Данное исследование позволяет выявить взгляды писателей-классиков, принадлежащих к разным национальным культурам, на проблему "униженных и оскорблённых". Жизнь бедных людей, "задавленных нищетой", социальное неравенство, оскорбление человеческого достоинства, нравственное нездоровье общества привлекают пристальное внимание В.Гюго и Ф.М.Достоевского. В своей работе ученица сравнивает взгляды двух писателей на проблему и выявляет влияние В.Гюго на творчество Ф.М.Достоевского.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
лицей №82 им. А.Н.Знаменского
Исследовательская работа на тему:
«Униженные и оскорбленные "
в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».
Выполнила:
ученица 11А класса
МБОУ лицея №82
Султанова Яна
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
Непушкина Ирина Владимировна
п.Каменоломни
2018г
Содержание
а) история создания;
б) образы «униженных и оскорбленных»;
в) значение романа.
а) история создания;
б) образы «униженных и оскорбленных»;
в) значение романа.
Введение 2
Постановка проблемы: выявить соответствие взглядов писателей-классиков Ф.М.Достоевского и Виктора Гюго на тему "униженных и оскорблённых".
На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых».
Первым в России тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил её Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича. Ф.М.Достоевский также обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого «маленького человека» , живущего своей замкнутой внутренней жизнью, в условиях, грубо попирающих достоинство человека.
Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». В своем романе «Униженные и оскорбленные» автор углубляет и заостряет изображение бесправия бедноты, поставленное ранее в «Бедных людях». Социальная тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» была продолжена автором в «Преступлении и наказании». Здесь она прозвучала еще сильнее. Рисуя мир «задавленных нищетой», Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, оно калечит душу человека, озлобляет его.
Эту же тему социального неравенства раскрывает в своих произведениях известный французский писатель Виктор Гюго. В России очень любили романы этого замечательного писателя: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеётся». Для своих же соотечественников Виктор Гюго - национальный поэт, реформировавший французский стих, публицист, горячо любящий свою родину, политик-демократ. Он безгранично любил человека, глубоко сострадал униженным и обездоленным. Призыв к милосердию, любви к ближнему, братству можно услышать в каждом его произведении. Виктора Гюго ставят на одну ступень с такими великими писателями, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой.
Цель исследования: 3
Задачи:
Объекты исследования:
Роман Виктора Гюго «Отверженные» 4
Роман «Отверженные» - вершина творчества Гюго. Это социальный роман-эпопея, в духе романтизма. Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути. Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Попе будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников. Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника, ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже. В 1828 году Гюго рассказали историю о монсеньере Миоллисе, епископе города Динь, который оказал в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо. В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе «Последнего дня приговоренного к смерти» рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с враждебностью окружающих; во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана. К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему:
«Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели...
Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной...»
17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им «Жан Трежан»; через два года заголовок меняется на «Нищету», и в это время Гюго настолько захвачен работой, что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, «чтобы удлинить свой рабочий день».
События революции 1848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года. Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе.
Первая редакция романа была готова к 1852 году. Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный текст. Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году "Отверженные", он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии. В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество "Друзей азбуки", создается идеальный образ «жреца революции» Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные 5 черты молодого Виктора Гюго. Первое издание книги, появившееся в начале 1862
года, разошлось молниеносно: за два дня был распродан весь тираж - семь тысяч экземпляров.
В романе раскрывается история рабочего Жана Вальжана, белошвейки Фантины, маленькой девочки Козетты.
Бывший каторжник Жан Вальжан, отверженный, испытывающий злобу ко всему человечеству после своего 19-летнего заключения попадает к католическому епископу, изменившему его жизнь. Епископ отнесся к нему как к человеку, заслуживающему уважения, и более того, когда Вальжан украл у него серебряную посуду, простил и не выдал властям. Первый и единственный человек, пожалевший его, каторжника, так потряс Вальжана, что он резко меняет свою жизнь. Под чужим именем Жан Вальжан основал фабрику по изготовлению мелких изделий из черного стекла, благодаря которой выросло благосостояние целого городка, в котором Вальжан стал мэром. Сменив имя, он не только основывает фабрику, но и помогает таким же «отверженным» и бедным, как и он, даже его злейшему врагу — инспектору полиции Жаверу.
Фантина – девушка, с очень тяжелой судьбой. От нехватки средств ей приходится отдать свою маленькую дочку Козетту на воспитание трактирщикам, выплачивая при этом долг. Она работала швеёй, но ее выгнали, и девушка осталась на улице. Чтобы платить за дочь, ей приходится продавать все что у нее есть: волосы, зубы и даже себя. Жан Вальжан, пытаясь ей помочь, отвозит в госпиталь и обещает вернуть дочь. Но Фантина так и не смогла увидеть дочку, так как умерла. Вальжан выкупил Козетту у трактирщиков и растил ее как родную дочь. После выдачи девочки замуж, Жан Вальжан уходит в монастырь, где умирает.
Гюго не просто рассказывает о бедствиях народных — он размышляет о моральной стороне общественных проблем, о человеческой жизни. Нравственная концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В.Гюго о человеческой жизни, как непрерывной смене света и тьмы. Принимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя обязательную победу доброго над силами зла. Достоевский очень высоко ценил роман Гюго. В одном из писем он утверждает: «Вопреки мнению всех наших знатоков, „Отверженные“ стоят выше „Преступления и наказания“».
Роман «Отверженные» строился по принципу монолога, обращенной к людям проповеди. Лев Толстой говорил о Гюго: «Это один из самых близких мне писателей». Толстой и Достоевский относили «Отверженных» к числу лучших романов мировой литературы. Обращаясь к Франции, Горький писал: «Твой сын Гюго — один из крупнейших алмазов венца твоей славы...».
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» 6
Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М.Достоевского. Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Автор собирался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал 6 лет.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге, в городе на Неве, мрачном, молчаливом, холодном и сыром. Он предстаёт перед нами зловещим пауком, символом зла и насилия, ужасов и жестокости. В нём невозможно жить, потому что он бесчеловечен. Куда бы ни привёл нас писатель, мы попадаем в нечеловеческие условия. Ведь жутко жить в «гробу», который снимает Родион Раскольников, в уродливом «сарае» Сони, в «прохладном углу», где обитает Мармеладов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, посетителей трактиров, которые ищут в вине минутного забвения от тоски. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Через весь роман проходят сцены, раскрывающие трагическую жизнь народа. Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены. Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение.
Во-первых, унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хозяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он зол, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование.
Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сони может. И 7 если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнувшим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет ни в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя. Соня унижается не ради себя, а ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Она унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир, покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь.
Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже "претендует" на звание "униженной и оскорбленной". Но, в противоположность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество. Ее помощь и ее "посвящение" себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена.
Преступление Раскольникова – убийство ростовщицы – должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных»? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.
Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа "Преступление и наказание" есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассматривает вопросы человеческой морали, добродетели и права человека на убийство ближнего. На примере главного героя автор показывает, что любое преступление невозможно без наказания. Раскольников, пожелав стать такой же великой личностью как его кумир Наполеон, убил двух людей, однако он не смог вынести моральных мучений после 8 содеянного и сам признался в своей вине. Достоевский подчеркивает, что даже самые великие идеи и цели не стоят человеческой жизни.
Сравнение взглядов двух писателей, принадлежащих к разным 9 национальным литературам на тему "униженных и оскорбленных" .
В. Гюго и Ф.М. Достоевского с полным правом можно назвать величайшими писателями своего времени, оказавшими огромное влияние как на французскую и русскую литературу в частности, так и на мировую литературу в целом.
Я попыталась сопоставить произведения этих авторов, принадлежащих к разным национальным литературам, но творившим приблизительно в одно время, и даже знакомым лично.
В ситуации с Ф.М. Достоевским и В. Гюго с большой уверенностью можно говорить о влиянии творчества Гюго на писательский гений Достоевского, что признавалось последним неоднократно, как в личной переписке с братом, так и в литературных трудах.
Мы можем сказать, что Ф.М. Достоевский, создавая свое совершенно исключительное, самобытное произведение, основанное на пережитых лично, реальных событиях, перечитал и прочувствовал глубоко «Отверженных» Виктора Гюго, к которому испытывал интерес на протяжении всей жизни, начиная с юности и до конца дней.
Возможно, авторы считают, что наказание должно быть «внутри» человека; только через моральные страдания души происходит очищение преступника. Так было с героем «Отверженных» Жаном Вальжаном (которого излечили не двадцать лет каторги, а чистота священника Мириэля). Так случилось и с Родионом Раскольниковым
В целом же, основываясь на вышесказанном, можно отметить, что у Достоевского и Гюго во многом сходны идейные позиции по отношению к личности, к проблеме "униженных и оскорбленных". При этом обоих писателей объединяет вера в конечное превосходство добра над злом.
Заключение 10
Рассмотрев особенности повествования о жизни «униженных и оскорбленных» в произведении Виктора Гюго «Отверженные» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в процессе работы я пришла к определенным выводам, а именно:
В данной работе я рассматривала всего одно произведение Гюго и одно – Достоевского. За рамками этого анализа остался целый ряд тем, роднящий взгляды этих авторов. Исследователь Г. Фридлендер формулирует их так: «Проблема бедности и тесно связанная с ней проблема преступления, воплощенные в близких – и в то же время психологически глубоко несходных – образах Жана Вальжана с одной стороны и Раскольникова с другой, вопрос об участи женщины, обречённой несправедливым общественным порядком на унижение, поставленный в тех главах, которые посвящены Фантине, а также в «Преступлении и наказании» Соне Мармеладовой и ее мачехи Катерины Ивановны.
Поднимая в своих произведениях эту важную тему, известные писатели утверждали, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье.
Актуальность данной работы заключается в том, что произведения, с особой полнотой охватывающие исторический процесс, включающие многие человеческие судьбы и драматические события жизни, всегда были и остаются интересны читателю. И в современном мире есть люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации и ставшие изгоями в обществе.
Библиография 11
Художественная литература:
Справочная литература, словари:
Критическая литература:
Прекрасное далёко
В поисках капитана Гранта
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Как нарисовать зайчика
Как нарисовать портрет?