Вложение | Размер |
---|---|
rus_i_tat_poety_o_rodnoy_prirode.docx | 25.27 КБ |
Русские и татарские поэты о родной природе.
Образ-символ дерева в стихотворениях М. Цветаевой «Рябину рубили…» и А. Саттара «Ялгыз агач»
Набиуллина М.И.
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Ибрагимова Л.Т.
Содержание
Введение. Теоретическое обоснование……………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………..4
Дерево – лирический герой - Родина…………………………………………………………………………4
Дерево-судьба………………………………………………………………....6
Заключение……………………………………………………………………7
Введение. Теоретическое обоснование
Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.
Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств: метафор, образных параллелизмов, сравнений. В некоторых случаях образ-символ создается без использования каких-либо других видов иносказаний.
В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.
Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.
Основная часть
В стихотворениях поэтов М. Цветаевой “ Рябину рубили” и А. Саттара “Ялгыз агач” центральными являются образы-символы дерева; темы Родины, одиночества, судьбы.
Цель: рассмотреть символическую природу образа-символа дерева.
Задачи: сопоставить образ-символ дерева в стихотворениях М. Цветаевой «Рябину рубили…» и А. Саттара «Ялгыз агач».
Гипотеза: М. Цветаева и А. Саттар в силу специфичности своей творческой манеры каждый показал многозначность и большую смысловую глубину образа-символа дерева.
Методы: аналитический, сопоставительный, герменевтический.
Актуальность исследования заключается в отсутствии литературоведческих исследований, в которых сопоставляются названные стихотворения М. Цветаевой и А. Саттара.
Дерево – лирический герой - Родина
В обоих стихотворениях образ дерева является ключевым. В стихотворении “Ялгыз агач” А. Саттар создает образ могучего, сильного, вечного дерева. Образ этот обобщенный, само дерево не конкретизируется. Так как образ дерева неразрывно связан с Родиной, это стихотворение приобретает некий философский смысл: оно становится актуальным не только для человека определенной национальности, страны, а для любого. В моем же сознании этим могучим деревом является дуб или береза, олицетворяющие родной край, Россию.
В стихотворении М. Цветаевой «Рябину рубили» именно образ конкретного дерева раскрыт поэтом. Рябину рубят, но она не теряет себя, свои корни. На наш взгляд, рябина - это и есть сам лирический герой, а поэт выразила через это стихотворение всю свою боль. Ключевой в данном стихотворении является рифма «рябина-судьбина». Имя Марина рифмуется с этими словами. Поэтому «рубят» и «ломают» её. Если обратиться к году написания этого стихотворения – 1934, становится понятно, что это сложный период, как для всей России, так и для поэта. С образом рябины Марина ассоциирует себя.
В произведении татарского поэта дерево и лирический герой не одно целое. Дерево одиноко (это подчеркивается многочисленным повторением слов «ялгыз агач», «бер агач»). Также использован синтаксический параллелизм и анафора: «…Беркем белми анын кайчан туган чагын,
Беркем белми анын серләрен». Этими приемами автор показывает одиночество дерева и его тайну. Путник также одинок, но между ним и деревом существует неразрывная духовная связь («Хуш исле ягыма, туган туфрагыма Тарта мине яшел якташым», «Күңел һаман тарта туып үскән якка, Агачыма кайта ашкынып”). Получается, что в стихотворениях обоих поэтов дерево тесно связанно с образом Родины, ее судьбы и судьбы человека. В стихотворении « Ялгыз агач» дерево вечное, хранящие свои тайны, но в то же время одинокое, нуждается в своих детях. Эта связь крепка и неразрушима. Дереву, как и путнику, тяжело одному: «язлар, кышлар кичә ялгызын». Оно как нечто живое зовет путника отдохнуть («ял итәргә чакыра юлчыны”), а он стремится к дереву, чтобы найти покой и умиротворение, называет его “яшел якташым”, тем самым выражая свою любовь к нему.
У М. Цветаевой рябина страдающая и терпящая. В стихотворении М.Цветаева использует анафору – каждые три строки объединены общей темой и начинаются со слова «рябина».Сама архитектоника (внешнее построение стихотворения) выражает это. Стихотворение звучит рублено, каждое слово написано с новой строки. Использована аллитерация: повторяются звуки “р”, “б”, “л”. Эти звуки ассоциируются со стуком топора. Рябина одинока, нет никого, кто стремится к ней, готов её поддержать. Для характеристики рябины поэт использует словосочетание “судьбина горькая”. Слово “судьбина” подчеркивает всю горечь и тяжесть её существования. Не “судьба”, а именно “судьбина”. Суффиксом -ин- вносит в слово что-то большее, значительное. Много перенесшее дерево – седое, как и лирический герой, так же много перетерпевший. У А. Саттара мы видим другое: дерево вечное, зеленое, шумное. Восклицание “Рябина!” звучит отчаянным криком, призывом к мужеству. Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина». Рябина же и выступает символом тяжелой участи, доли самой Цветаевой. Сначала автор называет судьбину горькой, а потом - “русской”. Мы думаем, что в данном случае эти слова, использованные в синтаксическом параллелизме – контекстные синонимы. Судьба русского народа горька и трагична.
Дерево – судьба
Дерево – символ жизни, силы, роста. В данных стихотворениях оно олицетворяет не только Родину, но и самого человека, его судьбу. В стихотворении татарского поэта дерево вечно так же, как и человек в контексте Вселенной. В “Рябину рубили...” образ судьбы более трагичен. Заканчивается это стихотворение назывными предложениями, которые показывают недосказанность. Рябина и есть судьба русского человека, судьба самой Марины. Человек несет свой крест, “судьбину горькую”. В стихотворении “Ялгыз агач” дерево больше символизирует одинокую судьбу. Оно готово принять, успокоить уставшего путника.
Заключение
Проанализировав данные стихотворения, мы пришли к следующим выводам:
Поставленная нами цель достигнута.
Рассмотрев символическую природу образа-символа дерева, мы пришли к выводу, что она проявляется через понятия Родины, судьбы, одиночества, духовной связи.
Наша гипотеза подтверждается. М. Цветаева и А. Саттар в силу специфичности своей творческой манеры показали многозначность и большую смысловую глубину образа-символа дерева.
Флейта и Ветер
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Как напиться обезьяне?
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Самый главный и трудный вопрос