работа была представлена на муниципальном уровне НПК "В мир творчества, мир поиска, мир науки"
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sovesti_v_russkoy_literature.docx | 58.76 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Районная научно-практическая конференция школьников
«В мир поиска, мир творчества, мир науки»
Секция «Русский язык, литература»
Тема совести в русской литературе
Автор: Нарцова Александра Сергеевна, обучающаяся 8 класса МБОУ Кумарейская СОШ
Адрес учреждения: 666397, Иркутская, Балаганский, Кумарейка, Школьная, 1
Контакты: тел.89247092853, эл. адрес mou-kumar@yandex.ru
Руководитель: Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ
Кумарейка, 2018
Оглавление
2.1.Что такое совесть?.................................................................с.6
4.1. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»…………....с.13
4.2. Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»……………………с.15
4.3. Рассказ Е. Карпова «Меня зовут Иваном»…………………….с.17
4.4. Рассказ Л. Петрушевской «За стеной»…………………...……с.19
В жизни каждого человека бывают минуты, когда незаметно для себя что-нибудь теряешь. Эту потерю всегда пропускаешь через себя и сильно огорчаешься, думаешь об этом.
А что это значит – терять совесть? Она же не вещь?
Терять совесть – значит становиться бессовестным, нахальным, не следить за своим поведением, позволять себе бесчеловечные поступки.
Тема данной работы «Тема совести в русской литературе» - это исследование-размышление, рассуждение о том, что определяет поступки человека, тесно ли они связаны с тем, слушает ли он свою совесть.
Тема совести не является новой для нашей сегодняшней литературы. Она всегда волновала писателей-классиков, каждый из которых стремился по-своему ответить на этот вопрос. Обращение к этой теме писателей говорит нам о том, что они пытались осознать степень своей ответственности за всё происходящее в обществе. В своих произведениях писатели размышляли о времени и человеке, попавшем в круговорот событий, о нравственных законах, соблюдение которых формирует суть и смысл личности каждого из нас.
Актуальность данного проекта очевидна: я хочу проследить, как тема совести находила своё разрешение в произведениях писателей XIX века и наше время. Установить место и значение понятия « совесть» в художественной литературе.
Ведь совесть всегда воспринималась как центр нравственной жизни человека. Может ли современный человек отличить правду ото лжи, совестливость от бессовестности.
Объект исследования: произведения художественной литературы.
Предмет исследования: предметом исследования является совесть как явление нравственного сознания действия человека.
Материалом исследования послужили произведения А.С. Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, Л.С.Петрушевской, Е.Карпова.
Методы исследования:
1. метод сплошной выборки;
2. наблюдения;
3. аналитический;
4. описательный;
5. сравнительно-сопоставительный;
6. интерпретации художественного текста.
7. обобщение;
8. систематизация.
Цель работы: исследовать проблему СОВЕСТИ в произведениях русской литературы 19-20 века.
То есть, в качестве основной цели необходимо провести некий сопоставительный анализ произведений русской литературы XIX-XXI веков для выявления феномена совести, показать существование понятия «совесть» в русской классической литературе и в литературе нашего времени, задуматься об этом жизненно важном вопросе, определить своё отношение к этому нравственному понятию, получить ответы на вопросы, каковы стали взаимоотношения людей? Что мешает им быть совестливыми людьми, помочь выбрать правильные ориентиры в жизни.
Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: совесть определяет независимо от возраста человека его поступки, которые тесно связаны с жизнью, с тем слушает ли он свою совесть.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 8 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
Основная часть работы посвящена изучению и определению понятия «совесть». При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию через интерпретацию текста. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Практическая значимость исследования состоит в возможности привития чувства совести учащимся через изучение, анализ художественных произведений.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по литературе, так и на внеклассных занятиях и классных часах.
2. Понятие совести
2.1.Что такое совесть?
Сейчас, в наше время погони за материальными ценностями, когда человечество тонет в потоке бессмысленной информации и мозг людской заменяют компьютеры, когда вокруг реклама и блеск заманчивых вывесок, мы все реже и реже произносим слово «совесть». Похоже, сейчас для нас это всего лишь символ, набор звуков. Как никогда остро назрел вопрос о пробуждении совести в нашем обществе. Место совести - в душе человека.
Что такое совесть? «Это стыд перед самим собой, - так сказал древнегреческий философ Демокрит.
Совесть – это переживание или одобрение собственного поступка, даже если он только задуман. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести, так как она самый суровый и неугомонный из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.
Где же живёт совесть? В душе человека, в его глазах. Есть такая поговорка: “Глаза – зеркало души”.
По словарю В.И. Даля «Совесть - это тайник души человека, в котором располагается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Вот это понятнее и гораздо глубже, заставляет задуматься человека не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.
Если внимательно посмотреть на слово СОВЕСТЬ, то можно выделить в нём две части «со» и «весть». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой (сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, сосуществование совместное существование), сопереживание (переживание вместе с кем-то), то есть совместное действие с другими людьми. Слово ВЕСТЬ - это послание, сообщение. В соединении СО-ВЕСТЬ получается совместное послание от одного человека другому, это своеобразное сотрудничество, обмен с кем-то плохим или хорошим, сообщение о чём-то, что не должно омрачать жизнь людей. Совесть - весть сердца. Совесть в жизни человека занимает центральное место.
Это закон жизни каждого человека, регулирующий его поведение. Он является нашим внутренним законом, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого нашего поступка. Человеческая совесть помогает нам порой отказываться от привычного в пользу нового, часто требующего отступления от каких-то норм нравственности.
3. Тема совести в произведениях русской литературы ХIХ века
3.1. Повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Она напоминает ему об обязанностях, долге, ответственности. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно заставляет человека говорить себе правду. Совесть - это наш внутренний судья.
Голос совести рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.
Рассмотрим, как ведут себя литературные герои, слышат ли они голос совести.
Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» показывает нам, как важно иметь совесть и проявлять милосердие. Это помогает сохранить свою честь в глазах других людей.
В первую встречу Гринева с Пугачевым, Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит проводнику деньги и свой заячий тулуп. Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, и нельзя проходить мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Пугачев это почувствовал и был благодарен.
Поэтому, Пугачев в следующей их встрече отвечает милосердием на милосердие. Он не боится уронить достоинство атамана в глазах соратников, и следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
Но, получается, что услуга и воздаяние несоразмерны: заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру царского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как это значило бы поступить не по совести.
Петру Гриневу, в облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. За эгоизм Швабрин в повести наказан. Но Гринев не отворачивается от поверженного врага, не торжествует — и в этом тоже милосердие совестливого человека.
Счастливый конец «Капитанской дочки» показывает нам, что мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие.
В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуня, дочь станционного смотрителя, оставила отца и без разрешения, и без благословения бежала из дома. Из-за переживаний, одиночества, тоски отец заболел и умер, так и не увидев дочь. Прошло время, и Дуня возвращается в родные места. «…и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала. …Она легла здесь и лежала долго». Дуня плачет на могиле отца, понимая, что он умер из-за неё.
Дуня, в отличие от блудного сына, не успела искупить свою вину и попросить прощения у отца.
В этой повести совесть - это вина перед отцом, муки совести - от невыполненного дочернего долга.
3.2. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.
М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик, с болью в сердце пишет в сказке «Пропала совесть» о своих соотечественниках, бегущих от совести. «Совесть пропала вдруг…почти мгновенно! Мудрые мира поняли, что они… освободились от последнего ига, которое затрудняло их движение». Люди остервенились. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека».
«А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя, всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие». Её называют «надоедливой приживалкой», «последним игом», «негодной ветошью», «бедной изгнанницей», «несчастной находкой». Тяжело пришлось людям, в руках которых оказалась совесть. Человек изменялся под влиянием совести (словно электрическая струя пронзила пропойцу, возвратилось горькое осознание действительности, освобождение от винных паров, страх поселяется в его сердце). Люди не захотели жить с совестью? «И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными приведениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он (пропойца) понял, что это за цепи; «с ней (совестью) пропадешь, как собака!» Человек чувствует подавленность, осознавая степень нравственного падения, и ощущает, что "процесс самоосуждения бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд".
Особенно тяжко пришлось финансисту Самуилу Давыдычу Бржоцкому. Когда он получил конверт с совестью, его стало корёжить. «Едва взял Самуил Давыдыч в руки конверт, как заметался во все стороны, словно угорь на угольях. Но всё-таки он оказался самым стойким среди других владельцев совести: как настоящий герой, он ей не поддался. «Я не стану описывать здесь мучения, - читаем мы дальше, - которые претерпел Самуил Давыдыч в этот памятный для него день; скажу только одно: этот человек, с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания, но даже пятиалтынного возвратить не согласился».
Люди не захотели жить с совестью? «И долго, таким образом, шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук».
Выброшенная, оплёванная, измятая, никому не нужная совесть переходила из рук в руки, перебывала у многих тысяч людей. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!» Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть.
«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама»?
В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть, в его чистом сердце». Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин. Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу. Только один вопрос возникает: «Когда же это русское дитя вырастет?». Сколько ещё-то можно ждать?
Что же хотел нам сказать М.Салтыков-Щедрин своей сказкой? Как легче жить – с совестью или без совести?
Сказка - крик души автора. Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло. Совесть, в первую очередь, нужна каждому человеку для развития его души, и, если совесть куда-то на время пропадет, выпадет из души, надо срочно вешать объявление. Да, совесть в душе растить нелегко. В народе говорят: «Наглому и жить легко». Но мне кажется, не всегда это так. Встретишь на своём пути «человека совести», и что-то начинает тревожиться в груди. Это совесть просыпается и начинает расти. Но чаще всего совесть «тухнет».
4. Тема совести в произведениях русской литературы ХХ века
4.1. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
У Виктора Петровича Астафьева была нелегкая жизнь, о чем мы узнаем из его произведений. Он вырос сиротой, но его воспитанием занимались родные бабушка с дедушкой. Мать писателя утонула в лодке, возвращаясь из города. Но этим судьба не ограничилась. Когда он был уже взрослым, от голода умер его первый ребенок. Сам он вернулся домой с войны еле живым. Это свидетельствует о том, что жил он в трудные времена, о которых он не мог не поделиться со своими читателями.
В рассказе «Конь с розовой гривой» мы видим Витю семилетним мальчиком, живущим в сибирской глубинке, где каждый сосед знает другого, и все живут словно одна большая, дружная семья. Детство - это важный период в жизни каждого. Именно в детстве формируется мировоззрение и характер ребенка, нравственные принципы. Через все эти этапы проходит и главный герой рассказа. Всего за пару дней он понимает, как дороги ему бабушка с дедушкой и как важно иметь чистую совесть.
До этого он не видит темную сторону вещей и не знает, что такое врать, но соседский мальчишка учит его набить посудина травой вместо ягод и притвориться, что он насобирал достаточно земляники. На самом деле, по дороге все ягоды были рассыпаны и съедены, поэтому туесок Вити был пуст. Отчего же ему так важно было принести этот лесной урожай домой? Бабушка ему пообещала продать в городе спелые ягоды и купить на вырученные деньги его любимый «пряник конем».
Здесь нужно отметить, что герои рассказа жили в очень непростое и голодной время, когда штучный пряник считался большим достоянием. Обладатель «коня с розовой гривой» автоматически завоевывал уважение и почет соседских мальчишек. Поэтому этот облитый розовой глазурью коник был заветной мечтой Вити. Однако, согласившись на вранье, он так переживал, что готов был даже отказаться от своей мечты, лишь бы выпросить прощения у бабушки.
Всю ночь, промучившись от угрызений совести, он встал с решительным намерением во всем сознаться, но бабушки уже не было.
«Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть»…
« я заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету... Даже дед не выдержал моего полного раскаянья».
Она уехала в город с пустым туеском. Вернувшись, она его, конечно же, здорово поругала, но пряник все же привезла. Для Вити это был хороший урок человеческой доброты и бескрайней любви. Также он научился брать ответственность за свои поступки и отличать дурной совет от хорошего.
Совесть героя – это чувство вины перед бабушкой за обман. Он пережил муки совести – от сознания, что совершил непоправимое и бабушка не простит его. Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести.
4.2. Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали.
Н. М. Рубцов
Произведения Константина Георгиевича Паустовского интересны сюжетом, психологической разработкой образа и удивительным лаконизмом. Несколькими фразами автор умеет нарисовать словесный портрет, передать мысли и переживания героя, окружающую обстановку.
Рассказ писателя «Телеграмма» наполнен пронзительной грустью и совестливостью, почти притчевой лаконичностью. Только большой художник и гуманист мог так правдиво и доходчиво показать трагедию одинокой старости и черствость, казалось бы, родной души. «Октябрь был на редкость холодный, ненастный... Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет ее отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной"».
Доживает старая женщина свой век в одиночестве, мечтая о встрече с любимой дочерью, которой и невдомек, что надо бы мать приласкать, приголубить, ведь роднее нет у нее на свете существа.
Но Насте все некогда, занята она устройством «конкурсов, выставок». У нее другие планы и интересы — три года не может вырваться к матери в деревню. При чтении письма от Катерины Петровны «ненаглядная Настя» вспоминает не тепло и нежность матери, а ее неизбежные слезы и «ничем не скрашенную скуку сельских дней». А когда после городской суеты дочь вспоминает об одинокой Катерине Петровне, то эта запоздалая забота оказывается уже ненужной. Мать похоронена чужими людьми, а в душе Насти — теперь уже вечная и неизгладимая вина перед ее памятью. «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь... Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!"» .
Как часто мы стараемся заменить душевность профессионализмом, уделяя внимание посторонним, забывая о близких, нуждающихся в нас. Так и живем в суете и сутолоке, бросив своих стариков, некогда подаривших нам тепло и заботу, теперь же нуждающихся в нашем уходе и тепле.
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» учит быть человечными, заботиться о слабых и нуждающихся в защите, пока они еще живы. Потом, потеряв близких, поздно плакать и каяться.
В холодной темной комнате матери «Настя проплакала всю ночь... Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
Катерина Петровна страдает от одиночества, но не упрекает дочь; только временами тихонько плачет, Настя не видела мать три года, даже письмо матери некогда прочитать. А когда Настя получает телеграмму: «Катя помирает». Она скомкала её и нахмурилась. Ей опять некогда.
Настя испытывает болезненное чувство тяжести от своих поступков, иначе говоря, муки совести.
Совесть проснулась в нее поздно. Ушел из жизни тот, кто мог простить. Она опоздала попросить прощение за свои поступки.
Об отсутствии внутренней чести повествует рассказ Е.Карпова «Меня зовут Иваном». Именно внутренней чести не оказалось у героя нашей сегодняшней литературы Семёна Авдеева, который достойно прошел по дорогам войны, а в самом ее конце немцы подожгли танк, в котором солдат был башенным стрелком. Товарищи по экипажу спаслись, а как вылез из танка Семен, никто не видел. Какой силой воли надо обладать человеку, чтобы ослепшему, обожженному, с перебитой ногой двое суток выбираться из огромной ямы. От боли Семен часто терял сознание, а приходя в себя, вновь полз. И в госпитале боец Авдеев терпел все: и операцию, когда ему отняли ногу, и свою слепоту. С твердостью и какой-то ожесточенностью он боролся за жизнь. Но как изменился Семен Авдеев после выхода из госпиталя: растерялся слепой солдат, не знал, куда идти. Если бы не Лешка Куприянов, тоже выписавшийся из госпиталя воин-инвалид, может, Авдеев и поехал домой, в родную деревню. Там под присмотром матери и родных по-другому сложилась бы его жизнь. Но Лешка перебил все, потащил Семена в ресторан, где несчастные жертвы войны заливали свое горе водкой. С той поры пропал мужественный боец Авдеев. Он словно плыл по течению мутной воды: пьянки, жизнь в притоне никого не сделают лучше и чище. Потихоньку бывший танкист превращался в пьяницу и попрошайку.
Однажды в вагоне поезда, где он пел свои песни, его узнала мать. Узнала по голосу, а потом по остреньким шишечкам на плечах сына. Не веря собственному счастью (Анна Филипповна считала сына погибшим на войне), мать слабо позвала его по имени… Конечно, Семен узнал родной голос! Но стыд заставили его оттолкнуть мать и назваться чужим именем. Слабость перечеркнула все хорошее, что было в Авдееве! В одно мгновение Семен перечеркнул свое счастливое детство, боевой путь, а грубоватой фразой убил мать!
Видели пассажиры, как женщина смотрела вслед нищему и шептала: «Он, он». В ее глазах не было слез, а только мольба и страдание. Потом и они исчезли, остался гнев. Страшный гнев оскорбленной матери...
-Может быть, ошиблась?— нерешительно спросил кто-то.
-Мать не ошибется,— ответила седая женщина,
-Так почему же он не признался?
-А как же такому признаться?
-Глупый...
Через несколько минут вошел Семен и спросил:
-Где моя мать?
-У вас уже нет матери,— ответил врач.
Стучали колеса. На минуту Семен, будто прозрел, увидел людей, испугался их и стал пятиться. Из рук выпала пилотка; рассыпалась, раскатилась по полу мелочь, холодно и никчемно звякая...
Она здесь же, в поезде, умрет. Анна Филипповна не вынесла отречения сына Поздним будет раскаяние слепого попрошайки!
Это убийство не физическое, а моральное. Одним словом Семён Авдеев убил человека, подарившего ему когда-то жизнь. Автор не даёт ответа на вопрос. Что же будет дальше героем? Испытает ли он «по полной» раскаяние, или жизнь покатится по накатанным рельсам. Но ясно одно: не сможет жить на свете человек с такой ношей на сердце. Муки совести постоянно будут преследовать его.
Тему совести продолжает писательница Людмила Петрушевская. Это имя – одно из значительных из числа современных писателей России. Какие бы невероятные вещи она ни рассказывала, голос ее никогда не лгал. Людмила Петрушевская черпает сюжеты, где приходится, подчас просто на улице, “там, где у человека есть пока еще время”.
Персонажи Петрушевской проживают трудную, несчастливую жизнь, а условия существования притупляют их чувства. Ее герои живут рядом с нами, но мы стараемся не замечать их, чтобы не причинять себе лишнюю боль от вида чужих страданий. Она пишет о том, что происходит повседневно, ежечасно. За ее простенькими на первый взгляд маленькими рассказиками стоят глубокие и вечные вещи. Ее “житейские” рассказы – настоящие притчи. Именно таким рассказом-притчей является произведение Людмилы Петрушевской «За стеной».
Писательница дала необычное название своему произведению. У её героев в начале сказки нет имен. Больше всего отрицательных местоимений, наречий: «кто-то», «ни днем, ни ночью», «никто, никогда…» Действие происходит в больнице. Душевное состояние героя передается словами: «летал», «чувствовал ещё себя плоховато», «мешал спать разговор за стеной», «выходил из палаты», «сидел, читал газеты», «думал, что сходит с ума, слыша разговор соседей».
Но однажды разговор прекратился. «Теперь за стеной полная тишина, но спать все равно невозможно». За прошедшие недели он как-то уже привык к этому долгому, спокойному разговору двух любящих людей за стеной, видимо, мужа и жены - было приятно, оказывается, слышать мягкий, ласковый женский голос, похожий на голос мамы, когда она гладила его в детстве, заплаканного, по голове».
Уже утром, после ухода медсестры, он услышал в соседней палате два резких, крикливых голоса и узнал о том, что обманули женщину из соседней палаты. « Этот травник, он ей вроде много наобещал, если она отдаст ему все, что у них есть, что санитарки ограбили эту незнакомую женщину, скупив по дешёвке много чего. Женщина даже цены не назначала: сколько дадите, столько и возьму. Она верила колдуну, верила в целительную силу его трав, и ничего, кроме жизни мужа, ее не волновало, что будет, то будет. Она все отдала и думала, что это поможет. Ничего себе не оставила». Но всё сложилось иначе. Ничего в жизни неизвестной женщины не осталось. Ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все.
Герою сказки от этой женщины передаются вера, бескорыстие, а главное совестливость.
И мир для героя изменился. «Какое-то счастливое спокойствие наступило для Александра. Началась прекрасная, теплая весна, по небу шли белые маленькие тучки, дул теплый ветер, зацвели одуванчики на большом газоне». Но это была запоздалая щедрость. Настоящего счастья пришлось добиваться долго.
Александр перерождается под воздействием спокойствия и тихого счастья женщины. «Защемило сердце», «он не обратил внимания на боль", "и он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за её маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку».
«Что Александр потом предпринимал, как искал и нашел, как старался не испугать, не оттолкнуть свою любимую, как находил обходные дороги, как познакомился со всеми подругами своей будущей жены, прежде чем смог завоевать ее доверие - все это наука, которая становится известной лишь некоторым любящим».
Совесть не щадит и санитарку, укравшую деньги: "Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде « Я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно.
Сказка Петрушевской вселяет в читателя большую надежду, ведь там есть такие слова: «Понимаешь, ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все". Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все. Мы оставляем себе кое-что. Она не оставила себе ничего. Но это должно кончиться хорошо.
А ещё сказка заканчивается улыбающимся мальчиком и котом, мурчавшим от удовольствия и сознания того, что хорошо жить для других. Этот кот так похож на нашего героя.
Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу, но не все это ещё понимают. Сколько людей продолжает жить в темноте, боясь сделать усилие и приоткрыть дверь своей совести в этой жизни.
Совесть приводит человека к очищению. Чтобы сохранить её, нужно постоянно работать над собой, преодолевая душевную боль, причиняемую стыдом. Поэтому совестливый человек отличается мужеством и внутренней силой и никогда не станет слепым исполнителем чужой воли. Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет прятаться, уходит в себя, скрывать свои мысли и поступки. Ведь не щадит Совесть и санитарку, укравшую деньги: «Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде »я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно. Совесть - это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. В совести - правда жизни, смысл жизни.
«Стена» Л. Петрушевской разделяет мир зла, где за смертью отца наступает рождение сына, где норма – «отдать всё» для спасения любимого.
5.Заключение
Исследование показало, что темы, которыми «болела» русская литература живы и в нашей современной литературе. И в 21 веке люди способны на высокие поступки, могут взять на себя ответственность за происходящее. Писатели понимают эти проблемы и в своих произведениях говорят правду о тех недостойных людях, которые нас порой окружают. Они учат нас различать правду от неправды, совестливость от бессовестности. А мы должны прислушиваться к писателям и делать правильные выводы.
Хорошо, что писатели говорят открыто о том зле, что нас окружает. Книги должны открывать нам глаза на мир, исцелять, врачевать раны, возвращать надежду. Книга учит понимать, к чему может привести равнодушие окружающих людей.
Я думаю, что в жизни важно, прежде всего, взаимопонимание между людьми. Наверное, об этом заставила нас задуматься и Людмила Петрушевская. Важно, чтобы, читая книгу, каждый задумался о себе, о своей жизни, и ответы, на возникающие вопросы у каждого будут свои, а не авторские. Своими книгами писатели напоминают, что надо любить людей, быть внимательным к своим одноклассникам, близким, чтобы ничто не лишило бы нас радости, свободы, счастья. Мы стали свидетелями совести, построенной на самоосуждении, самообмане, раскаивающейся совести, увидели людей, которым прекрасно живётся без совести, столкнулись с людьми, которые отбросили свою совесть как «негодную тряпицу», и пришли к выводу, что если миром будут править люди «без совести» это грозит гибелью цивилизации и духовности.
Таким образом, анализируя все выше сказанное, мы приходим к выводу, что совесть определяет независимо от возраста человека его поступки, которые тесно связаны с жизнью, с тем слушает ли он свою совесть.
6.Библиографический список
Рецензия
на исследовательскую работу русскому языку
Нарцовой Александры Сергеевны, обучающуюся 8 класса
МБОУ Кумарейская СОШ
Работа написана в полном соответствии с требованиями к написанию исследовательских научно-практических работ. Имеется правильно оформленный титульный лист, все страницы пронумерованы, в конце работы имеется библиографический список, а также приложение.
«Тема совести в русской литературе» - это исследование-размышление, рассуждение о том, что определяет поступки человека, тесно ли они связаны с тем, слушает ли он свою совесть.
Актуальность состоит в том, чтобы определить, как тема совести находила своё разрешение в произведениях писателей XIX века и наше время. Установить место и значение понятия « совесть» в художественной литературе.
Объект исследования: произведения художественной литературы.
Предмет исследования: предметом исследования является совесть как явление нравственного сознания действия человека.
Материалом исследования послужили произведения А.С. Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, Л.С.Петрушевской, Е.Карпова.
Методы исследования: метод сплошной выборки; наблюдения; аналитический; описательный; сравнительно-сопоставительный; интерпретации художественного текста; обобщение; систематизация.
Цель работы: исследовать проблему СОВЕСТИ в произведениях русской литературы 19-20 века.
В ходе работы был проведен некий сопоставительный анализ произведений русской литературы XIX-XXI веков для выявления феномена совести, показать существование понятия «совесть» в русской классической литературе и в литературе нашего времени, задуматься об этом жизненно важном вопросе, определить своё отношение к этому нравственному понятию, получить ответы на вопросы, каковы стали взаимоотношения людей? Что мешает им быть совестливыми людьми, помочь выбрать правильные ориентиры в жизни.
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: совесть определяет независимо от возраста человека его поступки, которые тесно связаны с жизнью, с тем слушает ли он свою совесть.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 8 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
Основная часть работы посвящена изучению и определению понятия «совесть». При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию через интерпретацию текста. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по литературе, так и на внеклассных занятиях и классных часах.
Руководитель: ___________/Москалева Е.Ю./
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Машенька - ветреные косы
Барсучья кладовая. Александр Барков
Как зима кончилась
Две лягушки