Великий князь Дмитрий Донской вместе с благочестивой супругой, великой княгиней Евдокией стояли у истоков новой единой Московской Руси. Закладывая основы нашей государственности и укрепляя традиционные духовно-нравственные ценности нашего общества, они явили великий пример высокой духовной жизни, любви, крепкой христианской многодетной семьи, горячего патриотизма.
Вложение | Размер |
---|---|
svyaye_zastupniki_rusi_2.docx | 33.81 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение МОУ «СОШ №43» г. Воркута
Ежегодный Российский детский фестиваль «Святые заступники Руси»
Творческая работа
Тема: «Благоверные великие князья Дмитрий Донской и Евдокия»
Работу выполнила: Колченкова Полина,
учащаяся 8 класса
МОУ «СОШ №43»г. Воркуты
Руководитель: Иванова Л.В.
учитель русского языка .
Воркута
2018г.
Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Притч. 18, 23)
Добродетельная жена — венец для мужа своего (Притч. 12, 4).
Великий князь Дмитрий Донской вместе с благочестивой супругой, великой княгиней Евдокией стояли у истоков новой единой Московской Руси. Закладывая основы нашей государственности и укрепляя традиционные духовно-нравственные ценности нашего общества, они явили великий пример высокой духовной жизни, любви, крепкой христианской многодетной семьи, горячего патриотизма. Недаром еще при жизни современники называли их «образцом целомудренного супружества», «идеалом супружеской жизни», а летописцы – «совестью народа», верности семейным ценностям.
Согласно житийным сведениям, 26 ноября 1353 года в семье великого князя суздальского Дмитрия Константиновича и его супруги Василисы Константиновны, урожденной княжны Ростовской и Борисоглебской (в монашестве - Анны) родилась дочь. Ее нарекли Евдокией, что означало по-гречески благоволение.
Великий князь решил воспитать дочь свою в истинном благочестии и приязни к "чтению книжному".. Именно в отчем доме научилась юная княжна хранить заповеди Божии и воспринимать великокняжеское достоинство не как праздное и сытое житье, а как великое и тяжкое служение людям и Отечеству.
Всей своей жизнью княгиня Евдокия доказала, что усвоила заветы отца. Миниатюрной 13-летней девочкой Евдокия была просватана замуж за великого князя московского и владимирского, внука Ивана Калиты и сына Ивана II Красного Дмитрия. Брак преследовал политические цели. Между московскими князьями и отцом Евдокии, кн. Дмитрием Константиновичем, шла многолетняя "пря" (распря) за великокняжеский стол. Обещав суздальцу возвращение под его "руку" Нижегородских земель, занятых его братом, сторонники князя московского предложили за это отказаться от притязаний на великое княжение, а заодно отдать за 16-летнего Дмитрия Ивановича (вот уже 6 лет, как правившего в Москве) свою дочь Евдокию. Скрепив брачный ряд согласием , суздальский князь Дмитрий из вчерашнего врага стал московскому великокняжескому дому не только союзником, но родственником.
Князь не видел своей невесты до венчания и, надо думать, 16-летний юноша переживал: впереди вся жизнь вместе, придется ли ему по нраву молодая жена?..
13-летняя Евдокия мужу своему полюбилась. Как и он ей. Князь, «с Богом все творящий и за Него борющийся», предпочитал конфликту договоренности не только в быту, но и в государстве. Миролюбие он унаследовал от отца, прозванного за дипломатичный подход «Кротким», тому же учили Дмитрия наставники – митрополит Московский Алексий и игумен Сергий Радонежский.
Свадьбу играли по обычаям тех времен пышно и торжественно, и ей, как подчеркнул летописец, "земля Русская была рада". Евдокию с Дмитрием ждали в Москве.
Не случайно летописец (Симеоновская летопись) поместил сведения о свадьбе детей-молодоженов между двумя другими записями – о кошмаре московского пожара, когда "погоре весь град Москва и посад, и Кремль, и загородье, и заречье" (1365 г.), и об ужасах "великого мора" (по всей видимости, чумы), пришедшего с Поволжья и докатившегося через все русские земли до самой Литвы (осень-зима 1366 г.).
Приехавшая в Москву Евдокия оказалась на пепелище, строительной площадке (спустя год после пожара, в 1367 году, в Москве был воздвигнут новый белокаменный Кремль) и в очаге эпидемии одновременно. Милосердная душа великой княгини, наполненная состраданием к чужому горю, разрывались от жалости и боли. К ней шли за помощью, за утешением. Евдокия Дмитриевна щедро одаривала погорельцев, хоронила на свои средства умерших от мора в скудельницах (братских могилах), являя себя земной матерью страждущих. Но беды не обошли и ее собственную семью. Потери близких, смерти родственников были в то время простыми и частыми. Так и не увидели ее, скончавшись до возвращения молодоженов в Москву, мать Дмитрия и его брат Иван, от "моровой язвы" скончался и дядя Евдокии, нижегородский князь Андрей.
Нравственной и душевной опорой для молодой женщины стали в Москве духоносные старцы - святитель Алексий, митрополит Московский, и святитель Федор, племянник преп. Сергия Радонежского, архиепископ Ростовский (он был избран Дмитрием Донским в духовники).
Евдокия являла собой образец преданной жены, всегда именовавшей мужа "свете мой светлый".
Ни одному русскому женскому летописному персонажу не уделялось столько места в описаниях образцовой семейной жизни, сколь посчастливилось преданной и верной Евдокии ("Любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь сказать, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии….").
Москвичам пришлась по сердцу эта правительница с кротким, невластным нравом, щедро одаренная множеством добродетелей.
Проникнутая духом благочестия, Евдокия поддерживала и укрепляла своего супруга в общегосударственном деле собирания русских земель. Ей предстояло пережить не одно потрясение: и войну мужа с рязанским князем Олегом Ивановичем, и несколько походов литовского князя Ольгерда. Но эти годы стали годами духовного созревания супруги правителя московского. Она отсекала все суетное и мелочное, учась тихо преодолевать скорби. Незадолго до решающих для земли Русской событий – сечи на Куликовом поле – у них с Дмитрием родился сын Василий, которому в будущем суждено было стать преемником отца.
В 1380 году во время ухода ее мужа с ратью на Куликовскую битву великий князь успокоил жену верой в торжество высшей справедливости: "Утри слезы, Евдокия, Бог нам заступник!" Великая княгиня проводила на гибельную сечу своего любимого супруга до Флоровских (ныне – Спасских) ворот и долго смотрела вслед уходящему войску.
В тот момент супруги не знали, суждено ли увидеться еще. Немало им пришлось пережить до этого часа, немало испытаний ждало впереди. Но со дня их венчания и до последнего земного их разговора, что бы ни происходило, муж старался вселить в жену спокойствие и уверенность.
Всю жизнь ему приходилось воевать – то с Литвой, то с Ордой… Множество раз приходилось ему вступать в кровавые схватки. Казалось бы, все это должно было наложить отпечаток на его характер, сделать князя суровым и жестким. Но с мужественностью его прекрасно сочеталась заботливая нежность по отношению к близким.
В знаменитом литературном памятнике - "Сказании о Мамаевом побоище" - образ Евдокии – это образ праведницы, которая "постоянно пребывала в святой церкви, молясь день и ночь", дабы призвать божественную помощь мужу, чтобы он "своей твердой рукой победил вышедших на него всех поганых". Все у тех же Флоровских ворот встречала великая княгиня Евдокия своего победителя-супруга, получившего после победы на поле Куликовым прозвание "Донского".
Но недолго ликовала Москва, недолго было отведено Евдокии мирной семейной жизни. В 1382 году, при приближении к Москве войск хана Тохтамыша, в отсутствие мужа, не вернувшегося еще из похода на поле Куликово, княгиня оказалась в столице, так как была вновь беременна. После рождения сына Андрея она покинула город и, едва не захваченная татарами, снарядившими за ней погоню, добралась к мужу, пребывавшему в Костроме. Столица же княжества 26 августа 1382 года была захвачена и разграблена Тохтамышем.
Похороны погибших москвичей (24 тыс. человек) князь и княгиня впоследствии "снарядили" на собственные средства, считая себя виновными в том, что не уберегли своих подданных.
Между тем, испытания не кончились Через два года после русской победы над татаро-монголами на Куликовом поле хан Тохтамыш разгромил Москву, и вновь Донскому нужно было ехать за ярлыком на великое княжение. Хан был озлоблен и жесток, и можно предположить, что просто не выпустил бы одержавшего победу над Мамаем князя от себя живым.
Тяжелым было решение для родителей, но пора и наследнику брать на себя ответственность за княжество. В Орду отправился старший сын – 12-летний Василий.
Юноша шесть лет прожил в плену у ордынцев, затем ему удалось бежать. Можно лишь представить себе, что пережили тогда родители. Когда Василий наконец вернулся домой, он едва застал отца в живых, когда ему пришлось принять из ослабевших рук умирающего отца бразды правления, а мать – в очередной (двенадцатый ) раз беременной. Прожив с мужем 22 года, Евдокия родила 12 детей, последнего – Константина – в возрасте 35 лет, в 1389 году.
25 октября – день рождения святого Дмитрия Донского – может стать в России Днем отца. Великий князь неслучайно выбран в качестве покровителя отцовства: его брак с княгиней Евдокией считается примером крепости отношений, у них родилось 12 детей, а сам он был не только примером для своих сыновей, но и защитником Московского княжества и всех русских земель
.Сложно сейчас сказать, как еще, кроме как собственным примером, воспитывал великий князь своих детей. Основная обязанность по воспитанию все-таки лежала на княжне, пока супруг сражался с врагами и решал вопросы государственной важности. Детей своих Дмитрий любил, но при этом не жалел излишне. У него просто не было такой возможности…
Князь Дмитрий скончался от тяжелой болезни через несколько дней после рождения своего младшего сына. Ему не было еще и 39 лет…
Перед смертью он завещал своей супруге быть теперь за отца и мать, укреплять и наставлять детей. Детям же строго наказал сохранять между собой мир и любовь и уважать мать: «А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения».
Летописцы запечатлели для потомков княжескую чету: «двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
За 22 года совсем не простой и совсем не гладкой совместной жизни Дмитрий и Евдокия, правда, наверное, стали единым целым. И в те 18 лет, на которые жена пережила мужа, их дети не могли не чувствовать незримого присутствия отца.
Страдания Евдокии по умершему 39-летнему мужу описаны летописцем в типичном для литературы того времени жанре плача ("За веселие пришли слезы, за утехи скорбь несносная! Почто я не умерла прежде тебя? Кому уподоблю, как назову себя? Вдовою ли? Женою ли? Цвет мой прекрасный, зачем так рано увял ты? Немного было радостей в жизни моей с тобою, вместо веселия плач и слезы были моею долею; вместо утехи и радости - скорбь и сетование!")
Казалось бы, ничего уже не связывало ее с суетным миром. По обычаю того времени княгине следовало принять постриг, но завещание супруга освобождало ее от обязательной женской доли того времени.
Мы много видели в Древней Руси добродетельных княгинь и счастливых браков, но брак Дмитрия Иоанновича Московского отличался особым благословением Божиим. Юная княгиня Евдокия была совершенно исключительной женщиной по своей необыкновенной набожности, кротости и глубокой привязанности к мужу…
Конечно, брачный союз таких двух людей, скреплённый глубокой любовью, должен был быть весьма счастлив, и, разумеется, в этом семейном счастье и черпал Дмитрий свои необыкновенные силы для борьбы с теми неожиданными, сложными и чрезвычайно грозными обстоятельствами, которые сопровождали всё его великое княжение.
И недаром Дмитрий Донской, почувствовав приближение своей кончины, строго наказал своим детям быть во всём послушными матери и действовать единодушно во славу Отечества, исполняя материнский наказ и материнскую волю.
Сколько усобиц знала Русь, не сосчитать, но Евдокия Дмитриевна сумела удержать своих сыновей от ссор и раздоров. Они любили её, верили ей и всегда слушались её, помня наказ своего великого отца.
О достоинствах великой княгини можно говорить много. Важно одно: именно она смогла содействовать укреплению централизованной княжеской власти в трудное для Русской Земли время. Вполне естественно, это не нравилось врагам единой и могучей Руси, каких, увы, всегда достаточно на нашей земле.
«Ведя строго подвижническую жизнь, – читаем мы в «Сказаниях о Русской Земле», – Евдокия Дмитриевна, следуя примеру своего мужа, держала это в тайне, а на людях показывалась всегда с весёлым лицом, нося богатые одежды, украшенные жемчугом. Конечно, она делала это, чтобы являться в глазах толпы с видом, подобающим высокому званию великой княгини. Однако, некоторые злонамеренные люди стали распространять о ней дурные слухи, которые дошли и до одного из её сыновей – Юрия. Юрий в беспокойстве сообщил о них матери. Тогда Евдокия Дмитриевна созвала детей в молельню и сняла часть своих одежд. Увидя худобу её тела, изнуренного постом и измученного веригами, они ужаснулись, но Евдокия Дмитриевна просила их не говорить об этом никому, а на людские толки о ней советовала не обращать внимания».
После ухода в мир иной своего супруга Евдокия Дмитриевна основала Вознесенскую женскую обитель. Перед кончиной своей, последовавшей 7 июня 1407 года, она чудесно исцелила одного слепца и приняла иночество с именем Ефросиньи.
В Сказании повествуется, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий, сидевший при дороге, обратился к ней с мольбой:
«Боголюбивая госпожа, великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне во сне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение, ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, прошла мимо, но перед этим как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отёр этим рукавом свои глаза. И на виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел!»
Великая княгиня Евдокия была канонизирована одновременно с мужем, Дмитрием Донским. Образ счастливой семейной пары неоднократно вдохновлял церковных и светских художников, став постепенно символом верности семейным ценностям.
Основы личной святости Дмитрия и Евдокии были заложены стараниями митрополита Московского Алексия, который был духовником великокняжеской семьи, а также преподобного Сергия Радонежского. Под их окормлением проходила вся жизнь святых супругов. Именно духовные наставления этих великих святых можно считать главной причиной того, что этот брак был признан идеальным. Любовь святых Дмитрия и Евдокии не замыкалась рамками семьи, а изливалась на всех жителей Московского княжества. Их постоянная забота о нуждающихся, обездоленных, погорельцах и страждущих снискала всеобщую любовь народа, который видел в великокняжеской чете своих помощников и заступников .
Ныне оба супруга являются святыми покровителями Москвы и Российского государства, оказывая помощь и заступничество всем, кто обращается к ним с молитвой
В честь святого великого князя Дмитрия Донского названы улицы в Москве, Краснодаре, Новосибирске, Уфе, Калининграде, в ряде городов Подмосковья и других областей России, а также в Одессе. Его имя было присвоено более чем десятку боевых кораблей, включая атомную подлодку. Только в Москве ныне ему установлено 4 памятника, а также памятники в городах Коломне, Дзержинске, Новомосковске, в Новгороде, на Куликовом поле, на Прохоровском шосе.
Источники:
1. Пролог 19 июля.
2.. Православная энциклопедия, Т.17, М.
3. Книга степенная Ч.1.
4.Школьный учебник истории, профессор Н.С. Борисов
Загадочная система из шести экзопланет
Ласточка
Снежная сказка
Композитор Алексей Рыбников
Сказка "Узнай-зеркала"