Автор исследовательской работы рассматривает понятия "разум" и "чувства", анализируя произведения писателей 19 века.
Вложение | Размер |
---|---|
razum_i_chuvstva_cheloveka.docx | 40.1 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
(МАОУ СОШ № 1)
ул. Ленина, д.26, г. Тобольск, Тюменская обл., 626156 тел/факс: 8 (3456) 22-31-65 e-mail: 1-shkola@mail.ru
Исследовательская работа
Разум и чувства человека
Автор: Локтихин Сергей, учащийся 11 класс
Руководитель: Тунгусова Т.Н., учитель литературы
г. Тобольск, 2017
Содержание
а) Разум и чувства в жизни человека
б) Разум и чувства в литературе
5. Заключение…………………………………………………………….12
6. Используемая литература…………………………………………….13
Краткая аннотация
Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: чем чаще руководствуется человек: разумом или чувствами.
Спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и ответ у каждого свой. Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, разум обычно только соглашается с тем, что диктуют ему чувства. Чтобы придерживаться правильного выбранного курса действий в своей жизни, работе разума способствует воля человека, его свобода в выборе поступков и способность выбора целей деятельности. Каждый человек сам вправе выбирать, каким путем ему идти в жизни. Для этого у него есть разум.
Структура исследовательской работы
Название работы: «Разум и чувства человека»
Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: чем чаще руководствуется человек: разумом или чувствами.
Задачи: - проанализировать произведения художественной литературы;
- исследовать литературу по теме «Психология человека»
Объект: литература по теме
Предмет: разум и чувства
Методы:
- изучение и анализ литературы; - теоретический анализ и обобщение научной литературы
Практическая значимость:
- одним из направлений итогового сочинения 2016-2017 учебного года было направление «Разум и чувства»;
- личный интерес.
Введение
Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие друг друга? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и ответ у каждого свой.
Основная часть
Чувства - основа разума, но разум к чувствам не сводится.
Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, разум обычно только соглашается с тем, что диктуют ему чувства. Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. ы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.
Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи.
Возможно ли это? Да, возможно, но для этого нужно потрудиться. Содружество разума и чувств - задача, решаемая только при высоком уровне развития личности. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще жизненные вопросы решаются на уровне чувств. Женщины чаще позволяют себе жить чувствами, хотя при необходимости думают ничуть не хуже мужчин. Чем выше уровень развития личности - тем чаще идет обращение к разуму, однако лучшие результаты дает только содружество разума и чувств.
Человек, живущий одной головой, не всегда понимает окружающих, обычно проигрывает им в спонтанности и в силе напора. С другой стороны, те, кто живет чувствами без головы, слишком часто попадают в проблемные ситуации, которые, казалось бы, несложно было предвидеть.
Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства. Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено.
Такие же отношения между разумом и чувствами. Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства - и внешние, и внутренние. В ситуациях опасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие еще до включения головы. Кроме этого, чувства перестраивают организм под разные нужды и состояния, участвуют в процессе общения, создавая яркость и эмоциональную доходчивость. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции - служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе.
Другое дело, бывает, что чувства настолько хорошо воспитаны, что им можно доверить уже многое: они работают уже практически самостоятельно, мудро решая все вопросы практически без включения разума. В хорошей организации руководитель не решает оперативные задачи, все делают подготовленные сотрудники. В хорошо построенной душе разуму не нужно напрягаться на каждый вопрос, чувства сами подсказывают наилучшие решения.
Включать голову - еще не значит думать. Думать - это не просто пользоваться умом. Люди с включенным умом часто довольствуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию. Уметь думать, уметь обдумывать - это уметь включать голову в активный (внимательный) режим, начинать действовать осознанно, двигаться во внутреннем плане к цели, учитывать последствия и делать выводы. Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
Так, в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок царь чувств твоих?». И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александра Андреевича Чацкого. Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении А.С. Пушкина – романе «Евгений Онегин» – теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна»
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой Григорий Александрович Печорин так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт казаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты». Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя Н.В. Гоголя – Чичикова из поэмы «Мертвые души» – разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
У героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Заключение
Человеческий разум — это механизм, который позволяет ставить задачи, классифицировать данные и принимать решения на основе этого. Изначально разум ставит созидательные цели и, чем меньше у него разрушительных целей, тем разум является более чистым. При помощи веры, разум может определять критерий правильности действий. И становится понятно, что духовная природа человека управляет его разумом, поэтому человек не является животным. Чтобы придерживаться правильного выбранного курса действий в своей жизни, работе разума способствует воля человека, его свобода в выборе поступков и способность выбора целей деятельности. Каждый человек сам вправе выбирать, каким путем ему идти в жизни. Для этого у него есть разум.
Список литературы
1.Грибоедов А.С. «Горе от ума»
2.Гоголь Н.В. «Тарас Бульба», «Мёртвые души»
3.Карамзин Н. «Бедная Лиза»
4.Козлов Н.И. «Разум и чувства»
5.Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
6.Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
7. Шекспир У. «Ромео и Джульетта»
Сказочные цветы за 15 минут
Кактусы из сада камней
Сила слова
А теперь — мультфильм
Рисуем пшеничное поле гуашью