Республиканский конкурс юных сказителей и исполнителей башкирского народного эпоса "Урал батыр", 2016 йыл. Номинация - "Лучшее эссе-сочинение"
Вложение | Размер |
---|---|
ural_batyr_geroi_eposov_narodov_mira.docx | 89.93 КБ |
Республиканский конкурс юных сказителей и исполнителей башкирского народного эпоса «Урал- батыр»
Эссе- сочинение
«Пусть имя будет вам — человек,
Злу не давайте дорогу вовек! »
Номинация: « Лучшее эссе-сочинение»
«Герои эпосов народов мира: общее и особенное».
Ученица 9 класса МОБУ ООШ с. Мечетлино
МР Салаватский район РБ
Гарипова Нурания
Руководитель
Нигаматова Альбина Альфредовна.
« Посмотри вокруг. Так богата жизнь: цветы, деревья, даже лягушки,- мы все часть колеса. Всё всегда меняется. Всё растёт, как и ты. Ты тоже всё время меняешься. Раньше ты был ребёнком, потом ты вырастаешь и совершаешь нечто важное в своей жизни, может быть у тебя будут дети, и однажды,- ты угаснешь. Угаснешь, как пламя свечи. Так и должно быть - естественное течение жизни »….
Фильм с такой концовкой мы посмотрели с подругой и между нами разгорелся нешуточный спор о смысле жизни. Действительно, зачем человек рождается, если он все равно умрет?...
Многие пытались перебороть естественное течение жизни, стать бессмертными. В их числе – герои эпосов народов мира, я имею в виду героя башкирского народного эпоса Урал - батыра и героя Гильгамеша из величайшего произведения «Э́пос о Гильгаме́ше» — одного из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самого крупного произведения, написанного клинописью, одного из величайших произведений литературы Древнего Востока.
Многое сближает этих двух героев. Главным героем эпоса «Урал батыр» является Урал . Он и его брат Шульген уходят из дома на поиски бессмертия. По пути Урал-батыр уничтожает Жестокого хана- завоевателя Катила и царство царя злого Кахкала, убивает Азраку - царя Подземного и Подводного царства; борется с братом Шульгеном, перешедшим на сторону зла, окропляет землю башкир живой водой и таким образом, приносит ей бессмертие.
Главным героем «Эпоса о Гильгамеше» является Гильгамеш — могучий воин, царь Урука. Решили боги испытать его силу и послали против него Энкиду- тот должен противостоять Гильгамешу, а возможно, и победить его.
Энкиду встречается с Гильгамешем. Между ними происходит поединок, но победить никому из них не удаётся. После этого они становятся друзьями и вдвоём начинают совершать подвиги. Они сразились со свирепым Хумбабой, который охраняет горные кедры, затем их соперником становится чудовищный бык, посланный богиней Иштар, разъярённой на Гильгамеша за его отказ разделить с ней любовь. Убийство Хумбабы вызывает гнев богов, который обрушивается на Энкиду, в результате чего тот умирает.
Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша, от горя он бежит в пустыню, тоскует по другу, его отчаяние огромно. Гильгамеш в первый раз понимает, что он смертен, и осознаёт, что смерть — это судьба всех людей.
В результате своих скитаний Гильгамеш оказывается на острове блаженных, где живёт Ут-напиштим — человек, который единственный из всех стал бессмертным. Гильгамеш желает понять, как это удалось Ут-напиштиму, Гильгамеш получает знание о цветке вечной молодости, который очень тяжело найти. Гильгамешу удалось найти, но не отведать цветок: когда он решил искупаться, змея съедает цветок, сбрасывает кожу и становится молодой.
После произошедшего герой возвратился в Урук, где предложил своему кормчему Уршанаби прогуляться с ним по стенам города, которые были построены самим Гильгамешем. Гильгамеш показывает стены и высказывает надежду, что потомки будут помнить о его деяниях.
Итак, оба героя - Урал-батыр и Гильгамеш,- искали Бессмертие, но оба не получили его. Все странствия героев похожи - они сражаются со злыми силами, побеждают их.
Есть и отличия: Урал-батыр, в отличие от Гильгамеша, искал в начале Смерть, чтобы победить её. Но потом узнал, что есть Вода жизни, и только потом начал искать источник бессмертия. Отличие также и в том, как распорядились источником бессмертия герои: Гильгамеш, раздобыв чудесную траву, уснул, и тут подкралась змея и проглотила её. Урал-батыр же имел свободу выбора - выпить самому живительную воду или подарить людям. Урал выбрал второе - и тем самым стал бессмертным. И в этом, на мой взгляд, мораль всего произведения - Бессмертным можно стать, оставив на Земле добрые дела, добрый след. Гильгамеш, оставивший после себя созданный им город (страну) также стал Бессмертным - та же идея!
В предсмертном обращении к детям, к людям Урал оставил своему народу высокогуманный нравственный кодекс, нравственные принципы, по которым жили и живут башкиры и все люди:
— Человек — пусть будет имя вам.
— Добро сделайте своим конем.
— Зло в попутчики себе не берите.
— Не уступайте дорогу злу.
— Прежде чем за дело приниматься, посоветуйтесь с людьми.
— Слушайтесь советов старших, помогайте советами младшим.
— Помогайте людям обрести счастье, будьте защитой убогим и бедным.
— Боритесь за счастье народа, защищайте родину.
Так разрешился мой спор с подругой о смысле жизни. Действительно, зачем человек рождается, если он все равно умрет? - Чтобы стать Человеком, показать себя Человеком, оставить Добрые дела после себя и тем приобрести Бессмертие!
«Пусть имя будет вам — человек,
Злу не давайте дорогу вовек! »
Три коробки с орехами
Кактусы из сада камней
Марши для детей в классической музыке
За еду птицы готовы собирать мусор
Три загадки Солнца