Сочинение "Лицо России - Хамбо лама Даши-Доржо Этигэлов"
Вложение | Размер |
---|---|
litso_rossii_hambo_lama_dashi-dorzho_etigelov.doc | 98.5 КБ |
Министерство науки и образования РБ
ГОУ СОШ-И №3
Сочинение
«Лицо Росии - Хамбо лама Даши-Доржо Этигэлов»
Выполнил: Аюшеева Людмила, ученица 10 класса
Проверил: учитель русского языка и литературы
Балтатарова Ольга Андреевна
г. Улан-Удэ
«Будьте чистыми среди моря грязи опасного смутного времени. ... Богатства безумно собранные и накопленные превратятся в особый яд и будут бесполезными... Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно!!!»
Хамбо лама Даши-Доржо Этигэлов.
Я хотела написать сочинение о человеке, которого можно назвать гордостью моего родного края Республики Бурятии. И этим человеком является Хамбо лама Даши-Доржо Этигэлов. Это один из самых почитаемых и уважаемых людей нашей республики. Таинственный, бессмертный, его существование - огромная загадка для всего человечества и всей современной науки. В третьем тысячелетии о нем узнал весь мир и это непостижимая тайна для всего человечества. Вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, он, сидящий в позе лотоса, дает людям некую веру, силу и надежду. Как сказал Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев: «Верующих в буддизм это укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься».
В 1852 году появился на свет мальчик в Оронгое, в местности Улзын-Добо. Имя, данное ему при рождении в сочетании с именем отца, – Даши-Доржо Этигэлов – означало «солнце и алмаз веры».
Рано лишившись родителей, Даши-Доржо был вынужден пасти скот у местных богатеев. Говорят, однажды, грея озябшие ножки в теплой коровьей лепешке, маленький пастушок вдруг объявил хозяйке, что обязательно станет Хамбо-ламой (главой буддистов). Женщина посмеялась, мол, тебе ли, заморышу, мечтать об этом?! Но насмешки не смутили мальчика. Видимо, вера в свое высокое предназначение была у сироты сильна, ибо в 15 лет он тайком от хозяев ушел в ближайший Янгажинский дацан (монастырь).
В ту пору в монастырь приехал Захарай-лама, один из самых известных бурятских йогинов. Он-то и увез Даши-Доржо в далекий Анинский дацан. По просьбе настоятеля этого монастыря жители нескольких селений стали выплачивать Этигэлову содержание и вносить плату за освобождение его от воинской повинности. В монастыре Даши-Доржо обучался 23 года.
По легенде он перерожденец первого Пандито Хамбо ламы Дамба-Доржо Заяева. В течение пяти-шести лет он воспитывался у Надмита Батуева. Будущий XII глава буддистов в свои шестнадцать лет отправился на учебу в Анинский дацан. Там он постигал Буддизм, изучая тибетский язык, философию, логику, санскрит. Став просвещенным монахом, Даши-Доржо Этигэлов, занимался медициной и философией, обретя славу известного на всю Россию целителя.
В 1904 году Этигэлов назначается ширээтэ-ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. С 1911 по 1927 год он являлся главой всех буддистов России. Находясь на посту Хамбо ламы, Даши-Доржо Этигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян. За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.
При нем монахи вели огромную просветительскую работу, а в монастыре появились два новых храма. Автор 50 трудов по философии и фундаментального рецептурника тибетской фармакологии прославился и как опытнейший йогин. По воспоминаниям современников, он мог насквозь видеть человека. Но и это не все.
Человек-загадка, непостижимая тайна… Много легенд и сказаний существует про известного религиозного деятеля. Есть и легенда, которая подтверждается историческим фактом. Однажды Пандито Хамбо лама Этигэлов возвращался из Верхнеудинска в Гусиноозерский дацан, когда он подъезжал к озеру Сагаан-Нуур, ему сообщили, что на территории дацана собрались пьяные люди, которые подняли шум и скандал. Услышав такую новость, Хамбо лама рассердился и, ударив своего коня кнутом, помчался в сторону дацана. Проскочив озеро Сагаан-Нуур, как по асфальту, он на коне, запряженном в дрожки, как с трамплина подпрыгнул с крутого западного берега в небо и, приземлившись, рассек озеро Хул-Нуур и по сухому дну озера помчался напрямик к дацану. Когда он выскочил на берег, дно озера сомкнулось и, подняв большие волны, смыло часть собравшихся в ограде дацана.
В 1913 году он участвовал в торжествах по случаю 300-летия дома Романовых.
В 1914 году началась русско-германская война. Пандито Хамбо лама благословил казаков на войну с напавшими на Россию немцами. В этом же году Этигэлов создал «Общебурятское общество» и начал собирать деньги для помощи армии. На фронтах были развернуты три госпиталя, которые обслуживали лучшие эмчи-ламы бурятских дацанов. В 1915 году Пандидо Хамбо-лама организует сбор пожертвований в дацанах. Эти деньги пошли на помощь раненым и семьям погибших. В госпитали, где лечились раненые буряты, Этигэлов посылает лам-врачевателей.
На мой взгляд, он был человеком, которому удалось сотворить непостижимые вещи. Он человек, который принес всему человечеству веру во что-то сверхъестественное.… Благодаря своему страстному стремлению учиться, он стал одним из самых образованнейших людей и добился высокого поста.
Летом 1917 года Этигэлова избрали председателем II Общебурятского съезда. Через месяц из-за болезни он сложил с себя полномочия XII Пандидо Хамбо-ламы и вернулся в Янгажинский дацан.
Избавившись от суетных административных обязанностей, Этигэлов создает комментарии к сочинению «Дэмбэрэл Додба», написанному в XV веке Богдо Зонхавой. Буддисты полагают, что Этигэлов «сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты – Великой реальности всех явлений». Говорят, что именно применение и использование Пустотности позволяло йогинам демонстрировать свои сверхъестественные способности.
В 1927 году Даши-Доржо Этигэлов ушел из жизни, сидя в позе лотоса, как настоящий буддист, читая молитву "hуга Намши» - благопожелание для умершего. Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации на Ясный Свет Ума, он ушел из этой жизни. Перед этим он завещал своим ученикам: "Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет". Но его ученики, побоявшись этого, не осмелились вскрывать саркофаг своего учителя. И только спустя семьдесять пять лет его тело было изъято из бумхана - места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, уходил из жизни.
В нашу республику съехались различные ученые, журналисты со всего мира. Шокирующие факты привели людей в некое заблуждение о смерти. Сенсационные результаты исследований нетленного тела буддийского ламы были обнародованы в Москве. «Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого».
У людей, которые видели нетленное тело Хамбо ламы, были разные впечатление. Первые говорили, что смотрели в глаза ламы. Вторые чувствовали, как его сердце стучит. Третьи видели, как капельки пота падали с его лица. Его руки были теплыми как у живого человека. У него росли ногти, волосяной покров. Услышав непостижимые вещи для всего человечества, к нам приезжали различные люди со всего света, среди которых такие известные люди, как Дмитрий Медведев, Анатолий Чубайс, Ричард Гир, Сергей Шойгу. Нетленное тело Даши-Доржо Этигэлова посетили несколько сотен тысяч людей.
У нас существует Аршан Даши-Доржо Этигэлова, который находится в Оронгое. Ученые установили, что в священной воде находится огромный процент серебра. Не- смотря на столь далекий путь, люди едут попробовать целебный источник. Также, в 2002 году был создан Институт Пандито Хамбо ламы Этигэлова, цель которого сохранить наследие «воскресшего Бога». Уникальное явление, которое не имеет аналогов в мире, конечно, не дает ученым покоя, и они наблюдают за ним с 2002 года.
В 1920-е годы Хамбо-лама Этигэлов не однажды предупреждал земляков, что скоро наступят тяжелые времена: храмы разрушат, в них будут содержать скот, предсказал аресты лам и их уничтожение: «Но меня они не успеют взять».
15 июня 1927 года Этигэлов заявил своим ученикам о решении уйти из этой жизни, завещав им через 30 лет извлечь его тело из земли и осмотреть его. Затем он попросил их читать над ним особую молитву – благопожелание умершему, а сам в позе лотоса принялся медитировать. Смущенные ученики не решились сделать это, ведь их учитель был жив. Тогда Хамбо-лама сам начал молитву, постепенно ее подхватили ученики. Спустя несколько дней, убедившись, что Учитель не подает признаков жизни, ученики похоронили его на обычном родовом кладбище.
Вскоре после ухода Этигэлова началось массовое разграбление и разрушение дацанов и мест поклонения, прокатилась волна арестов буддистов. Священнослужители и верующие прятали священные реликвии, но большая часть их была безжалостно уничтожена большевиками. В Анинском дацане был взорван центральный храм, в дальнейшем в его развалинах устроили скотобойню.
В 2003 году я приезжала в Хоринский район, где мне запомнились долина и развалины монастыря. Я, может быть, с разочарованием рассматривала голые некрасивые горы, на вершине которых росли то ли сосны, то ли елки. Далекие белые пятнышки развалин впечатления тоже не произвели. И тут произошло нечто поразительное: перед глазами на несколько секунд как будто развернули цветную картинку поверх унылого пейзажа. Я увидела эту же самую долину солнечным днем: склоны гор, поросшие изумрудной травой, по правую сторону долины – голубые озера. В центре – храм в несколько этажей с небольшой, изящно изогнутой, как у пагод, крышей. Перед монастырем и за ним – множество одноэтажных домов. Еще на картинке были люди в ярких одеждах, разглядеть их я не успела. Картинка исчезла так же внезапно, как и появилась.
Вот и сам монастырь. На его территории, огороженной невысоким забором, два небольших здания – новый деревянный храм и домик для проживания лам, в центре – монументальные развалины старого храма.
В новом же храме глаз радует красочное убранство, нужно положить на алтарь подношения, попросить Будду послать здоровье и радость моим родным, друзьям и знакомым. Раньше Анинский дацан, построенный в 1817 году, был расположен в долине у трех озер, между трех гор. На одной из гор на камне имелось изображение Будды. На другой горе существовало место для медитации. Центральный дуган (храм), где проводились основные молебны, уникален по своей архитектуре. Его возвели русские мастера в конце XIX века. В 1900 году к нему сделали большую пристройку. Там разместился читальный зал. Возле монастыря вырос огромный поселок, где жили 2000 священнослужителей.
В свое время монастырь славился своей философской школой. О сверхъестественных способностях его йогинов ходили легенды и предания: они могли в мгновение преодолевать расстояние, пересекать реки и озера, не замочив ног. Во время медитации уходили в нирвану, останавливая жизнедеятельность своего «грубого», физического тела, в то время как их «тонкое» тело функционировало так же, как и раньше. В таком состоянии под присмотром учеников они могли оставаться десятки лет, а затем возвращались. Некоторые из этих йогинов были учителями Даши-Доржо Этигэлова.
После обнаружения послания священнослужитель из Иволгинского дацана Бимба-лама предложил поднять тело Этигэлова. По людской молве, во время медитации ему явился сам Хамбо-лама и попросил поднять его тело. Так это было или нет, монах рассказывать отказывается: «Мое сокровенное станет известно, когда я уйду в другой мир».
Вопрос о поднятии тела обсуждался три года. Наконец Пандидо Хамбо-лама Аюшеев принял положительное решение.
Обретению тела Хамбо-ламы предшествовал ряд других предзнаменований. Весной 2002 года на озера у Анинского дацана вернулись белоснежные лебеди, которых здесь давно никто не видел. В то же время неподалеку от места, где раньше находился Янгажинский дацан, выросли в голой степи бок о бок черемуха, шиповник и смородина. А в местности Шунгэтэ в небывалую засуху поднялся полукругом необыкновенно высокий и красивый шалфей. И наконец, 30 августа 2002 года на развалинах Анинского дацана, там, где ранее во время раскопок ничего не нашли археологи, ламы отыскали под большим камнем статуэтки трех Будд – прошедшего, настоящего и будущего...
Я считаю себя счастливым человеком, так как у меня была возможность несколько раз встретиться с Хамбо-ламой Этигэловым в Иволгинском дацане. Тело его находится на втором этаже храма, куда женщинам вход воспрещен. Но мне удалось его увидеть в дни больших буддийских праздников, когда Хамбо-ламу выносят к людям.
В настоящее время тело Хамбо-ламы Итигэлова хранится под обычным стеклом (защита от пыли) в неотапливаемом помещении. Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов, никаких холодильных установок в этом «саркофаге» нет. Есть только градусник. Порой он показывает температуру на один-два градуса выше, чем в помещении, как будто воздух в «саркофаге» согрел своим дыханием Хамбо-лама.
Наш Пандидо Хамбо-лама Аюшеев заметил, что когда люди встречаются с Этигэловым, у атеистов, которые ни во что не верили, появляются сомнения, сомневающиеся начинают верить, а у верующих вера усиливается.
Желающих увидеть Хамбо-ламу великое множество. Чтобы сделать доступ к телу более свободным, был построен дворец Этигэлова, а точнее, воссоздан один из храмов, возведенных в ту пору, когда Этигэлов был настоятелем Янгажинского монастыря. Примечательно, что строился он исключительно на добровольные пожертвования тысяч людей.
Во время больших праздников от рук Этигэлова отходят 5 хадаков (шелковые ритуальные ленты), дотрагиваясь до которых человек получает благословение. Но лучше дотронуться до самого тела.
По свидетельству очевидцев, у тех, кто получил благословение, исчезали болезни и неприятности. Кого-то оно уберегло от верной гибели.
Так, неапример,Ламы Анинского дацана, узнав, что в Хоринске в коме находится человек, которого врачи считают безнадежным, прикрепили над головой умирающего фото Хамбо-ламы. Через день давление у больного стабилизировалось, через пять дней он пришел в сознание. Этот человек выжил.
Вы спросите, почему именно о нем я захотела написать, не знаю, может быть, потому что с раннего детства мне о нем часто рассказывали мои родные дяди, они, кстати, тоже ламы. Сначала воспринимала просто как чудо, тайну, которую нельзя разгадать и понять. Сейчас, повзрослев, думаю, что это просто человек, который смог в какой-то момент обрести великую истину нашей с вами жизни.
Великая загадка бурятского народа, возможно, вскоре оживет, считают некоторые монахи из Индии. Только Великие и избранные люди могут сохранить свое тело нетленным, понять что такое «Жизнь» и «Смерть».
Я очень счастлива, что на нашей бурятской земле есть такие великие люди.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Кто самый сильный?
10 осенних мастер-классов для детей
Ёжикина Радость
Загадка Бабы-Яги