Представлена исследовательская работа, выполненная учащейся под моим руководством.
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnye_pesni.docx | 81.49 КБ |
РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление Литература
Тайны колыбельной песни
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 4 класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Козьмогородская основная школа
Мезенского района»
Решетовой Анной Михайловной
Научный руководитель - учитель
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Козьмогородская основная школа
Мезенского района»
Митькина Ольга Владимировна
г. Мезень, 2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования колыбельных песен ………………………..5
1.1 Происхождение колыбельных песен …………………….…………………………5
1.2 Значение колыбельной песни……………………………………………………….6
1.3 Тематика колыбельных песен………………………………………………………7
Глава 2. Практическое исследование ………………………………………………………10
2.1 Микроисследование №1: анализ результатов анкетирования молодых мам……10
2.2 Микроисследование №2: интервью ……………………………………………….13
2.3 Создание сборника ………………………………………………………………..14
Заключение ……………………………………………………………………………………15
Список использованных источников…………...……………………………………………16
Приложение А ……..…………………………………….…………………………………..17
Введение
Колыбельные песни появились ещё в глубокой древности. Мама баюкала дитя и напевала при этом простые ласковые слова.
В настоящее время колыбельные песни - это умирающий жанр народного творчества. Молодые родители теперь знают их только из книг. Считается, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человек начинает познавать окружающий мир.
Стоит ли сегодня говорить о колыбельных песнях? Думаю, стоит. В современном мире, где каждый день для детей создаются новые игрушки и компьютерные программы, многие просто забыли о значении колыбельных песен для развития ребёнка.
Поэтому меня заинтересовали такие вопросы: почему, когда бабушка поёт маленькому Ванечке колыбельную песню, он быстро засыпает? Почему, когда девочки играют в игру «Дочки - матери», они качают кукол и при этом напевают: «Баю, баюшки, баю…». Поэтому для исследования я выбрала тему «Тайны колыбельные песни».
Актуальность данного исследования заключается в том, что колыбельные песни служили и служат помощниками для детей в дальнейшем их развитии, успокаивают их, помогают им познавать мир.
Объект исследования составляют молодые мамы, бабушки.
Предмет исследования: колыбельные песни.
Цель данного исследования: изучить значение колыбельных песен и исследовать, как современные мамы используют колыбельные песни в воспитании маленьких детей.
Поставленная цель исследования достигается в ходе решения следующих задач:
- проанализировать литературу по данной теме исследования;
- рассмотреть значение колыбельной песни в жизни ребёнка;
- исследовать происхождение колыбельной песни;
- познакомиться с тематикой песен;
- провести и описать практические исследования, обобщить полученные знания;
- создать сборник колыбельных песен;
- сделать подборку классических колыбельных песен.
Для решения поставленной цели и задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, анкетирование, опрос, интервью, обобщение результатов исследования.
Гипотеза данного исследования: колыбельные песни не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие младенца положительно.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды исполнения колыбельной песни для развития и воспитания ребенка. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны родителям, воспитателям и всем, кто заботится о детях.
При работе над темой исследования изучены материалы Интернет-ресурсов, проанализированы ряд книг. «Толковый Словарь русского языка» В.И. Даля даёт определение термину «колыбель». В книге «Фольклор архангельского края», составитель Н.В. Дранникова, представлены некоторые тексты колыбельных песен. Из сборника А.Н. Мартыновой «Потешки. Считалки. Небылицы» удалось узнать о назначении колыбельных песен, их основные виды. В данный сборник включены традиционные колыбельные песни - широко распространённые по всей России, записанные собирателями во многих вариантах на протяжении последних 150 лет. Очень помогла в работе книга В. В. Головина «Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе», в которой рассматриваются важные функции колыбельной песни, и все её основные составляющие.
Глава 1. Теоретические основы исследования колыбельных песен
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое, что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
Отчего же песню назвали колыбельной? Сначала я решила разобраться с термином «колыбель» и для этого использовала «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать, зыбать, колыхать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания - колыбели. [6, с. 144]
Колыбельные - от слова «колыбель». Так называли маленькую подвесную кроватку, сплетённую из ивовых прутьев, выдолбленную из дерева или собранную из искусно выпиленных досок. Были у неё и другие имена - люлька или зыбка, отсюда идут колыбельные припевки: «люли-люли-люленьки», «зыбаю-позыбаю», то есть покачаю. [5, с. 25]
Колыбель - зыбку подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
Исследователи колыбельных песен дают следующее определение этого жанра:
колыбельная - это песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну. [1, с. 13]
Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, - она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий. [4, с. 8]
Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх - вниз», «вправо - влево», «назад - вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки - в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие. [1, с. 44]
Таким образом, колыбельные песни - это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.
Наши предки предавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша, через мамин голос со всем окружающим миром. [4, с. 6]
Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком. [1, с. 63]
Колыбельная песня, выполняющая роль оберега, защищала малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. И поэтому главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Люди считали, что колыбельная обладала особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зёрна ячменя, ржи. Считалось, что они помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым. [4, с. 6]
Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребенка в колыбели или на руках. Одновременно они обращаются к нему с песней. Умение укачивать ребенка считалось настоящим искусством.
Этнографы показали, что тексты колыбельных песен складывались постепенно, вначале они состояли из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в такт с движениями колыбели. К ним присоединялись и ритмичные поскрипывания ее деревянных частей. Постепенно развилась словесная составляющая и появились собственно колыбельные песни. [3, с. 29-30]
В колыбельных песнях встречается множество мифологических персонажей и персонажей-животных, и каждый из них имеет свою специфику. В корпусе текстов жанра мне удалось обнаружить следующих животных: Кота, Волчка, Медведя, Лисицу, Овцу, Козу и др. Некоторые животные образы необходимо выделить как самые популярные. Во-первых, следует выделить кота - в колыбельных мы встречаем как разнообразные сюжеты с котом, так и разнообразные сюжетные роли данного персонажа. Во-вторых, это волчок, представленный в качестве «вредителя» в единственном, но весьма распространённом сюжете («Не ложися на краю»). [1, с. 212]
Разнообразные сюжеты с героем-котом - одни из самых популярных в корпусе колыбельных. Кот является олицетворением вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берёт на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребёночка.
Котя, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Я тебе, коту, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу;
Шубку новую куплю
И сапожки закажу.
Баю-баю, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Баю-баю, баю-бай,
Поскорее засыпай. [4, с. 59]
Волчок фигурирует в колыбельной, в основном, в одном сюжете, но в двух ролях: как уносящий ребёнка («Придёт серенький волчок») и как вредитель по звуковой характеристике («Там волки воют//Тебе спать не дают»).
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю:
Придет серенький волчок, и ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок, и потащит во лесок. [4, с. 57]
В колыбельных встречаются следующие образы птиц: Ворон, Воробей, Голубь, Галка, Грач, Ласточка, Журавль, Лебедушка. Птицы в древнеславянском мировоззрении -это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Наиболее популярные - голуби, которые присутствуют в сюжетах колыбельных как успокоители и как «кормители» адресата. Голуби могут усыплять не звуком, а качанием («Стали гули ворковать, Стали Танечку качать»), могут даже забавлять («Стали гульки ворковать, Стали Ваню забавлять»).
Люлю-люлюшки,
Прилетели гулюшки,
Сели возле люлюшки,
Стали Ванечку качать,
Да убаюкивать,
Да прилюлюкивать. [4, с. 87]
По звуковой характеристике слово «грач» соответствует маркеру-качанию (качи-качи). Самой же звуковой характеристики птицы нет, звук создают не птицы, а ворота. Реальный голос грача в колыбельной песни никогда не обозначается. Следует отметить, что грачи в колыбельных никогда до младенца не допускается, он останавливается на воротах.
Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Ванюшка спит, спит! [4, с. 78]
Рыбы также встречаются в колыбельной песне (рыба, рыба - семга, пескарик) и имеют редкие сюжетные варианты. [1, с. 214] Вид рыбы конкретизирован в колыбельных песнях только тогда, когда колыбельные записаны в местах рыбных промыслов.
Бай-баю-баю-баю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Бабушка - уху варить. [4, с. 79]
Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа - Дрёмы или Сна. Дрёма - вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам.
Уж как сон ходил по лавке,
Дрёма по полу брела,
Дрёма по полу брела
К Маше нашей забрела.
К ней в кроватку забрела
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла. [2, с. 63]
Вывод: Проходит время, мы взрослеем, а колыбельные песни все также остаются с нами, в нашем сердце. Они продолжают задевать в нас какие-то особенные струны, вызывают воспоминания, возвращают в детство. В них есть что-то теплое и родное. Колыбельная песня очищает и лечит душу.
Глава 2. Практическое исследование
2.1 Микроисследование №1: результаты анкетирования молодых мам
Проанализировав теоретический материал данного исследования, и сделав вывод о том, что колыбельные песни имеют большое значение для развития ребёнка, приступим к освещению результатов практической главы. Хотелось бы уточнить, что мною был проведен ряд исследований. Первое исследование - это анкетирование, оно изучало знание колыбельных песен молодыми мамами, второе исследование - это интервью.
В анкетировании приняло участие 7 человек. В предложенных анкетах им предстояло ответить на следующие вопросы:
Результаты анкетирования показали, что 7 из 7 опрошенных молодых мам все знают колыбельные песни. Также, при ответе на этот вопрос удалось выяснить, откуда молодые мамы знают колыбельные песни. Самый популярный ответ на этот вопрос был – от родителей, из детства.
Таблица 1
№ | Знаете ли вы колыбельные песни? | Количество человек |
«Да» | 7 | |
«Нет» | - | |
Итого: | 7 |
Таблица 2
№ | Откуда вам известны колыбельные песни? | Количество человек |
От родителей, из детства. | 5 | |
От родных, знакомых. | 2 | |
Итого: | 7 |
Проанализировав ответы на второй вопрос, мне удалось узнать, как часто молодые мамы поют своему ребенку колыбельные песни.
Таблица 3
№ | Как часто Вы поёте колыбельные песни своему малышу? | Количество человек |
Часто | 7 | |
Редко | _ | |
Итого: | 7 |
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы: 100% опрошенных нами молодых мам, пели своему новорожденному малышу колыбельные песни; 71% продолжают их петь, из них каждый день поют 41%, иногда -29%.
На рисунке 1 видно, что молодые мамы поют колыбельные песни детям каждый день в возрасте 1 - 2 года – 80%, 3 - 4 года – 60%, 5 - 6 лет – 20%. Таким образом, можно сделать вывод, что чем старше ребенок становится, тем меньшее количество родителей ежедневно укладывают малыша с помощью колыбельных песен. Это еще раз говорит о том, что современные родители не знают, какие секреты таят в себе колыбельные песни.
Рис. 1
Проанализировав ответы на следующий вопрос, удалось узнать самые популярные колыбельные песни среди опрошенных мам.
Таблица 4
№ | Какие песни вы поёте, укладывая малыша спать? | Количество человек |
«Баю-баюшки-баю» | 7 | |
«Спят усталые игрушки» | 4 | |
«Колыбельная медведицы» | 3 | |
«Люли-люли-люленьки» | 4 | |
«Спи, моя радость, усни» | 6 | |
«Спи, дитя моё, усни» | 6 |
На рисунке 2 видно, что корпус текстов колыбельных песен, которые знают современные мамы, скуден и однообразен. Как выяснилось, современные мамы знают не так много колыбельных песен. Хотелось бы отметить, что напевают колыбельные песни молодые мамы, не сидя с книжкой в руке, а наизусть. А пока малыш спит, они стараются узнать и изучить больше новых колыбельных песен. Надеюсь, что корпус текстов колыбельных песен будет увеличиваться и совершенствоваться.
Рис. 2
Анализируя четвёртый вопрос анкетирования, удалось выяснить, что все мамы знают, как колыбельная песня помогает уснуть ребенку.
Таблица 5
№ | Как помогает ваша колыбельная песня уснуть ребенку? | Количество человек |
Ребёнок быстро успокаивается, легко засыпает. | 7 | |
Ребёнок прислушивается к голосу мамы. | 5 | |
Убаюкивает. | 5 |
Подводя итоги анкетирования, удалось выяснить, что все молодые мамы знают о влиянии колыбельных песен на детей. Ответы здесь были следующие: колыбельная песня успокаивает ребенка, ребенок чувствует любовь, заботу, ласку матери, колыбельные песни сближают ребенка с мамой, у детей спокойный сон.
2.2 Микроисследование №2: интервью
В процессе работы над данной исследовательской темой, меня заинтересовал такой вопрос: знают ли наши бабушки колыбельные песни? На этот вопрос мне помогла ответить моя бабушка, Ермакова Антонина Афанасьевна, и вот что она мне рассказала: «В нашей семье было шестеро детей: 2 старших брата и 4 сестры, а я была третьим ребенком. Детских садов тогда не было. Когда родители уходили на работу, мы оставались сидеть дома с бабушкой. От своей бабушки я помню много разных колыбельных песен, которые она нам пела. Правда, тогда пели колыбельные песни не так часто, так как было мало свободного времени, приходилось выполнять много работы по хозяйству. Когда бабушка убаюкивала младших сестер, мы сидели все смирно, и внимательно её слушали. Так, благодаря своей бабушке, мы узнали много колыбельных песен, которые потом пели своим детям, внукам.
Сейчас дети всё больше смотрят телевизор, смотрят рекламы. А песен колыбельных практически и не знают. Я считаю, что ничто не сможет заменить колыбельные песни: ни телевизор, ни магнитофон. Так как ребенок должен слышать дружелюбный и родной голос мамы».
Благодаря рассказу своей бабушки, я узнала, что раньше колыбельные песни были тоже актуальны, только порой не хватало времен, чтобы их петь своим малышам. Вот некоторые тексты колыбельных песен, которые прочитала мне бабушка.
Люли-люли-люлюшки,
Прилетели гулюшки,
Стали гульки ворковать,
Нашей Ане мешают спать.
* * *
Спи младенец, мой прекрасный, баюшки баю,
тихо смотрит месяц ясный, в колыбель твою,
Буду сказывать я сказки, песенки спою
спи младенец, мой прекрасный, баюшки баю.
2.3 Создание информационного стенда
В процессе работы над исследовательской темой удалось создать сборник, который содержит в себе разные тексты колыбельных песен. Данный сборник будет очень полезен молодым мамам, бабушкам, няням, а также всем, кто заботится о детях. В сборнике также есть ссылки на сайты в интернете, где можно узнать более подробную информацию о колыбельных песнях, пообщаться на форумах, узнать мнение разных специалистов о влиянии колыбельных песен на ребенка. Думаю, что материалы этого сборника будут полезны молодым мамам, и они возьмут для себя что-то полезное и интересное.
Также сделана подборка классических колыбельных песен и записана на СД-диск. Этот диск, также как и сборник колыбельных песен, будет передан в детский сад при Козьмогородской школе.
Заключение
В результате проведенных исследований, изучения теоретического материала, я сделала вывод о том, что колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком.
Мой интерес к текстам колыбельных песен определяется тем, что они имеют разную жанровую природу и по-разному исполняются в ситуации убаюкивания.
Данная исследовательская работа включает в себя сбор и анализ литературных источников, Интернет-ресурсов, обобщение материала, сбор информации по теме у взрослых. В работе я описала значение колыбельных песен в развитии маленьких детей и как они влияют на сон ребёнка.
В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Мнение о том, что колыбельные песни не поют - ошибочно. Однако мне удалось выявить ограниченность песенного репертуара современных мам.
Цель данного исследования, которая была поставлена в начале работы, полностью достигнута. Мне удалось изучить значение колыбельных песен и исследовать, как современные мамы используют колыбельные песни в воспитании маленьких детей.
В ходе проведенного исследования удалось сделать следующие выводы: 100% опрошенных нами молодых мам, пели своему новорожденному малышу колыбельные песни; 71% продолжают их петь, из них каждый день поют 41%, иногда - 29%.
Колыбельные песни - это то, что объединяет всех людей. Роль колыбельной песни в современном мире неоспорима и я думаю, что работа над сборником еще не закончена, необходимо добавлять и обновлять тексты колыбельных песен. А теоретический материал моей работы, я думаю, найдёт применение на уроках литературного чтения при изучении темы «Устное народное творчество».
Очень хотелось бы, чтобы связь времён не прерывалась, а колыбельные песни звучали вновь и вновь.
Список использованных источников
1 Головин, В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе: /. - Турку: Abo Akademi University Press, 2000. - 451 с.
3 Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: «учебное пособие». / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - М.: Флинта Наука, 2011. - 64 с.
4 Мартынова, А.Н. Потешки. Считалки. Небылицы: /. - М.: Современник, 1989. - 348 с.
5 Панишева, М. Колыбельная / М. Панишева// Красная девица. - 2008. - №1. - С. 25.
Словари
6 Даль, В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: /. - М.: Рус. яз., 1981. - Т. 2 И - О. – С. 144
Интернет - источники
Приложение А
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Если «Да», то что _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
"Разделите так, как делили работу..."
Четыре художника. Осень
Ах эта снежная зима
Цветущая сакура
Зимний дуб