Творческий проект "Образ огня"
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_misha.docx | 53.8 КБ |
npk_misha.pptx | 871.59 КБ |
Республика Тыва
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная образовательная школа с. Чал-Кежиг
Доклад на тему:
«Национальная верхняя одежда тувинцев - тон»
Краткая аннотация
С ростом национального самосознания, проявляется интерес к различным сторонам традиционной культуры, в том числе и к одежде. Настоящая работа, содержит описание традиционной верхней одежды тувинцев.
Прилагаются цветные иллюстрации с изображениями одежды.
Работа предлагается широкому кругу людей, а именно интересующимся историей тувинцев.
Содержание стр.
Введение ………………………………………………………………... 4
1. История развития тувинского национального костюма ………….5
2.Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон. …………………7
3.Символы цвета в тувинской одежде. ………………………………8
4.Цветовая традиция в одежде - тон тувинцев. …………………….10
5.Заключение. …………………………………………………………11
6.Литература. ……………………………………………………………12
Введение
Тема проекта:«Тувинский национальный верхний костюм - тон».
Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей работы в целом не является новой, тем не менее предлагаемый нами подход и применение его на практике мы берем на себя смелость назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды тувинского народа, как проявление некоей единой культурной общности и это единство, насколько возможно, увидеть и в мелочах.
Объектом нашего исследования является традиционная одежда тувинцев, ее прикладное и эстетическое значение.
Исходя из этого, цель нашей работы изучить особенности национальной верхней одежды - тон, значение и использование цветов в народных представлениях.
В соответствии с поставленной целью мной определен ряд задач:
- анализ верхней одежды – тон, его систематизация и классификация;
- выделение этнокультурных комплексов в одежде.
Новизна работы заключается в попытке выяснить градацию цветов в костюме тувинцев в зависимости от возраста и пола.
История развития тувинского национального костюма.
Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.
Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.
Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. Особенности народного костюма жителей Урянхая складывались и под влиянием общения с алтайцами, хакасами, бурятами, но большее воздействие в последние три столетия оказали монгольская, маньчжурская культура и философия буддизма. Заметные же изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии. Традиционный тувинский костюм - халат, до маньчжурской экспансии, не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Маньчжурские захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын», короткополая «хурме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».
В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).
Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.
Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон.
Национальную верхнюю одежду тувинцев - длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками (на плече и под мышкой) - тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.
Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда: демисезонная, летняя, зимняя. Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.
К числу зимней будничной одежды относились следующие виды кышкы тонов: хураган кежи тон (эта шуба считалась праздничной нарядной), который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят и тодарлыг тон. Они всегда покрывались тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д.
Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4-5 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.
В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон. Его отличительной особенностью было то, что он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что этот тон изготовляется из шкур самцов 3-4 баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым, длина ворса достигала 8-10 см.
Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок (летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой ).
Символы цвета в национальных костюмах.
Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами соседних народов и труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.
Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.
Наиболее универсальной, доступной для реализации была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.
Значение цвета
Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.
Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.
Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.
Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой и т.д.). Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность.
Цветовая традиция в одежде тувинцев.
Тон малышей – чучак тон почти как у взрослых. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Зимой детям шили хураган кежи чучак тон, т.к. она была теплой, удобной в носке. Цвет одежды детей был скорее разнообразным. О наличии обязательной цветовой традиции в старинном детском костюме нет никаких данных ни в исследованиях ученых, ни в героических военных сказаниях у информаторов. В героических сказках есть сведения только о том, что мальчики получали в наследство от отца комплект взрослой одежды, который мог быть черного, белого, красного, желтого, коричневого и других цветов. Такой комплект часто передавался от родителей к сыну. Традиционные праздничные (они наиболее выразительны и символичны) костюмы тувинцев различных возрастных групп: детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался и не имел пояса, цветовая гамма была самой различной. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета — они символизируют расцвет сил и время созревания. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету.
Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету и костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.
В костюме молодых людей существовала определенная цветовая символика. Цвета были близки к ярким. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия. Это доказывают строки из разговора юноши и девушки в тувинской народной сказке «Кангывай Мерген»: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».
Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.
Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.
Костюм пожилого мужчины почти не менялся.
Заключение.
Для проведения исследовательской работы нами был изучен ряд литературы. На основании чего и проведено исследования национальной одежды тувинского народа. В национальной одежде продолжает жить стремление тувинского народа к красоте. По национальному костюму можно изучать историю народа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Мы попытались проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришли к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый). Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность - яркие цвета, что символизировало период полового созревания. Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы. Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.
Таким образом, яркие цветовые отличия в одежде мужчин и женщин наиболее выражены были в период юношества и зрелости, то есть, связаны с периодом половой активности. Данная тема имеет множество неизученных аспектов и поэтому исследования по изучению национальной одежды тувинцев необходимо продолжать.
Список литературы
Слайд 1
«Традиции и обычаи тувинского народа».Слайд 2
Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.
Слайд 3
Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.
Слайд 4
Действия, которые противопоказаны детям -Детям нельзя проходить перед взрослыми. -Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным. - Дети не должны воровать чужую вещь. - Дети не должны обманывать. - Дети не должны говорить злые слова. - Дети не должны пить и курить. - Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д.
Слайд 5
Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.
Слайд 6
Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.
Слайд 7
С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.
Слайд 8
В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником ) в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.
Слайд 9
У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты: - Нельзя плевать в огонь - Нельзя бросать мусор в огонь - Нельзя перешагивать через огонь - Нельзя загрязнять воду - Нельзя бросать мусор в реку - Нельзя рубить лес - Нельзя справлять естественные нужды около реки
Слайд 10
Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.
Слайд 11
Бездетность в тувинской обществе воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек. У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода. Существует множество защитных обрядов и табу, чтобы уберечь ребенка от всего злого. К числу последних относится целая система иногда рациональных, но часто суеверных предписаний, например, обмазывание лба ребенка сажей, если вечером его должны вынести из дома; пришивание к его одежде когтя медведя или орла, которое по поверьям защищают от порчи и сглаза; запрет перешагивать через одежду ребенка, дабы не лишить его покровительства добрых сил; обычай давать ребенку несколько имен, чтобы обманывать таким образом злых духов, вознамерившихся забрать его душу. Если дети в семье часто умирают, то желая сохранить новорожденному жизнь, ему дают неблагозвучное имя. Имена детей у тех родителей, у которых дети раньше не задерживались, умирали, были своеобразными: Мальчики. Чудек – оол (Некрасивый), Калдар – оол (Чумазый), Черлик – оол (Дикий) и т. д. Девочки. Багай – кыс ( Нехорошая девочка), Кушкаш (Птичка) и т. д. В этих же целях иногда мальчика называют женским именем, девочку – мужским; или девочку одевают как мальчика, а мальчика как девочку, при этом первой стригут волосы, второму, наоборот, их отращивают и заплетают в косу.
Слайд 12
Очень популярны у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит с ней в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим.
Слайд 13
Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса», т. к. помимо задачи пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством. Праздник «первой колыбели» называют обрядом очищения матери и ребенка от скверны, якобы всегда сопутствующий родам – нечистому акту с точки зрения традиционных представлений .
Слайд 14
Раньше у тувинцев широко бытовала традиция усыновлений, а другими словами – рационального «перераспределения» детей между многодетными и бездетными семьями. В этом смысле владельцы тысяч голов стад – князья, у которых в юртах не было слышно детского плача, считались бедными и несчастными в сравнении с многодетными, а значит – счастливыми аратами, пасущими их скот. И традиция велела отдавать ребенка тем, кого Небо не наделило своими.
Слайд 15
Приемные дети почитались, их любили, ничем не отличали от родных. Отношение к усыновленным становилось даже лучшим, когда в этой семье начинали рождаться родные дети. Приемные в этом случае считались драгоценными существами, приносящими счастье, ибо «привели» за собой «на хвосте» в этот мир других малышей. Бездетные семьи, принося дары, специально просили чужого ребенка не просто как спасение от одиночества, а как своего рода средства от бесплодия. И многодетные матери – отцы понимали насколько это важно для просящих, не могли им отказать.
Слайд 16
Общинные нормы и обычаи проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала . Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.
Слайд 17
Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовал обычай обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок ( чореме ). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин. Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала . О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.
Слайд 18
Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр , аяк эрнин ызыртыр » - «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» - « ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.
Разлука
Ёжикина Радость
Бабочка
Вода может клеить?
Муравьиная кухня