Творческий проект по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.78 КБ |
МО Курумканский район
МБОУ «Дыренская средняя образовательная школа»
Проект по русской литературе: «Природа родного края в стихах и иллюстрациях»
Работу выполнил: Борбонова Оюна,
ученица 6 класса;
Руководитель: Вачеланова И.Б.
учитель русского языка и литературы.
с. Алла
2017 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1.1. Календарь природы…………………………………………………………..4
1.2. Анализ стихотворений русских поэтов…………………………………….4
1.3. Анализ стихотворений одноклассников
Цикл стихотворений «12 месяцев», «Природа»…………………………………5
Заключение
Список литературы
Введение
Природа. Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним. Всегда ли мы умеем видеть, услышать и понять её, ту, которая необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. А ведь это просто необходимо. В. Распутин в одной из повестей устами своего героя говорит: "Почему мы так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?". Именно в общении с природой человек в полной мере обретает такие качества, как доброта, чуткость, отзывчивость.
Но мы еще должны помнить о том, что природа "не бездушный лик", что "в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". Произнося эти слова, Ф.Тютчев говорит об окружающем мире, как о живом человеке.
Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике. Человек отображает красоту природы в стихах, песнях, музыке, живописи. Всю красоту природы нашего края и её изменения в течение года, мы решили выразить с помощью своих стихов и стихов русских поэтов, иллюстраций к произведениям поэтов 19 и 20 веков, показать это в виде календаря природы родного края, как одной из наиболее оригинальных форм проекта.
Объект исследования: творчество поэтов 19 и 20 веков, учащихся 6 класса МБОУ «Дыренская СОШ».
Предмет исследования: стихотворения о природе
Сроки проведения: 2 недели.
Руководитель: учитель русского языка и литературы Вачеланова И.Б.
Цель проекта: на основе изучения произведений о природе развить в себе умение видеть красоту природы в произведениях русских поэтов и в творчестве своих одноклассников.
Задачи проекта:
В нашем календаре природы во всей красе торжествуют все времена года. Часто нам приходится слышать или самим говорить: «Еще ноябрь, а уже холодно, словно зимой, да и снег вокруг лежит...», или: «Март, а еще холодно, как зимой, что-то весна задерживается!». Мы привыкли ориентироваться по календарю. С детства каждый человек знает, что зима — это декабрь, январь и февраль. Весна — март, апрель, май. Лето — июнь, июль, август, а осень — сентябрь, октябрь и ноябрь.
Торжество времен года и красоту природы родного края мы постарались увидеть в окружающем нас мире и выразить через поэзию, живопись. Нам в этом помогли стихи известных русских поэтов и творчество одноклассников.
1.2. Анализ стихотворений русских поэтов
Я.Полонский в стихотворении «По горам две хмурых тучи» рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь.
Пейзаж очень динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» - так постепенно нарастает и успокаивается действие.
Пейзаж этого стихотворения контрастен, резок: тучи, скалы, пустыня, гром, яркая молния, раскаты эха. Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее.
Живость картине также придают олицетворения (тучи блуждали, эхо засмеялось, скала стоном сказалась, вздохнула). Этот стон утихомиривает пейзаж: не смели повторить удара тучи, улеглись и обомлели.
Эпитеты (хмурые тучи, знойный вечер, влажные дебри, скала горючая) – создают тревожную картину, передают настроение стихотворения.
Все стихотворения показались нам замечательными. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью писал свои стихи Яков Полонский.
В своем стихотворении «Неохотно и несмело…» Ф. И. Тютчев описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.
Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.
Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.
Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».
Стихотворение Е. А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!» – гимн весне. Поэт рад ей, это чувствуется по восклицательным предложениям (их здесь 9). Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».
Поэт пытается разобраться, что с его душой: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка! / С ним журчит, / Летает в небе с ней!»
Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней.
В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».
Стихотворения Евгения Баратынского необычны тем, что передают состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.
Много чудесных стихов написал И. С.Никитин о русской природе.
В стихотворении «Встреча зимы» передаётся процесс перехода осенней природы в зимнее состояние (1-3 строфы).
Ночь завершает это чудесное преображение и дарит людям солнечное зимнее утро с лёгким и чистым воздухом, с замёрзшей рекой, с разноцветными огнями заснеженных полей, с алмазными капельками застывших на ветках берёз.
Замечательные стихи писал А. Н. Майков о природе. Читаешь их, и за каждой строкой встаёт яркая картина.
Читая стихотворение А. Н. Майкова «Осень», кажется, будто сам бежишь по осеннему лесу, загребаешь осенние листья.
В этом стихотворении преобладают восклицательные предложения, что свидетельствует об особенном эмоциональном состоянии лирического героя: его переполняет восторг и душевный трепет. Образность стихотворения создаётся за счёт ярких эпитетов («лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес»), многочисленных олицетворений, цветовой гаммы стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
Лучшие стихи Майкова кристально чисты и свежи. В этом и заключается их характерное качество. Поэт передаёт в них своё восприятие природы. В отличие от других поэтов, например, Тютчева, Фета, в поэзии Майкова нет той сложности мысли, нет той загадочности, недосказанности.
Алексей Константинович Толстой написал замечательные стихотворения о природе. Например, в стихотворении «Где гнутся над омутом лозы» нам представились картины солнечного летнего дня, весёлый хоровод стрекоз, готовых научить и нас летать. Это стихотворение полно жизни и радости.
Итак, мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.
1.3. Анализ стихотворений одноклассников
Цикл стихотворений «12 месяцев», «Природа».
Цикл стихотворений «12 месяцев» состоит из четверостиший. Дамбаева С. сочинила стихи «Декабрь», «Январь», «Февраль». Она точно нарисовала картину зимы. Живость картине природы придают олицетворения: «пляшет белая метель»; «Февраль дует.., воет». Метафоры «Метели и вьюги – февраля подруги», «Дверь распахнула и вошла, Укутав белым покрывалом» - дают возможность образно представить картину зимы. Эпитеты «Холодный, белоснежный», - признаки зимней природы.
Весенние месяцы: «Март», «Апрель», «Май» - это стихотворения Телятниковой Д.. В этих стихотворениях преобладают восклицательные предложения, что свидетельствует об особенном эмоциональном состоянии лирического героя: его переполняет восторг и душевный трепет. Образность стихотворения создаётся за счёт ярких эпитетов: «мир зеленым», «белым, розовым, веселым», многочисленных олицетворений, цветовой гаммы (цветопись) стихотворения: «мир зеленый», «белым, розовым», «ясность небес», звуков (звукопись) «звон капель», шум ручья.
В стихотворениях, посвященных летним месяцам, Распопова К. представляются картины лета, веселой поры: пенье птиц, звон птенцов, шум грозы, хлопотливый рой пчел, горячая пора сенокоса…И лирический герой не хочет расстаться с летом и просит, чтобы немножко продлились тепло и веселье.
«Сентябрь» - последняя вспышка природы перед долгой спячкой. Природа вся в золоте, кружится в танце. А «Октябрь» - противопоставляется сентябрю. Но этот месяц по-своему красив. «Ноябрь» - период затишья, все готовятся к зиме. Эти стихотворения сочинила сама, кажется, у меня получилось показать осень.
Мне удалось собрать синквейны «Природа», созданные моими одноклассниками на уроках литературы.
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Итак, приходим к выводу, что природа живая. Все создавали свои произведения благодаря любви к Родине и поэтому не случайно мы увидели много общего. Но главное то, что они показали по-своему красоту окружающего нас мира природы.
Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.
Заключение
В результате проделанной работы мы научились видеть красоту природы родного края, познакомились со стихами известных русских поэтов, одноклассников, иллюстрациями, созданными на уроках литературы в течение учебного года. На основе собранного материала подобрали стихи, иллюстрации к стихотворениям великих мастеров и оформили календарь природы родного края.
Список литературы
1. В. Я. Коровина. Русская литература. Учебник для 6 класса. М. «Просвещение». 2014 г.
2. Н. Г. Быкова. Литература. Справочник школьника. nashol.com
3. Сочинения и стихотворения одноклассников:
Будаева Арьи,
Дамбаевой Соелмы,
Распопова Кирилла,
Телятниковой Дарьи,
Эрдыниева Димы.
Приложение
Цикл стихотворений «12месяцев»
Январь
Посмотрите во дворе,
Все деревья в серебре.
Пляшет белая метель
В новогодний первый день.
Февраль
Февраль.
Холодный, белоснежный.
Дует, морозит, воет.
Метели и вьюги – февраля подруги.
Месяц. (Дамбаева С.)
Март
В марте тает снег и лед,
Праздник мамы настает!
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Апрель
На дворе стоит апрель
За окном звенит капель.
Снежный котик у дверей
Ручейками воду льет.
Май
Май раскрасил мир зеленым.
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор. (Телятникова Д.)
Июнь
Лелеет гнезда галок.
Ему легко – листва хранит
Тепло в своих ладонях,
А пеночка звенит, звенит…
Июль
Сенокос идет в июле.
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Август
Лето, лето, погоди
Никуда не уходи
Ты немножко подожди.
Ты постой и погляди… (Распопов К.)
Сентябрь
Золотой, багряный.
Золотится, падает, кружится.
Вихри в танце листопад.
Красота
Октябрь
За окном шуршит листва
Потемнели небеса.
Вмиг коротки стали дни
Улетели журавли
Ноябрь
В ноябре лесные звери.
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны. (Борбонова О.)
Декабрь
Дверь распахнула и вошла,
Укутав белым покрывалом
Деревья, улицы, дома,
Декабрь – и зима настала (Дамбаева С.)
Синквейн «Природа»
Природа.
Удивительная, прекрасная.
Окружает, бережет, вдохновляет.
Естественная среда обитания.
Жизнь (Телятникова Д.)
Природа.
Разная, красивая.
Радует, огорчает, удивляет.
Берегите нашу природу!
Волшебница. (Дамбаева С.)
Природа.
Вдохновляющая, процветающая.
Удивляет, лечит, успокаивает.
Она вдохновила многих творцов.
Чудо! . (Борбонова О.)
Природа.
Удивительная, красивая.
Окружает, бережется, сохраняется.
Материальный мир Вселенной.
Человек. (Распопов К.)
Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Среда обитания всех живых.
Жизнь. (Эрдыниев Д
Природа.
Живая, прекрасная.
Создает, радует, восхищает.
Охранять природу - охранять Родину.
Любовь. (Будаев А.))
Есть в осени первоначальной...
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лиса-охотница
О чем поет Шотландская волынка?
А теперь — мультфильм