Группа учащихся 5 класса исследовала тему возникновения дружбы между лицеистами.
Вложение | Размер |
---|---|
litseyskoe_bratstvo_pushkina.docx | 31.46 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга
Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» (Ф. И. Тютчев)
Проектная работа по теме:
Лицейское братство в жизни и творчестве А. С. Пушкина
Авторы: Семёнова Валерия, Семёнова Вероника, Семёнов Василий
Класс: 5-3
Руководитель проекта: Фролова Алина Александровна
Учитель русского языка и
литературы
Санкт-Петербург
2017 год
Введение
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. С. Пушкин, 19 октября
Уроки литературы в школе. Классические произведения. Знакомство с людьми, жившими в прошлых веках, с их жизнью, стремлениями, мечтами, идеалами, ценностями. Мы анализируем их поступки, даем им оценки, ставим себя на место полюбившегося героя.
Классическая литература поднимает вопросы актуальные и в XXI веке: что представляют собой вечные ценности? Какую роль в жизни человека играет дружба? Нужна ли дружба человеку? Что значит быть хорошим другом? Как ведут себя друзья? Эти вопросы волновали писателей и поэтов прошлых веков, они волнуют и нас, читателей XXI века, современных школьников. Нам захотелось выяснить, как поэты и писатели прошлого отвечали на эти вопросы.
Свое исследование мы посвятили творчеству Александра Сергеевича Пушкина. На наш взгляд, именно в стихотворениях прославленного поэта был найден исчерпывающий ответ на волнующую нас проблему: тему лицейских лет Пушкина – времени его обучения, возникновения дружбы между лицеистами, красной нитью прошедшей через всю их жизнь.
Глава 1. Пушкин в Лицее
Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…..
А. С. Пушкин
19 октября 1811 года. В Царском Селе было торжественно открыто привилегированное учебное заведение нового образца – лицей. В нем должны были бесплатно жить и учиться дети знатных дворян: предполагалось, что по окончании лицея они займут важные государственные должности по военной и дипломатической части.
В детстве до двенадцати лет Александр Пушкин перечитал практически все интересные книги, которые были в библиотеке отца. Этот факт не ускользнул от строгих экзаменаторов: «Начитанность ваша отчасти вас ещё выручает», – говорили они.
Знание французского языка тоже было на высоте. В этом возрасте Пушкин не только знал на память все лучшие творения французских поэтов, но даже сам писал довольно сносные стихи на этом языке. По географии и по истории повторилось то же, что и по русскому языку: сбиваясь в некоторых, самых элементарных вопросах, не зная твердо ни одного года исторического события, Пушкин осмысленно, с увлечением передавал любопытные подробности нравоописания и политики.
Как бы то ни было, только после нескольких дней томительного ожидания, Александр Пушкин в числе тридцати счастливцев был зачислен в лицей.
В Царскосельском лицее Пушкин провел несколько лет. Лицей стал для молодого Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, ставшими для него впоследствии лучшими друзьями: Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером. Быть может, без них он и не стал бы тем национальным поэтом, стихи которого известны каждому уважающему себя человеку.
Девиз лицея был: «Для пользы общей». Программа была в основном гуманитарная. Преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, «изящные искусства». Но лицей учил и физике, и математике, и танцам – всему, что должно было сделать его воспитанников образованными людьми. Преподаватели лицея стремились воспитать в своих учениках понятия чести, достоинства, необходимости служения Отечеству.
Здесь на протяжении шести лет в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах формировались личности лицеистов. Складывалось и мировоззрение – тот дух свободы, без которого не могло быть у нас ни величайшего поэта Пушкина, ни революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина.
Лицейское братство – самая светлая глава в биографии А. С. Пушкина. Куда бы «ни бросила судьбина» лицеистов первого выпуска, куда бы их «счастие не повело», они всегда обращались мыслью и душой к своему царскому отечеству.
Царскосельский лицей был самой близкой внутренней отчизной души Пушкина. О своих лицейских друзьях поэт вспоминал часто, постоянно, всегда. Наверное, поэтому лицейская тема неизменно была главенствующей в дружеской лирике Пушкина.
В 1817 году Александр Сергеевич окончил Царскосельский лицей, и однокурсники-лицеисты всю жизнь оставались самыми близкими его друзьями. Например, Иван Малиновский, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер и, конечно же, Иван Пущин, которому Пушкин посвятит своё знаменитое дружеское послание.
Глава 2. Самые близкие друзья
В творчестве Пушкина дружба занимает значительное место. Лишенный в детстве родительской любви, в лицее он впервые обрел друзей, сыгравших огромную роль в жизни и творчестве поэта. Дружба для него – это его становление, как человека, поэта, гражданина. Дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. В будущем, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. На протяжении всей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям. Самые первые из них были написаны в лицейский период.
…но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
Лицей... Пушкин, сравнивает его с монастырем, а себя с монахом, живущим в келье.
Сквозь слёз смотрю в решетки,
Перебирая четки, -
Пушкин писал: «Все шесть лет нас не пускали из Царского Лицея даже в близкий Петербург. Исключение было сделано только для 2-3 человек, по случаю тяжёлой болезни родителей, и ещё, уже для всех, за несколько дней до выпуска, чтобы снять каждому мерки для будущего платья».
Окончание же учебного заведения рисуется как освобождение из заточения:
Но время протечет,
И с каменных ворот
Падут, падут затворы,
И в пышный Петроград
Через долины, горы
Ретивые примчат;
Спеша на новоселье,
Оставлю темну келью,
Поля, сады свои;
Под стол клобук с веригой -
И прилечу расстригой
В объятия твои.
Здесь юный Пушкин обрёл лучших своих друзей: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера, Малиновского. Дружба с ними оставила глубокий след в душе гения на всю жизнь. Почему же дружеские отношения у Пушкина сложились именно с этой четвёркой, а, например, не с Горчаковым, Корсаковым, Вольховским, которые открыли свою одарённость уже на лицейской скамье? Про них говорили: очень разные, очень непохожие – хотя как взглянуть. В каждом из них было нечто, что делало их… «братьями по несчастью». Уже тогда, с самого начала.
Иван Пущин – внук адмирала, сын генерала флота – у него были прекрасные отношения со всеми, его никто не обижал, он ни с кем не ссорился. В семье двенадцать детей, мать страдала душевным расстройством. Главное обаяние Пущина проявлялось скорее не в уме, а в характере. Его добродушие, отменный юмор, самоирония ценились в любой компании. К тому же Иван умел верно оценивать свои способности. Он, например, никогда не писал стихов, хотя в лицее сочиняли чуть ли не все и сам он любил поэзию. Он всегда проявлял к другу особую чуткость. Спокойный и уравновешенный, Пущин помог Пушкину войти в лицейский круг – при импульсивном, переменчивом характере поэта это было непросто. С первых же дней пребывания в лицее тринадцатилетний Иван Пущин стал считаться одним из лучших учеников.
Пушкин и Пущин жили в лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью «№ 13. Иван Пущин», а слева – «№ 14. Александр Пушкин». Пущин – тоже москвич, но на год старше Пушкина. Вместе друзья посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина, а позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами.
Спальни разделяли тонкие перегородки, не доходившие до потолка. Они упирались в раму окна, деля ее пополам, и каждая половина имела свою форточку. Когда все уже спали, оба друга продолжали переговариваться, обсуждая происшедшее за день.
Днем Пушкин показывал всем свою неумеренную веселость, а по ночам обливался слезами, ругал себя и обдумывал, что бы такое сотворить, чтобы хоть капельку изменить свое положение среди товарищей. В эти-то минуты ему на помощь и приходил Пущин, сглаживая резкость и неловкость своего друга. Пушкин это будет помнить всегда. И в его глазах Пущин останется, прежде всего, человеком без тени эгоизма, готовым прийти на помощь, наделённым чувством справедливости и чести.
Ни расстояния, ни годы не нарушат их дружбы и преданности. «Друг», «товарищ», «брат» – были для обоих не случайные красивые слова. Пушкин воспел в своих бессмертных стихах «первого» и «бесценного» своего друга. Пущин же оставил воспоминания о поэте, проникнутые дружеской любовью и нежностью. К Ивану Пущину обращены слова:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил…
Другие чувства связывали Пушкина с Антоном Дельвигом. Ленивый, малоподвижный и флегматичный барон Дельвиг жил своею собственною жизнью, лучшим украшением которой была любовь к поэзии. Он сам поддерживал свою репутацию увальня-лентяя, задумчивого и рассеянного:
Я благодарности труда
Ещё, мой друг, не постигаю
Лениться, говорят, беда:
А я в беде сей утопаю.
С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: «С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит», – вспоминал впоследствии А. С. Пушкин. Дельвиг рано начал писать стихи и первым из лицеистов печататься в журналах. В 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение «К Пушкину» – где предрекает другу-поэту бессмертие:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
Пушкин в свою очередь так отзывался о Дельвиге: «Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными». Действительно, умственные склонности Дельвига и Пушкина были похожими. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. В день известия о кончине Дельвига Пушкин писал: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас».
Пушкин посвящает Дельвигу и ряд стихотворений: «Се самый Дельвиг тот, что нам всегда твердил» (1817-1820 гг.), «Послушай, муз невинных» (1815 г.), «Блажен, кто с юных лет увидел пред собою» (1817 г.), «Любовью, дружеством и ленью» (1817-1820 гг.).
Неизменной любовью окружил поэт и другого своего товарища, тоже «брата по Музам» – Вильгельма Кюхельбекера. Кюхельбекер плохо слышал на одно ухо после золотухи, мальчик с необузданной вспыльчивостью и с комической внешностью вызывал постоянные шутки, доходившие до издевательств (ребята в этом возрасте бывают удивительно злыми). Однажды дошло до того, что Кюхля решил топиться – его вытащили из пруда и обсмеяли ещё сильнее, мол, даже утопиться не можешь. Этот бескорыстный дилетант на поэтическом поприще, благодаря своему безграничному добродушию, прошел невредимым сквозь строй пушкинских острот и издевательств, пусть и не всегда тонких. Однако всё же одно событие привело к первой дуэли в лицее между Кюхельбекером и Пушкиным. До сих пор точно не установлено, когда это было то ли в 1817, то ли в 1818 году. Пушкин написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Сделал Александр Сергеевич это не со зла. Кюхельбекер был одним из лучших его друзей. Однако Вильгельм обиделся и вызвал Пушкина на дуэль: «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен».
Со своим четвертым другом по порядку, но не по значимости, Иваном Малиновским, Пушкина сблизила смерть первого директора лицея, отца Вани. Ещё вчера он для всех был сыном директора, «чем-то вроде хозяина», а сегодня уже… вроде как бы и никто.
Весь первый выпуск в лице Пушкина был очень талантливым, почти все лицеисты впоследствии начали писать. Но независимо от того, какой жизненный путь они избрали, все писали стихи к годовщине основания Царскосельского лицея. В день окончания лицея, все они дали друг другу обеты вечной дружбы и взаимовыручки, поклялись встречаться каждый год 19 октября. Дружба лицеистов – это священное братство, дружеский союз, независимый от взглядов на происходящее.
Заключение
Дружба… Образец дружбы, истинной, мужской – лицейское братство Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера и Малиновского…
Александр Пушкин был человеком, который превыше всего ценил этот прекрасный, не многим данный дар – дружбу. Какая крепкая дружба связывала этих столь непохожих друг на друга людей!
Жизнь развела и разбросала лицейских братьев, но Лицей с большой буквы навсегда остался для них святым символом. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и Малиновский – самые близкие друзья поэта. Каждый из них – частица жизни Пушкина, частица его сердца, его души и характера. Их дружба – это священное братство, дружеский союз, независимый от политики.
В результате исследования стихотворений А. С. Пушкина стало ясно, что дружба для поэта – одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогла поэту не падать духом в самые тяжелые моменты его жизни, именно она вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Стихотворения Пушкина напоминают, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь.
И в XXI веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести, пройдет с тобой все испытания от начала до конца. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому нас учит бессмертная лирика А. С. Пушкина.
Список использованной литературы
<http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/FRIENDS/FR_CH01.HTM> (дата обращения: 07.04.2017).
Интернет-ресурсы:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….1
Глава 1. Пушкин в Лицее………………………………………………..2-3
Глава 2. Самые близкие друзья…………………………………………4-8
Заключение…………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………….10
Загадочная система из шести экзопланет
Весёлые польки для детей
Философские стихи Кристины Россетти
Мастер-класс "Корзиночка"
Что такое музыка?