Вложение | Размер |
---|---|
boytes_ravnodushnyh_po_rasskazu_a.p._chehova_baran_i_baryshnya.doc | 36 КБ |
Набиуллина Миляуша Ильдаровна,
ученица МАОУ «Гимназия №37»
Учитель : Ибрагимова Л.Т.
Бойтесь равнодушных!
(по рассказу А.П. Чехова «Баран и барышня»)
Однажды, решив почитать рассказы Чехова, я взяла в руки сборник его сочинений. Меня заинтересовал рассказ «Баран и барышня». Интригующее название, не правда ли? Сразу приходит на ум, что речь пойдёт о некой барышне и домашнем животном. Варианты сюжетов тоже возникают разные. Однако мои предположения оказались неверными.
В рассказе А.П. Чехова «Баран и барышня» главной темой является равнодушие чиновников по отношению к обычным людям. Чехов был натурой восприимчивой, тонкой, поэтому не позволял себе прямо давать оценку кому-либо. Однако в рассказе «Баран и барышня» уже в самом названии присутствует отношение автора к главному герою. Чехов называет его «бараном». Почему? Попробуем ответить на этот вопрос.
«На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать…» Автор выражает сущность чиновника, показывает своё пренебрежительное отношение к нему, используя словосочетание «сытая, лоснящаяся физиономия». Не лицо, а физиономия. И то, что на ней была написана «смертельнейшая скука» говорит о ленивости этого человека, ведь трудолюбивый скучать «смертельнейшей скукой» после обеденного сна не будет, всегда найдется, чем занять себя. И вдруг государю докладывают о том, что «барышня какая-то пришла». Чиновнику всё равно, ему нужно занять себя чем-то, а приход барышни – хороший повод сделать это. Вошла барышня неуверенно, начала говорить дрожащим дискантом. Её внешность и поведение говорили о скромности и неуверенности. Чехов подчёркивает это множеством многоточий и речевых повторов. Оказывается, что барышня пришла с прошением о билете до Курска, так как своих средств на его покупку у неё не имелось. А ей сообщили о том, что в этом доме живёт чиновник, который может помочь с билетом. Но сам государь не опроверг это, а продолжал расспрашивать о совершенно далёких от дела вещах. Ведь было неважно, зачем ей ехать в Курск, к кому, есть ли у неё там возлюбленный… Всё это не имело отношения ни к чиновнику, ни к прошению. Однако он спрашивал только ради того, чтобы развеять свою скуку. Чиновник не думал о проблеме барышни, он думал только о себе. И дальше мы увидим, что его эгоизм неблагоприятно скажется на решении проблемы. Видны надменность и высокомерие государя, когда он говорит о Курске: «говорят, что уже в ста вёрстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы…», «небось, скука в этом Курске?...» Ведь сам он столичный, а «какой-то» там Курск для него - глушь.
Время шло, но ехать в театр, чтобы развлечься, было ещё рано. Поэтому, целесообразно было пригласить гостью на чай, что чиновник и сделал. Он глядел на неё и ухмылялся. Скуки уже не чувствовалось. Барышня была удивлена и польщена таким приёмом, поэтому рассказывала и рассказывала о себе и своей жизни. Настало время отъезжать барину в театр. Закончив разговор, он поспешно удаляется из дома.
— Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
— На что-с?
— На то, что вы мне дадите бесплатный билет...
— Билет? Гм… У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня... Хе, хе, хе... Вы не туда попали, не на тот подъезд... Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Егор, вели заложить! Прощайте, ma chere* Марья Семеновна! Очень рад... рад очень...
Барышня направляется в соседний подъезд. Но там сообщают, что нужный ей человек уехал в половине восьмого в Москву. Билета до Курска барышня так и не получила. Ведь чиновник, к которому она попала, не сказал, что он не тот, кто ей нужен. А что ещё хуже – задержал её у себя для собственного развлечения.
_______________
* дорогая (франц.)
Барину не было никакого дела до проблемы барышни. Его волновало только своё времяпрепровождение. Это говорит, прежде всего, о непрофессионализме чиновника. Его обязанность – решать проблемы обычных людей, однако он этого, как мы видим, не делает. А главное – равнодушие и чёрствость. Ему неинтересно, безразлично, что будет с барышней, как она доберётся до дома, ему важен только он сам. Здесь поднимается проблема эгоизма. Неизвестно, что потом могло случиться с барышней… Если бы она уехала в родной Курск, то была бы там цела и невредима, не доставив волнений своим родственникам. Равнодушие людей друг к другу пагубно влияет на их жизнь. Безразличие губит человека. А работа чиновника не может выполняться равнодушными и чёрствыми людьми.
По словарю Ожегова «равнодушный – безразличный, безучастный, лишённый интереса к чему-нибудь». Этого чиновника можно назвать равнодушным, потому что ему неинтересно то, что происходит с другими. Ему важна только своя личность. Это не просто равнодушие. Это – равнодушие вместе с эгоизмом, что ещё страшнее простого безразличия. Само слово «равнодушие» вызывает негативные чувства. «Равнодушие» произошло от слова «равномыслящий». Равнодушие выражает «холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие». В связи с этим и «равнодушный» становится синонимом слов «холодный, бесстрастный, безразличный, индифферентный».
Таким образом, можно сказать, что главная тема этого рассказа – равнодушие чиновников к проблемам простого человека. Именно поэтому рассказ и получил такое название - «Баран и барышня». Баран ассоциируется у народа с упрямством, равнодушием. «Бараном» называют непробиваемого, чёрствого, безразличного человека. Таким и был герой рассказа. А барышня – скромная, мягкая, утончённая натура. Они совсем не похожи: равнодушный чиновник и скромная, милая, ни в чём не повинная барышня. Дав рассказу такое название, автор показывает нам нрав чиновников, сравнивая их с животным – бараном. Но при этом, слово «баран» ни разу не встречается в тексте. Автор тонко намекает нам об этом только в самом названии.
Антон Павлович затронул актуальную и по сей день проблему. Равнодушие чиновников – это их же непрофессионализм. И его нужно искоренять. Только тогда народ начнёт любить не только свою страну, но и государство. Хочется верить, что такие времена ждут нас в недалёком будущем.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Медведь и солнце
Рисуем осенние листья
10 осенних мастер-классов для детей
Карты планет и спутников Солнечной системы