Творческая работа ученицы 10 класса, МБОУ лицея №15, посвящена юбилейной дате - 190-летию со дня рождения знаменитого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Замысел подобной формы творческой работы (сценарий радиопередачи или устный ученический журнал) возник не случайно. Она активно используется для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, для проведения массовых мероприятий и пропаганды знаний о родном городе и крае в лицее №15. Девушка принимала активное участие в подготовке таких мероприятий.
Тема творческой работы «Мир сказок Салтыкова-Щедрина» интересна сама по себе. Сказки любят все: и дети, и взрослые, а сказки, написанные таким серьёзным писателем, как Михаил Евграфович, интересны вдвойне, потому что это сказки остро сатирические, в русской литературе впервые появились именно в творчестве Салтыкова – Щедрина. Проблемы, затронутые автором более ста лет тому назад, актуальны и в наше время. А значит, представляют интерес как для детей, так и для взрослых и в наши дни, и значит, обладают художественной ценностью. Вот об этом ученица и поведала своим одноклассникам в незатейливом сценарии.
Вложение | Размер |
---|---|
vedushchiy_1_2.doc | 58 КБ |
Краевой конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества «Дети и книги»
Номинация: литературоведение
Творческая работа: сценарий радиопередачи
«Мир сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина»
Автор: Дадамян Валерия Игоревна
Дата рождения: 21.10.1999г.
Домашний адрес:
357524 г. Пятигорск, улица Ю.Фучика, дом 7, квартира 54
ОУ: МБОУ лицей №15; 357524 Ставропольский край, г. Пятигорск,
ул. Аллея Строителей ,7. Т.: 8 (879 3)32-22-65
Учитель: Селезнева Таиса Сергеевна
Пятигорск 2016
Краткая аннотация
Творческая работа ученицы 10 класса, МБОУ лицея №15, посвящена юбилейной дате - 190-летию со дня рождения знаменитого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Замысел подобной формы творческой работы (сценарий радиопередачи или устный ученический журнал) возник не случайно. Она активно используется для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, для проведения массовых мероприятий и пропаганды знаний о родном городе и крае в лицее №15. Девушка принимала активное участие в подготовке таких мероприятий.
Тема творческой работы «Мир сказок Салтыкова-Щедрина» интересна сама по себе. Сказки любят все: и дети, и взрослые, а сказки, написанные таким серьёзным писателем, как Михаил Евграфович, интересны вдвойне, потому что это сказки остро сатирические, в русской литературе впервые появились именно в творчестве Салтыкова – Щедрина. Проблемы, затронутые автором более ста лет тому назад, актуальны и в наше время. А значит, представляют интерес как для детей, так и для взрослых и в наши дни, и значит, обладают художественной ценностью. Вот об этом ученица и поведала своим одноклассникам в незатейливом сценарии.
В нём использованы:
1.Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. - М.: Детская литература, 2010.
2. М.Е.Салтыков - Щедрин в воспоминаниях современников. – М.,1975.
3. Материалы с сайта http://ilib.ru/
Ведущий 1. Добрый день, ребята!
Сегодня в гостях у вас мы, учащиеся 10 класса Валерия Дадамян и Ирина Топузова. Мы расскажем вам о сказках. Да, да! О сказках. Вижу ваши изумлённые лица и слышу возгласы: «Да кто же не знает сказок!» - «Сказки знают все!»
Ведущий 2: Согласны. Даже можем с уверенностью сказать, какие сказки вы назовёте спонтанно: «Колобок», «Репка», «Теремок» … И всё-таки мы утверждаем: « Ни вы, ни мы не знаем сказок. Число их велико, а на слуху обычно не более десятка.
Ведущий 1: А мы расскажем вам о сказках писателя Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Их-то вы, точно, не все читали. А идея посвятить нашу радиопередачу сказкам этого замечательного русского писателя возникла у нас не случайно. В этом году весь литературный мир отмечает 190-летие со дня рождения писателя.
Ведущий 2: Не секрет, что сегодня Салтыкова-Щедрина читают куда меньше, чем других классиков – его великих собратьев по перу. Порою Салтыкова-Щедрина называют писателем трудным, “запутанным”. В этом, несомненно, есть доля истины. Но чтобы понять и почувствовать Салтыкова-Щедрина, нужно серьезно, не наспех, читать его произведения.
Ведущий 1: Художник и мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, известный русский прозаик и памфлетист, талантливый журнальный редактор и организатор молодых творческих сил, он был одним из самых замечательных деятелей русской литературы.
Ведущий 2: Михаил Евграфович родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. Отец писателя, Евграф Васильевич, был потомственным дворянином, а мать, Ольга Михайловна Забелина, из купеческой семьи.
Ведущий 1: Очень рано началось самовоспитание будущего писателя. Картины крепостной жизни, которые невольно пришлось наблюдать ему в имении отца, воспринимались дворянским мальчиком как всеобщее зло, как позор, оскорбляющий личное достоинство, как нарушение христианских заповедей.
Ведущий 2: Их он усвоил с раннего детства, знал наизусть многое из Священного Писания. Во многом благодаря Евангелию будущий писатель начал осознавать себя человеком, вышел из состояния прозябания и, что очень важно, научился видеть в других, даже в дворовых холопах, полноценных, равнозначных дворянам людей.
Ведущий 1: Впечатления от «Страстного чтения» Нового завета было противоречивым: после священных библейских слов о равенстве и человеколюбии мысли невольно переносились к конкретной действительности, в девичью, в застольную, где задыхались десятки поруганных и замученных человеческих существ.
Ведущий 2: Все наблюдения, полученные молодым Салтыковым в родовом имении своего отца в самый разгар крепостного права, легли в основу многих его будущих произведений. Именно с тех пор и началось самовоспитание Михаила, в процессе которого воля была неотрывна от гуманных устремлений, а чувство справедливости сочеталось с бойцовскими качествами.
Ведущий 1: Его талант проявил себя в трудное для России время, когда общественные, политические и экономические противоречия разъедали страну изнутри и разлад в обществе достиг апогея.
Ведущий 2: «Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительное, правдивое, более глубокое и могучее», сказал о нём М. Горький
Ведущий 1: Появление сатирических произведений было неизбежно. Но только единицы смогли раскрыть свой талант в полной мере. Беспощадная цензура не оставляла ни малейшей возможности высказать свое мнение о ситуации в России, если оно противоречило мнению правящих классов.
Ведущий 2: Для Салтыкова-Щедрина проблема цензуры стояла очень остро, конфликты с ней были постоянными. Чтобы его произведения печатались и были прочитаны, он изобрёл сильнейшее оружие - «эзопов язык».
Ведущий 1: «Эзопов язык »? Интересно…Что за язык такой? Никогда не слышала.
Ведущий 2: Но ты, наверное, обратила внимание, когда читала сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина, что они немножко странные, мудрёные. В них присутствует необычная, можно сказать, странная фантастика, которая постоянно чередуется с точным описанием реальных человеческих отношений определённой эпохи.
Ведущий 1: Да, конечно, я это заметила. В сущности, это не фантастика, а иносказание. Сатирик хочет, чтобы читатель это понял. Для этого он и ведёт свой рассказ по-особому. Начнёт как заправский сказочник, да вдруг огорошит таким словом, какого ни от одного сказочника никогда не услышишь.
Ведущий 2: Ну, вот эту-то свою манеру сам Щедрин и называл «рабьей манерой» или «»эзоповым языком», по имени древнегреческого баснописца Эзопа, подчёркивая этим, что иносказание его вынужденное, что ему не дают прямо высказать свои мысли. (Ведь Эзоп, по преданию, был рабом и вынужден был говорить намёками, чтобы прямою речью не разгневать своего господина).
Ведущий1: Ну, коль мы заговорили о творческой манере М.Е.Салтыкова-Щедрина, давай уж перейдём к самим произведениям, чтобы ребята убедились, что сказки Салтыкова - Щедрина не похожи на обычные сказки, и захотели сами прочитать их и получить удовольствие.
Ведущий 2: Согласна. Ведь именно в них писатель широко использует этот самый «эзопов язык». Он (язык) не только оборонял писателя от цензуры, но придавал особую остроту и меткость его сатире. А форма произведения – сказка – позволила писателю писателя говорить на запретные темы. Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя “главные” мысли автора.
Ведущий 1: Особенность сказок Щедрина заключается в том, что писатель изображает не добрых и злых сказочных героев, а мужественно и блистательно обличает дикую власть, воюющую с прогрессом и своим народом, показывает противостояние двух социальных сил: трудового народа и его эксплуататоров. И главное зло, которое осуждает автор в своих сказках, - это крепостное право.
Ведущий 2: Книгу сказок М. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом на протяжении восемнадцати лет. Первые три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» – были написаны в 1869 году и тогда же опубликованы в журнале «Отечественные записки».
Ведущий 1: Всего М. Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. Их появление в печати стало возможным только после революции 1905 года. А сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году.
Ведущий 2: Герои сказок чаще всего животные и птицы. Каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Господствующие классы представлялись злыми хищниками, безжалостными мучителями. А народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»).
Ведущий 1: Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Благодаря Коняге растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд
Ведущий 2: Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто встречаются пословицы и поговорки: «Конь бежит - земля дрожит», «Двум смертям не бывать, одной не миновать».
Ведущий 1: Часто встречаются присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано-сделано»);
Ведущий 2: Салтыков-Щедрин не копировал народную сказку, а внес в нее свое, новое. Прежде всего, образ автора. За маской наивного балагура скрыта саркастическая усмешка беспощадного сатирика. Совершенно иначе, чем в народной сказке, нарисован образ мужика. В фольклоре мужик обладает сметливостью, ловкостью, неизменно побеждает барина. В сказках Салтыкова-Щедрина отношение к мужику неоднозначно. Часто именно он остается в дураках, несмотря на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил».
Ведущий 1: За все хорошее, для них сделанное, они его «тунеядцем» «потчуют», велят свить веревочку, которой его привязывают, чтоб не сбежал, да напоследок «щедро» одаривают рюмкой водки и пятаком серебра. Автор «Повести…» горько смеется над долготерпением мужика (русского народа), раболепно служащего «господам» и в то же время резко осуждает представления о мужике (народе) как вечной и неколебимой опоре власти, государства: он верный, он вывезет, он сдюжит.
Ведущий 2: Ещё одно отличие сказок от народных состоит в том, что в них переплетаются фантастическое с реальным и даже исторически достоверным. Так, В сказке «Медведь на воеводстве» развертывается беспощадная критика самодержавия в любых его формах.
Ведущий 1: Обличению паразитической сущности господ посвящена сказка о диком помещике. В ней Щедрин показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг, как беспомощен богатый без простого мужика, как он неприспособлен и никчемен. Этой сказкой автор выразил свою оценку реформы «освобождения» крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, пореформенных отношений дворян и разоренного крестьянства.
Ведущий 2: Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Ведущий 1: Вот такие необычные «Сказки для детей изрядного возраста» написал замечательный писатель Михаил Евграфович Салтыков _Щедрин. Ребята, вам понравился наш рассказ? Тогда отправляйтесь в библиотеку. Сборник сказок ждёт вас.
Закончим нашу передачу стихотворением, написанным на смерть Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина:
Написано оно через 2 недели после смерти поэтом А. М. Жемчужниковым.
Преемника тебе не видим мы пока.
Чей смех так зол? И чья душа так человечна?
О, пусть твоей души нам память будет вечна,
земля ж могильная костям твоим легка!
Ты, правдой прослужив весь век своей отчизне,
Уж смерти обречён, дыша уже едва,
Нам вспомнить завещал: средь пошлой нашей жизни,
Забытые слова.
В конце жизни Салтыков-Щедрин обдумывал тему “забытых слов”. А теперь потрудитесь-ка их поискать! Надо же их помнить , если это завещал потомкам сам великий Михаил Салтыков – Щедрин.
Голубая лягушка
Галка в чужих перьях
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Как нарисовать ветку ели?