Исследовательская работа на тему: «Униженные и оскорбленные в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 33.79 КБ |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
лицей №82 им. А.Н.Знаменского.
Исследовательская работа на тему:
«Униженные и оскорбленные в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».
Выполнила:
Ученица 11А класса
МБОУ лицея №82
Султанова Яна
Руководитель:
Непушкина И.В.
Содержание:
А) История создания.
Б) Образы «униженных и оскорбленных».
В) Замысел романа.
А) История создания.
Б) Образы «униженных».
В) Замысел романа.
Цель проекта, задачи, актуальность темы, объекты исследования.
Цель проекта:
Задачи:
Актуальность темы:
Объекты исследования:
Роман Виктора Гюго «Отверженные».
«Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили,
что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет,
если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели...
Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной...»
17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им «Жан Трежан»; через два года заголовок меняется на «Нищету», и в это время Гюго настолько захвачен работой, что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, «чтобы удлинить свой рабочий день».
События революции 1848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года. Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе.
Первая редакция романа была готова к 1852 году. Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный текст. Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году "Отверженные", он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии. В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество "Друзей азбуки", создается идеальный образ «жреца революции» Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты молодого Виктора Гюго. Первое издание книги, появившееся в начале 1862 года, разошлось молниеносно: за два дня был распродан весь тираж - семь тысяч экземпляров.
Бывший каторжник Жан Вальжан, отверженный, испытывающий злобу ко всему человечеству после своего 19-летнего заключения попадает к католическому епископу, изменившему его жизнь. Епископ отнесся к нему как к человеку, заслуживающему уважения, и более того, когда Вальжан украл у него серебряную посуду, простил и не выдал властям. Первый и единственный человек, пожалевший его, каторжника, так потряс Вальжана, что он резко меняет свою жизнь. Под чужим именем Жан Вальжан основал фабрику по изготовлению мелких изделий из черного стекла, благодаря которой выросло благосостояние целого городка, в котором Вальжан стал мэром. Сменив имя, он не только основывает фабрику, но и помогает таким же «отверженным» и бедным, как и он, даже его злейшему врагу — инспектору полиции Жаверу.
Фантина – девушка, с очень тяжелой судьбой. От нехватки средств ей приходится отдать свою маленькую дочку Козетту на воспитание трактирщикам, выплачивая при этом долг. Она работала швеёй, но ее выгнали, и девушка осталась на улице. Чтобы платить за дочь, ей приходится продавать все что у нее есть: волосы, зубы и даже себя. Жан Вальжан, пытаясь ей помочь, отвозит в госпиталь и обещает вернуть дочь. Но Фантина так и не смогла увидеть дочку, так как умерла. Вальжан выкупил Козетту у трактирщиков и растил ее как родную дочь. После выдачи девочки замуж, Жан Вальжан уходит в монастырь, где умирает.
Роман «Отверженные» строился по принципу монолога, обращенной к людям проповеди. в. Лев Толстой говорил о Гюго: «Это один из самых близких мне писателей». Толстой и Достоевский относили «Отверженных» к числу лучших романов мировой литературы. Обращаясь к Франции, Горький писал: «Твой сын Гюго — один из крупнейших алмазов венца твоей славы...».
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Во-первых, унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хозяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он зол, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование.
Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сони может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнувшим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя. Соня унижается не ради себя, а ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Она унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир, покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь.
Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже "претендует" на звание "униженной и оскорбленной". Но, в противоположность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество. Ее помощь и ее "посвящение" себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена.
Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа "Преступление и наказание" есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассматривает вопросы человеческой морали, добродетели и права человека на убийство ближнего. На примере главного героя автор показывает, что любое преступление невозможно без наказания. Раскольников, пожелав стать такой же великой личностью как его кумир Наполеон, убил двух людей, однако он не смог вынести моральных мучений после содеянного и сам признается в своей вине. В романе Достоевский подчеркивает, что даже самые великие идеи и цели не стоят человеческой жизни.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД В ПРИМЕНЕНИИ К ГЮГО И ДОСТОЕВСКОМУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Цель данной работы - рассмотреть особенности повествования о жизни «униженных и оскорбленных» в произведении Виктора Гюго «Отверженные» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а также выявить влияние творчества Гюго на творчество Достоевского.
В процессе работы я пришла к определенным выводам, а именно:
В данной работе мы рассматривали всего одно произведение Гюго и одно – Достоевского. За рамками этого анализа остался целый ряд тем, роднящий взгляды этих авторов. Исследователь Г. Фридлендер формулирует их так: «Проблема бедности и тесно связанная с ней проблема преступления, воплощенные в близких – и в то же время психологически глубоко несходных – образах Жана Вальжана с одной стороны и Раскольникова, с другой, вопрос об участи женщины, обречённой несправедливым общественным порядком на унижение, поставленный в тех главах, которые посвящены Фантине, а также в «Преступлении и наказании» Соне Мармеладовой и ее мачехи Катерины Ивановны.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Художественная литература:
Справочная литература, словари:
Критическая литература:
Мальчик и колокольчики ландышей
Кто грамотней?
Красочные картины Джастина Геффри
Ручей и камень
Как нарисовать осеннее дерево акварелью