Мы пытаемся доказать, что Калашников не просто срисовывает женские образы, а придает им особую роль в создании его, «калашниковской», концепции исторической личности, её ответственности перед лицом истории.
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_raboty.docx | 40.69 КБ |
Министерство образования и науки Республика Бурятия
Кабанское районное управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа»
«Роль женских образов в романе И.К.Калашникова «Жестокий век»
Автор: Муравьева Надежда,
Ученица 10 класса,
МБОУ «Байкало-Кударинская
средняя школа».
Руководитель : Димова Светлана
Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Байкало-Кударинская
средняя школа».
Байкало-Кудара
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Творческое освоение монгольской истории и культовой личности Чингисхана русским писателем из старообрядческого села И. Калашниковым привело к созданию исторического романа «Жестокий век», которому в литературном процессе Бурятии принадлежит едва ли не главенствующее место. Основная мысль романа— абсолютное отрицание насилия. И. Калашников убедительно рисует Чингисхана, не «готового» от рождения злодея, а в муках рожденного человека, обладавшего и умом, и волей, и энергией чувств, но с годами подчинившего все, чем он был сам, жестокой разрушительной цели. (C.Имихелова)
В своей работе мы проследили, как мастерски автор использует некоторые моменты летописного материала («Сокровенное сказание монголов»), в данном случае, женские образы, для создания образа главного героя в традициях русской реалистической прозы.
Данная работа является нашим вкладом в исследование литературы Бурятии.
Цель работы: Рассмотрением женских образов первоисточника («Сокровенное сказание монголов») и романа «Жестокий век», мы пытаемся доказать, что Калашников не просто срисовывает эти образы, а придает им особую роль в создании его, «калашниковской», концепции исторической личности, её ответственности перед лицом истории.
Задачи:
Объект исследования: роман И. Калашникова «Жестокий век»
Предмет исследования: женские образыв романе И.К.Калашникова «Жестокий век».
Гипотеза:И.Калашников использует женские образы с цельюотразить путь главного героя от Тэмуджина к хану.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Практическая значимость: использование материалов работы на уроках литературы Бурятии.
Актуальность темы
Противоречивость натуры и деяний Чингисхана, отраженная в летописных источниках средневековья, достаточно полно исследована в научных трудах западных, русских и советских историков.Основным принципом, которым руководствовался И. Калашников в отборе фактов, был поиск «земных корней» для создания образа главного героя в традициях русской реалистической прозы. И в этих поисках И. Калашников часто отказывался от интригующего, занимательно летописного материала. Так, он отказался от легенды о рождении Чингисхана с комом запекшейся крови в ладони: она вносила противоречие в его, калашниковскую, концепцию исторической личности. Женщины в романе также определенно играют свою роль. Они словно служат зеркалом, в котором отражается сущность главного персонажа. Поэтому с их помощью можно легко проследить путь от Темуджина-гонимого сироты до Чингисхана- безжалостного завоевателя.
Основная часть.
В исторической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», автор немало строк уделяет образу матери, он подчеркивает ничтожность роли женщины в разгульном Запорожье, в века средневековья «она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, - и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества… Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой»
Абсолютно иную картину мы видим в культуре монгольского народа.
Отношения монголов к женщинам никак нельзя назвать однозначными. Несмотря на общепринятую полигамию, женщины играли важную роль в социальной жизни монголов. Вожди племени часто спрашивали совета у своих жен, этот обычай сохранили и последующие правители Монгольской империи. Жены вождей племен и родов часто сопровождали своих мужей, когда те воевали против внешних врагов. Позже, во время важных и длительных кампаний Чингисхана, немало женщин шло вместе с армией. Их обязанностью было выполнять во время сражений ту работу, которую делают их мужья в мирное время.
На протяжение всего романа И.Калашников подчеркивает особую роль женщины, не случайно роман начинается со сцены похищения красавицы Оэлун. «Вероятно, что некоторых женщин похищали не один раз; эта процедура была обычна для монголов» (..)
Как сообщает «Сокровенное сказание монголов» (историческая летопись Монголии), Оэлун отличалась необыкновенной красотой. В те далекие годы монгольские девушки не выбирали себе мужей. Отцы или случай решали их судьбы. Девушек похищали или отбивали силой. Отец Чингисхана, по имени Есугей-багатур, вождь родового племени Борджигинов, вёл свою родословную от самой прародительницы монголов Алан-Гоа. Оэлун же происходила из племени Олхонут. Она была сосватана за Чиледу, брата вождя соседнего племени Меркитов. Оэлун любила Чиледу, но Есугей отнял её силой. В момент похищения Есугеем она в отчаянии сорвала с себя кофту и кинула ее Чиледу со словами: «Пока ты жив, помни мой запах!» В романе это сцена была переиначена, Оэлун выхватила нож Чиледу, и пригрозила, что перережет себе горло, если рыжий шакал Есугей не отпустит её любимого. Таким образом, героиня Калашникова, будущая мать Тэмуджина не просто красива, но, как отметил Есугей,«в её груди бьется сердце храброго воина». Отвага женщины ценилась монголами едва ли меньше, чем умение вести хозяйство. Автор словно подчеркивает, что родить и воспитать непобедимого воина могла только такая женщина.
В романе женщина представляется не столько просто богатой добычей, сколько отражением нравственного состояния её похитителя.
В летописном источнике ничего не говорится о Тайчу-Кури и жене его Каймиш. Следовательно, и сцены «Каймиш в доме Чиледу» тожевымышлены. Но для чего? Автору важно было показать, как чисты помыслы простого нукера Чиледу, как он верен памяти своей Оэлун. Помня, что Оэлун так же тяжело было смириться с положением наложницы, Чиледу делает все, чтобы не обидеть Каймиш, и при первой возможности помогает ей бежать домой. Чиледу знает, что ему придется поплатиться за свой поступок, но автор не лишает его и награды, когда, плененный в свою очередь, Чиледу получает кров и семью в доме Каймиш и Тайчу-Кури.
Как же эта линия проходит по жизни Чингисхана?
Молодой воин Темуджин бросается спасать из неволи свою единственную любимую подругу Борте. Калашников додумал этот эпизод. В сюжете романа именно Оэлун убеждает сына пуститься на поиски жены, вспоминая, как сама она томилась в неволе.
Позже, когда власть хана простиралась «от государства Алтан-хана до земель найманов и кэрэитов… «Не приличествовало ему иметь одну жену, как простому воину.»(кн.2, ч.1, гл.14).Жены становились показателем статуса, богатства. Чингисхана уже мало беспокоят переживания жен, он приказывает убить жениха татарской наложницы Есуй( писатель дает ему имя Тамча) на ее глазах.
Еще одну сцену автор романа не мог заимствовать из «Сказания». Красавица-татарка Есуй стала женой Чингисхана. Он ждал от неё пылкой любви, новых ощущений, но напрасно. Есуй была замкнута, грустна, часами сидела около юрты и смотрела куда-то вдаль. Много раз хан пытался разгадать тайную печаль своей жены и не смог. « Каждый раз он уходил от Есуй с чувством тайного стыда. Она была покорна ему. Но как?...Она хранила верность ничтожному татарину, которого он раздавил, как комара…» Кто она, а кто он? Перед ним млеют от страха грозные владетели, а эта…»( кн 2, ч.2, гл.1) Такие строки невозможны в летописи, цель которой запечатлеть для потомков величие фигуры хана. В романе Калашникова перед нами земной мятущийся человек, перед которым впервые встала преграда, одолеть которую не в его ханской воле.
3.Женщина- друг, нукер.
« Нет у меня и не будет женщин роднее тебя и моей матери.»( кн 2, ч.2, гл.1) –говорит Темуджин своей Борте. Он ценит ее готовность идти рядом, у стремени. Это очень важная черта монгольской женщины. Молодой хан кэрэитовТогорил оплакивает свою жену. «Она была для него не только женой. Она заменяла ему и мать, и братьев, и друзей. Она скакала рядом с ним во время…охоты и во время сражений…она была его лучшим нукером» (кн 1, ч. 1, гл. 7)
Параллельно можно рассмотреть и образ Ботохой-толстой, жены Дайдухул-Сохора, правителя племени хори-туматов. Она- верный воин, на своих руках вынесла тело своего убитого мужа. Она будет мстить за его смерть.
Автор романа мастерски использует параллели, перенося читателя из ханского шатра в убогую юрту последнего харачу, из монгольских диких степей в золотой город за китайской стеной или в златоглавый Киев. Идея дома, семьи, мирного очага является одной из главенствующих в романе. ГурханДжамуха, андаТемуджинастремится домой к своейУржене, которая тихим певучим голосом успокаивала его разгоряченный ум старинными улигерами. Тайчу- Кури находит свое счастье рядом с Каймиш. Он простой мастер, изготавливающий стрелы для своего хана,он воспитывает сына, а потом внука и мечтает только об одном: чтобы так было всегда. Страшным ураганом пронесется по семье Кишлика и Бичигэ безрассудная выходка Хасара, брата Темуджина. Это лишь эпизодические персонажи, нищая пара пастухов овец. Они пылинка в бескрайних степях, в летописном источнике о них не сказано ни слова. Калашникову необходимо изобразить тех, чью спокойную мирную жизнь растопчут копыта ханского коня. Китаец Хо, близкий Темуджину человек, погибнет, защищая свою Цуй от воинов Чингисхана. Киевлянин Захарий потеряет свою возлюбленную Фатиму. Найманский хан Кучулук убивает свою любимую жену Тафгач-хатун по ее просьбе в тот момент, когда понимает, что спасения им нет.
« И ничего не хотелось более…» как рефрен звучат слова, сшивая разные главы и части романа в одну глубокую мысль: никто не имеет морального права « нарушить покой юрты,слаженную жизнь ее хозяев».Высокая цель объединить народы заменяется стремлением беспредельно властвовать над жизнями человеческими. И чем чаще рушится то, ради чего живет человек, что он защищает, тем больше возникает ощущение неправильности, несправедливости происходящего.
4.Женщина- искусительница.
Проследив шаг за шагом этапы становления Чингисхана как личности, вождя и политика, его восхождение по лестнице к абсолютной власти, И.Калашников одновременно вершит нравственный суд над ним.(1) Завоевывая земли, становясь могущественным владыкой, Чингисхан теряет главный дар- теплоту отношений родных людей.
Рядом с ним теперь не верная Борте, ставшая грузной и старой, а молодая дочь Тайр-Усуна Хулан. Она привлекла хана своей молодой отвагой и смелостью. Но можно ли говорить здесь о преданности? Если сравнивать Хулан с кем-то из жен, то она ближе, скорее, к Гурбесу- молодой наложнице Инанча- хана, сумевшей рассорить всех сыновей
хана. Это искусительница, хорошо знающая, чего она хочет. Именно по ее приказу был отравлен старший сын Чингисхана Джучи.
5.Женщина - хранительница мудрости
Особую художественную функцию в романе выполняет образ матери Чингиз-хана - Оэлун. Мать Чингиз-хана - важнейшее "зеркало", в котором особенно ярко отразились перемены, происходящие с Тэмуджином. Не принимая жестокости, она убеждает сына не ожесточать своего сердца. Антигуманизм Тэмуджина глубже постигается в сопоставлении его с Оэлун. В ее образе воплощена идея жертвенного существования на благо людей — добра, которое оставит в своей памяти человек. В отношении матери к Чингиз-хану наблюдается все возрастающее неприятие своего первенца, но меняется и отношение Чингиз-хана к ней. Не трогают его в конечном итоге не только гнев, но и боль матери. Его жестокость приближает кончину Оэлун.(1)
Имя Оэлун означает «Великая». Монгольские хроники называют её «женой чести, совета, разума и холодной решимости». Во всём её облике сквозило не только мужество, готовность к подвигу, но и женственность, самозабвенная материнская любовь.
Мать Чингисхана, также как и её сын, остаются уникальным явлением в истории монголов. Оэлун была первой женщиной, описанной в летописях, которая восстала против старых порядков в кочевом обществе. Это был настолько смелый поступок, что люди откочевали подальше от неё, чтобы своим примером она не заразила других. При этом родственники прихватили всё имущество покойного Есугей-багатура, забрали весь скот, чем обрекли семью на голод. Но надо отдать должное матери: она воодушевляла детей своим примером и стала для них образцом мужества. Кроме своих пятерых детей Оэлун взяла под свою опеку младшую жену покойного мужа и её двоих сыновей.(2)
Как отмечает «Сокровенное сказание», Оэлун воспитывала детей на героическом эпосе. Она рассказывала сыновьям об их великом деде Хабуле, который стал первым вождем, правившим всеми монголами и первым Хо-Лома, принявшим титул хана. Темуджин жадно слушал мать, он старался запомнить все древние сказания.
Так, благодаря матери, в мечтах юного Чингисхана возник образ идеального хана — объединителя монголов. Темуджин никогда не забывал уроки матери и её огромные заслуги. Даже в зрелые годы он всегда прислушивался к её мнению. Мать была для него святыней.
Мать Чингисхана усыновила и воспитала много сирот — детей вражеских племен. В «Сокровенном сказании» говорится о четырех мальчиках, воспитанных Оэлун: Кучу из племени Меркитов, Кокочу из племени Тайчиудцев, Шикикан-Хутуху из татарских стойбищ и Бороуле из чжуркинских кочевий. Эти воспитанники Оэлун впоследствии сделались нойонами — высшими военачальниками в войске Чингисхана — и занимали ключевые посты в созданной им империи. Таким образом, Оэлун стала символом гуманизма, стойкости, олицетворением величайших морально-нравственных качеств женщин монгольского народа. Оэлун сыграла решающую роль в судьбе великого сына.
Своим примером мать дала уроки мужества Чингисхану. Своею мудростью она помогла ему сделать первые шаги к власти и удержать её в трудные годы. До конца жизни Оэлун пользовалась огромным влиянием на сына. Только одной матери было позволено указывать на ошибки и учить уму разуму Потрясателя Вселенной. Она прожила долгую жизнь, увидела триумф Чингисхана в 1206 году. Монголы почитают Оэлун как святую.(1)
В романе Оэлун отводится роль судьи поступков сына. Именно она укоряет его за первое бессмысленное убийство безоружных пленников, она чувствует опасность, грозящую ее сыну и предупреждает его, она страдает от ссор между Темуджином и Хасаром. В конце концов, именно ее смерть предстанет в романе Калашникова последней границей, отделяющей Темуджина от каменного «потрясателя вселенной».
Заключение: Таким образом, в романе И.К.Калашникова «Жестокий век» спор восточного по своей природе сознания и мышления новой эпохи своеобразно воплотился в трактовке женских образов. Перед нами предстают как образы смелых и решительных, деятельных женщин, так и нежные, ласковые образы красавиц, со смирением принимающих свою участь и судьбу.Но все они несут определенную идейную нагрузку, являясь как бы отражением внутреннего состояния главного героя, отражением пути нравственной деградации.
Итак, в чем же заключается «калашниковская» концепция исторической личности?
Проработав огромную литературу, И.Калашников сформировал свое собственное, художественное видение той эпохи и центрального персонажа. Его герой, с одной стороны, живой человек, с другой, - историческое лицо, человек своего времени. Его личностная трансформация-превращение в палача целых народов - заключает в себе урок, данный самой историей: агрессия и насилие в политике обречены на неудачу.(1)
Будьте как солнце!
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Осенняя паутина
Снег своими руками
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")