Исследование о деятельности оренбургского атамана
Вложение | Размер |
---|---|
ataman_dutov.doc | 46.5 КБ |
Человек у Бога- на виду…
Смотрит Бог, куда же заведут
Человека подлые дела
И любовь, которая светла…
В.Н.Флейшер.
Впервые со словом «казачество» я встретилась, учась в школе, на уроках, при прочтении знаменитой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Меня тогда, семиклассницу, поразила смелость, глубина любви к Родине, отношение к дружбе казаков, а именно Тараса и его сына Остапа. Каждую строчку я пропустила через себя, плакала, восхищаясь подвигами Остапа, который терпел муки пыток, Целью шляхичей было сломить стойкость духа воина-казака. Он всё терпел и погиб, как истинный воин своей матери-Родины. Ещё тогда учителем литературы, Хальзовым Г.П., был дан толчок для осмысления исторических событий. Я поняла, что история имеет столько граней осмысления, сколько и людей на планете.
А спустя годы, работая учителем, я заострила внимание на речи Тараса Бульбы «О товариществе». И казачество ракрылось для меня, как бутон цветка. Казачество-это одна большая семья-армия, которой присуще признаки демократии, в которой казаки друг другу братья, отдающие жизнь за члена своей семьи, не думая о спасении тела, но думая о спасении души. Казачество-это колыбель настоящих защитников своей Отчизны или, как говорят в настоящее время, истинных патриотов.
Я всегда восхищалась доблестью русских воинов, их подвигами, совершавшимися в разные исторические периоды. Но к казачеству Оренбуржья интерес проснулся в период взросления и становления моей личности. Изучая краеведческий материал, один аспект мне показался странным, а именно, отношение историков к некоторым атаманам оренбургских казаков. Историки, на мой взгляд, разделили казаков на «хороших и плохих» , и оспаривать их мнение очень сложно.
Но обостренное чувство справедливости взяло верх, и я решила самостоятельно изучить историю оренбургского казачества. Моё внимание привлекло описание жизни атамана Александра Ивановича Дутова, которого на мой взгляд заклеймили незаслуженно.. Путешествуя по просторам всемирной паутины, я открывала всё новые и новые грани личности Дутова. Для меня он- истинный герой оренбургской земли, но так считали далеко не все, большинство видели в нем «врага народа».
В глубине души я надеялась, что найдется человек, способный оправдать честное имя атамана. И такой человек нашелся, который попытался очистить имя Александра Ивановича.. Этот человек К.Артемьев, автор романа- расследования «Последний приют атамана Дутова». Признаюсь, эту книгу прочитала залпом, одним глотком осушила стакан правды и осталась довольна. Это расследование заставило меня задуматься над многими вещами, над которыми, наверное, я бы не задумалась в столь юном, по меркам существования Вселенной, возрасте.
Меня поразило в менталитете русского человека то, что уважение к власти всегда пролегало через кровавый вертеп ( я бы назвала это ампутацией ненужных конечностей.). А эти «конечности» всё-таки люди, которым власть не нужна ни за какие коврижки. Вот одной из таких «конечностей» и был атаман Дутов.
Большевики диктовали свои условия путём угроз, шантажа, а те, кто противился угрозам, с ними расправлялись одним ударом; жертва даже не сопротивлялась и сказать в своё оправдание ничего не успевала. Быстро, просто и удобно. В этом случае подойдет поговорка: «Нет человека -нет проблемы».
Под большевистский молот и попал А.И. Дутов и был раздавлен, как червяк ( простите за такое сравнение).
Фамилии цепных псов большевиков С.Цвиллинга, братьев Коростылевых и ряда других сохранились только в названиях улиц многих городов, которые были повержены «большевистской плесенью» , ассоциируясь в умах людей соответственно…
А имена хороших людей сохранились в сердцах потомков, которые были знакомы с этими людьми.
Многие историки, как мне кажется, прировняли А.И. Дутова к предателям Отчизны, бросившим ее в трудный момент. Но это не так. До сих пор умы и сердца историков будоражит подвиг Кутузова. Все без исключения помнят, что Кутузов, оставив Москву, переломил ход Отечественной войны 1812 года.
А.И. Дутов, по- моему, сделал то же самое. Только название войны было другим, и время стало более жестоким. Но ситуация похожая. Чтобы спасти родной город, он вместе с армией казаков оставил Оренбург, так как большевики сожгли бы его; жителей растерзали бы, как волк ягненка.
Представить, что творилось в душе атамана Дутова, трудно. Но сердце его, наверное, обливалось кровью, а душу атамана согревала надежда, что его уход всё-таки спасет Родину.
Оставив Оренбург, А.И. Дутов вместе семьей и верными казаками живет в Китае до тех пор, пока атамана не убил наемный убийца, посланный органами советской власти.
Живя в Китае, он помогает жителям деревушки, которые предоставили приют ему, его семье и остаткам его армии. Это говорит о великодушии, о широте души, благородстве оренбургского атамана.
А на Родине христианская диаспора обвинила Александра Ивановича в том, что он вывез из города икону-оберег Табынскую Богоматерь.
Икона была с атаманом в трудное для него время и была напоминанием о его прошлом. В Китае икона хранилась в храме, китайцы просили ее о заступничестве, помощи и защите.
Но убийство атамана привело к дисбалансу между правдой и ложью. Только это мы поймем намного позже. Убийца Дутова был оправдан и приравнен к героям, которые спасли власть от узурпатора. Дутова жители китайской деревушки похоронили. Они заботились о его семье, помогали ей.
Но Табынская Богоматерь недолго оставалась без своего не принятого никем атамана. По невыясненной причине в храме произошел пожар, и икона канула в Лету, бесследно исчезнув.
А может быть икона ждет своего звездного часа? Ждет, когда Дутова реабилитируют? Снимут с него все обвинения?
Икона даст о себе знать. Всё-таки в это жестокое время всегда есть место чудесам.
Но судя по тому, какой дисбаланс в обществе произвел роман Артемьева «Последний приют атамана Дутова», ждать «отпущение грехов» Дутову лет сто еще.
Мною были прочитаны ряд отзывов об этом романе и вот, что я заметила: атаманы соседних казачеств бьются, чтобы Дутова простили, зато наше оренбургское казачество слепо или притворяется слепым по каким-то, известным только ему, причинам. Но правду, словно шило, в мешке не утаишь. Она найдет лазейку и нанесет удар по несправедливому обвинению.
А может оренбургское казачество ждет человека, способного раскрыть глаза. Избавит от слепоты, и только прозревшее оно пересмотрит своё отношение к атаману Дутову не разумом, а сердцем воина- защитника Отчизны.
А пока память об Александре Ивановиче покрыта завесой мрака и той плесенью, которой большевики заразили людей старой закалки, и словно с помощью гипноза внушили ложное понимание о подвиге, совершенным атаманом ради спасения Родины.
А.И. Дутов, к сожалению, пока остается атаманом, не признанным своими.
Анализируя и пропуская через себя данную ситуацию, мне на ум пришли слова Конфуция, китайского философа-гения, о государстве:
«Когда в государстве осуществляются правильные принципы, то можно прямо говорить и прямо действовать. Когда же в государстве не осуществляются правильные принципы, действовать можно прямо, но говорить осторожно».
Давайте задумаемся над его словами и решим: «А хотим ли мы остаться в забвении и быть чужими среди своих…»
Министерство образования и науки РФ
МОУ «Староузелинская СОШ»
Эссе:
«Казачество Оренбуржья или атаман, не признанный своими»
Выполнила учитель русского языка и
литературы II квалификационной
категории
Абрамова Е.А.
2010
Заявка на участие в областном конкурсе творческих работ (эссе) педагогов общеобразовательных учреждений области «Моё Оренбуржье», посвященном Году учителя.
1.Сведения об участнике конкурса:
1.1Абрамова Евгения Александровна
1.2 23 года
1.3 МОУ «Староузелинская СОШ» Бугурусланского района
1.4 Учитель русского языка и литературы
1.5 II квалификационная категория
1.7 Нет
1.8 Оренбургская обл., Бугурусланский р-н., село Старые Узели, ул.Заречная,д.2
1.9 Нет
М.П. Заведующий РОО:__________/Кораблев А.Б./
Дата отправления заявки «___»___________2010г.
Ледяная внучка
Волшебная фортепианная музыка
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Швейня
Акварельные гвоздики