Фәнни -эзләнү эше сугыш балаларына багышланган һәйкәлләргә багышлана
Вложение | Размер |
---|---|
charli_iss.rabota.docx | 707.8 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. С.А.Ахтямова с. Манзарас»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Научно-практическая конференция школьников
«Память сердца»
О чём говорят памятники детям войны ?
Секция: «Детство, опаленное войной»
АВТОРЫ:
Гаянова Адиля Нурсиловна, ученица 7 класса
Козлова Полина Сергеевна, ученица 7 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с..Чарли»
Кукморского муниципального района РТ
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Халимова Руфия Ранифовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с.Чарли»
Кукморского муниципального района РТ
с. Манзарас
2017
Содержание:
1.Введение……………………………………………………………… стр.3-4
2. Памятники детям войны.……………………………………………… стр 5-6
3. Мемориал на месте детского концлагеря, деревня Красный Берег…стр.7-11
4. Памятник детям-донорам в г. Макеевка…………………………….стр12-14
4. Заключение…………………………………………………………… стр.15
5.Литература……………………………………………………………. стр.16
3
ВВЕДЕНИЕ
22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.
На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.
Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат германской армии . Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.
Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался – отправляли в газовую камеру.
Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи.
Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались
4
наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.
Актуальность работы:
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто участвовал в боях за освобождение нашей Родины от фашистов, трудился на благо Победы в тылу.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне, многие погибали.
Объект исследования: памятники детям войны.
Цель: как можно больше узнать о памятниках детям войны.
Задачи:
Изучить памятники детям войны.
собрать литературу по теме;
В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу:
Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Пожалуй, сложно найти другое столь же чудовищное явление в жизни человеческого общества, каким является война. Вооруженное противостояние стран и народов выливается в неисчислимые бедствия, несет лишения, смерть и разрушения. О войне мы можем узнать лишь читая книги, просматривая фильмы. А ещё и через памятники, которые Советский народ поставил в память героям войны.
Создание таких памятников — дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны.
5
Памятники детям войны.
О некоторых памятниках мы хотели бы рассказать.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни» входит в Зеленый пояс Славы. Расположен во Всеволожском районе Ленинградской области на третьем километре Дороги жизни. Открыт 28 октября 1968 г. (авторы Мельников П.И., Левенков А .Д., Фетисов Г.Г., Коман М.В.). В состав мемориала входят: памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы и траурный курган «Дневник Тани Савичевой», состоящий из восьми стел - страниц блокадного дневника.
Гитлер стремился любой ценой стереть Ленинград с лица земли и приказал убивать жителей голодом и снарядами. Последовавшая блокада продолжалась почти 900 дней и стоила жизни почти миллиону человек, но город не капитулировал перед огромной силой, стоявшей у его ворот.
Стелы со страницами из дневника Тани Савичевой
Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева.
6
«28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта — Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая — дядя Леша, мама —15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня».
Таню обнаружила санитарная команда, обходившая ленинградские дома. Когда девочку нашли, она была без сознания от голода. В эвакуации врачи два года боролись за ее жизнь, но болезнь уже была неизлечимой.
Памятник уничтоженным в Бабьем Яру детям
Памятник был установлен 30 сентября 2001 г. на Украине, в Киеве, в Бабьем Яру (скульптор В. Медведев, архитектор Ю. Мельничук, при участии Р. Бухаренко). Авторы изобразили маленькую девочку, что тянет руки (скорее всего, к родителям, чтобы ее защитили), а рядом с ней не кто-нибудь из взрослых, а сломанные игрушки. Потому что родителей уже нет в живых, и никто защитить ее уже не способен.
За две ночи и два дня (29-30 сентября 1941 г.) в Бабьем Яру фашисты уничтожили десятки тысяч человек — стариков, мужчин, женщин, детей. Они были расстреляны только по одной причине — за то, что были евреями.
7
Мемориал на месте детского концлагеря, деревня Красный Берег
Мемориал на месте детского концлагеря, деревня Красный Берег
В Белоруссии, на Гомельщине, в деревне Красный Берег во время войны фашисты создали сборный пункт для детей, которых насильно отнимали у родителей. У этих детей забирали кровь для раненых немецких офицеров. Дети, у которых брали кровь, в абсолютном большинстве погибали. Кровь брали по нескольку раз — и ребенок навечно засыпал. Выжили единицы.
Среди огромного яблоневого сада заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии Леонид Левин создал Площадь солнца - комплекс-памятник, посвященный детям - жертвам Великой Отечественной войны. Каждая деталь комплекса по-своему символична. Мемориал как развернутая в пространстве панорама, как путь, трагичность которого можно осознать, только пройдя по одному из лучей Города Солнца. И всех на этом пути встречает тоненькая фигура девочки - опаленного войной беззащитного ребенка, лицо которого перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой
8
руками девочка словно защищается от всех страхов войны. Она стоит на камешках красного цвета, символизирующих кровь детей.
Ступеньки полукруглой лестницы ведут в страшные годы войны. Под открытым небом стоит 21 школьная каменная парта и одна классная доска. Белые парты и черная доска. Подходим к черной доске. На доске текст письма белорусской девочки Кати Сусаниной, которое она написала родителям из немецкой неволи: «Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопивцев. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: " Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой. Мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: " Расти, доченька, на радость большой». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, - платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. «Русы были и есть свиньи». Я боюсь Клары, это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть палец не откусила, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться
9
рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит - письмо дойдет. 12 марта 1943 года...»
С обратной стороны классной доски, на обороте прощального письма Кати Сусаниной, карта Беларуси. На ней обозначены места, где находились детские лагеря медленной смерти, где у детей отнимали кровь: Малый Тростенец, деревня Пальковичи, деревня Ала, городской поселок Паричи, поселок Азаричи, деревня Лучицы, город Мозырь, город Брест, деревня Скобровка, деревня Полыковичи, деревня Красный Берег... В Беларуси было 16 детских концлагерей.
По воспоминаниям свидетелей, ребятишек, попадавших в концлагерь в деревне Красный Берег, из бани загоняли в зал, где они ожидали своей очереди. В двух комнатах была оборудована лаборатория. Ребенка сажали на стул, а ручонку просовывали в отверстие в перегородке. За ней вампиры и делали свое черное дело, выкачивали святую детскую кровь до последней капли. Умерших ребятишек потом увозили и сжигали на огромном костре в форме свастики.
10
Черный луч ведет в искаженную войной реальность... На нем в три ряда стоят выполненные из прочного бетона белые школьные парты, всего их 21. Они символизируют обычный по тем временам большой школьный класс. Ясно, что за эти парты дети никогда не сядут...
11
От Великой Отечественной войны нас отделяет десятилетия. Но не подлежат забвению ее события. Тяжкое наследие войны не дает нам право забыть о погибших на поле брани и в гитлеровских застенках. И свята память о детях, которые прошли через фашисткий ад. Мемориал в деревне Красный Берег напоминает всем нам об этом.
12
Памятник детям-донорам в г. Макеевка
08.09 - годовщина освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. И я хотела бы рассказать об одной из самых страшных страниц истории оккупации нашего города.
В г. Макеевка Донецкой области существует единственный в мире памятник детям-донорам, у которых в годы Великой Отечественной войны брали кровь для раненых оккупантов.
Монумент убиенным малолетним донорам установили на месте их предполагаемого захоронения: в 1943 году, когда советские войска освободили Макеевку, в микрорайоне «Соцгородок» из шести неглубоких ям извлекли 300 детских тел. По данным патологоанатомов, входивших в
13
комиссию по расследованию нацистских преступлений, эти дети умерли от инфекционных заболеваний и крайней степени истощения. «Полное отсутствие подкожной жировой клетчатки», — отмечено в акте комиссии. В основном это были дети из созданного фашистами приюта «Призрение», в застенках которого побывали около 600 мальчиков и девочек в возрасте от полугода до 14 лет.
Приют «Призрение», организованный в феврале 1942 года в здании бывшего детского сада по приказу майора Мюллера — коменданта оккупированной Макеевки, по сути, был концлагерем для массового истребления детей. Здание, где в 1941-1943 годах располагался госпиталь для немецких солдат, сохранилось до сих пор.
Сегодня этих фактов нет в учебниках, и о них не рассказывают донецким школьникам, изучающим военную историю родного края, а в самой Макеевке осталось только три очевидца тех событий, которые чудом выжили и смогли поведать потомкам подробности происходящего в те страшные годы.
Более того, согласно архивным документам, которые были найдены в донецком областном архиве совсем недавно, известно, что большинство детей, содержавшихся в приюте, не выдержали тяжелых условий и погибли, многие дети умирали уже после одной-единственной процедуры забора крови, которая бралась у них в неограниченном количестве. По официальным данным, только за одну неделю фашистами таким образом было умерщвлено более 200 детей.
Масштаб истребления малышей в Макеевке превышает даже уровень смертности детей в концлагерях, где из десяти детей в живых оставался только один: в случае с «Призрением» шансов выжить не было почти ни у кого. Галина Кузьменко — чуть ли не единственная, кто после приюта смог вернуться домой. И её воспоминания бесценны.
"Узников приюта убивать не спешили: они были нужны как доноры для раненых немецких солдат.
— Няня приходила ко мне со словами: «Тебе нужно сдать анализ крови», отводила в комнату, где у меня брали кровь, — вспоминает Галина. — Но однажды я попыталась убежать. Потому что после этих анализов мне было очень плохо, несколько дней кружилась голова.
Сбежать Гале не удалось. Няня схватила ее за руку и потащила в комнату, где находился медицинский кабинет. Пока надзирательница волокла ее по коридору, девочка увидела, как из той комнаты вынесли безжизненное тело мальчика.
В кабинете у кушетки стоял немецкий офицер, а за столом, уставленным
14
пузырьками, сидел доктор. Галю положили на кушетку, повернув лицом к стене. Почувствовав боль от укола в руку, Галя обернулась и увидела, как от ее руки отходит проводок. Она не знает, сколько так пролежала. Только помнит, как доктор стал осторожно поднимать ее за плечи, затем дал проглотить какую-то темную таблетку. Потом она очутилась в своей постели. Несколько дней девочка не могла подняться: «Я теряла равновесие и падала».
День, когда советские войска вошли в Макеевку, Галина Самохина запомнила как один из самых счастливых в своей жизни. На чердаке их приюта красноармейцы устроили наблюдательный пункт.
— Солдаты угощали нас сухариками и кусочками сахара, просили спуститься вниз и спрятаться, чтобы мы не попали под обстрел, но мы не слушались, — улыбается моя собеседница. — Один снаряд попал в здание приюта, из окон посыпались стекла, но никто не погиб.
На следующий день в приюте появились новые заботливые воспитатели и врачи.
В 2001 году Галина Григорьевна решила найти свидетельства своего пребывания в концлагере. В здании бывшего приюта «Призрение» в тот момент располагался детский интернат. Его секретарь достала из сейфа три тетрадки со списками детей, находившихся в приюте. Галина Самохина нашла в них и свою фамилию. Благодаря этим спискам на памятнике детям войны — жертвам нацизма появились 120 имен.
15
Заключение.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Мы благодарны тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и незнание, что такое грозное слово "война".
Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях.
3. Концлагеря для детей – это особая, очень сложная и тяжелая тема, которая на сегодняшний день не изучена в достаточной мере. Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего Советского Союза, помимо концлагерей для военнопленных и евреев, были организованы также лагеря для детей, предназначением которых было отдавать свою кровь немецким раненым солдатам. Из маленьких заключенных выкачивали кровь, над ними ставили опыты, пускали на органы. Выживать в этом ужасе удалось не многим.
Теперь с этой информацией я должен познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.
16
Литература:
1.Аксенова Г.А. и др. «Россия» иллюстрированная энциклопедия М. 2007год;
2.Шубин А.В. и др. «История России 20 век» школьная энциклопедия, М. 2003 год.
Тезисы:
Актуальность работы:
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто участвовал в боях за освобождение нашей Родины от фашистов, трудился на благо Победы в тылу.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне, многие погибали.
Объект исследования: памятники детям войны.
Цель: как можно больше узнать о памятниках детям войны, о судьбах детей
Задачи:
Изучить памятники детям войны.
собрать литературу по теме;
В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу:
Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Пожалуй, сложно найти другое столь же чудовищное явление в жизни человеческого общества, каким является война О войне мы можем узнать лишь читая книги, просматривая фильмы. А ещё и через памятники, которые Советский народ поставил в память героям войны.
Создание таких памятников — дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны.
Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях.
3. Концлагеря для детей – это особая, очень сложная и тяжелая тема, которая на сегодняшний день не изучена в достаточной мере. Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего Советского Союза, помимо концлагерей для военнопленных и евреев, были организованы также лагеря для детей, предназначением которых было отдавать свою кровь немецким раненым солдатам. Из маленьких заключенных выкачивали кровь, над ними ставили опыты, пускали на органы. Выживать в этом ужасе удалось не многим.
Теперь с этой информацией я должен познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.
Заявка
для участия
в VI республиканской научно-практической конференции школьников
«Память сердца», посвященной памяти
Героя Советского Союза С.А.Ахтямова
ФИО участника | Класс (курс) | Секция, номинация | Тема | Образовательное учреждение | ФИО научного руководителя, место работы, должность, ученая степень, звание | Телефон участника, электронная почта |
Гаянова Адиля Фанилевна Козлова Полина Сергеевна
| 7 7 | Детство, опаленное войной | О чём говорят памятники детям войны ? | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Чарли» Кукморского муниципального района РТ | Халимова Руфия Ранифовна, учитель русского языка и литературы | 8(84364) 31780 |
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Снежная сказка
Голубая лягушка
Две снежинки
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей