Сочинение "Преподобный Иосиф Волоцкий и его историческая эпоха" на VIII всероссийский детский творческий конкурс «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ» к 500 — летию преподобного Иосифа Волоцкого.
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskaya_epoha_sovremennikom_kotoroy_yavlyalsya_prp._iosif_volotskiy_1.docx | 29.87 КБ |
МКОУ Алешковская сош
Сочинение
Преподобный Иосиф Волоцкий
и его историческая эпоха
на VIII всероссийский детский творческий конкурс
«СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ»
к 500 — летию
преподобного Иосифа Волоцкого
«Иосиф Волоцкий. Просветитель»
Выполнила: Новокщёнова Яна,
ученица 10 класса
МКОУ Алешковская сош
Терновского района
Воронежской области
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
МКОУ Алешковская сош
Фролова Римма Михайловна
2015 г.
Иосиф Волоцкий… Великий просветитель и борец за веру Православную.
Кем был этот человек для своей эпохи? Какую роль сыграл для Русской Православной Церкви?
XV век в отечественной истории выдался насыщенным и неспокойным. Шло становление Московского княжества. Великий князь Василий II Темный уничтожил практически все небольшие уделы внутри княжества и укрепил великокняжескую власть. После походов 1441-1460 гг. к Москве потянулись Новгородские земли, Вятская земля, Псков и Суздальско-Нижегородское княжество. В 1448 году был избран епископ Иона и впервые в митрополиты его посвятил собор русских архиереев. Это значимое стало началом становления независимости русской церкви от константинопольского патриархата.
Сыну Василия II Ивану пришлось дальше продолжить собирать земли русские, укреплять православную церковь и государственную власть. Он присоединил Ярославское и Ростовское и Тверское княжества, часть Рязанской земли, а также Черниговскую, Северскую, Новгородскую, Брянскую, Гомельскую и Вятскую землю. Самым главным достижением Ивана, которое в историю России вписано золотыми буквами, является свержение монголо-татарского ига в 1480. Народ за это его прозвал Святым. Впервые в различных документах, Иван III называл себя «государем» и «царем», а внук Дмитрий уже венчался на царство. Именно в правление Ивана III, Русь стала называться Российское государство, двуглавый орел стал государственным, а Георгий Победоносец - символом Московского государства.
Что же касается простого народа, то теперь крестьяне получили возможность перехода от одного помещика к другому, но только раз в году – в Юрьев день. Крестьяне могли уберечься от жестокого господина и очень ждали этого дня. У крестьян появилась народная мудрость – «Вот тебе бабушка и Юрьев день».
При Иване Московский Кремль был укреплен мощными кирпичными стенами и башнями и стал практически непреступен. Были выстроены Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы.
У благочестивых Марины и Иоанна Саниных в селе Язвище – Покровское, что недалеко от Волоколамска 14 ноября 1440 года родился сын, которого они нарекли Иоанном. Это и был будущий преподобный Иосиф Волоцкий.
Семилетнего мальчика отдали на обучение старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Всего за два года талантливый отрок изучил Священное Писание и в монастырском храме стал чтецом.
Преподобный Иосиф Волоцкий за всю свою праведную жизнь стал свидетелем многих переломных для России событий XV столетия.
Я уже упоминала здесь об этих событиях, сделав небольшой экскурс в историю, но хотелось бы некоторые, рассмотреть более детально. Историческая эпоха, при которой жил преподобный, чрезвычайно интересна не только истории российской, но и европейской, а тем более православной.
В 1438 году русское посольство под руководством митрополита Иосифа выехало из Москвы на Флорентийский Собор, где происходило обсуждение вопроса о соединении Церквей.
В 1453 году турецкая армия Махмуда Завоевателя осадила Константинополь, тем самым положив окончание тысячелетней истории Византийской империи.
Когда Иоанну исполнилось двадцать лет, он ушел в пустынь, которая была расположена недалеко от Тверского Саввина монастыря, к старцу Варсонофию, и далее, по его благословению, в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию, где от его рук и совершил постриг в иночество под именем Иосиф.
Почти восемнадцать лет Иосиф жил под руководством преподобного Пафнутия, усердно выполняя все суровые монашеские послушания. В 1477 году он был назначен игуменом Боровского монастыря. Ему принадлежит введение в монастыре общежительного устава. Такие действия преподобного вызвали негативное отношение некоторых иноков. Преподобный Иосиф покинул обитель и начал обходить русские монастыри, затем поступил простым послушником в Кирилло-Белозерский общежительный монастырь. В Кирилло-Белозерском монастыре он решил приложить большие усилия в идее основания общежительной обители. Когда в обители узнали, послушник Иосиф носит сан игумена, он немедленно покинул монастырь и перебрался под Волоколамск. Там при соединении рек Струги и Сестры в глухих лесах, в 1479 году он основал монастырь Успения Пресвятой Богородицы. На месте, чудесным образом расчищенном налетевшей бурей, в 1479 году основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.
Неустанно трудился при сооружении монастыря сам ее основатель. «Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил». Днем преподобный Иосиф вместе со всеми отдавал себя на строительстве обители, а ночи он проводил в уединенной келейной молитве, всегда помня о том, что похоти ленивого убивают. Добрая слава о его подвижничестве притягивала к нему новых учеников. В монастыре посилилось около ста иноков, и святой Иосиф всегда был примером для своих воспитанников. Проповедуя во всем умеренность и воздержание, преподобный внешне ничем не отличался от других, на нем была грубая простая одежда, а лапти из лыка служили ему обувью. Раньше всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе вместе с монахами, рассказывал поучения и последним выходил из храма. Преподобный Иосиф проявлял себя в делах дальновидным хозяином. Своим трудолюбием и упорством подавал пример другим. Наравне со всеми участвовал в общих работах, ел скромную пищу. Помощь неимущим и больным прославили Иосифа Волоцкого. Он никогда не оставался равнодушным к несчастьям и страданиям людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. А в страшные времена, когда в стране были неурожайные годы, его обитель поддерживала людей, помогала им продуктами, зерном, скотом.
Здесь преподобный Иосиф совершал свой личный подвиг в строжайшем посте, самоотверженном монашеском труде и неустанной молитве, сочетая все это с заботой о духовном продвижении монастырской братии, для которой составил «Устав». Преподобным Иосифом был воспитан целый ряд иноков-подвижников. Позже большинство из них были причислены к лику святых, многие служили архиепископами Русской Православной Церкви, а сама обитель Успения Пресвятой Богородицы обрела известность места духовного просвещения на многие века.
Кроме организационных дел по обустройству обители и церковных служб игумен Иосиф занимался сочинительством.
Насаждение ислама на Ближнем Востоке и Балканском полуострове нарушает спокойную жизнь. В то же время христианство одерживает победу на Руси и в Испании. Изгнание евреев из Испании стало настолько опасным, что, чуть не отозвалось торжеством этой ереси в далеком Московском государстве. Не остался безучастным к этой проблеме и преподобный Иосиф. Великим подвигом преподобного можно назвать его борьбу, направленную против этой ереси.
«И как в древности Русская земля всех превзошла своим нечестием, так сейчас... она всех превзошла благочестием», - напишет преподобный Иосиф Волоцкий в своем «Сказании», которое открывает сочинение «Просветитель».
Он самоотверженно и нещадно разоблачал еретиков и написал два серьезных сочинения: «Сказание о новоявившейся ереси» и «11 слов». В них он рассказал о православном учении, о Пресвятой Троице, об Ипостаси Господа Иисуса Христа, о втором пришествии Спасителя. Впоследствии, собранные эти сочинения вместе и дополненные еще пятью «Словами», эти сочинения стали называться «Просветитель». На протяжении многих веков они служили руководством в Православном Богословии.
Изучая основные идеи «Просветителя», я поняла, насколько он является глубоким и основательным богословским трактатом, где доходчиво объяснены все самые важные богослужебные традиции Православной Церкви. Яркий и страстный стиль всего этого сочинения не просто привлекает читателя, а помогает в религиозных измышлениях о сущности православной веры. Ведь недаром «Просветитель» стал одной из самых востребованных книг. Это сочинение актуально и сегодня.
Учение, созданное Иосифом Волоцким, стало одним из самых влиятельных в русской религиозно-философской мысли. Оно получило название «иосифлянство». Если в начале XVI века оно было только одним из основных религиозно-философских направлений православного учения, то с 30-х годов XVI столетия «иосифлянство» является основной идеологией Русской Православной Церкви XVI - первой половины XVII вв.
Преподобный Иосиф скончался на 76-м году жизни, 9 сентября 1515 года. Незадолго до своей смерти он принял великую схиму. Мощи преподобного Иосифа почивают в соборном храме монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Канонизировали преподобного Иосифа в 1579 году при патриархе Иове и по месту расположения его обители преподобного Иосифа назвали Волоцким.
В тяжелое для Русской Православной Церкви время Господь воздвиг преподобного Иосифа как ревностного сподвижника Православия, защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями.
Русская богословская и церковно-историческая наука в неоценимом долгу и перед преподобным Иосифом Волоцким, и перед всей этой великой исторической эпохой.
Самое первое житие Святого написано в 40-х годах XVI столетия постриженником преподобного Иосифа, епископом Крутицким Саввой Черным, благодаря благословению митрополита Московского и всея Руси Макария. Житие вошло в составленные святителем Макарием «Великие Минеи-Четьи». Еще одну редакцию жития написал болгарский писатель Лев Филолог при помощи инока Зиновия Отенского.
Местное празднование преподобному было определено в Иосифо-Волоколамской обители в декабре 1578 года, к столетию основания монастыря. 1 июня 1591 года при патриархе Иове определено празднование его памяти всей Русской Православной церковью.
Однажды, в воскресный вечер, я увидела по телевизору передачу о вере русского народа в прошлом и настоящем. Говорилось в этой программе об Иосифе Волоцком и о монастыре, им созданном. Ведущий рассказывал о том, что в Иосифо - Волоцком монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Иосиф всегда выступал за образованность православных христиан, участвовал в строительстве школ, сам писал святые книги и главный труд – это первый свод русского православного богословия «Просветитель». Здесь изложены рассказы о деяниях и бесчинствах еретиков, проникновенные размышления о Боге, Спасении, о жизненной необходимости веры в евангельские истины и соблюдения заветов. Будучи настоятелем монастыря, вел переписку с царями, князьями, поучал и призывал к милосердию, к помощи нуждающимся.
Готовясь к сочинению, я узнала много нового о добродетельной жизни и подвижничестве Иосифа Волоцкого. Жизнь его не была легкой и спокойной. Много испытаний ему пришлось пережить. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия. Я ещё раз убедилась, что именно вера даёт силы в любом добром начинании. Только вера всегда спасала нашу русскую землю.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Сказка об одной Тайне
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Лиса Лариска и белка Ленка