Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий.Я заметил, что обращение к людям по прозвищам довольно распространенно. Некоторые прозвища безобидны, иногда даже очень интересны, и нравятся их носителям. Добрые и нежные прозвища дают обычно близкие, любимые люди. Некоторых прозвища обижают, портят жизнь. Прозвища очень живучи. Иногда люди могут быстрее вспомнить прозвище человека, чем его имя. Конечно, прозвища чаще дают друг другу дети, подростки. Думаю. Что с привычкой награждать людей прозвищами, особенно обидными, касающимися внешности, физических недостатков, нужно бороться. Важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своему собеседнику. Этим объясняется актуальность работы.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа ученика | 69.5 КБ |
Введение
Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий
Каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Помимо имени, отчества, фамилии у многих людей имеются ещё и прозвища. В словаре С.И.Ожегова прозвище определяется как «название, данное человеку по какой-то характерной его черте, свойству». Иногда прозвище надолго «приклеивается» к человеку, и он живёт с ним всю жизнь. Бывает, что прозвище исчезает или заменяется другим.
Как образуются эти причудливые «имена»? Почему люди получают прозвища? Зачем они им понадобились? Неужели недостаточно имени, чтобы обращаться к человеку?
Желание найти ответы на эти вопросы стало основой для моего исследования.
Новизна работы состоит в том, что я попытался самостоятельно изучить прозвища на примере тех, которые удалось собрать в моей школе.
Я заметил, что обращение к людям по прозвищам довольно распространенно. Некоторые прозвища безобидны, иногда даже очень интересны, и нравятся их носителям. Добрые и нежные прозвища дают обычно близкие, любимые люди. Некоторых прозвища обижают, портят жизнь. Прозвища очень живучи. Иногда люди могут быстрее вспомнить прозвище человека, чем его имя. Конечно, прозвища чаще дают друг другу дети, подростки. Думаю. Что с привычкой награждать людей прозвищами, особенно обидными, касающимися внешности, физических недостатков, нужно бороться. Важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своему собеседнику. Этим объясняется актуальность моей работы.
Интерес к изучению прозвищ определил цель работы – выявить способы образования прозвищ в современном русском языке, определить их значение в жизни человека.
Задачи, которые необходимо было решить для реализации цели:
1.Изучить литературу по теме «Общие сведения об ономастике».
2.Провести сбор прозвищ в школе, опрашивая школьников разных классов.
3.Составить картотеку собранных прозвищ.
4.Проанализировать собранный материал, определить смысловые группы прозвищ.
5.Определить способы образования прозвищ.
6.Выявить отношение школьников к прозвищам.
Гипотеза исследования строится на следующем предположении: если специально привлечь внимание школьников к вредной привычке награждать других обидными прозвищами, то, возможно, дети будут более вежливы, внимательны друг к другу в процессе общения.
Основные методы работы:
* поисковый;
* описательный;
* метод анализа и обобщения;
* метод опроса и анкетирования.
Глава I. Теоретический аспект.
Что изучает антропонимика?
В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы. Особый мир слов представляют имена собственные. Они издавна интересовали людей. Сегодня имена собственные изучают специалисты разных профессий: лингвисты, этнографы, географы, историки, психологи, литературоведы.
В первую очередь изучением собственных имён занимаются лингвисты, так как любое имя, название – это слово, которое входит в язык, образуется и живёт по его законам.
В науке о языке существует специальный раздел – ономастика, который изучает имена и названия. Термин «ономастика» образован от греческого ono-mastik – «искусство давать имена».
Ономастика делится на разделы. В неё входят: топонимика – изучает названия географических объектов, зоонимика – клички животных, астронимика – названия небесных тел. Меня интересует антропонимика как раздел ономастики. Антропонимика (от греческого anthropos – человек и vnyma – имя) изучает антропонимы – личные имена людей, прозвища, псевдонимы, имена героев литературных произведений, мифов, сказок и др.
Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь человека с отцом, родом, семьёй, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой – либо местности. При обращении к теме прозвищ мне необходимо было изучить литературу, посвящённую вопросам антропонимики. Увлекательным и познавательным было знакомство с книгой Л.В.Успенского «Ты и твоё имя». Интересно было узнать, что имя в понимании древних было не простым словом, волшебным, особенным. В прошлом, во времена Древней Руси, люди нередко носили по два имени; одно из них было христианским, другое народным, мирским. Истории образования и имён и прозвищ тесно связаны.
Как утверждает учёный, нередко фамилии образовывались от прозвищ, а некоторые имена были больше похожи на прозвища. Наши предки черпали свои имена из разных источников. Людей называли по профессиям (Поп, Быкодёр, Кожемяка), по народностям, жившим около места рождения (Татарин, Мордвин), по чертам характера и наружности (Черноголов, Несолёный, Пузо, Губа, Щетинка, Соловей, Смола), по именам разных животных и птиц (Заяц, Гусь, Кот, Баран, Ёрш).
1.1 Имя и прозвища. Сходства и различия.
Имя каждому из нас подбирают родители. Прозвище – название, данное человеку по какой-то характерной его черте, свойству.
Какое между ними сходство и различие?
Сходство:
И то и другое – имена собственные.
И прозвище, и имя образуются из самых обычных слов.
И от имени, и от прозвища легко образуются так называемые «фамилии»: Андрей и его потомки Андреевы; Андрей Хорёк и его дети – Андреевичи Хорьковы.
Различия:
Имя употребительно как внутри семьи, так и вовне, всюду вплоть до официального документа.
Прозвище применимо только при близких отношениях между людьми или при отсутствии уважения. Ни в какой документ оно не войдет.
Имя постоянно сочетается с отчеством и фамилией; прозвище – никогда.
Из имени легко образуются отчества, а из прозвища – нет. Имя – почтенно, прозвище – часто обидно.
Глава II . Исследовательская работа.
Классификация прозвищ
Мною был проведён опрос – анкетирование, в результате которого было собрано 64 прозвищ, составлена картотека.
Собранные прозвища я классифицировал по группам.
1 – прозвища, отражающие черты характера, образ жизни (6):
Боксёр (потому что занимается боксом)
Генерал (любит командовать, важный)
Псих (из-за черты характера)
Несчастный (из-за черты характера)
Оболтус (потому что ленивый)
Неженка (избалованная, недотрога).
2 – прозвища, «описывающие» внешность (39):
Амбал (из-за низкого роста)
Белка (созвучно со словом «белый», из-за белокурых волос)
Ботаник (умный, из-за очков)
Булочка (из-за полноты)
Вышка (из-за большого роста)
Кинг-Конг (из-за большого роста)
Крокодил (из-за большого роста)
Гномик (из-за низкого роста)
Кролик (из-за выступающих передних зубов)
Малая (по причине небольшого роста)
Медвежонок (потому что неуклюжий)
Помидор (постоянно краснеет)
Пупсик (по причине небольшого роста, полноты)
Пчёлка (из-за жёлтой кофточки с чёрными полосками)
Русалка (из-за длинных волос)
Рыжая (от цвета волос)
Рыжик (обладатель веснушек)
Толстый (из-за полноты)
Ухо (из-за больших ушей)
Хома (обладатель больших щёк, вариант от слова «хомяк»)
Шрам (из-за большого шрама)
Свингер (из-за одежды)
Цилинлр (из-за большого роста )
Дистрофик (по причине худого телосложения)
Батя (из-за полноты)
Чих – пых (от «дутой», объёмной куртки)
Пельмень (похож на пельмени)
Колобок (из-за круглой головы)
Чизбургер (из-за полноты)
Кочегар (из-за цвета кожи)
Картошка (из-за размера головы)
Крокодил (из-за большого роста)
Крыска (из-за маленького роста)
Кощей(из-за худого телосложения)
Костыль(из-за хромоты)
Шрек(из-за большой головы)
Китаец(из-за формы глаз)
Дракула (из-за цвета кожи)
Плутон(из-за цвета кожи)
3 – прозвища, образованные от фамилии (3):
Кузя от Кузьмин
Баран (от фамилии Баранов)
Карапай(из-за фамилии Карпов)
Кроссовок (из-за фамилии Кравцов)
4 – прозвища, отражающие национальную принадлежность (2):
Татарка (по национальности)
Цыганка (по национальности)
5 – прозвища, образованные от имени (14)
Тёма (из-за имени Тимофей)
Немец (из-за имени «Нима»)
Махно (из-за имени «Мунко»)
Бабоша (из-за имени «Володя»)
Будулай (из-за имени «Буда»)
Цыпа (из-за имени «Цыбик»)
Кириллица (от имени Кирилл)
Поросёна (из-за имени «Алдар» )
Тинь- янь(из-за имени «Таня»)
Хенкок (из-за имени «Ханда»)
Тарзан (из-за имени «Тимур»)
Белка (из-за имени «Бэлигма»)
Альфа (из-за имени «Алёна»)
6 – прозвища, образованные другими способами
Анализ прозвищ свидетельствует о том, что среди собранных мною прозвищ преобладают прозвища, образованные от фамилии человека путём сокращения. Интересны прозвища, образованные путём сложения частей фамилии Бернадская и части имени Ксюша – Берниксю. Есть прозвища, особенность которых заключается в том, к ним добавляются характеристика – слова, употребляющие обычно в этом сочетании: Коза-егоза, Иванушка-дурачок. Эти характеристики, скорее всего, не имеют никакого отношения к тем людям, которых так прозвали.
Таким образом, прозвища, образованные от фамилии, не отражают черты характера человека, его внешность. Основные способы образования этих прозвищ: сокращёние фамилии человека и созвучие её с другими словами.
2.1 Анализ проведенной работы
Большую группу составляют прозвища, «описывающие » внешний облик человека, образ его жизни. Например, Гномик, Помидор, Булочка, Рыжик, Белка. Интересно образовались следующие прозвища: Свингер, Пчёлка (из-за одежды).
Ко второй группе относится больше всего прозвищ, которыми можно обидеть человека, так как они касаются внешности, его физических качеств. Например, Ухо, Толстый, Амбал, Кинг-Конг, Крокодил, Хома.
Думаю, эти прозвища неприятны и обидны, они могут сильно ранить человека. Они применимы только при отсутствии уважения между людьми. Стоит каждому задуматься, прежде чем давать обидные прозвища, ведь они иногда очень отравляют жизнь человека. Вряд ли кому-то хотелось бы стать обладателем таких прозвищ.
Пятую группу составляют прозвища, образованные от имени человека.
Интересный способ образования прозвищ на созвучии:
Глюкоза, Глюк (созвучно с именем Галя)
Йогурт (созвучно с именем Егор)
Хлеб (созвучно с именем Глеб).
Думаю, такие прозвища уместны только при близких отношениях между людьми.
Наименьшее число прозвищ входит в четвёртую и первую группу. Считаю, что обращение к человеку по его национальности (Молдован, Татарка) оскорбительно.
Среди прозвищ, отражающих черты характера человека, образ его жизни, встретились следующие:
Боксёр (потому что занимается боксом).
Генерал (любит командовать).
Миротворец (потому что всегда мирит поссорившихся одноклассников).
Мороз (любитель погулять в морозную погоду).
Нежинка (потому что с незнакомыми людьми произвожу впечатление избалованной девочки, недотроги)
Оболтус (родители называют, потому что ленивый).
Интересна группа прозвищ шестой группы. Их трудно отнести к какому-то одному способу образования, поэтому я их выделила в отдельную группу.
Таким образом, анализируя прозвища, я ещё раз убедился в богатстве языка, умении людей точно подчеркнуть в прозвищах характерные черты человека, особенности его внешних данных. Но многие прозвища обидны, оскорбительны, особенно те, которые касаются внешности, физических недостатков.
При выделении прозвищ на группы я заметила, что в основе прозвищ могут выступать разные части речи. В некоторых прозвищах прослеживается переход имени нарицательного в имя собственное.
2.2 Способы образования прозвищ
Прозвища были распределены по следующим типам:
№ | Тип прозвищ | Примеры |
1 | Основа - существительное | Белка, Кролик, Удав, Вышка, Солнышко, Помидор, Шрам, Пуфик, Липа, Коврик, Волк. |
2 | Основа – прилагательное | Чёрный, Рыжая, Маленькая, Толстый. |
3 | Прозвища, образованные по фонетическим признакам (созвучию) | Хлеб (созвучно с именем Глеб) Йогурт (созвучно с Егором) |
4 | Прозвища, основанные на рифме | Алёнка – пелёнка, Надюша – хрюша |
5 | Созвучные с начальным вариантом фамилии | Вакула (Вакуленко), Волк (Волков) |
Опрашивая школьников, я также выявил их отношение в целом к прозвищам. Некоторые положительно относятся к прозвищам и считают, что они нужны для удобства в обращении, разнообразия.
Отношение школьников к прозвищам:
47% школьников считают обращение по прозвищам нормальным, главное, чтобы они не обижали человека.
53% против того, чтобы к ним обращались по прозвищам. Вспоминается поговорка: «Хорошо там и тут, где по имени зовут».
Заключение
Анализ собранных мною прозвищ позволил мне сделать следующие выводы:
1.Прозвища очень широко распространены в нашей школе и среди них преобладают прозвища, образованные от фамилий.
2. Изучая картотеку, мне удалось выделить шесть групп прозвищ:
А) Прозвища, образованные от фамилии путём их сокращения;
Б) Прозвища, «описывающие» внешность человека;
В) Прозвища, отражающие национальную принадлежность человека;
Г) Прозвища, образованные от имени;
Д) Прозвища, отражающие черты характера человека, образ жизни;
Е) Прозвища, образованные особым способом, которые трудно было отнести к какой – то одной группе.
3. Прозвища, образованные от фамилии, не отражают черты характера человека, его внешность. Основные способы образования этих прозвищ: сокращение фамилии человека и созвучие её с другими словами.
4. Анализируя прозвища, я ещё раз убедился в богатстве языка, умении людей точно подчеркнуть в прозвищах характерные черты человека, особенности его внешних данных. Но многие прозвища обидны, оскорбительны, особенно те, которые касаются внешности, физических недостатков.
5. Большую группу составляют прозвища, образованные от имени. Такие прозвища уместны только при близких отношениях между людьми.
6. Существует много способов образования прозвищ, среди прозвищ, собранных мною, преобладает способ образования прозвищ от существительного.
7. Большинство школьников отрицательно относится к прозвищам и не желает, чтобы к ним обращались по прозвищам.
8. Прозвища не должны быть обидными, тем более касаться внешности и физических недостатков.
Меня очень увлекла работа по антропонимике, поэтому в перспективе своей работы я планирую исследовать изменения имён и фамилий, обращение к истории их образования.
Использованная литература
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Что есть на свете красота?
Весенняя сказка
Кто самый сильный?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна