Данная работа была представлена на III межпоселковых Рождественских чтениях "Нравственные чтения и будущее человечества". Работа посвящена жизни и творчесту поэта К.К. Романова,в которой указаны основные темы стихотворений,дан анализ наиболее значимым , с оорой на биографические данные и душевные переживания.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rozhdestvenskih_chteniyah_.docx | 42.58 КБ |
Духовная поэзия К.К. Романова
Уходящий 2017 год был ознаменован юбилейным для нашей страны событием, столетием Октябрьской революции. В средствах массовой информации и на телевидении было очень много освещено материалов об этом событии достаточно противоречивых в том числе и о династии Романовых, как о людях рожденных для «битв», чем для поэзии. Несомненно, были среди них и талантливые люди, такие как поэт Константин Романов.
Великий князь Константин Константинович(1858-1915), племянник Александра Второго и двоюродный брат Александра Третьего, должен был играть роль в общественных делах и быть председателем самых различных государственных учреждений, организаций, фондов. За участие в боевых действиях на Балканах в 1877 году он был награжден Георгиевским крестом. В 1889 году Константин Константинович был назначен президентом академии наук. По его инициативе был учрежден разряд изящной словесности, и в 1900 году избраны первые девять почетных академиков разряда: К.К. Романов, Л.Н. Толстой, А.А. Потехин, А.Ф. Кони, А.М. Жемчужников, А.А. Голенищев-Кутузов, В.С. Соловьев, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. Выборы в почетные академики А.М. Горького объявили недействительными в виду привлечения его к судебному дознанию.
Несмотря на принадлежность к царской фамилии, у Константина Константиновича были доверительные и дружеские отношения с Фетом и Гончаровым. Константин Константинович был известным русским поэтом, переводчиком, драматургом, печатал свои произведения под псевдонимом К.Р. Полным именем подписываться ему было нельзя, т. к. он являлся членом царствующего дома. В историю он вошел прежде всего как замечательный поэт. Автор нескольких сборников. Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первый сборник, включавший стихотворения 1879—1885 годов, вышел в 1886.
В 1888 издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворении (1901).
С великим князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи. Его стихотворения отличались лиризмом и музыкальностью. Недаром к ним писали музыку С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, А.Т. Гречанинов, Э.Ф. Направник, Р.М. Глиэр и другие композиторы
Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное — романс «Растворил я окно…» Сам написал несколько романсов на стихи В. Гюго, А. К. Толстого, А. Н. Майкова.
К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». Автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментариями в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.
Его прекрасные стихи, как «живая вода», источник, испив из которого очищаешься. Ему присуща сдержанность чувств и какая-то скрытая от читателя тайна.
Поэт Майков писал о нем:
Стихи К.Р. – романтическая поэзия о бренности земного бытия и о непреходящей ценности искусства.
Есть дар иной, божественный, бесценный,
Как истинному поэту ему присущи щемящее понимание природы и любовь к ней.
Описание природы К.Р. вызывает тихую грусть, смирение, вдохновение к песне.
Поэт К.Р. не отделяет себя от природы, он рождается, цветет, живет вместе с ней, и с ней также увядает. И это предчувствие скорого увядания он чувствует и трогательно излагает в одном из своих лучших стихов.
Как жаль, что розы отцветают!
В виду того, что лирика К.Р. тяготела к светскому романсу, многие композиторы обращались к ней в своем творчестве: Чайковский, Рахманинов, Кюи, Глазунов.
Вот одно из них.
В исследовании творчества всегда волнуют его мотивы: что происходит с поэтом такое, что рождает вдохновение, вызывает поток сокровенных мыслей, гениальное, порой, предвидение, апогей эмоций. Иногда поэт сам не может объяснить, что происходит с ним, и уж тем более – беспомощна критика. Иногда кажется, что устами поэтов говорит Бог…
К.Р. так объясняет свое вдохновение:
Поэзия К.Р. черпает силу и чувства в любви к родной природе. В стихотворении «У озера» эта любовь максимально выражена и объяснена.
Будучи учеником А.А. Фета, К.Р. продолжал в поэзии пушкинскую традицию, и главное влияние великого поэта на него состояло в том, что художественное сознание К.Р. восходило к христианскому приятию мира и ладу с ним. К.Р. был глубоко верующим человеком, и его поэзию невозможно представить без религии. Уже при его жизни стало хрестоматийным стихотворение Надпись на Евангелии:
Религиозные мотивы в его поэзии - не просто христианская символика, увлечение библейскими темами, это - Вера. Среди его стихотворений есть прямые обращения к Богу: Молитва (Научи меня, Боже, любить...), На страстной неделе:
Пьесу К. Р. на евангельский сюжет «Царь Иудейский» и авторские примечания к ней М. А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита».
Вне всякого сомнения, К.Р. был образованнейшим и передовым человеком своего времени, но связанный рамками своей августейшей семьи, уже тогда предчувствовал грядущие потрясения. Он, участвующий в канонизации и открытии мощей Преподобного Серафима Саровского, должен был знать о пророчестве батюшки: ожидаемую страшную гибель семьи Романовых.
Очень поражают стихи, посвященные Великой княгине Елизавете Федоровне, вызывающие какое-то щемящее чувство ожидающей трагедии на фоне радости и благополучия. Можно ли выразить в стихах более прекрасно?
Великой княгине Елисавете Феодоровне
Думаю, что К.Р. , как и всякий поэт, был человеком очень эмоциональным. Интересно, что чувства его, как отца и как сына, дополняли друг друга. « Колыбельная песенка…», как из стихотворение « На страстной неделе», написаны на пике Великого Поста. Обращаясь к Богу и распятому людьми Сыну ЕГО, он, как отец, печалится о судьбе своего сына, рожденного в мир на страдание.
…Наверное, это крест поэта – быть провидцем.
У К.Р. все красиво, даже страдание. Он в поэзии, как Моцарт в музыке – певец гармонии. Он никогда не унижается, чтобы воспеть в стихах безобразное. Поэт уничтожает уродливое полным отрицанием его.
Через сто лет частички его души все-таки вернулись к людям и в этом я вижу его бессмертие, прекрасного, как и его стихи
Трагическая смерть близких поэта, гибель Романовых и гибель старой России он понимал и чувствовал, но не мог предотвратить, а мог только смириться.
И в заключении своего выступления я хочу прочесть стихотворение К. Романова «Я баловень судьбы».
Я баловень судьбы... Уж с колыбели
Богатство, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели,-
Рождением к величью я призван.
Но что мне роскошь, злато, власть и сила?
Не та же ль беспристрастная могила
Поглотит весь мишурный этот блеск,
И все, что здесь лишь внешностью нам льстило,
Исчезнет, как волны мгновенный всплеск?
Есть дар иной, божественный, бесценный,
Он в жизни для меня всего святей,
И ни одно сокровище вселенной
Не заменит его душе моей:
То песнь моя!.. Пускай прольются звуки
Моих стихов в сердца толпы людской,
Пусть скорбного они врачуют муки
И радуют счастливого душой!
Когда же звуки песни вдохновенной
Достигнут человеческих сердец,
Тогда я смело славы заслуженной
Приму неувядаемый венец.
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь,
Но тем, что песни русские, родные
Я буду петь немолчно до конца
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Ах эта снежная зима
Барсучья кладовая. Александр Барков
Пейзаж
Каргопольская игрушка