству Н.И.Сурковой.
Надежда Ивановна Суркова окончила Благовещенское педагогическое училище искусств, Московский народный университет искусств. Написала более тысячи масляных работ, ряд икон для православных храмов Амурской области. Печаталась в газетах Амурской области и Хабаровского края: «Эхо», «Суворовский натиск», «Амурский маяк», альманахе «Живое облако». Является автором ряда сборников стихотворений.
Надежда Ивановна является членом городского поэтического салона «Музы при свечах», творческого объединения художников «Родник» г. Хабаровска. Умение видеть цвета мира и тонко чувствовать их отразилась в её поэзии.
Цель моей исследовательской работы – изучение стихотворений Н.И.Сурковой и определение того, какое место в её творчестве занимает тема природы.
Для достижения данной цели я решала следующие задачи:
Объект исследования: стихотворное творчество Н.И. Сурковой
Предмет исследования: тема природы родного края в творчестве Н.И.Сурковой.
Сборник «Бездорожье» издан в 2011 году и посвящён светлой памяти Савосько Ивана Ефимовича, отца Надежды Ивановны. Мною проанализировано 184 стихотворения сборника, главными темами которого являются:
Тема природы – одна из ведущих тем в творчестве Н.И.Сурковой. Стихотворения данной темы открывают сборник «Бездорожье». Стихотворения о родной природе в основном распределены в сборнике по временам года. Количественно это выглядит следующим образом:
Данный количественный анализ позволяет нам говорить, что любимым временем года Н.И.Сурковой является лето. Основные образы этого тематического блока – птицы (кукушка, ласточка), цветы (колокольчики, ромашки), травы (ковыль, лопух), солнце, радуга, плодово-ягодные деревья (вишня, груша, черёмуха, яблоня, облепиха). Все эти образы очень живые, наполненные светом, разноцветьем, ароматом, разноголосьем. Оживить природу поэту помогают любимые ею тропы: олицетворения, метафоры, сравнения: лето «прихватит с собой много света и выдворит все холода», «если бы вечно слышать шептанье реки», «море цветов», «шёпот деревьев» (стихотворение «Жду с нетерпением лета»); «у обочины дремлет ковыль, тихо-тихо луна выплывает, как давно позабытая быль» (стихотворение «День догорает»); «чуть солнце голову поднимет, свои владенья обходя», «звенит и тенькает с рассветом роса и свежесть на лугах» (стихотворение «Июнь»); «дождь наслаждался, радовался, лил», «…ветер постоянно мне грозил, гонял туда-сюда, как шайбу, тучи», «вздыхало лето, охало, стонало, мечтало нас порадовать теплом…» (стихотворение «Вздыхало лето»).
Основное настроение данного тематического цикла светлое, радостное, полное чудесных ожиданий.
Для вас я представлю небольшое, но яркое по настроению стихотворение «Лето»:
Чуть забрезжит зарево рассвета,
Птичий гам уж слышен в небесах.
К нам вернулось сказочное лето –
Всё бушует в поле и лесах!
Всё сверкает в солнечных росинках,
Всё трепещет радугой в дождях,
И плутает в бархатных тропинках,
Льётся песней в чудных вечерах.
Яркие эпитеты сказочное лето, солнечные росинки, бархатные тропинки, чудные вечера; аллитерация звуков \з\, \с\, \ж\, \ч\ - всё создаёт картину нескончаемого очарования летнего утра.
Тёплой грустью и светлой радостью наполнены «осенние» стихотворения. Основными образами этих стихотворений являются: туманы, дожди, золотая листва, осенние цветы, деревья, первые снежинки. Стихотворения этого цикла поражают богатством красок и впечатлений, создающих сказочную красоту осеннего пейзажа: «…сентябрь всегда прохладой богат, туманами, дождём», «решила осень отыграться и солнце спрятать в сентябре» (стихотворение «Сентябрь»); «осень в яркое одета, подрумянилась с утра», «золотые покрывала да с мудрёной бахромой по асфальту раскидала» (стихотворение «Бабье лето»); «отшуршала осень золотым листом», «рыжая осень смеётся всё звонче и косы полощет свои на ветру», «листвой опалённой шурша и играя», «пахнёт ароматом осенних цветов» (стихотворение «Осенний ветерок»); «октябрь флагами расцвечен, колышет листья-паруса», «от жёлтых, красных и зелёных одна лишь рябь стоит в глазах» (стихотворение «Маскарад»).
Несмотря на предчувствие зимы в стихотворениях этого цикла ощущается настроение радости, тихого очарования осенней красотой. Особенно это чувствуется, на мой взгляд, в стихотворении «Осень»:
Неба синь от края и до края.
Бахрома, что золото горит –
Это осень к нам пришла цветная,
Чудеса свои она творит.
Расплескала охру по деревьям,
Раскидала под ноги ковры.
Расписала золотом деревни,
Алым цветом вышила дворы:
То рябина ветви опустила,
Гроздья ягод – глаз не отвести!
Её осень щедро окропила,
А потом взялась дворы мести!
Сочные метафоры и сравнения: неба синь, бахрома, что золото горит; олицетворения: осень пришла, чудеса творит, расплескала охру, расписала золотом, вышила дворы, взялась дворы мести – показывают осень как живую и чудесную волшебницу.
В стихотворениях зимнего цикла красочности меньше и настроение более сдержанное. Но от них также веет теплом и светом. Основные образы «зимних» стихотворений: дни, ночи, звёзды, небо, снег, дороги, крыши, деревья. Всё это живёт, дышит, сверкает: «сияет всюду белизна», «дороги, крыши обновились» (стихотворение «Ноябрь»); «снежные шапки выросли всюду», «небо похоже на серое блюдо» (стихотворение «Скоро Новый год!»); «город ветрами пронизан, стонут деревья в саду», «снег на деревья нанизан» (стихотворение «Озябшая душа»); «мороз за нос пощипывал, за уши и за лоб», «до неба снежный пух» (стихотворение «На горке»). Сдержанное зимнее настроение и одновременное ожидание чуда хочется показать на примере следующего стихотворения:
Дни быстро зимой угасают:
Чуть только восток заалел,
Как солнце по небу шагает.
Глядишь, уже день и отпел.
А ночи, конечно, большие,
Что, кажется, нет им конца!
И звёзды горят золотые,
Все гаснут по воле Творца.
Зимой дни идут незаметно,
А ночи ползут и ползут.
Но больше и больше нам света
К весне дни с собою несут!
Ощущение долгой, протяжной зимы создают олицетворения: дни угасают, солнце шагает, день отпел, дни идут, ночи ползут и ползут, а также ассонанс звуков \а\, \э\, \о\.
А что же весна? В цикле «Мир необъятен» есть стихотворения обо всех временах года, нет лишь стихотворений о весне. Но их мы встречаем в цикле «Моя душа». Их в сборнике всего два. Но то, что они определены в цикл «Моя душа» говорит о том, что весна у поэта – это, скорее, не время года, а состояние души. Их можно отнести и к философской лирике, и даже к социальной. Например, в стихотворении «По весне опять деревья плачут» мы видим картину уничтожения деревьев в городе. Мы видим, как деревья «падают и падают с утра….», как «птицы разлетаются от страха». И никакого очарования, только горечь от увиденного и строгий приговор-обращение к «убийцам»: «Стойте, люди, что же вы творите?! У деревьев тоже есть душа!».
Совершенно другое состояние души и настроение в стихотворении «Опять весна бушует в сердце». Здесь весна – это пробуждение души, олицетворение счастья обновления. Весна несёт героине счастье, и она открывает сердце для этого счастья:
Опять весна бушует в сердце,
Свои мне весточки несёт
Я распахну для счастья дверцу,
Ладони протяну вперёд.
Навстречу солнечному свету,
Навстречу утренней заре.
Как рада я весне и лету,
Как рада снегу в декабре!
Пусть нелегка, но жизнь – прекрасна!
Стремлюсь вперёд в её волнах.
Порой грущу совеем напрасно,
То счастья свет, то мрак и страх…
И пусть весна бушует в сердце,
Мне украшая день и ночь!
Я распахну для счастья дверцу,
И пусть уйдут невзгоды прочь!
Читаешь это стихотворение и понимаешь, что весна – пора счастья, пробуждения, открытий. Это понимание помогают ощутить метафоры: весна бушует в сердце, для счастья дверцу, счастья свет; анафора как рада я весне и лету \\ как рада снегу в декабре; обилие восклицательных предложений; употребление глаголов в форме настоящего времени: бушует, стремлюсь, грущу и в форме будущего времени: распахну, протяну; в форме повелительного наклонения: пусть бушует, пусть уйдут.
Выводы:
Изучив творчество Надежды Ивановны Сурковой, я поняла, что она глубоко и тонко чувствующий художник, движения души которого созвучны изменениям в природе. Тема природы родного края занимает важное место в творчестве поэта. Этой теме посвящен целый цикл стихотворений «Мир необъятен». Также стихотворения данной темы мы встречаем и в других циклах.
Я много интересного узнала о жизни Н.И.Сурковой, изучила все стихотворения сборника «Бездорожье», описывающие природу, проанализировала некоторые из них. Данное исследование помогло мне более глубоко понять поэзию моей землячки, очень талантливого человека, Надежды Ивановны Сурковой. Результатами своих исследований я планирую поделиться с учениками, учителями и родителями школы.
Стеклянный Человечек
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Что такое музыка?
За чашкой чая
Лавовая лампа