Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой. Со страстной убежденностью однажды провозглашенный ею в детстве жизненный принцип «быть только самим собой», ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, «обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы».
Вложение | Размер |
---|---|
Проза М.Цветаевой | 107 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Курумканский район»
МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
X Республиканская научно-практическая конференция учащихся
по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»
Секция «Русская литература XX века»
в жизни и творчестве
Марины Цветаевой
Выполнила: Ширеторова Алтана,
ученица 10 класса
Руководитель: Буралова З.Г.,
учитель русского языка
и литературы.
с.Курумкан
Оглавление:
Введение
I глава. Теоретическая часть. Смысл и значение чёрного цвета
II. Краткий обзор использованной литературы
III. Трагическая судьба Марины Цветаевой
IV. Практическая часть. Значение чёрного цвета в творчестве М.Цветаевой
V. Заключение
VI. Приложение
Список литературы
Введение
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой.
Жизнь не баловала Марину Цветаеву,- она преследовала её с редким ожесточением. Цветаева всегда была обездолена и страшно одиноко. Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности» у неё «ограничивается детьми и тетрадями». Ощущение своего «сиротства» и «круглого одиночества» было для неё проклятием, источником неутихающей душевной боли. Она хорошо знала себе цену как поэту, но «ровным счётом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить»(9) свою человеческую и литературную судьбу. «Все в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь» (из письма 1923 года). И при всем при том Цветаева была очень жизнестойким человеком: «Меня хватит еще на 150 миллионов лет!». Не в её природе было жаловаться и стенать, тем более – упиваться собственным страданием. Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто - непомерные. «Русское страдание мне дороже гётевской радости»,- упрямо твердила она вопреки всем ударам судьбы. Свою душевную муку она прятала глубоко, под броней гордыни и презрительного равнодушия. На самом деле она люто тосковала по простому человеческому счастью: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!».
Со страстной убежденностью однажды провозглашенный ею в детстве жизненный принцип «быть только самим собой», ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, «обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы».(9).
Интерес к жизни и творчеству Марины Цветаевой определил цель моего исследования – выявить значение чёрного цвета в её жизни и творчестве.
Желание проникнуть в тайну поэтического слова стало основой работы.
Предметом явилось определение значения фразы: «Я тогда же и навсегда выбрала черного, а не белого, черное, а не белое: черную думу, черную долю, черную жизнь».
Задачи, которые необходимо было решить для реализации цели:
Основными методами работы явились:
- поисковый;
- описательный;
- принцип анализа текста «вслед за автором» (В.Г.Маранцман);
- метод анализа и обобщения.
Глава I. Теоретическая часть. Смысл и значение черного цвета
Чёрный – это самый тёмный цвет. Фактически это отрицание цвета как такового. Чёрный являет собой абсолютный предел, за которым жизнь прекращается, и таким образом передаёт идею небытия, исчезновения. Чёрный – это «нет», в противоположность «да» белого цвета. Белый – это нетронутый лист, на котором история ещё только будет написана, чёрный же – конец, за которым ничего нет. Белый и чёрный остаются двумя полюсами, альфой и омегой, началом и концом. «Чёрный, будучи отрицанием, символизирует отказ, полное отречение или неприятие».(6).
Тот, кто отдаёт предпочтение чёрному, хочет от всего отречься из упрямого протеста против существующего положения вещей, при котором он чувствует, что всё идёт не так, как надо, он восстаёт против судьбы, или, по крайней мере, против своей собственной судьбы, и в этом случае он склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Он пытается избавиться от проблем, трудностей и напряжения посредством неожиданных, своевольных и необдуманных решений. Он отчаянно ищет выход из положения, и «есть опасность безрассудного поведения вплоть до самоубийства» (М.Люшер. Цветовой тест). Ищет совершенного слияния и гармонии мыслей и чувств. Отказывается идти на какие-то компромиссы или принимать уступки от других. Вызывающе сопротивляется любого рода ограничениям и оппозиции. Упорно отстаивает свою точку зрения, полагая, что таким образом он доказывает свою независимость и самостоятельность.
Психологическая интерпретация, по М. Люшеру, показывает: «страх, что ему могут помешать добиться того, чего он хочет, заставляет его пользоваться всеми возможностями, которые может предложить жизнь, чтобы он мог категорически отрицать, что хоть одна из них представляет собой какую-нибудь ценность. Это разрушительное глумление становится для него средством скрыть свою беспомощность и глубокое чувство тщетности (ненужности)». Поэтому он хочет быть независимым и свободным от каких бы то ни было помех, ограничений и запретов – кроме тех ограничений, которые он налагает на себя сам, по своему выбору и решению, т.е. желает распоряжаться своей судьбой и требует «разделяемой независимости».
Глава II. Краткий обзор использованной литературы
Литературы по исследуемой теме совершенно мало, в основном она представлена по поэтическому творчеству М.Цветаевой. «О её драматургии, прозе, критике в целом пока нет ни одной серьёзной монографии», - пишет после открытия архива М.Цветаевой в 2000 году ведущий специалист РГАЛИ, кандидат филологических наук Е.Коркина.
Исследование языка поэзии М.Цветаевой представлено в книге Зубовой Л.В. «Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект». Лингвистика выступает как инструмент для анализа поэтики. Изучение обращения поэта со словом позволяет автору сделать ряд интересных выводов о некоторых чертах художественного мира поэта.
Оригинальны и своеобразны главы книги, посвящённые авторскому цветообразованию в лирике Марины Цветаевой.
В своей работе я опиралась на публицистическую книгу Виктории Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой», где отдельные лирические произведения М.Цветаевой рассматриваются в биографическом контексте как этапы духовного роста поэта. Поэтическая психология становится предметом внимания автора в первую очередь как средство претворения бытового факта в категорию Бытия.
Особый интерес вызвала монография замечательного писателя Иосифа Бродского, написанная после издания в Нью-Йорке двухтомника стихов М.Цветаевой и опубликованная в 1991 году в журнале «Новый мир». В статье «Поэт и проза» И.Бродский рассматривает прозаическое и поэтическое творчество Марины Цветаевой как единый и целостный художественно-философский мир. Обращение М.Цветаевой к прозе лишь утвердило её поэтический талант, поставило его на более высокую ступень, поскольку «проза для неё была лишь продолжение поэзии». По мнению И.Бродского, «достоверно, что проза от этого сильно выигрывает». Дело в том, что «новая семантика нуждалась в новой фонетике, и Цветаева её дала. В её лице русская словесность обрела измерение, дотоле ей не присущее: она продемонстрировала заинтересованность самого языка в трагическом содержании».
Книга Ариадны Эфрон «О Марине Цветаевой» вобрала в себя все богатство впечатлений о личности Марины Цветаевой и её литературном окружении. Обладая острой наблюдательностью и несомненным художественным даром, автор воссоздаёт в живых деталях неповторимый образ своей матери, поэта и человека, рисует драматические обстоятельства её жизни периода революции и первых эмигрантских лет. Книга, безусловно, представляет литературный интерес и ценна не только литературоведческими комментариями к стихам М.Цветаевой, но и важными свидетельствами рождения многих поэтических строк.
Глава III. Трагическая судьба Марины Цветаевой
Атмосфера семьи Цветаевых.
Детство Марины Цветаевой прошло в кругу культурных, творческих людей. Вся её юная жизнь пропитана книгами, музыкой, романтикой, увлечением сказками, легендами. Именно родители Марины заложили фундамент её мировоззрения и стиля жизни.
Марина Ивановна Цветаева родилась в семье известного филолога и искусствоведа, профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. «Отец был добр, спокоен, мягок, он сглаживал и уравновешивал страстную нестерпимость матери. Спустя годы пришло осознание «тихого героизма», скрывавшегося за внешней отрешенностью отца».(5).
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой музыкантшей, одарённой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Она открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок, дала им в руки лучшие в мире книги, - те, что прочитываются впервые; прививала любовь к музыке. «Возле неё было просторно уму, сердцу, воображению». (6).
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. «Из двух начал – изобразительное искусство (сфера отца) и музыка (сфера матери) – восприняла музыку»,- вспоминает М.Цветаева в очерке «Мать и музыка». Цветаева видит свою мать романтической героиней. Это она создала в семье атмосферу напряжённо-возвышенную и бескомпромиссную». (4). Но, к сожалению, Мария Александровна очень рано скончалась.
3.1Характер Марины Цветаевой.
Независимый характер, бескомпромиссность, бунтарский вызов, строптивость унаследовала Цветаева от матери, «вобрала в себя мятежную натуру матери: самую резкую, самую глубокую черту её человеческого характера – своеволие, постоянное стремление быть «противу всех», оставаться «самой по себе». В ней причудливо совмещались две души: восторженная поклонница Ростана, погружённая в романтические грёзы, и своевольная, строптивая бунтарка, «дерзкая кровь», которая больше всего любит дразнить людей и «смеяться, когда нельзя». (3).
Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. И.Эренбург, хорошо знавший её в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок».
3.2 Страницы жизни Марины Цветаевой.
В 1912 году Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который после окончания кадетского корпуса ушёл на фронт и во время гражданской войны оказался в рядах белой гвардии. Родила ему двух дочерей – Ариадну и Ирину. В страшные послереволюционные годы дочь Ирина умерла от голода. Целых семь лет не было от мужа никаких вестей.
И лишь в 1922 году Марина Цветаева, узнав от И. Эренбурга о местонахождении С.Эфрона, уезжает вместе с дочерью за границу, в Чехию, к мужу, пережившему разгром Деникина и Врангеля, а к тому времени ставшему студентом Пражского университета. За рубежом Цветаева недолго жила в Берлине, потом три года - в Праге. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая, не хватало средств даже на самое необходимое. В 1925 году с рождением сына Георгия семья переезжает в Париж.
Эмиграция встретила её как единомышленницу. Но затем всё изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи «Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи…не доходят…» (Из воспоминаний М.Цветаевой). Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться». В 1935 году в частном письме она пишет: « Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты – нет)». А нужда была действительно велика: «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером ( у меня сын 8-ми лет, Георгий) живем, т.е. просто медленно подыхаем с голоду»
(из письма 1933 года). В таких лишениях, в такой изоляции Цветаева героически работала как поэт. Она пишет очень много, но написанное годами не попадает в печать или вообще остаётся в столе автора. «Немыслимо трудно работать художнику, когда он остаётся в таком бездушном пространстве, какова эмиграция, - без родной земли под ногами, без родного неба над головой. Нужно обладать незаурядными душевными силами, чтобы в таких условиях сохранить хотя бы последнее – свою личность, свою «душу живу» (3).
Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине, писала пронзительные, глубоко трагические стихи. Такие стихи мог написать только поэт, беззаветно влюбленный в родину и лишившийся её. «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, - писала она.- Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью».
В 1939 году вслед за мужем и дочерью Цветаева с сыном вернулась в Советский Союз. Здесь личная драма Цветаевой переплелась с трагедией века, со временем жестокого и беспощадного террора. Сначала дочь Ариадна, затем муж Сергей Эфрон были обвинены в измене Родине и арестованы.
У Марины больше не было Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Отъединение сына, очень болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на семью, на его долю, резко усугубляло одиночество Марины Цветаевой. Она теряла уже последнюю надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи её – как крик живой, но истерзанной души:
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть…
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
На этой ноте последнего отчаянья оборвалась жизнь Марины Цветаевой. С началом войны превратности эвакуации забросили её в Елабугу. Под гнётом личных несчастий,
в постоянной тревоге за жизнь близких, в одиночестве, в состоянии глубокой депрессии, измученная, Марина Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года. (См. Прил.1).
Глава IV. Практическая часть. Значение чёрного цвета в творчестве М.Цветаевой
4.1 Анализ чёрного цвета в прозе М.Цветаевой «Мой Пушкин».
Что означает фраза: «Я тогда же и навсегда выбрала чёрное, а не белое: чёрную думу, чёрную долю, чёрную жизнь»? Только ли из-за бунтарской строптивости, из-за принципа «быть только самим собой» выбирает Марина Цветаева чёрный цвет? Какой смысл, какие ассоциации вкладывала М.Цветаева в слово «чёрный»?
Появление Пушкина в жизни ребёнка было подготовлено той атмосферой и средой, где росла Марина. Имя Пушкина и его произведения органично вошли в её детство.
Своим воображением Цветаева однажды в детстве создала себе живого поэта, да так и не отпускала его ни на шаг от своей души всю жизнь. Обстоятельства ей помогли.
До знакомства с творчеством Пушкина вначале было открытие Мариной памятника Пушкина, который был таким же непреложным, «действующим лицом детской жизни, как рояль…». Ребенок ощущает памятник материально, физически.
Ежедневные прогулки маленькой девочки до памятника Пушкина доставляли ей необъяснимую радость и удивление. Каждая встреча приносила девочке новые знания об окружающем мире. Возле памятника Пушкина Марина любила играть в сложные игры: приставлять к его чёрному гранитному подножью белую фарфоровую куколку… и, «постепенно проходя взглядом снизу вверх весь гигантский отвес», сравнивать. Осознание того, что до Пушкина не дорасти маленьким фигуркам, приводит Цветаеву к мысли о собственной соразмерности с Пушкиным: «…и после мучительного думанья – внезапное озарение: я перед фигуркой великан, но я перед Пушкиным – я, т.е. маленькая девочка. Но которая вырастет…». Так урок иерархии переходит в духовный рост.
Памятник Пушкина был для Марины и первой встречей с материалом: «чугуном, фарфором, гранитом – и своим». Ощущение того, из чего сделан памятник, превращается для девочки в осознание твердости, вечности Пушкина, настоящего творца: «потому что мне нравилось, что уходим мы или приходим, а он – всегда стоит». Так, Цветаева впервые узнаёт, соприкоснувшись с памятником Пушкина, не только о материальном, но и духовном мире. Каждый материальный, физический урок, названный в тексте как масштаб, иерархия, материал, цвет,- не остаётся на этом уровне (гранита, черноты, дороги), а переходит в новое состояние - в уроки духовные, духовный путь к себе самой. Осмысливаются взрослой Цветаевой как процесс духовного пути к Пушкину, познанием пространства, непреложности, неприкосновенности. «Мне приятно, что именно памятник Пушкина был первой победой моего бега».
Памятник Пушкина был для маленькой девочки и первой встречей с цветом: чёрным и белым: « такой чёрный! такая белая! – …чёрный был явлен гигантом, а белый – комической фигуркой, непременно – нужно было выбрать:
я тогда же и навсегда выбрала чёрного, а не белого, чёрное, а не белое: чёрную думу, чёрную долю, чёрную жизнь».
Чёрный цвет, выбранный девочкой в детстве, так же непреложен, потому что он ассоциировался с чёрным гранитным памятником, с именем Пушкина, который навсегда стал её идеалом. Он с тех пор для Марины Цветаевой приобретает новую интерпретацию.
4.2 Анализ чёрного цвета в цикле «Стихи к Пушкину»
Заполнив детскую жизнь Цветаевой, Пушкин, естественно, вторгся и в её собственную поэзию. Наиболее зрелый, на мой взгляд, цикл «Стихи к Пушкину». В эти вместе с самим Александром Сергеевичем перекочевали почти все его герои. Казалось бы, игра в Пушкина в зрелости должна была сойти на нет, уступив место более реалистическому мироощущению. Но возникает очередное явление Пушкина в духовном мире Цветаевой в качестве волшебного, божественного существа, подаренного ей русской историей и царем Петром Великим, наперсником Бога на земле. Появление в России Пушкина – потомка арапа Петра I Ганнибала, Цветаева напрямую связывает с божественной волей:
То – серафима
Сила – была:
Несокрушимый Мускул – крыла.
Пушкин Цветаевой – это воплощение красоты, мужества, ума, бесконечности.
Подтверждением может служить и употребление слова «смуглее»:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее! «Стихи к Пушкину», 1931 г.
В этом контексте слово «смуглее» означает - чернее всех, непохожий, выделяющийся среди множества других,- значит, избранный, лучший. Пушкин был для Цветаевой идеалом мужчины, мужественного, благородного, тонко чувствующего красоту, красивого в духовном смысле.. Итак, чёрный цвет для Цветаевой способен выразить высшую степень духовности.
Как мы видим, Пушкин сыграл огромную роль в жизни Марины Цветаевой. Он ввёл девочку в незнакомый мир чувств. Пушкин дал имя чувствам, вызываемыми событиями, связанным с чувством утраты, означающим расставание с чем-то или кем-то очень дорогим. Не случайно в «Моем Пушкине» Цветаева первым произведением называет «Цыган». Для неё поэма стала ключом ко всему творчеству поэта, она помогла Марине найти свой путь пониманию пушкинских произведений. «Цыганы» положили начало восприятию стихии Пушкина как стихии Любви и вечной её спутницы Разлуки – Утраты.
Сказав «мой», Цветаева определила своё отношение к поэту: её чёрный – не такой, как у всех; её памятник – иной; её Пушкин не похож ни на чей-либо. Цветаева имела право сказать «мой», потому что чувствовала поэта сердцем, при чтении его произведений Марина входила в контакт с Гением, и особенно важно, что путь этот открыл ребенок, чуткий к прекрасному. Таким образом, чёрный цвет, олицетворяющий для Цветаевой избранность, духовную красоту, становится основой мировосприятия, понимания не только памятника, но и всего творчества Пушкина. Для Цветаевой Пушкин – идеал Художника, Творца. «Тогда раз и навсегда» она выбрала Пушкина своим духовным Учителем.
4.3 Анализ чёрного цвета в трагедии «Ариадна»
В поисках идеала героики, величия, простоты и гармонии Марина Цветаева обращается к трагедиям, облекая в античные одежды своё лирическое содержание – душевную драму человека и поэта XX века. Её привлекает идея рока, ощущение предопределенности человеческой судьбы: человек обречен на страдания, отчаянье и гибель, ибо рок, удары судьбы – это, по мнению Цветаевой, злая воля богов, перед которой человек бесправен и бессилен. В трагедии Цветаева последовательно доказывает, что черное есть белое, используя сюжет античного мифа: Тезей, победивший Минотавра, но огорченный утратой Ариадны, возвращается на корабле не под белым флагом – условным знаком победы, а под черным, что вызывает гибель отца.
В час, как розы не приметил,
В час, как сердцем поседел,
Черный, черный оку – светел,
Черный, черный оку – бел.
Посему под сим злорадным
Знаком – прибыли пловцы.
Пребелейшей Ариадны
Все мы – черные вдовцы.
Из трагедии «Ариадна»,
октябрь 1924, Прага
Поэт показывает, как скорбь находит в черном утешение, гармонию, успокоение. Как черное превращается в белое, и белое становится символом смерти. Знаменательными являются слова самого поэта: «Светлый, который был черным, и черный, который будет светлым. Белое не вылиняет в черное, черное вылиняет в белое».
В этом смысле знаменательно использование черного цвета в отрывке из стихотворной трагедии «Ариадна»:
…В час осыпавшихся весен,
Ран, неведомых врачам,
Черный, черный лишь преносен
Цвет - горюющим очам…
В час раздавшихся расселин –
Ах! – и сдавшихся надежд! –
Черный, черный оку – зелен,
Черный, черный оку – свеж…
В час, как все уже утратил,
В час, как все похоронил,
Черный, черный оку – красен,
Черный, черный оку – мил…
Из трагедии «Ариадна»,
октябрь 1924, Прага
Чёрный цвет для Марины Цветаевой «лишь преносен», т.е. единственный, который можно перенести, выдержать, вытерпеть. Потому что, на мой взгляд, в черном цвете нет смешения, соединения, это однородная масса, согласованность красок.
Поэтому он гармоничен. «Зелен» - зелёный, значит, живой, молодой; «свеж» - сильный, свежий; «красен» - красивый, прекрасный, радостный; «мил» - милый, мягкий, спокойный. Значит, в чёрном цвете поэт находит свежие живительные силы, гармонию, спокойствие.
4.4 Анализ лирических стихотворений.
В лирических стихотворениях чёрный цвет несёт свой традиционный смысл:
…Расскажи, сгорающий небосклон,
Про глаза, что черны от боли,
И про тихий земной поклон
Посреди золотого поля…
Образ черных глаз как отражение страдания связан с образом черного «сгорающего» пространства. Они «черны от боли», наполнены неизбывной болью, полны глубокого страдания, после которого приходит долгожданное озарение, просветление. По Цветаевой, страдание - это одно из составляющих счастья.
В другом примере:
…Я вижу тебя черноокой, - разлука!
Высокой, - разлука! – Одинокой, - разлука!
черный цвет носит традиционную символику – страдания. Разлука - это утрата - потеря - лишение близкого человека – страдание. Жизнь вдали от того, кто близок и дорог, - беспросветна, одинока, наполнена страданием. А страдание у Цветаевой – счастье. Счастье приходит от высокого чувства любви. Если у Пушкина – любовь-нежность, любовь-прощение и прощание, то у Цветаевой – любовь–страсть, любовь-разрыв, она не бывает счастливой. Потому разлуку поэт называет «высокой».
Таким образом, чёрный цвет у Цветаевой не такой, как у всех – это символ избранности, духовности, красоты, озарения и просветленности. Он связан у поэта с образом молодости, свежести, жизненной силы, способен выразить высшую степень духовности. Чёрный цвет является начальной точкой отсчёта, с которой начинается преобразование обыденного мира в недосягаемый мир поэта, олицетворяет полноту и глубину страдания (равнозначного счастью), разлуки - спутницы любви.(См. Прил.2).
Заключение
Анализ семантического пространства ключевого слова «чёрный» в контексте личной жизни, творчества Марины Цветаевой позволяет мне сделать следующие выводы:
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Хронологическая таблица жизни Марины Цветаевой
Даты жизни | События жизни |
1882 год, 26 сентября | С субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева. |
1910 год | Первый поэтический сборник «Вечерний альбом» |
1912 год, январь | М.Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». |
1912 год, октябрь | Родилась дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о Минотавре. |
1914 – 1922 годы | 7 лет М.Цветаева ничего не знала о судьбе мужа. Страшные послереволюционные годы: голод, разруха, нищета. |
1914 год | Родилась дочь Ирина. |
1919 год, зима | От голода умерла дочь Ирина. |
С июля 1921 до мая 1922 года | Написаны более 100 стихотворений, поэмы «Переулочки», «Молодец», «Егорушка», циклы стихов «Психея», «Разлука», «Ремесло». |
1922 год, июнь | Отъезд за границу к мужу. Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла судьба М.Цветаевой. «Глухая стена одиночества». |
1 февраля 1925 года | Родился сын Георгий, Мур – так называли его дома. |
За 17 лет эмиграции | Поэма «Крысолов», «Поэма Конца», «Поэма Горы», «Поэма Воздуха». Проза о друзьях-современниках: «Живое о живом» (о М.Волошине), «Герой труда» (о В.Брюсове), «История одного посвящения» (об О.Мандельштаме), «Пленный дух» (об А.Белом) и т. д. Переводы на французский язык стихов Пушкина. Очерки «Пушкин и Пугачёв», «Мой Пушкин». Не печатают. |
1937 год, март | Возвращение Ариадны на родину, в Советский Союз. |
1937 год, осень | Возвращение Сергея Эфрона в Советский Союз. |
1939 год, лето | Возвращение М.Цветаевой и Георгия на родину. |
1939 год, август -1947, август 1949 год, февраль – 1955 год, март | Арестована Ариадна и отправлена в лагерь в Коми АССР. Снова арестована Ариадна и отправлена в ссылку в Туруханск. |
1939 год, 10 октября | Арестован Сергей Эфрон. |
1941 год | Муж Марины Цветаевой расстрелян. |
1941 год, 31 августа. Елабуга. | Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. |
1944 год, 7 июля | Погиб на фронте сын Цветаевой - Георгий. |
1975 год, 26 июля | Умерла дочь М.Цветаевой – Ариадна. |
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Три орешка для Золушки
Горка
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Агния Барто. Сережа учит уроки