Предметом исследования является творчество С.Есенина и Д.Улзытуева. Цель работы: углубленное изучение творчества С.Есенина и Д.Улзытуева, выявление их общих черт и отличительных особенностей. Выбор этой темы не был случаен. Ранее нами изучалось творчество С. Есенина и Д.Улзытуева, и были подготовлены письменные рефераты, охватывающее многообразия талантов.
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavitelnyy_analiz_stihov_s_esenina_i_d_ulzytueva.docx | 61.36 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Природа в творчестве двух поэтов
2.2. Тема Родины в поэзии поэтов
2.3. Тема любви в творчестве С.Есенина и Д.Улзытува
3. Заключение
Предметом исследования является творчество С.Есенина и Д.Улзытуева. Цель работы: углубленное изучение творчества С.Есенина и Д.Улзытуева, выявление их общих черт и отличительных особенностей. Выбор этой темы не был случаен. Ранее нами изучалось творчество С. Есенина и Д.Улзытуева, и были подготовлены письменные рефераты, охватывающее многообразия талантов. Размеры реферата не позволяют более подробно рассказать о внутренней связи, многогранности таланта этих блестящих представителей двух литератур и культур, успевших за свою короткую жизнь так ярко проявить себя. Поэтому проведена исследовательская работа по творчеству поэтов. Новизна данной работы заключается в том, что предпринята попытка провести сопоставительный анализ творчества двух поэтов. Сравнительный анализ творчества С.Есенина и Д.Улзытуева, выявление их общих черт и отличительных особенностей имеет содержательное значение, позволяет глубже понять творческий талант и проникнуть в тайны человеческой души, природы, вселенной. Актуальность работы заключается в необходимости современного исследования поэтического наследия двух поэтов.
Поэты жили и творили в XX веке и в их творчестве ясно прослеживаются реальные отзвуки бурной эпохи. Много общего можно найти в судьбе и творчестве Сергея Есенина и Дондог Улзытуева. Улзытуев, родившийся в первой половине ХХ столетия, духом и телом впитавший народные истоки стал одним из самых любимых поэтов, своеобразным символом поэтического лица нашего народа. Не зря в народе бурятскую землю называют землёй баторов и гэсэров. Свободолюбивые и гордые жители Бурятии, держали всегда в руках лимбэ или чанзу. И песни их величественные, подстать великому Буха-ноёну у подножия, которого жил этот народ. Земля эта подарила миру много замечательных имен; героев, поэтов, писателей, учёных и государственных деятелей. Но одного лишь имени Д.Улзытуева хватило бы склонить голову перед этой щедрой на таланты, землёй. Изучая жизнь и творчество этих двух замечательных поэтов, мы много общего находим в творчестве Есенина и Улзытуева.
Читая Есенина и Улзытуева, читаешь автобиографию души художника, видишь движение характера во времени. В творчестве этих двух великих талантов большое место занимают темы природы, темы родины, темы любви..
В творчестве С. Есенина и Д.Улзытуева прослеживаются напряженные поиски места в жизни, своих поэтических средств для осмысления бурных событий, свидетелями которых они были. Время, когда жили поэты, было сложным, таким же сложным были их судьбы, творческий путь, где были взлеты и падения, глубокие раздумья о том «куда несет нас рок событий…»
Вместе с тем, каждый из этих поэтов своеобразен, имеет много
отличительных черт и специфических особенностей в творчестве. Изучение творчества С. Есенина и Д.Улзытуева позволяет выявить горячую и искреннюю любовь к своему народу, к родной природе, к малой родине, к Отчизне. Разное время жизни, разное воспитание. Разная среда и разный, как сейчас сказали бы, национальный менталитет. Разные занятия. И все же, как много сходного…
Много общего в творческой биографии С.Есенина и Д.Улзытуева.
Родина Сергея Есенина- село Константиново Рязанской области. Д.Улзытуев родился в селе Шибертуй Бичурского района. Их детство прошло в тесном и непрестанном общении с многообразной и ласковой природой. Есенин хорошо знал повадки зверей, голоса птиц, разбирался в деревьях, в цветах и травах и никогда не писал вообще о растениях, вообще о животных, но о березе или о плакучей иве, о волке или лисице, о сове или кукушке.
Поэзия родилась вместе с человеком. Она так же непонятна, как и сам человек.Пусть не будет единодушия в толковании, лишь бы сохранилась в бушующем мире эта глиняная дощечка-человек. Для Д.Улзытуева тема поэзии, диалоги с любимыми поэтами - Пушкиным, Есениным - так же насущны как тема самой жизни, с которой он вступает в постоянный диалог.
2. Основная часть
2.1.Природа в творчестве двух поэтов
На уроках литературы, изучая творчество С.Есенина, мы узнаем,что он как и Д. Улзытуев вдохновенный певец родной природы. В пейзажной лирике С.Есенина намного сильнее влияние русского фольклора, но совпадение их видения природы, просто поразительное!
Сравним, к примеру, два описания весны:
Сергей Есенин «Весенний вечер»
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
«Весенний аромат, весенний ветерок…» Д.Улзытуева
Весенний аромат, весенний ветерок,
Ожившая тайга, голубенький дымок…
Весенний аромат зовет куда-то вдаль,
На сердце у меня неясная печаль.
Весенние ветра все чувства всколыхнут, -
И девушки тогда своих любимых ждут.
И множество людей в чужих краях не спят,
Вдыхая аромат, о родине грустят…
Их речь одинаково красива, слова звучат и переливаются хрустальным звоном.Картины природы предстают перед нами глазами авторов, чувствуется, что они прошли через их души и сердца. Малейшее колебание настроения отражается в окружающем пейзаже. «На земной прекрасной пуповине золотой, сказали, дождь прошел», «Тает снег, побежали ручьи – может быть, от весенних лучей», и «с отягченными веками я смотрю и смотрю на луну», «загадать бы желание, да не знаю, чего пожелать» обычно природа ассоциируется с возрождением, но здесь зависимость восприятия окружающей природы от состояния человека. Словом, как писал И. А. Бунин, «нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха и есть движение нашей собственной жизни».
Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алые зори,
Причащаюсь у ручья.
Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина «поэмой о России».
О Русь малиновое поле
И синь, упавшая в реку
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Так о Росии до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль. Есенин сын России, сострадающий своей «стране березового ситца».
Каждый житель Бурятии с восторгом поет:
Родная степь!
Цветочною метелью
Осыпала ты всех детей своих.
Ты мне была большою колыбелью
И колыбелью родичей моих!
Поклон земле таинственной и милой!
(«Светает» перевод Е.Евтушенко)
Природу поэты видят живым существом, похожим на людей: она может мечтать и думать, огорчаться и радоваться. Для Есенина береза-символ Росии, скромной красоты ее природы, поэтому она мила и в весеннем цветении, и в земном сверкающем наряде.
Есенин, выросший на раздолье с детства полюбил среднерусскую полосу России, широкую рязанскую степь с ее золотыми нивами. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира.
Для Д. Улзытуева символом родного края,символом степи является – Ая ганга. Для поэта образ Ая ганги – это связующее звено между поколениями.
Вы слыхали когда-нибудь
О траве голубой – ая-ганга?
Ее имя, как отзвук
Старинного медного гонга.
У нее суховатые
Колкие стебли,
От нее синеватые
Наши бурятские степи...
Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок.
Именно так воспринимаем мы стихи поэтов о родной природе; именно так возвышенно-просветвленно и благостно воздействуют они на нас.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
И Д.Улзытуев как С.Есенин воспевал красоту родного края, где он родился и вырос, воспевал красоту вершин родных гор.
Хангил үндэр Саяан тээһээ
Хадын сэнхир орон шэнги
Хамар-Дабаан, Бархан тээһээ
Хангай ехэ тайгашэнги,
Эсэгым түрэһэн нангин тоонто
Эреэлжэмни, Шэбэртэмни,
Буурал нагасын домог болоолта,
Буугыт мүнөө шүлэгтэмни!
Түбэр- түбэр тахын түбэрөөн,
Түхэреэн сагаан адуун талам,
Түрын ёһоор магтан, түүрээн,
Түлэг дундаа хүбүүнш ябанам.
2.2. Тема Родины в поэзии поэтов
Большое место как у С.Есенина так и у Д.Улзытуева занимает тема Родины. Рязанская земля с её голубыми далями, озёрной синью навсегда остались в сердце Есенина. И низкий дом с голубыми ставнями, и деревенский пруд, в котором отражаясь, берёзы ломались, и озёрная тоска родных полей, и синь упавшая в реку, и зелёная прическа молодой берёзки, и увиденные в детстве картины стали миром его есенинских поэтических образов, навсегда вошли в его сознание. Есенин и Улзытуев воспевают родные просторы Константиново и Шибертуй. Родные просторы великих степей. В стихотворениях Д.Улзытуев говорит о своей малой родине, «золотой колыбели», — Шибертуе.
На просторах моих голубых,
Вдоль дорожных обочин степных
Воскресает подснежник опять –
Долгой осени вновь расцветать.
Рожденные здесь стихи являются свидетельством его огромной любви к родной земле, которая его вырастила и помогла обрести крылья. Поэт восторженно любил родной край: его природу, землю, на которой родился и вырос, людей, его окружавших:
Кукушка кукует… И в мыслях моих
Опять заклубился горячий туман,
Я вспомнил бодрящий и крепкий аршан,
Родимые дали просторов степных.
Здесь девушек много и много парней,
И каждый судьбу напророчить не прочь.
Но все же в прекрасную летнюю ночь
О Родине каждый мечтает своей.
Поэзия Д.Улзытуева несет в себе огромный заряд патриотизма, основными составляющими которого являются любовь к своему народу и родному языку. В стихотворении «Буряад орон» поэт говорит (о дружбе народов, что наша Бурятия является колыбелью многих народностей):
Ород буряад изагууртан,
Оротон, хамниган –
Олон олон яһатанай
Үлгы болоһон орон.
Онсо һайхан сагайнгаа
Одон мэтэ яларан,
Олоһон ехэ жаргалаараа
Омогорхонолди баран.
На этой священной земле все народы (русские, буряты, казахи и др.) — это друзья-братья. Мудрость дружбы и родства была завещана бурятам их великими предками. Написанное почти полвека назад стихотворение Д.Улзытуева сегодня, на новом витке исторического развития, звучит очень современно.
Поэт считал, что человек в долгу перед Отчизной и обязан отдать ей огонь своего сердца. И он посвятил жар своей поэзии Родине. Поражает то, что высокий патриотизм является абсолютно органичным свойством его стихов. Д.Улзытуев учит, как по-настоящему надо беречь Родину, которая взрастила его душу, стала источником вдохновения:
За то, что здесь родился, за то, что повезло –
Родимые просторы я буду воспевать,
И песни свои снова я буду повторять…
Что такое Родина по Улзытуеву? Ответ можно найти в стихотворении «Моя Родина». Дух и культура, язык и история, удивительная по красоте земля и талантливый народ — это Родина. Бурятская земля жива потому, что на ее страже всегда стояли великие бурятские сыны, перед которыми поэт склоняет голову. Он счастлив и горд, что родился на этой земле. При мысли об этом сердце поэта, как птица, рвется из груди, а в душе его песней звучит слово «Родина!».
С. Есенин начинал, Д.Улзытуев продолжал в исторически усложненных обстоятельствах. Один открывал неведомые другим тайны современной ему действительности, другой осваивал опыт гениального предшественника и смело двигался вперед, обогащая бурятскую литературу новыми достижениями, помогавшими постигать сложности и противоречия современной жизни и открывать завесу, скрывающую будущее. Со стихотворением «Пой ты, Русь, моя родная!» тематически связано стихотворение «Буряад орон». Связь эта очевидная. Обнаружилась одно из сильнейших качеств лирики Есенина и Д.Улзытуева- глубокое чувство любви к Родине. Образ Родины предстает, прежде всего, в картинах родного пейзажа, исполненных в радостном летнем убранстве, с пахучими летними цветами травами, с хатами- в ризах образами, с бездонной синевой небес, с веселым плясом на лугах. Он умеет не только передать богатство и красоту родной природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей земле. Д.Улзытуев подхватывает есенинскую поэзию, развивает ее тему, говоря о человеческой доле:
Родимые просторы я буду воспевать,
И песни свои снова я буду повторять…
И возвращусь однажды под солнцем и луной,
И буду снова принят я этой же землей…
Улзытув верит в бурятский народ, в его будущее и старается быть нужным ему. В наказе он пишет:
«И любимой любовь обещая,
Слово твердо держи, не меняй.
И свой жизненный путь вспоминая,
Ты потомкам наказ передай…».
Поэзия, рожденная в недрах национальной традиции и национального сознания, — единственное, что может дать поэт своему народу, и в этом он видит способ служения ему.
Стану ветром я свежим по миру гулять,
И сияньем луны задремлю вдруг над степью,
Розоватым лучом буду вас навещать,
И откликнусь однажды я в сумерках эхом…
Тело смертно, но ведь продолжается мысль,
Пусть недолго я жил на земле человеком,
Но живет моя мысль, продолжается жизнь.
Сила воли и мысль…
О чем бы ни писал С. Есенин, его мысль, как стрелка компаса, всегда обращалась к родной стране, о ней он думал и пел, ей посвятил он все свое творчество. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его произведениях.
Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:
Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут, вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
2.3. Тема любви в творчестве Д.Улзытуева и С.Есенина
Любовная лирика двух поэтов очень музыкальна, пронизана тихой грустью и нежностью. Они понятны и близки всем. Любовь воспета то пылко, то по-философски спокойно и ровно, но всегда воспламеняющая воображение читателей. Необычен и синтаксический строй поэтического языка. Зыбкая в грамматическом отношении конструкция стихотворений оказывается устойчивой и глубоко выразительной в содержательном аспекте. Главная особенность стихотворений - поэтизация чувства любви, светлого и прекрасного. Стихи задушевны и лиричны, мелодичны и просты.
Любовная лирика С. Есенина – это «чувственная вьюга», свежее и целомудренное чувство к женщине, благоухание и аромат природы, лирические раздумья о родине. Любовь в лирике поэта – светлое чувство, часто окрашенное печалью безответственности или разлуки, но все равно прекрасное, ибо оно облагораживает душу человека
С. Есенин воспевает врачующую силу любви к женщине. Жизнь без любви была для С. Есенина равносильна гибели, опустошению, отчаянию. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут...
Неуловимое совершенство, которое так мечтает познать человек, невероятно облагораживает чувства, возвышает и очищает всю его душу. Сердце Есенина всегда трогали стихи поэтов Востока. Ему близки были их взгляды на любовь как на бесценный дар, величайшее сокровище в жизни. Он так же, как восточные поэты, верил, что любовь способна победить любое зло, ложь, насилие, несправедливость. Сам смысл человеческой жизни он склонен был видеть в любви. Есенина восхищала и красота восточной природы, которая как всегда для него была неразрывно связана с красотой женщины.
Под влиянием всех этих чувств поэт создал один из прекраснейших циклов "Персидские мотивы", в которых отразились его самые сокровенные чувства и мысли. Здесь и воспевание любви и преданности, и восхищение красотой, и раздумья о смысле жизни, о судьбе и предназначении человека.
Каждая строка в "Персидских мотивах" отражает чистоту песни любви, которая родилась в сердце поэта. Любовь здесь воспевается Есениным как одна из вечных, нерушимых ценностей жизни, она не имеет возраста, национальности, она не требует слов и обещаний. Она просто переполняет сердце человека и изливается через край волшебным потоком чувства. И потому
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Любовь в поэзии Д.Улзытуева – это глубоко драматическое чувство, наполненное тоской и безысходностью. Только в природе и через природу возможно соединение влюбленных. Она – посредник между ними. В стихотворении «Ты – любовь и надежда и вера…» влюбленный согласен на разлуку в бытийном мире, если его любимая будет царить в мире природном:
О тебе мои мысли глубинно
Засветились, как звезды, во мгле,
Так подснежник, украсив равнины,
Расцветает на снежной земле.
Издалека зову тебя вновь я,
Свет призывный я вижу в очах,
Откликаешься в сердце любовью
И поешь в моих сладостных снах…
И тогда он сможет превратиться в облако и станет ловить лучи солнца, и тогда он может «превратиться в непрекращающийся ливень».
Стихотворения о любви у Д.Улзытуева составляют золотой фонд его. Стихотворение «Наказ» (Захяа) – стало для нас гимном любви. Поэт с глубокой тоской даёт сокровенные наказы о себе, будто зная, что очень мало ему отмерено жить на земле.
Наказ
Когда растает снег в горах,
Когда в холодной синеве
Заплачет птица хайлгана,
Ты вспомни обо мне.
Когда дожди пройдут в лесах,
Когда заплачешь по любви
С тоской и нежностью в глазах, -
Ты вспомни обо мне.
Когда осенний листопад
Покроет золотом листвы
Уже увядшие цветы –
Ты вспомни обо мне.
Любовь для Д.Улзытуева – понятие универсальное и многомерное. Ведь вся его поэзия пронизана любовью – любовью к жизни, к поэзии, к женщине, к природе, к Отчизне, к матери, к детям, к своему народу, к родному языку и родной культуре. Трудно сказать, что из перечисленного является главным. В совокупности все это составляет единое целое – человеческое бытие. Любовь к бытию, к жизни во всех ее проявлениях – в этом смысл поэзии Д.Улзытуева, которая по существу является философской.
«Твоя звезда мою звезду встречает…»
Твоя звезда мою звезду встречает,
Ты предо мной предстала божеством,
Твоя звезда мою звезду встречает,
И вспыхнула магическим огнем…
Твоя звезда мою звезду встречает,
Душа душе сигналы подала.
Твоя звезда мою звезду встречает -
И засияли мысли и дела…
2.4. Поэтические письма С.Есенина и Д.Улзытуева к любимым матерям
Продолжая анализ, остановимся на чувствах двух поэтов к своим любимым матерям. Есенин был очень привязан к своей матери. Для поэта мать – осуществление всего самого святого: правдивости, нравственной чистоты, верности. Перед матерью он исповедуется в радости и горестях. Самый родной человек - мать - всегда с поэтом рядом, к ней он обращается за советом и помощью. Стихотворение “Письмо к матери” проникнуто нежной сыновней любовью. Поэту известно, какие тревоги и волнения он доставляет матери, как грустит она, как беспокоит ее неустроенная жизнь сына. Он уверяет ее в своей преданности. Ласково называет ее ”родная”, “моя старушка”, а в других стихах “милая”, “нежная”, “дорогая”. В ”Письме” звучит тоска по матери, желание поскорей вернуться в “низенький наш дом”. Мотивы сыновней любви в стихотворении перекликаются с раздумьями поэта о своей жизни. Настроение и содержание “Письма” говорят о том, что в прошлом у него много утрат, ошибок. В стихотворении особенно ярко появилась одна из характерных особенностей поэзии Есенина - ее образно-интонационное богатство. Напевности, мелодичности способствуют задушевность интонаций, плавность, ритмичность стихотворных строк, простота языка, обилие вопросительных и восклицательных интонаций, частые звуковые повторы. Волнующее содержание, музыкальность, трепетность выраженного чувства сделали стихотворение народной песней, которую с любовью поют и в наше время .Читая следующие строки.
Перед нами встает образ любимой матери Д.Улзытуева
Поседевшая мама моя
В падях марево мглистое тает,
В белых вербах родные края.
Кто меня на стоянке встречает –
Не седая ли мама моя?
И туман над вершинами тает,
И, сверкая, парит полынья…
Кто там смотрит, меня поджидает,
Может милая мама моя?
Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит и через все творчество Д.Улзытуева. Оба поэта чувствуют тревогу в душе матери, хотят успокоить ее. Они выражают свои теплые чувства к своим матерям. И для С.Есенина и для Д.Улзытуева мать-олицетворение всего самого святого: правдивости, нравственности, чистоты, верности. Перед матерью поэты исповедуются в радостях и горестях жизни.
Стихи и песни о Родине, о природе, о матери, о женщинах имеют большое воспитательное значение в творчестве С.Есенина и Д.Улзытуева. Много общего в жизненной и творческой биографии поэтов. Каждый из них, будто предвидя конец всего, делают итог, прощаясь с настоящим и ухода из жизни. В своих произведениях поэты избегают общих планов, при которых теряются живые, красочные детали, предпочитают небольшие капельки жизни показать крупным планом, что позволяет много увидеть и осмыслить. Изучая произведения, мы учимся любить и защищать Родину, любить природу, любить женщин. В произведениях поэтов мы видим настоящее и будущее.
Поэзия Есенина пользовалась и пользуется большой популярностью в Бурятии. Эмоциональными и проникновенными стихами талантливого русского лирика еще при жизни зачитывалась бурятская молодежь.
Наполненная любовью к людям, к Человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других стран и наций, поэзия С.Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению мира во всем мире. Поэзия С.Есенина удивительно земная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал -эмоциональная действенность, масштабность поэзии С.Есенина; отсюда и «половодье» чувств, и «половодье» мысли:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
С.Есенин прожил всего 30 лет, но создавал подлинные шедевры русской поэзии. Сила его творчества не только в том, что оно отразило настоящее, но и в том, что оно было устремлено в будущее.Творчество Сергея Есенина неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Он оставил нам чудесное поэтическое наследство.
Д.Улзытуев... Великий сын великой бурятской земли и бурятского народа, щедро одаренный их любовью и сам одаривший их ярким талантом. Отрадно, что его величием поражены и восхищены многие поколения. И поэт, словно, боясь забвения, удивительно искренен с народом - его ярким и мудрым собеседником:
«За срок, что мне отмерен…»
За срок, что мне отмерен, пока я жив-здоров,
За этот мир прекрасный из всех иных миров,
За бабушкины руки, за нежность и тепло,
За то, что здесь родился, за то, что повезло –
Родимые просторы я буду воспевать,
И песни свои снова я буду повторять…
И возвращусь однажды под солнцем и луной,
И буду снова принят я этой же землей…
Поэзия Улзытуева особенно становится актуальной сейчас, когда народ Бурятии начинает осознавать себя, свою историю, свою самобытную культуру. Сегодня мы выполняем свой долг перед историей. Мы еще раз преклоняемся перед талантом и творчеством одного из величайших сынов бурятского народа, который внес огромный вклад в национальную и мировую культуру. Дондог Улзытуев поднял современную бурятскую поэзию на новую художественную высоту. Его творчество свободно от идеологических и политических наслоений. Высокую оценку стихам Улзытуева дал критик И. Пеньковский на страницах журнала «Дружба народов» (№ 1, 1966): «Улзытуев счастливо от природы наделён подлинным поэтическим даром: у него зоркий и точный поэтический глаз, активное поэтическое мышление, живая образная реакция на зрительные и духовные впечатления и очень привлекательный лирический голос. Всё, о чем он пишет, а вернее, поёт, потому что природа его стихов, в основном, песенная — это всё подлинно увиденное не только глазами, но и сердцем, внутренним духовным зрением поэта. Всё это им органически воспринято от народа и естественно кровно прочувствовано». Вся поэзия Улзытуева — это гармония любви и созидательного смысла, в которой отражается личность поэта, творившего бессмертие. И эта поэзия всегда современна и вечно живет в мире, который поэт любил и которому завещал в любви вспоминать о нем.
Список использованной литературы
3. Волков А.А. «Художественные искания С.Есенина». Москва, 1976г.
4. Марченко А. «Поэтический мир С.Есенина». Москва, 1972г.
5. Д.Улзытуев «Шэлэгдэмэл зохёолнууд» (шүлэгүүд, поэмэнүүд). Улаан-Үдэ: «Священный Байкал», 1996 – 112н.
6. Д.Улзытуев «Ехэ дабаан». Шүлэгүүд. Улаан-Үдэ, 1972 – 189н.
7. Д.Улзытуев «Напев». Стихи. Москва: Современник, 1983
Интернет-ресурс:
Министерство образования и науки РБ
МАОУ СОШ №8 г.Улан-Удэ
XXIV городская научно-практическая конференция
школьников «Шаг в будущее»
Секция: Бурятский язык и литература
Родство душ
(сравнительный анализ стихотворений С.Есенина и Д.Улзытуева)
Выполнила:
Понамарчук Анна,
ученица 8Б класса МАОУ «СОШ №8».
Руководитель: Жабуева Туяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №8»
Улан-Удэ – 2017
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Валентин Берестов. Аист и соловей
Рисуем лошадь акварелью
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Заповеди детства и юности