Проект по созданию и оформлению тематических упражнений по теме «Глагол» в программе Microsoft Office PowerPoint был осуществлён учащимися 5 Б класса МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева» под руководством и контролем учителя русского языка и литературы Ламуевой О.Ж.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа. 5 класс | 99 КБ |
Проект
«Зазываем на глагол»
Выполнен учащимися 5 класса
МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева»
под руководством Ламуевой О.Ж.,
учителя русского языка и литературы
Проект по созданию и оформлению тематических упражнений по теме «Глагол» в программе Microsoft Office PowerPoint был осуществлён учащимися 5 Б класса МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева» под руководством и контролем учителя русского языка и литературы Ламуевой О.Ж.
Замысел проекта возник в конце 5 класса. Изучение темы «Глагол» в 5 классе вызывает затруднения. Учитывая возрастные и физиологические особенности учащихся (низкий уровень внимания, сниженная концентрация, повышенная утомляемость, сезонные перепады настроения и т.д.), принимая во внимание, что учебный год подходит к концу и снижена познавательная активность учащихся, учитель принял решение применить проектную методику. Выполнение проекта позволило активизировать работу учащихся по повторению изученного по теме «Глагол». В ходе выполнения проекта школьники повторили всё изученное по данной теме, кроме того закрепили основные правила орфографии и пунктуации при подборе заданий, т.к. слова, словосочетания и предложения для своих заданий, формулировку заданий подбирали сами.
Это парный проект. Работа в парах потребовала терпимости друг к другу, умения аргументировать решение, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Данный проект позволил отойти от авторитарности в обучении, был ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получили сумму знаний по русскому языку, риторике, информатике и ИКТ, но и обучились приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Самостоятельная деятельность позволила решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся, т.к. каждая пара трудилась в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения.
У обучающихся появились реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии. С большим вниманием выслушивали они замечания от одноклассников на последующем уроке при анализе работ, анализировали выставление баллов в том или ином столбце карточки.
Выполнение проекта дало возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата. А результат они увидели как на заключительном уроке, прослушав объявления одноклассников о работах, выполнив упражнения, так и на последующих уроках и в начале 6 класса: их работы были предложены для выполнения учащимся других классов и получили высокую оценку.
А учитель получил великолепную возможность наблюдения за выполнением работы, за проявлением качеств характера своих учеников.
-за две недели до урока перед учащимися ставится проблема: как наиболее эффективно повторить изученное по теме «Глагол»? В результате обсуждения учащиеся выдвинули предложение повторить тему в ходе выполнения какой-нибудь компьютерной программы. Учитель предлагает им создать самостоятельно работу в программе Microsoft Office PowerPoint с использованием гиперссылки на одну из подтем темы «Глагол». В программе Microsoft Office PowerPoint обучающиеся в 5 классе уже работали на уроках в течение учебного года, создавали небольшие работы, выполняя мини-проекты по русскому языку и литературе. Новым для них оказалось использование гиперссылки, но именно эта функция вызвала у них наибольший первоначальный интерес.
Этапы разработки проекта | Цель | Содержание деятельности | Организационные формы сотрудничества |
Подготовительный | Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности | Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта – у каждой пары своя тема (1. Основное понятие о глаголе. 2. Слитное и раздельное написание частицы не с глаголом. 3. Написание тся и ться 4. Форма времени у глаголов и т.д.). Постановка цели. | Творческие группы – пары учащихся |
Проектировочный | Планирование | Построение плана деятельности: Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции | Групповая работа, «мозговой штурм», практикум |
Практический | Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий | Исследование. Сбор данных с помощью учебника русского языка 5 класса, справочников по русскому языку в кабинете, Интернет. Анализ и обработка данных. Интерпретация результатов. Составление работы в программе Microsoft Office PowerPoint с использованием гиперссылок | Проблемная группа |
Аналитический | Рефлексия | Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы – консультация с учителем. | Консультация учителя |
Контрольно-коррекционный | Коррекция | Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Подготовка защиты работы, используя ЗУН, полученные на уроках риторики: устное объявление-предложение в непосредственном контакте. Выбор ритора и лаборанта.
| Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия |
Заключительный | Защита проекта | Представление содержания работы, обоснование выводов | Интегрированный урок русского языка, риторики, информатики и ИКТ «Зазываем на глагол». |
Заключительный этап проекта -
Интегрированный урок русского языка, риторики, информатики и ИКТ
«Зазываем на глагол». 5 класс.
Цель урока:
Задачи урока:
Ход урока:
- в течение двух недель вы создавали свои работы в программе Microsoft Office PowerPoint по теме «Глагол». Сегодня на уроке мы подводим итоги вашей большой работы. Наш урок будет проходить в два этапа:
1) На I этапе вашей задачей будет в течение 1,5 – 2 минут представить свою работу так, чтобы остальным учащимся класса захотелось поработать именно с ней. Для выполнения задачи вы должны применить умение, полученное на риторике - самостоятельно создавать и представлять устное объявление-предложение в непосредственном контакте. Одноклассники оценят ваши выступления, поставив баллы в карточку оценки.
2) На II этапе вы сядете за компьютеры и по кругу, начиная с работы своего левого соседа, выполните упражнения, приготовленные для вас одноклассниками, оценив их в карточке оценки.
3. Риторика – выступления пар (1,5 - 2 мин) с устным объявлением-предложением в непосредственном контакте. Ритор делает объявление, лаборант демонстрирует слайды работы. Остальные пары оценивают выступление, выставляя баллы от 1 до 5 в карточку оценки.
ФОТО
1 группа: (Молонов Андрей – ритор, Балаганова Люда– лаборант) (Приложение № 2)
Молонов Андрей: Мы хотим представить вам работу по теме «Правописание ться и -тся в глаголах». Эта тема иногда вызывает затруднения, но если вы выполните наши упражнения, то будете лучше знать её. В конце работы вас ждёт 2 сюрприза – весёлое стихотворение на это правило и ещё один. Счастливо вам поработать.
2 группа (Молонов Тамир – ритор, Молонова Ванесса – лаборант) (Приложение № 3)
Молонов Тамир: Зазываем, зазываем, приглашаем, приглашаем! Садитесь скорее за второй компьютер, открывайте папку «5 класс», находите работу «Не с глаголом». Вас ждёт удивительная встреча с глаголом, повторение темы «Не с глаголом». На первом слайде кликните мышкой по знаку «громкоговоритель» и прослушайте сообщение. Когда вы начнёте выполнять упражнение, вы легко узнаете, правильно или неправильно делаете - вас поддержит или предостережёт не только рисунок, но и музыка.
3 группа: (Тогмидон Намсарай– ритор, Базаров Тамир – лаборант)
Тогмидон Намсарай: А не хотите ли узнать интересное? А не хотите ли вспомнить забытое? Тогда ждём вас выполнять наши задания. Когда выполните все задания, то будете точно знать, когда пишется, когда не пишется не с глаголом. А мы поможем вам – подбодрим своим голосом.
4 группа: (Колмаков Вадим– ритор, Гармаева Арина – лаборант)
Колмаков Вадим: А мы хотим вам представить очень трудную тему: как определить спряжение глагола. Мы предлагаем вам пройти от задания к заданию. Кроме этого, у нас есть напоминалка, если вы забыли, как определить спряжение глагола. Если глагол оканчивается на -ить, то переходите вот сюда, а если это исключение, то вот к этому значку, а если оканчивается на ать, оть, еть и тд., то нажимаете вот этот значок. Удачи вам!
5 группа: (Баяндуева Алтана–ритор, Бадмаев Артем – лаборант) (Приложение № 1)
Баяндуева Алтана: Дамы и господа! Мы приглашаем вас пройти увлекательную игру, состоящую из 2 уровней на тему «Не с глаголом». Красочные слайды наверняка заинтересуют вас, а смайлики помогут определить, правы вы или нет. А в конце работы вы сможете оценить себя самостоятельно, поставить ту оценку, которую заслужили. Всего приятного!
6 группа: (Колмакова Надя – ритор, Запалаев Артем – лаборант) (Приложение № 4)
Колмакова Надя: Дорогие одноклассники! Мы приглашаем вас к нам на нашу программу. С помощью упражнений, подобранных для вас, вы сможете повторить времена глаголов. А когда вы устанете, вы можете поразвлечься, отдохнуть – вам будет предложено очень интересное задание.
Учитель: Дорогие друзья! Вашему вниманию представляется интереснейшая игра. Когда вы будете выполнять задания, вы сможете очень многое вспомнить о глаголе: что такое глагол, на какие вопросы отвечает, откуда произошло название этого термина и кое-что ещё – все секреты открывать не будем. Если вы ответите правильно на вопрос игры, вас обрадует вот такая смешная рожица, а если ответите неправильно – огорчит этот грустный человечек. Играйте в нашу игру, и вы станете грамотными.
4. Русский язык. Самостоятельная работа учащихся, выполнение работ одноклассников и их оценка в карточке. Все работы перенесены на рабочий стол компьютеров в компьютерном классе, по 1 работе на компьютер. Задача учащихся выполнить задания своих одноклассников за 2 минуты и оценить их работу. Выполнив задания на одном компьютере, пара переходит за другой компьютер и проводит аналогичную работу.
ФОТО
Подведение итогов по теме «Объявление» (риторика), «Глагол» (русский язык). Оценивается всеми группами, кроме выступающей, по пятибалльной системе.
№ группы | Умение делать объявление-предложение | Объём материала по теме «Глагол» | Эстетичность оформления | Сложность работы | Грамотность работы | Допол-нительно |
1 группа | ||||||
2 группа | ||||||
3 группа | ||||||
4 группа | ||||||
5 группа | ||||||
6 группа | ||||||
7 группа | ||||||
8 группа | ||||||
9 группа |
- Какие советы дали бы вы своим одноклассникам, чтобы они смогли улучшить свои работы?
- Что полезного взяли для себя от урока?
6. Домашнее задание: выполнить те упражнения, которые вызвали затруднения, повторив предварительно соответствующие параграфы.
7. Сдача карточек оценки учителю, который анализирует карточки, выводит средний балл:
№ группы | Умение делать объявление-предложение | Объём материала по теме «Глагол» | Эстетичность оформления | Сложность работы | Грамотность работы | Допол-нительно |
1 группа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
2 группа | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 за звук |
3 группа | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 за звук |
4 группа | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | |
5 группа | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | Интересно с уровнями |
6 группа | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | |
7 группа | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
8 группа | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
9 группа | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Нечитаемые слайды |
10 группа | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Заповеди детства и юности
Позвольте, я вам помогу
А теперь — мультфильм
Растрёпанный воробей
Снежный всадник