Сырат Бугалдыр Имажапович – передовой чабан первой бригады совхоза «Чодураа» Тес-Хемского кожууна Республики Тыва. Он был одним из тех, кто первым вступил в колхоз «Калинин» со всем своим хозяйством, которое насчитывало несколько голов лошадей, коров и несколько гектаров земли. Мой дедушка - отец одиннадцати детей. Всегда старался относиться к детям с должным вниманием и заботой, научить всему, что сам умел. Был в курсе всех их дел. Еще дедушка научил их добиваться своего в жизни. Мой дедушка работал всю жизнь чабаном, и делу не изменил, хотя бывало и трудно. Он всегда говорил: "Если есть у тебя дело по сердцу, то рано или поздно придет и признание, и деньги:" Так и вышло.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_muzhchiny_moego_roda_trudyatsya_vo_slavu_otechestva.docx | 20.04 КБ |
Анкета участника конкурса детских сочинений 2014
Имя, фамилия участника | Сырат Кежик –Чыргал Чимисович |
ФИО преподавателя | Сырат Сайлык Бугалдыровна |
Название работы | Сочинение « Мужчины моего рода трудятся во славу Отечества» |
Возраст, школа, класс | 13 лет. МБОУ Чыргаландинская СОШ МР «Тес-Хемский – кожуун РТ» 7 класс |
Город \ поселок\ село | Село Бельдир –Арыг |
Край\область\республика | Тес-Хемский кожуун Республика Тыва |
Адрес школы (указывать индекс) телефон( с кодом города) | 668362 Республика Тыва Тес-Хемский кожуун c.Бельдир-Арыг, ул. Ленина 30 |
Домашний адрес (указывать индекс), телефон (с кодом города), мобильный телефон | Тес-Хемский кожуун, село Бельдир - Арыг, ул. О.Калзанмай 3 89233856172 |
e-mail (если есть) |
Мужчины моего рода трудятся на славу Отечеству.
В наше время много стихотворений и песен посвящают людям разных профессий: военным, хлеборобам, шахтерам, рыбакам, строителям, врачам, учителям, артистам, спортсменам… А я решил посвятить своё сочинение людям, которые работают скотоводами.
Тува – родина скотоводов. Тувинец пьет молоко, ест мясо, из шкур и кожи делает себе одежду и вещи. Скот – это основа его хорошей жизни, его гордость, но это очень трудная профессия.
В наше время, мне кажется, гены наших предков живут только в крови чабанов, у них особая философия кочевой жизни, чабаны – представители коренной кочевой цивилизации настоящих тувинцев.
Чабаны четыре раза в год – по велению древней кочевой философии, по велению природных часов – меняют место стоянки весной и летом, осенью и зимой. Они не отдыхают в субботу и воскресенье, в отпуск по графику не идут, у них нет перерывов на обед, они не отдыхают даже ночью, если залают собаки, им приходится по много раз вставать с теплой постели. Им никто не даст отгулов за переработанные дни. Чабаны должны знать мир звуков, мир природы, улавливать душой малейшие изменения погоды.
Они живут, прислушиваясь к зову природы, них дни и месяцы расписаны по космическому закону; прислушиваясь и подчиняясь к ритмам животного мира. Они остаются наедине с «сюрпризами» и «капризами» природы. Если знойное жаркое лето без прохладительного дождя, то могут остаться без корма. То ветры ураганные, то дожди, наводнения. В такое время чабаны сначала думают о своих животных, потом о себе. Это смелые, трудолюбивые, жизнелюбивые люди, истинные дети матери Природы.
К таким людям можно отнести мою дедушку – Сырат Бугалдыр Имажаповича.
Сырат Бугалдыр Имажапович – передовой чабан первой бригады совхоза «Чодураа» Тес-Хемского кожууна Республики Тыва. Он был одним из тех, кто первым вступил в колхоз «Калинин» со всем своим хозяйством, которое насчитывало несколько голов лошадей, коров и несколько гектаров земли. Мой дедушка - отец одиннадцати детей. Всегда старался относиться к детям с должным вниманием и заботой, научить всему, что сам умел. Был в курсе всех их дел. Еще дедушка научил их добиваться своего в жизни. Мой дедушка работал всю жизнь чабаном, и делу не изменил, хотя бывало и трудно. Он всегда говорил: "Если есть у тебя дело по сердцу, то рано или поздно придет и признание, и деньги:" Так и вышло.
Дети выросли хорошие, трудолюбивые, заботливые, внуков подарили. У дедушки с бабушкой тридцать внуков, двадцать один правнуков.
Моя тетя, Сайлык Бугалдыровна, рассказывала: «Все, кто приезжал к ним, с пустыми руками не уезжали. Мы его ругали, а он говорил, что добро сделанное человеком, никуда не исчезает, это вам, детям останется. Теперь, действительно, все мы видим, добро родителей возвращается».
Урана Делгер-ооловна Эртине в своей книге «Молитва о матери» пишет:
« Я хорошо знаю его, он был человеком добрейшей души. Помню такой случай, Бугалдыр Имажапович приехал по делам в Кызыл в конце 80-х в начале 90-х годов, и заехал к нам гости. Как все тувинки, своих гостей – родственников, угостила. Он это запомнил и при встрече всегда припоминал мое гостеприимство, говорил: «Всю жизнь одна работаешь, одна детей поднимаешь, и всего всем хватает». Шикарной еды не было, горячий суп из мяса, чай с молоком и булочки. Редко в жизни можно встретить такого благородного человека»
Дедушка удостоен многих государственных наград за свой труд.
Дело деда продолжает теперь мой отец. Он самый младший сын дедушки. Его зовут Сырат Чимис Бугалдырович. Ему была знакома эта работа, связанная с животноводством – он с детских лет, даже можно сказать с молоком матери впитал философию кочевой работы. Мой отец начал работать под руководством дедушки. Дедушка, как умелый наставник, привел своего сына к вершинам трудовой славы. С детства приученный к труду, он стал одним из лучших чабанов республики.
Чабану приходится вставать очень рано. Каждое утро, когда мы просыпаемся, папы не бывает в юрте, он отгоняет овец, коров на пастбище, а возвращается только к обеду.
Он активный общественник, в общественной жизни родного села Бельдир-Арыг и района. Он, как умудренный опытом человек, может дать дельные и мудрые советы, его так закалила трудная, но почетная, достойная работа, унаследованная от наших предков и родителей. Очень ответственный человек, с сильной волей, его речь изобилует поговорками и пословицами, язык у него очень меткий. Ведь язык и мозг человека взаимосвязаны, не зря говорится: что у человека в голове, то и на языке. Хотя он живет на чабанской стоянке, ему не чужды плоды цивилизации, он в курсе всего. Отец глубоко чтит и хранит традиции и обычаи своих предков, но не отстает и от современного времени – умело соединяет прошлое с настоящим.
Мой отец великолепный наездник. Я тоже с малых лет участвую в конных скачках кожууна и республики. Лошади у нас здоровые и породистые. Я умею без промаха закинуть аркан на шею лошади. В каникулах помогаю папе присматривать за скотом, кормить ягнят, убирать навоз.
Благодаря дедушке и отцу, я стал уважать нелёгкий труд чабана. Им порой приходится надеяться только на собственные силы, и они с успехом справляются с поставленной задачей. Я горжусь своим дедушкой и отцом. Низкий поклон заслуживают люди таких нелёгких и ответственных профессий, как чабан.
Я тоже мечтаю в будущем стать чабаном, как мой дед, мой отец, думаю продолжить династию своих родных. И через много лет мой сын тоже скажет «Мужчины моего рода трудятся во славу Отечества».
Как нарисовать зайчика
У меня в портфеле
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Твёрдое - мягкое
Зимний лес в вашем доме