В публикации автор, опираясь на рассказ кубанского писателя Ивана Бойко "Мама", поднимает актуальную проблему оскудения русских деревень.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.22 КБ |
Где родился – там и пригодился
Алина Костенко,
ученица 11б класса МБОУ СОШ №1 имени Колесника А.С.
ст.Отрадной Краснодарского края
- Лазорики зацвели! – выпалила Вика, ворвавшись ко мне в комнату. – Давай соберем букетик.
И вот мы с подругой на Казачьей горе, усеянной ярко-малиновыми цветами (такие растут только у нас). Воздух чист и прозрачен. Пахнет свежей травой. Небо высокое, ярко-голубое. А на горизонте, как богатырь, вершиной цепляет прозрачные тучи Эльбрус. И вдруг мы замечаем какие-то хатки. Они покосились, вросли в землю и спрятались за прошлогодним бурьяном. Вместо окон и дверей зияют дыры. Неловко как-то стало, страшно. Издалека все же доносились еле различимые голоса хозяек. Значит, жизнь здесь всё ещё теплится. Мы засобирались домой.
Моя бабушка рассказала, что девчонкой тоже бегала на Казачью гору. Здесь когда-то кипела жизнь. Хутор Новоурупский, расположившийся у горы, славился красавицами. Не один казак потерял здесь голову. В народе прозвали этот хутор Труболет: считалось, что колдуньи съехались сюда со всего света. Славится Новоурупский и тем, что здесь родился писатель Иван Бойко. Навек воспел он эту землю и все, что с ней связано, в своих произведениях.
Мать писателя тоже из этих мест. О ней мы узнаем из рассказа «Мама», который вошел в сборник «Гора Казачья». Её трудная судьба – это судьба многих русских женщин военного и послевоенного времени. С 7 лет Катерина росла сиротой. Потом война отняла у неё мужа, оставив с пятью детишками. Нужно было поставить их на ноги. А страна? Её надо было поднимать из руин, народ надо было кормить. С горечью, с состраданием автор восклицает: «Бедная наша мамочка! Дорогая наша мамочка! Сколько перетаскала на своем горбу дров, пока подняла нас!.. Что ты видела в своей жизни? Тяпку? Лопату? Вилы? Топор?.. Поживи хоть сейчас, великая наша труженица!»
Да, труженица! Не случайно автор заостряет внимание читателя на руках мамы: «пальцы кряжистые от времени и работ», «негнущиеся». Я тоже не раз замечала, что у пожилых женщин большие натруженные руки. Мои земляки приросли к земле. Для них в этом – смысл жизни. Мало сейчас колхозов. Но не привыкли отрадненцы, чтоб земля гуляла. Героиня рассказа тоже говорит: «…сердце у нас на века заведено предками нашими работать – пахать, сеять, убирать!» Всю себя отдала она труду¸ в любой работе была первой: «что копнить, что скирдовать, что снопы вязать, что полоть». Не сломили маму невзгоды, тяжкий труд, голод, боль от потерь. Неунывающая она, песенная, неиссякаемый источник поэзии: «стаи» песен знает, и украинских, и русских, с родины отца, и кубанских. Знает и любит, а поет красиво, проникновенно. Как оживает, как светится изнутри, «распускается и набухает чувством», когда поет. Глядя на нее в этот момент, сын думает, что она вечная, несгибаемая». Но вот оторви ее от родной земли, от огородика, кур, речушки, земляков – и загрустила, затосковала, стихла мама. Птичка рвется душой из клетки на волю, в родные места.
Как ни горько осознавать сыну, что не может устроенный быт в городе заменить его маме родной деревни, но он все понимает. Сам помнит все подробности своего детства. Мать своим задушевным пением пробуждает в нем «прежнее, соленое чувство, когда собирались в станице», перед его глазами «встают знакомые храмы в белом сверкании весенних садов, в облаках цветущих груш, кислиц, боярышника за станицей, над которой звенит от голосов птиц высокое синее небо…» Автор вдруг ясно осознает, что ему так не хватало «дыхания материнской песни, голоса родины, родниковой чистоты богатой и широкой песенной души ее». Мама и Родина как бы сливаются воедино. Становится понятно, что истина – в чувствах к матери, что ее голос – «голос предков, голос Родины». Цепь замыкается: сын неразрывно связан с матерью, а мать – это сама Родина.
В каждой строчке рассказа «Мама» – любовь к родной сторонушке: «И я должен сделать что-то доброе для своего народа, раз у меня такая многогранная Родина, раз у меня такая мама…». И сделал. Иван Бойко стал замечательным фольклористом, собрал в нашем районе множество частушек, припевок, страданий и издал несколько песенных сборников. Не один год работал редактором районного радио, разъездным корреспондентом, литконсультантом в Союзе писателей, методистом в Краснодарском доме народного творчества. Газетным словом боролся он за сохранение «неперспективного» Труболета. Незадолго до смерти ему удалось также добиться, чтобы вместо стадиона в ст. Отрадной, сооруженного на месте старого кладбища (ужас берет при мысли, что по костям предков несколько десятков лет бегали дети), власти возвели часовню, где можно помолиться за упокоение усопших и здравие живых.
Писатели – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, обостренно. Они способны увидеть и нам показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которые живет в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах. Для меня Родина не абстрактное понятие, не отвлеченная идея. Она воплощается в родной природе, истории, языке, характере народа. Моя Родина – родная станица, школа, семья и, конечно же, мама. И от меня зависит, будет ли одиноко моей маме в старости, опустеет ли родная станица, захотят ли мои дети здесь остаться и трудиться, как это делали наши предки.
Осенняя паутина
В поисках капитана Гранта
Мороз Иванович
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
"Портрет". Н.В. Гоголь