В сочинении даётся краткий анализ нескольких рассказов А. Костюнина из сборника "Купель белой ночи". Материал будет интересен и полезен при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_tvorchestvu_a._kostyunina.zip | 15.06 КБ |
Сочинение по творчеству А. Костюнина.
«Не хлебом единым жив человек»
Добро есть в каждом из нас, но почему вокруг продолжает оставаться так много зла?
Кажется, писатель А.Костюнин знает ответ на этот вопрос. И его замечательные рассказы - тому подтверждение. В них есть преемственность, верность традициям великой классической русской литературы, в то же время несомненен и собственный авторский почерк.
Я хотела бы остановить своё внимание на трёх рассказах, вошедших в сборник «Купель белой ночи»: «Орфей и Прима», «Жор глубинной щуки», «Колежма». Все эти произведения поднимают тему взаимоотношений природы и человека, таких трудных, часто трагичных, но неизбежных.
Проблема эта не нова и вызвала к жизни много произведений, среди которых «Прощание с Матёрой» В.Распутина, «Царь-рыба» и «Ельчик-Бельчик» В.Астафьева. Тем не менее А.Костюнин сумел сказать своё слово. Обращает на себя внимание профессионализм автора не только как литератора, но и как настоящего знатока природы, обнаруживающего истинную любовь к ней.
Герой-рассказчик близок автору, возможно, даже в чём-то повторяет его судьбу. И, безусловно, эта автобиографичность рассказов придаёт им исповедальный характер, помогает понять авторскую позицию. Да Костюнин и не думает скрывать её. Есть нечто общее и для людей, и для природы. Это - духовность жизни, которая приемлема и для тех, и для других. Главный закон жизни есть закон любви. Кто его нарушает, тот ещё больше увеличивает пропасть непонимания и вражды.
«Уж сколько раз твердили миру», что человек - часть природы, которую он так отчаянно стремится покорить. Так нет же, продолжает вырубать, осушать, взрывать, засорять, загрязнять. Видимо, утерял человек древнее знание великого закона жизни - МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ! Возгордился, отделился, захотел возвыситься, диктовать свои законы.
Самый главный герой рассказов Костюнина, безусловно, природа: лес, река, море. Заповедные, глубинные места - раздолье для всякого зверья, рыбы, птицы. И топонимика соответствующая: Медвежьегорск, Сямозеро, Мягостров, Маникостров. Очень развиты здесь охота и рыболовство. Они и жизненно необходимая хозяйственная деятельность, и страсть. Оттого-то так опасно близка та грань, переступить через которую - значит нарушить равновесие, гармонию.
Герои А.Костюнина - обычные люди: штатские, военные, мореходы, рыболовы. И живут они обычно, как заведено было их предками. Но за обычным и привычным скрыта тайна. Ненавязчиво, исподволь предлагает автор читателю разгадать её: читая, размышлять о смысле жизни, предназначении человека.
Разговор писателя с читателем начинается уже с эпиграфа, который помогает понять главную мысль рассказов.
Мастерски, со знанием дела ведёт повествование автор. Во многом помогает ему в этом язык. Сочные, колоритные диалектизмы (узерка, на жарёху, поелошить, карбасы, гледень, опляцуха), профессионализмы (выжловка, работать в полазе, сойти со слуха, блесна-воблёр), а где и крепкое народное «словцо» создают неповторимую атмосферу естественной, гармоничной жизни в единстве с природой. И жизни этой насчитывается не одна сотня, даже тысяча лет. Об этом говорят, в частности, подобранные автором эпиграфы из карельского эпоса (руны «Калевалы»), из девиза мореходов, из других старинных документов.
Порождённый природой, живущий в близком соседстве с ней, человек может проявить как величие, так и низость своей души.
Так, олицетворением самой природы выступают две русские гончие Орфей и Прима из одноимённого рассказа. Удержать их, сильных, гордых, страстных, подчинить своей воле не под силу человеку. Вопреки его желанию, но по закону природы Прима вот-вот должна ощениться. Трогательно описывает А.Костюнин поведение собаки в это время, как она «с достоинством несла» своё бремя. Ожидание материнства священно, кого бы оно ни касалось. А вот Николай Фомич, егерь, наладивший свой бизнес - коммерческую охоту на зайцев с гончими, - не вызывает симпатий. В общем, здоровую страсть к охоте у него заглушила другая страсть - к деньгам, к наживе. Трагическая гибель обессилевшего от гона Орфея и насильственная смерть новорождённых щенят вызывают ощущение катастрофы, что вступает в явное противоречие со словами эпиграфа: «Охота зело добрая потеха. Её же не одолеют печали и кручины всякия». Главная печаль в том, что недостойные деяния человека, как в зеркале, отражаются в природе.
Эта мысль нашла своё отражение в другом рассказе – «Жор глубинной щуки». Образ «Её Величества Щуки», хозяйки подводного царства Карелии, потрясает. Как будто читаешь некое старинное предание о том, как сошлись в жестоком поединке Природа и Человек. Но постепенно на смену этому ощущению приходит другое. Вместо сказочного, окутанного тайной образа щуки предстаёт иной образ, более знакомый, привычный - пахан, волк, чёрт. И ты вдруг отчётливо осознаёшь страшную, непостижимую аналогию. Неужели проблемы человеческого общества перенеслись на сообщество животных? Они берут с нас пример?! Поистине, «по телу плывёт холодок» от этой мысли. Вспоминаются где-то прочитанные слова: «Через преображение души человека преображается и весь окружающий его мир. Прекрасна душа - радуется и природа». Теперь понятно, почему вокруг смрад и свалки!
К чему же всё-таки подводит нас А.Костюнин? К пониманию того, что нет и никогда не было проблемы природы и человека, а всегда была, есть и будет проблема Добра и Зла. А, как известно, эти понятия имеют двойственную природу: то, что есть добро для одного, для другого может оказаться злом.
Природа и Человек - Добро и Зло. Эти понятия часто совмещаются и, причём, по-разному в рассказах Костюнина. Но часто, недопустимо часто именно человек оказывается по другую сторону от Добра: егерь Николай Фомич («Орфей и Прима»), майор Петрович («Жор глубинной щуки»), любитель лосиной охоты («Колежма»). Однако природа также может нести смерть, разорение: щука, разбушевавшееся Белое море. Стоит только нарушить гармонию, «веками создаваемую» (один необдуманный поступок, один взмах, один выстрел) - и вот он, Страшный суд. Не случайно в рассказе «Колежма» появляется икона с изображением этого Страшного суда (в виде студёного моря).
В чём же решение проблемы? В исправлении ошибок, сохранении традиций и знаний предков, в восстановлении гармонии. Мореход Савва Никитич Некрасов, герой рассказа «Колежма», видит смысл жизни в почитании традиций древних, в уважении законов природы, в преклонении перед нею. Поклониться старинному кресту охотников, собрать и оставить вязанку дров в охотничьем домике вовсе не мелочь. Всё значимо, важно, символично. В этом состоит преемственность поколений, залог их счастливой жизни.
С каждым новым поколением люди становятся сильнее, могущественнее. Знания делают их такими. Но, приобретая новые знания, люди не должны забывать о старом, о своих истоках.
В каждом из трёх рассказов есть интересная художественная деталь, символ, в котором заключен тайный смысл. Звёздное небо с созвездием Гончих Псов в рассказе «Орфей и Прима»; птахи, поющие свой гимн «дивному устройству жизни» из рассказа «Жор глубинной щуки»; великое Белое море, которое «Само на посылках» из рассказа «Колежма». «Судьбу определяет Высшая Сила»,- пишет автор. И, казалось бы, разгаданная тайна бытия вновь ускользает...
Встречу с настоящей литературой подарило мне чтение сборника рассказов А.Костюнина «Купель белой ночи». Что скрывать: из литературы уходит надежда, исчезает идеал. Пошлость, жестокость, безверие как бы смазали краски жизни, убрали чёткость. Отражение объективной реальности в искажённых, гипертрофированных формах - вот что, в основном, находим мы в современных произведениях. А школьникам всё-таки нужна литература воспитывающая, поднимающая актуальные нравственные проблемы. Рассказы Александра Костюнина ещё раз доказывают, что есть проблемы вечные, которые волнуют всё человечество и во все времена. И одна из них - Добро и Зло.
Вода может клеить?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
За еду птицы готовы собирать мусор
Колумбово яйцо
Как нарисовать китайскую розу