Сочинение.
Знаменитые личности моего края.
Иван Яковлевич Яковлев.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.36 КБ |
Сочинение.
Знаменитые личности моего края.
Иван Яковлевич Яковлев.
На Тетюшской земле ожидается большой праздник: многонациональное население района 2018 году отметит 170 лет со дня рождения своего великого земляка, духовного патриарха чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева .
Его жизнь и его наследие многократно изучено. О Яковлеве написано много статей и книг. Но не говорить о нём просто не возможно. Удивительна судьба человека, вышедшего из нашей глубинки и так значительно изменившего жизнь своего народа. Кто же он? Что позволило увековечить его имя? Отвечая на эти вопросы, мы обратимся к его биографии. Во многих источниках мы можем найти сведения о нём, но как много скрывается за этими строчками.
Весной 1848 года, 25 апреля, в нашей деревне (д. Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния (ныне Тетюшский район, Татарстан, Россия) , родился И.Я.Яковлев. С его именем связана вся дальнейшая история нашего села.
Иван Яковлевич Яковлев прошёл трудный, но благородный жизненный путь. Так сложилась судьба, что на третий же день своей жизни он остаётся круглой сиротой. Но в те времена таких детей брали на воспитание в семьи, и его тоже взяла семья, жившая по соседству. До восьми лет сирота воспитывался в семье удельного крепостного крестьянина Пахома Кириллова, служа ему поводырём. С детства приучали Ваню к труду и крестьянским заботам. Он пас стадо в родной деревне, помогал старшим в поле, дома. Иван рос смышлёным мальчиком.
В 1856 году без всякого согласия опекунов Ивана забрали в удельное училище в село Старые Бурундуки, которое располагалось в 7-8 км от села. Здесь с первого же класса обучение велось на русском языке, что было новым испытанием для чувашского мальчика. Много неприятностей и мучений пришлось ему пережить, пока не наладилось с пониманием языка. Несмотря на это, в 1860 году Иван Яковлев окончил училище в числе лучших и был послан в г. Симбирск, для продолжения учебы в уездном училище. Откуда был переведен в землемерный класс, который окончил успешно в 1864 году. Землемером И. Я. Яковлев служил около трех лет (1864 - 1866). Он работал в чувашских деревнях не только Симбирской, но и других губерниях Среднего Поволжья. Нищета и поголовная неграмотность крестьян, отчужденность от всего русского заставляли Яковлева задуматься о судьбе родного народа, его будущности. Юный землемер долго размышлял, как вывести народ из темноты и невежества. Выход он видел в его просвещении.
Добившись досрочного освобождения от службы в удельном ведомстве, И. Я. Яковлев поступил в Симбирскую гимназию, затем организовал школу родного языка – по подготовке учителей для чувашских школ, которой будет руководить всю последующую жизнь. Днём он учился сам, а вечером занимался со своими учениками. Все это не помешало ему закончить гимназию с золотой медалью.
При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус. В настояшее время школа является музеем И.Я.Яковлева в Ульяновске.
В этом же году, при активном содействии Н.И. Ильминского, И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита. На его основе в 1872 году был издан букварь, ставший подлинно народной книгой.
«Н.И. Ильминский стоял всегда за то, чтобы устраивать школы в самых глухих местах. Как на такой глухой угол, я ему указывал на родную мне деревню Кошки-Новотимбаево. Ильминскому, которому удалось познакомиться с языком чуваш этой деревни, нравился тамошний выговор. И он, считавший, что в основу для всех чуваш, говорящих с разными местными особенностями и оттенками, должен быть положен один какой либо говор, остановился как на самом подходящим для такой цели говоре крестьян-чуваш деревни Кошки. Я так часто толковал с ним о месте моей родины, что Николай Иванович в шутку употреблял даже такие выражения: «Ну! Едете в чувашские Афины?», «Что нового в чувашских Афинах?» Этим шутливым сравнением захудалой деревни с древними греческими Афинами он хотел подчеркнуть, что из Кошек разливается и будет разливаться свет просвещения по всему чувашскому народу.»-вспоминал И.Я.Яковлев.
Опираясь на помощь и содействие русских общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе.
В 1871 году И.Я. Яковлев открыл школу в родном селе Кошки-Новотимбаево. Которое сейчас носит его имя.
Большое внимание Яковлевым придавалось духовному воспитанию чуваш. Была построена на его средства церковь на территории чувашской учительской школы в Ульяновске.
В 1885 году по инициативе И.Я.Яковлева была заложена, и 8 ноября 1886 году освещена в нашем селе церковь (Яковлевым было куплено старое деревянное здание церкви в селе Бурундуки и перевезено в Кошки.). Которое не сохранилось, но на его месте установлен крест.
В народе говорят: «Пире Яковлев сутта каларна!», т.е. вывел чувашский народ к свету, к лучшей жизни. Он оставил великое наследие своему народу.
То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью — Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, — писал И. Яковлев, — было всячески содейсттвовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры:
1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтирь. В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке);
2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским;
3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».
Проходят века, но добрые дела И. Я. Яковлева не забываются. Чувашский народ глубоко чтит память выдающегося просветителя. Его
имя присвоено Чувашскому государственному педагогическому университету. Его имя присвоено нашей школе. В Чебоксарах, в Ульяновске и у нас ,(на его Родине )И. Я. Яковлеву поставлен памятник.
Улица села Кошки-Новотимбаево , на которой стоял дом, где он родился , названа его именем.
26 июня 1998 года в нашем селе открыт музей Ивана Яковлева .
18 апреля 2008 года в нашем селе состоялось празднования 160-летия Ивана Яковлевича Яковлева. В ходе празднования в этот день состоялось торжественное открытие бюста.
25 февраля 2010 года в нашем селе произошло еще одно событие, которое является для нас историческим. Наше село посетили потомки Ивана Яковлевича Яковлева (Ордынская Любовь Михайловна, Некрасова Лидия Дмитриевна, Павлов Владимир Всеволодович). Они еще не раз приезжали на землю своего известного прадеда.
17 сентября 2013 был открыт мемориальный комплекс, посвященный выдающимся людям села. Он построен на месте, где стоял дом, в котором родился Иван Яковлевич Яковлев.
Перед отъездом из Симбирска, в августе 1921 г., И. Я. Яковлев написал свое знаменитое «Духовное завещание чувашскому народу».
Он писал: « …Берегите величайшую святыню – веру в Бога.
Чтите и любите великий, добрый, умный русский народ. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Берегите семью: в семье опора народа и государства. Будьте дружны между собой. Верьте в силу мирного труда и любите его…»
Неоценим вклад, который он внёс в приобщение коренных народов Поволжья и Урала к достижениям мировой цивилизации. Село Кошки-Новотимбаево, где он родился, по праву считается духовной столицей чувашского народа.
Подумать только и этот человек жил в нашем селе, ходил по улицам, где мы ходим, смотрел на речку, где мы отдыхаем… Он будет жить в наших сердцах, пока мы его помним. Потому что человек жив столько, сколько о нём помнят.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Невидимое письмо
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Без сердца что поймём?
Ветер и Солнце