Сборник рассказов "Безликая" - один из сборников Марины Владимировой - талантливой ученицы с необыкновенным мировоззрением и взглядом на жизнь. Сборник был представлен на Всероссийском конкурсе "Первые шаги", районном конкурсе "Волшебная книга".
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_rasskazov_bezlikaya.docx | 595.37 КБ |
ТЕЗИС.
Жизнь такая запутанная штука… Не поймешь, где правда, где ложь, где реальность, а где вымысел. Именно об этом я думала, создавая свои рассказы «Безликая» и «Черный отблеск».
Эти произведения объединяет развернутая метафора, которой они представлены, и каждый может понять их смысл по-своему. Сочиняя что-то, я обычно не задумываюсь о концепции, просто позволяю Музе завладеть моим разумом, отпускаю мысли в свободный полет и лишь потом пытаюсь понять саму себя.
«Безликая» и «Черный отблеск» одни из первых прозаических произведений, которые я создала. Раньше я писала исключительно стихи о жизни и смерти, любви и ненависти, предательстве и доверии, о страхе и боли. В основном меня вдохновляла темная сторона нашей жизни, но нередко депрессивные настроения разбавлены сарказмом или иронией. Сомнения – моя красная нить, вечная борьба между надеждой и отчаянием. Практически в каждом своем произведении я задаю вопросы, и позволяю читателю домыслить ответ. Именно эта недосказанность объединяет представленные здесь рассказы.
В прошлом году, весной, я начала вести дневник, в котором отражала происходящие события, мысли. Я, как и все девочки, вела их и раньше, но в этот раз решила поиграть и попыталась описывать события от разных людей, которыми могла бы быть. Эта странная попытка стала первым шагом к прозаическим произведениям. Осенью того года я написала «Безликую», а в январе «Черный отблеск».
Несколько лет назад я участвовала в конкурсе «Первые шаги» со сборником «Лошади душу спасают», и стала лауреатом. С этим же сборником я занимала призовые места в районных конкурсах. Несколько стихотворений публиковались в местных газетах. Также я создавала сборники, которые приносили мне разочарования в районных конкурсах, т.к. мрачные мотивы никогда не оценивались достойно, но вернуться к теме природы я уже не могла. В прошлом году на «Первые шаги» учащиеся моего класса отправляли видеозапись с постановкой Чехова «Хамелеон», к которому я написала стихотворный текст. Эта работа принесла нам первое место. В этом году я впервые попробую вынести на ваш суд прозу.
Владимирова Марина
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Тезис……………………………………………………….3
Рассказ первый. Безликая………………………………...4
Рассказ второй. Черный отблеск…...…………………..12
Комментарий к произведениям………………………...19
ТЕЗИС.
Жизнь такая запутанная штука… Не поймешь, где правда, где ложь, где реальность, а где вымысел. Именно об этом я думала, создавая свои рассказы «Безликая» и «Черный отблеск».
Эти произведения объединяет развернутая метафора, которой они представлены, и каждый может понять их смысл по-своему. Сочиняя что-то, я обычно не задумываюсь о концепции, просто позволяю Музе завладеть моим разумом, отпускаю мысли в свободный полет и лишь потом пытаюсь понять саму себя.
«Безликая» и «Черный отблеск» одни из первых прозаических произведений, которые я создала. Раньше я писала исключительно стихи о жизни и смерти, любви и ненависти, предательстве и доверии, о страхе и боли. В основном меня вдохновляла темная сторона нашей жизни, но нередко депрессивные настроения разбавлены сарказмом или иронией. Сомнения – моя красная нить, вечная борьба между надеждой и отчаянием. Практически в каждом своем произведении я задаю вопросы, и позволяю читателю домыслить ответ. Именно эта недосказанность объединяет представленные здесь рассказы.
В прошлом году, весной, я начала вести дневник, в котором отражала происходящие события, мысли. Я, как и все девочки, вела их и раньше, но в этот раз решила поиграть и попыталась описывать события от разных людей, которыми могла бы быть. Эта странная попытка стала первым шагом к прозаическим произведениям. Осенью того года я написала «Безликую», а в январе «Черный отблеск».
Несколько лет назад я участвовала в конкурсе «Первые шаги» со сборником «Лошади душу спасают», и стала лауреатом. С этим же сборником я занимала призовые места в районных конкурсах. Несколько стихотворений публиковались в местных газетах. Также я создавала сборники, которые приносили мне разочарования в районных конкурсах, т.к. мрачные мотивы никогда не оценивались достойно, но вернуться к теме природы я уже не могла. В прошлом году на «Первые шаги» учащиеся моего класса отправляли видеозапись с постановкой Чехова «Хамелеон», к которому я написала стихотворный текст. Эта работа принесла нам первое место. В этом году я впервые попробую вынести на ваш суд прозу.
Безликая.
Когда-то моя жизнь текла по иному руслу. Река времени не была такой стремительной. Не было ощущения, что все пролетает мимо, а я не успеваю принять в этом участия. И течение не было таким ледяным. Я не могу надолго сливаться с этим потоком, меня убивает его холод.
Теперь я стою на берегу и провожаю взглядом проплывающие мимо листья, ветви и прочие предметы, попадающие в поток и уносящиеся вдаль с волнами. Лишь иногда делаю несколько шагов вверх или вниз по течению, перехожу по мосту или захожу в воду, пытаясь понять, что именно привлекательно в этой реке...
А она кажется мне такой чуждой, бесконечной, нелепой и опасной.
Со своего места я нередко вижу прекрасных птиц, удивительных насекомых или рыб, которым не страшно коснуться воды. Я наслаждаюсь видом лесов, полей и гор, которые простилаются рядом. Любоваться ими можно передвигаясь по реке на плоту, но он непрочен и может подвести на резких поворотах, при усиливающемся течении или рядом с камнями, которые нередко преграждают путь воде и всему, что в нее попадает.
Я любуюсь красотой, не касаясь ее. Но все-таки я знаю, что эта красота не такая безупречная, как кажется. Ясные потоки охраняют то, что скрыто в глубине, что доступно далеко не всем. Там обитают странные и страшные существа, питающиеся друг другом и окруженные причудливыми водорослями. Именно под водой скрываются те самые опасные камни, причиняющие немало бед путникам…
Больше всего я люблю встречать рассветы и закаты, мне нравится видеть, как солнце сменяет луну, или как луна захватывает просторы небосвода. Ночью это место особенно удивительно. Когда все погружено в глубокую тьму, когда почти все живое спит, открывается нечто невероятное, то, что не каждый способен почувствовать. Каждый закат уникален, каждая ночь не похожа на предыдущую. Здесь недопустимы такие понятия, как монотонность, рутина, предсказуемость. Ночью сила переходит к слабым. Тьма преисполнена изобилием странных звуков, даже ветер способен пробудить страх, особенно у тех, кто не способен хорошо видеть во тьме. Особенно у людей, которые на самом деле не так сильны и лишь бросают громкие слова о превосходстве...
***
Я никогда не жила так. Раньше даже не возникало мыслей о том, что так может быть, но теперь я это знаю, даже слишком много знаю. Это будет всегда меня мучить и подталкивать с обрыва, до которого рано или поздно доходит все на этой планете. Мой страх более не отпустит меня.
Да, наша планета не идеальна. И именно поэтому – создавая слово «вечность» мы не даем себе отчета в его значении. Раньше я не знала этого. Теперь мои глаза способны об этом рассказать. Просто раньше все было по-другому, совсем не так. Я не знаю в чем дело. Может быть, дело в ночи?
Чем чаще я оказываюсь между рассветом и закатом, тем больше чувствую окружающее меня. Это неплохо – знать, кто ты есть, зачем ты и как связан с другими, подобными и непохожими на тебя обитателями этого места.
Почему раньше все было не так, как сейчас? Почему теперь я ощущаю пустоту?
Я расскажу об этом. Только обещай, что этого больше никто не узнает!.. Пусть эта маленькая история останется здесь, на этом листе. Никто не должен узнать нашей тайны!
Итак…
I.
– Кажется, я потерялась... Где я? Что произошло? Ведь только минуту назад все было спокойно, все было как обычно. А вдруг... Стало холодно, страшно, одиноко и темно. Но ведь сейчас только утро! Как такое могло произойти? Неужели я потеряла сознание? Так, не нужно волноваться. – Она медленно поднялась и, боясь оступиться, сделала несколько нерешительных шагов. – На мне нет обуви, а пол очень холодный, кажется, это что-то металлическое. На мне лишь легкое платье, а ведь дует такой сильный ветер! Почему никто не вспомнил обо мне, не начал искать? Почему меня бросили здесь одну на... на крыше!
Это именно крыша... Плоская крыша... очень высоко над землей. Наверное, этаж 9... нет, 10... нет... не знаю! Я никогда не была здесь раньше. Или была? Я не помню. Точнее, не понимаю…
Она заметила небольшой выступ, очевидно, это был выход, по которому можно было бы спуститься. Внезапно начал накрапывать дождь, и у нее не осталось выбора. Спустившись в укрытие, ей не стало легче от грязного чердачного пола, странного запаха, и постоянного ощущения, что кто-то кроме нее скрывается здесь.
– Что произошло? – прошептала она по-детски жалобным голосом, и из глаз потекли слезы.
Ее бросили, оставили одну, может быть, случилось что-то действительно серьезное… Страх неизвестности не отпускал ее, ровно как ощущение беззащитности и отчаяния.
– Если я найду выход, то смогу сориентироваться на улице. Ночь не бесконечна, рано или поздно рассветет, и я смогу понять или спросить, где я нахожусь... Нужно найти дверь!
Она также медленно встала и пошла вдоль заставленной стены. Не пройдя и 10 метров, она обнаружила дверь.
– О, нет… Она заперта! Неужели меня нарочно закрыли здесь... значит, кто-то хотел избавиться от меня?..
Она опустилась на пол и еще сильнее заплакала, закрыв руками голову и уткнувшись в колени. Несчастный ребенок совершенно ничего не понимал. И не помнил.
Успокоившись, она поднялась с пола и осмотрелась.
– Сколько сейчас времени? Сколько я пробыла здесь? Придется вылезти наверх, что бы посмотреть на небо...
Удивляясь тому, насколько светло и чисто было на чердаке, она нашла выход на крышу и поднялась туда.
– Наверное, рассвело... Не может быть! Ничего не изменилось! Такая же густая тьма... Звезды, луна... все так же как и было до дождя... Получается, прошло не так много времени... Либо я очнулась не ночью, а поздно вечером. В любом случае скоро взойдет солнце.
На ее лице мелькнула улыбка. Только мелькнула, ибо она не была уверена в своих словах. Она сидела в молчании на холодном полу и чувствовала мелкую дрожь по всему телу – не то от холода, не то от волнения. Вокруг ветер ласкал листву, стрекотали сверчки, иногда слышался звук пролетающей мимо птицы или пробегающего по дереву зверька. Эти звуки не были беспорядочными, они словно создавали вместе свою собственную симфонию, музыку природы.
– Что же произошло? Попробую вспомнить все по порядку. Итак, меня зовут... эмм... мое имя... похоже, я его не знаю... Прекрасно. Эхх, где я нахожусь, я тоже не помню, кто меня здесь запер, тем более. Но... я помню ее! Она... она машет мне, она уезжает куда-то... я смотрю на нее сверху... ничего не чувствуя... она не знает, что я осталась здесь... я как будто рада. Вместе с ней! Она прощается со всеми, все садятся в автобус. А я остаюсь... И смотрю, будто с этой самой крыши. А она смотрит в мою сторону... но кто она? Кто все эти люди? Я их вроде бы знаю... Куда они собираются? На их лицах грустная радость... Почему? Они не хотят уезжать? И кто меня закрыл здесь? Неужели она? Что нас с ней связывает? Я чувствую, что знаю ее. Но не знаю ее...
Она села на пол. Больше ни холод, ни запертая дверь, ни бесконечная тьма не имели значения. Голова кружилась от потока мыслей, от напряжения. Она не могла связать все эти события. Чувство тревоги пропало, она чувствовала себя увереннее, но непонимание по-прежнему угнетало.
– И что теперь? Слезть с крыши я не могу, идти тут некуда, ничего не видно, я ничего не помню! – Былое отчаяние сменил приступ злости. – Или я все-таки могу спуститься? Нужно получше исследовать чердак.
Она смело пошла в сторону двери. Но дверь не открывалась... Невозможно описать, как она испугалась, ведь некоторое время назад она уже спускалась вниз. От неожиданности она вскрикнула.
– Наверное, здесь есть еще один выход. Обойду вдоль крыши...
Не спеша, борясь с волнением, она обошла крышу вокруг, боясь подойти к краю.
– Дверь! Та же самая... я схожу с ума – она открыта! Невозможно... Наверное, я просто недостаточно сильно ее толкала. Чердак какой-то странный... Почти квадратный, на полу что-то вроде опилок, по краям расставлены какие-то непонятные шкафы, стулья, разный хлам, но здесь очень светло. Я не могу понять, откуда свет, ведь окон нет.
Ну вот, та дверь, ведущая из чердака. Она здесь единственная. Итак... Заперто! Причем заперто снаружи... нереально открыть ее. Если бы я знала, что мне помогут, можно было бы покричать, но кто-то меня тут запер, кому-то это было нужно... Лица, лица, какие-то имена, ситуации... они вспыхивает в моей голове, но связно представить их я не могу... Но кажется, я здесь уже очень долго.
Ой... Опять вспомнила ту девушку, которая стояла у автобуса... на ней была красивая черная шляпа... у нее выразительные глаза. Я смотрела прямо в них, она меня видела, но ее ничего не беспокоило... И меня тоже... Словно мы думали об одном и том же, не понимая друг друга... Безумие...
Она встала с холодной крыши и зачем-то побрела в сторону края. Она остановилась и облокотилась на поручень.
Деревья все еще наполняли своим шелестом мрак темноты. Она вслушивалась в эту таинственную песнь и пыталась разгадать ее смысл. Ветви как будто тянулись к ней, она погладила один из листочков. Внезапно что-то шевельнулось внутри, появилось какое-то новое чувство. Но оно не наполнило ее, лишь вспыхнуло на миг и засияло тусклым светом. Мнимое умиротворение овладело ей на какое-то время.
Она наклонилась и попыталась что-то разглядеть. Непонятно, что она искала, чего ждала. И ничего не произошло. Ничего не изменилось. Ничего не должно было случиться. Но вдруг в этом действии появились новые участники, которые тут же привлекли внимание задумавшейся девушки. «Кто это?.. Как эти двое попали сюда?» – думала она, медленно, непроизвольно подходя к ним. Она подошла совсем близко, но их лица сложно было разглядеть во тьме, и она подумала, что не знает их. «О чем же они говорят?».
– Привет, – произнесла она без промедления и страха.
Ответа не последовало. Они продолжали что-то обсуждать, но ее это не касалось, поэтому она сочла разговор бессмысленным. Ее удивило, что люди не обращали на нее никакого внимания.
– Дверь была заперта, как вы попали сюда? – еще одна попытка начать разговор не увенчалась успехом. Парень и девушка, совершенно незнакомые, чужие, не реагирующие на слова потерявшейся и потерянной... Ее захватила обида, отчаяние, она глянула с крыши вниз и подумала: «Неужели это единственный выход?». Она отбросила оцепенение и вдруг поняла, что единственный шанс быть спасенной исчез – пары уже не было. Она бросилась по крыше вперед, осмотрелась, что бы убедиться в этом, и побежала к двери... Она не открывалась. У нее началась истерика, борясь с приступом, не разбирая дороги, она неслась вниз с такой знакомой и досконально изученной крыши... разбежалась и сделала единственно возможное: спрыгнула. Она успела сосчитать, что пролетела 4 этажа, и запомнила последнее, за что зацепился ее взгляд: большой просторный холл с колоннами, на которых были синие кольца...
Она открыла глаза и увидела тьму. Хотя должен был быть свет. Она почувствовала тепло, хотя должен был быть холод. Она ощущала себя, хотя не должна была. Вокруг было пространство, хотя должен был быть коридор со светом в конце. «Я не умерла. Я снова здесь, на этой проклятой крыше. Снова чувствую босыми ногами холод, чувствую, как тихий ветер развивает мое легкое платье и волосы».
Время шло. Но солнце так и не сменило луну, хотя облака иногда сменялись тучами, ветер то успокаивался, то усиливался, иногда было слышно пение птиц и стрекот сверчков. Значит, время замерло лишь для нее, замерло вместе с луной. Она не жила – существовала, без посторонних желаний, мечтаний, в ограниченном пространстве, смирившись со своей участью.
Хотя иногда она представляла себе, как будто встречает рассвет с балкона дома, все еще спят, только она одна наедине с вселенной. Или как она гуляет с друзьями по парку, вокруг яркая листва деревьев, беззаботные разговоры, смех, нелепые идеи и никакой тревоги... Но потом она открывала глаза, и вокруг ничего не менялось. Она привыкла к внезапно появляющимся, а потом бесследно исчезающим людям, начала даже узнавать их и следить за их разговорами.
Иногда туда поднимались парни, они курили, громко разговаривая и дико смеясь. Когда они приходили, призрак уходил в самый дальний угол. Иногда туда поднимались одинокие парни или девушки и углублялись в раздумья. Тогда она подходила к ним, словно чувствуя какую-то связь, и сидела рядом. Однажды такой одинокий человек, кажется, ее увидел. Он попросил ее отойти. И все. Словно знал, кто был с ним рядом. Призрак не сумел этого понять, но больше к нему не приближался.
Именно так она начала называть себя – Призрак. Потому что могла укрыться от посторонних глаз, но не могла сойти с крыши, хотя словно летала над ней. Она не чувствовала когда задевала себя рукой или поправляла платье. Если она спрыгивала с вниз, то потом все равно приходила в себя уже на крыше. Она начала чувствовать время и заметила, что с каждым разом она теряет сознание на все большее время, а боль оказывалась самой настоящей, и эксперименты прекратились. Это было странно – она чувствовала жар и холод, но не имела ни человеческой силы, ни даже облика.
Иногда на ее крышу поднимались целые группы людей. Они что-то вместе делали, и Призрак внимательно, с интересом наблюдал за их действиями. И никогда не подходил.
Кто знает, сколько времени прошло, и что происходило вообще, но у всего есть конец и начало. И у этого странного существования тоже был конец, загадка должна была раскрыться.
II.
– Боль, адская боль, словно кто-то вбивает огромный гвоздь в висок... Моя голова... что случилось? За последнее время со мной вообще ничего не происходило... Боже, как больно... Кажется, я опять теряю сознание...
– Ммм... противное ощущение, я все-таки отключилась. Почему призраки тоже испытывают боль? Теперь жутко мутнеет в глазах... Кажется, даже сердце начало биться. Странное ощущение – я чувствую свой пульс. В самые первые дни (часы, месяцы, недели) я испытывала такое же чувство тревоги. Что-то должно произойти. Я знаю.
– Меня трясет от дрожи... В руки словно тыкаются миллионы маленьких иголочек... Я снова схожу с ума... Безумие... Мне страшно, что происходит? Душа избавляется от последней связи с телом и этим миром? Проклятие...
Она взвыла от боли, стекла на пол, потом совсем легла, обхватила ноющими от боли руками ноги, закрыла глаза и на секунду потеряла сознание. «Это конец».
Не так все просто оказалось. Через мгновение она открыла глаза: никакой боли, никакого страха. Ее ослепил день. Да-да, лучи солнца осветили ее пристанище. Крыша оказалась белой, бордюры серебристыми, и все пространство можно было увидеть, даже стоя у края. Вокруг были деревья, вдали виднелись горы.
Вдруг она услышала странный шум – помимо различных голосов, был шум подъезжающей машины. А точнее... автобуса. Того самого – из ее видений. Она подошла к краю с той стороны, откуда он подъезжал. Ее переполняло волнение. Она видела площадь со сценой, тех, кто кроме нее ждал этот автобус, ворота, в которые он должен был въехать... Время начало тянуться нестерпимо долго... Он все никак не доезжал...
И вот, наконец, у остановившегося автобуса, в толпе приехавших людей, призрак заметил ее. Ту самую девушку, которая была в видениях, только теперь она приезжала. Зачем? «За мной» – подумал Призрак. С вожделенным взглядом она следила за каждым жестом приехавшей девушки, и ждала.
Она еще раз попыталась открыть дверь. И у нее получилось! С уверенностью она пошла вниз по спиралевидной лестнице и спустя мгновения была уже рядом с ней. Но та ее не видела. Она проследовала за ней по коридору до комнаты, потом вниз, потом обратно... Она не отходила от нее ни на шаг. И успела заметить за полными радости глазами пустоту... Будто она ничего не чувствовала. Холод и равнодушие. Будто за маской...
Призрак вновь вернулся на крышу. Он думал о том, что происходило все это время, и пытался найти связь. Но ее не было. На крыше он встретил закат, и с печалью подумал: «Наверно это был отведенный срок, что бы найти отгадку, я его упустила. Теперь мой мир вновь погрузится в вечную ночь. И теперь уже навсегда».
Как же ошибалось это невинное дитя!
Наступила ночь. Пришла осточертевшая тьма. Вдали виднелись огни, и фонарь освещал площадку возле здания. «Почему раньше не было этого света?»
Послышались тихие шаги. Она все-таки пришла. Медленно и неуверенно она дошла до края, облокотилась на бордюр и уткнулась в свои руки. Призрак медленно подошел к ней...
«Привет».
«Привет», – прозвучало в ответ. От удивления Призрак отступил на пару шагов.
«Кто ты?»
«Кто я?! Ты не знаешь, кто Я?»
«Кажется, что знаю. Я чувствую это. Но не могу понять...»
«Зато я теперь, кажется, все поняла! И если не будешь меня перебивать, я расскажу тебе, кто МЫ».
«...»
«Ну?»
«Я слушаю...» – прошептал призрак.
«Два года назад я уже была здесь. Моя жизнь до того момента была пресной, скучной, и я была такой же. Постоянно была куча проблем. Депрессия стала бесконечной. У меня было много увлечений, общения, но проблемы высасывали из меня всю жизнь. Не имеет значения, что именно происходило, сейчас это исчерпано. Но я постоянно искала в себе причины, пыталась изменить изнутри свою жизнь, но, кажется, только копала себе яму. Я окончательно потерялась и запуталась...»
«Как я сейчас...»
«Ты обещала не перебивать. Мне тоже будет интересно тебя послушать.
В общем, я разрушалась. Но меня грело одно – надежда, вера в то, что если что-то изменится в моей жизни, я стану другой. И я решилась на поездку сюда. За тысячи километров от дома. Не знаю как, но случилось, то, чего я ждала: я смогла раскрыться, завела друзей, многому научилась, избавилась от страшных, глупых и навязчивых мыслей. Я просто жила, жила в этом безупречно красивом и чистом месте, вдали от тех, кто губил мою жизнь. Постепенно исчезли воспоминания о болезненных моментах, я была ЗДЕСЬ.
И нередко поднималась сюда. Я любила бывать после заката на этой крыше, абсолютно одна, или же встречать тут рассвет. Боже, это было самое прекрасное из того, что мне доводилось видеть! Я написала тут много удивительных стихов...
Но пришло время уезжать. Я настолько увлеклась своей новой жизнью, что совершенно забыла о старой. В последнюю ночь я снова поднялась сюда. Утром меня уже не наполняла былая радость – я знала, что мне нужно уезжать. Лишь радость окружающих заставляла меня улыбаться. Я вернулась домой, но все очень быстро вернулось на круги своя... Я вновь стала грустить, начались депрессии, я постепенно забыла все, чему меня учили. Мне было очень плохо.
По ночам мне снился странный сон: будто я иду по крыше, босая, в легком платье, не знаю, где я, кто я, глубокая тьма... И так до бесконечности. Тогда ко мне пришло ощущение, что я забыла в этом месте нечто важное, зачем я обязана вернуться. Я смогла поехать сюда еще раз. С одной лишь целью: вернуть себе свою наполненную эмоциями, чувствами, воспоминаниями, болью, страданием и верой душу».
«И вот ты здесь... Что бы забрать меня... Но без души человек не может жить. Может, ты ошибаешься?»
«Нет, не ошибаюсь... Расскажи мне о себе и я докажу тебе, что ты – часть меня. Мы сгинем друг без друга»
И Призрак начал рассказ со всеми деталями своего существования. И чем дальше заходил рассказ, тем усиливалось ощущение связи между девушкой и Призраком.
«Ты не призрак – ты душа. Поэтому ты чувствуешь переживания других, поэтому ты хранишь мои воспоминания. Знаешь, как тяжело было жить с ощущением тотальной пустоты?.. Но ты не понимаешь их, ибо ты лишь часть. Я потеряла тебя, забыла здесь, а та, новая часть была не такой и быстро потеряла силу. А я потеряла жизнь. Но ты хранишь мою жизнь! За все время ты развилась из маленькой уязвимой частички до настоящей личности, со своими воспоминаниями, суждениями, чувствами... И может быть, ты обретешь материальную сущность... Но мне плохо без тебя. Я погибаю. А ты пока лишь дух, скитающийся, беспомощный и бесполезный. И ты потеряна во тьме, в ненастоящей тьме, потому что ты видишь мир теми глазами, которыми его запомнила...»
«Но люди...»
«Я не могу этого объяснить. Также я не могу объяснить, почему не видела тебя сегодня раньше, но я искала тебя, клянусь, искала! Видимо только здесь и сейчас мы должны были встретиться».
«Если я вернусь и вновь буду тобой, неужели все будет нормально? У тебя будет раздвоение личности или что-то вроде того.»
На самом деле они понимали друг друга без слов... Словно разговор в подсознании обычного человека.
«Неужели ты так подведешь меня? Я понимаю твой страх, но я не могу его испытать. Прости, что предала тебя...» Она заплакала. По-настоящему.
«Не плачь, прошу тебя, все это настолько невероятно...» Призрак обнял ее, и вдруг почувствовал настоящее тепло, исходившее от нее. Не хотелось уходить, хотелось быть с ней, позволить ей чувствовать и забыть о тьме.
Тем временем наступал рассвет: шаг за шагом... Небо стало сначала синим, затем пурпурным, листья на деревьях стали изумрудными, мир начал наполняться звуками и красками, а воздухе повеяло свежестью.
Солнце осветило старенькую крышу с облупившейся краской, и человека на ней: девушку, неловко согнувшуюся на бордюре, на ее лице было непонятное выражение – то ли отчаянной боли, то ли безграничного счастья...
Призрак, душа растворилась в своем теле, вновь став его частью.
«Можешь делать все, что захочешь, только больше не допускай этого, ты сильнее меня, правь изнутри моим сознанием, заставь кровь течь по жилам, заставь меня дышать... Душа не должна существовать отдельно от тела, они бессильны по отдельности. Так же как и части единого целого не могут существовать друг без друга. Я доверяю тебе, Призрак, не позволяй мне более терять контроль...»
***
Они не знали, почему были бессильны поодиночке. Почему были бессильны до этого. А я знаю. И ты теперь знаешь тоже.
Увы, я слишком много знаю. Слишком много об этой жизни. И стоя сейчас здесь, провожая взглядом стремительный поток воды, я не хочу ничего менять. Я ведь когда-то была частью великолепия и думала, что нет ничего прекраснее возможности плавать в этой реке. Но в одночасье она превратилась для меня в омут, стала ужасной и страшной. Это случилось, когда во мне зародилась пустота. Хотя и раньше меня отталкивало это течение, я никогда не чувствовала себя ужаснее, чем тогда.
Поэтому я не хочу возвращаться к этому течению, в котором когда-то, увлекшись, я потеряла себя. Не правда ли, нет ничего страшнее? Я берегу уязвимую душу, потому что знаю, на что она способна. Я не переживаю, что остаюсь в стороне от жизни, я счастлива. У меня есть нечто большее: осознание этой таинственной связи между душой и телом, осознание того, что она может быть разорвана.
Как жаль, что столько пришлось пережить, чтобы это понять... Хотя стоит ли жалеть?..
Черный отблеск
Однажды заурядный, но добрый мастер создал гитару. Это не была какая-то особенная гитара, это была одна из тех бесчисленных гитар, которые собирали мастера во всем мире. Но когда этот мастер, приладив все детали и натянув струны, решил проверить звучание, гитара издала странный, ни на что не похожий пронзительно-рычащий звук, и мастер тогда произнес: «Это наверно какая-то особенная гитара. Надо будет повозиться, что бы заставить ее петь». Но мастер не знал, почему так произошло, и уж, конечно, он не мог знать, что, когда гитару заставляли впервые звучать, она обретала душу.
Как и все гитары, она вскоре попала в магазин, где тут же оказалась в торговом зале. Она стояла на полке рядом с другими инструментами и постепенно начинала разбираться в происходящем. Тогда гитара узнала, что ее красивый блестящий черный корпус был привезен из Японии, и что это гораздо лучше, чем корейский красный корпус соседки. Все гитары с нетерпением ждали, когда же их заберут из магазина. Каждую из них ждала своя судьба, но судьба черной гитары почему-то все не решалась.
Проходили недели, а она все стояла на полке. Со временем цена становилась ниже, рядом появлялись другие, более современные гитары. А она все не понимала, почему ее, такую красивую и способную не замечают, тогда как обычные акустические, или сложные джазовые гитары уже были разобраны. Ее корпус начал блекнуть от постоянной обработки работников магазина, и становилось все грустнее, а ведь так хотелось запеть…
- Хм, нет, я не хочу синюю гитару, мне больше нравится классический черный.
- Посмотрите сюда, отличная корейская сборка, прекрасный корпус, качественный звук. Или вот эта, привезли только на прошлой неделе…
- Ух, ты, вот эта отличная!
- А ну да, правда, ее уже немного уценили, ее к нам привезли весной. Но гитара на самом деле прекрасная, не знаю, почему ее до сих пор не взяли.
- Я возьму ее!
Тут чьи-то аккуратные руки взяли гитару с полки, осторожно положили в утепленный чехол. Она почувствовала, как рядом положили примочку и несколько медиаторов. Она не сразу осознала, что мечта наконец-то осуществилась.
Когда ее достали из чехла, она увидела своего нового хозяина. Им оказался молодой светловолосый парень с красивой улыбкой. Сначала он поставил инструмент у стола, что бы гитара согрелась. «Какой заботливый», подумала она. Он бережно достал примочку, включил какую-то музыку, похожую на ту, что играла в магазине. Она внимательно вслушивалась и думала, что, скорее всего, ей предстоит зазвучать также. Она не заметила, как парень вышел из комнаты.
Вернувшись, он взял гитару и провел рукой по струнам. Издалось какое-то невнятное журчание. «Кажется, нужно тебя настроить».
Спустя несколько дней Никита вместе со своей новой гитарой отправился на репетицию к знакомой группе. Как выяснилось, им как раз был нужен гитарист со своим инструментом.
– Ну, давай, покажи, что ты умеешь.
Никита взял гитару и начал наигрывать «Smells like teens spirits». Она послушно издавала нужные звуки, и была счастлива от этой возможности.
– Хороший у тебя инструмент, но навыков у тебя маловато…
– Мне просто не хватает опыта…
– Ладно, мы репетируем каждый день с 6 вечера. Хотя можешь пока приходить через день.
Теперь гитара была постоянно в деле, и она уже просто не верила своему счастью. После учебы Никита сразу же брался за игру. Они разучивали песню за песней.
Вскоре гитара познакомилась со своими коллегами и их владельцами. Самым ближайшим ее другом стала такая же черная, но более массивная бас-гитара, они часто звучали в унисон. На ней играл Тема, немногословный, серьезный парень. Также в группе была еще одна гитара, более мудрая и опытная, соло-гитара. Она сама была очень эгоистичной и очень не любила, когда ритм-гитара звучала сильнее. На ней играл Кирилл, веселый парень, главный композитор группы. Все они строились под ударную установку. На ней играл Рома, невероятно энергичный, из тех, кто сам себе на уме. Фронтменом была Юля, вокалистка, ловко управлявшаяся с микрофоном. И необходимым дополнением в звучании были клавишные. Самый разнообразный и мелодичный инструмент. На них играла Наташа, она же была автором текстов. Гитара была счастлива от такой отличной кампании. Ей казалось, что она действительно какая-то особенная, и что теперь они с Ником покорят самые высокие вершины. Но однажды все перестало идти так гладко…
– Дурацкая гитара! Почему у меня не получается сыграть эту песню? Что за струны? Постоянно звук не строит. Наверно нужно было покупать ту синюю. Вот черт, теперь меня вышвырнут из группы.
Гитара испугалась, ей очень не хотелось подводить Никиту, и она решила стараться изо всех сил в следующий раз.
Почему-то следующие три дня парень вообще не подходил к своему инструменту, а только иногда говорил, что бесполезно играть на этой гитаре, потом он отдохнет, перенастроит ее и в бой. Вскоре позвонил Кирилл и позвал на репетицию. Однако у Никиты совсем перестало получаться, ребята начали срываться на него.
– Так если у тебя такой плохой инструмент, приобрети новый! Мне не нужны проблемы на выступлении из-за твоей примочки или что у тебя там…
В конце репетиции Ник был очень зол, даже забыл убрать гитару в чехол. Так она и мерзла рядом с ударной установкой.
– Ладно, не расстраивайся, сейчас приедут ребята, отдохнем, выпьем, а завтра ты обдумаешь и решишь, останешься ли в группе – сказала Юля.
– Ладно, – легкомысленно бросил Ник.
В гараже собралось много неизвестных людей, одни были в мрачно-черной одежде, другие оделись броско и вызывающе, а третьи одевались, словно на свалке: в растянутых штанах, порванных футболках, грязных кедах, но через десять минут их внешность перестала иметь значение. Они врубили громкую музыку, алкоголь буквально лился рекой, музыканты постоянно выпинывали вконец обнаглевших друзей курить на улицу. Гитара совершенно не узнавала своего хозяина – он просто сходил с ума, кажется, в мире людей это называется «отрываться по полной». Она вдруг вспомнила где-то услышанные слова «Содом и Гоморра, анархия и разврат». Когда весь этот кошмар кончился, музыканты еще долго приходили в себя, пьяный Ник забыл инструмент в гараже, и уехал на такси домой.
Синтезатор шепнул гитаре:
– Это обычное дело, они часто напиваются. Это же рок-музыка. Но твой сегодня облажался, и на следующей репе ему мало не покажется.
– Я чувствую себя виноватой. Он сказал, что проблема во мне.
– Знаешь, в этом мире нет незаменимых людей, а инструментов тем более. Если он правда верит в свои слова, то найдет тебе замену, а ты будешь ждать своего часа в шкафу.
Гитара удивилась словам синтезатора, но не поверила ему.
Никита пришел только через дня три, и не один, а вместе с неизвестной девушкой. Гитара обрадовалась возвращению парня, она была уверена, что сейчас он заберет ее домой, либо настроит и будет играть. Но нежные девичьи руки подняли успевшую запылиться гитару и затолкали в чехол, рядом оказалась и примочка. Ребята еще о чем-то говорили. Потом гитару подняли, и она оказалась за чьей-то спиной. Гитара очень огорчилась, она бы даже заплакала, будь у нее глаза. Она слышала женский голос, радостно сообщавший кому-то о «чудном приобретении». Она не знала наверняка, что будет дальше, и была очень обижена на Никиту. Ведь они с ним могли бы покорить весь мир, а он променял ее на выпивку и друзей, и даже не попытался что-то сделать с собой, дабы остаться в группе.
Когда гитара вновь увидела свет, вокруг нее было несколько человек – девушки и парень. Одной из них оказалась та светленькая, которая забрала ее от Никиты. Гитара была обижена, но этого никто не заметил, конечно же. Ее начали трогать, поворачивать, подключать, настраивать, играть на ней. Когда ее взяла в руки светленькая девушка, гитара внезапно почувствовала какое-то слабое тепло. Девушка сыграла два или три аккорда и глупо заулыбалась. «Ничего, научишься!» – молвил парень.
Ее звали Света, она любила легкую музыку, совсем не ту, что слушал Никита. Иногда из проигрывателя звучали совсем непривычные вещи. Их называют «попса», жаль, что Света не спрашивала гитару о ее предпочтениях. Это слащавое направление ей явно не нравилось. Но когда Света начинала играть, все равно что, мир заливался яркими красками. Она недолго, но часто играла гитаре, что-то учила, подбирала, постоянно держала рядом кучу листочков. Гитара была очень удивлена этому, но ей это нравилось гораздо больше, чем занятия Никиты. Света в основном сидела дома, но все же регулярно посещала репетиции, на которые почти никогда не брала свою гитару. А иногда по вечерам девушка громко хлопала дверью, падала на пол и сильно плакала, а потом, едва дыша, брала гитару и начинала напевать что-то мелодичное, грустное, позволяя слезам попадать на инструмент. Невозможно передать, что чувствовала в эти моменты гитара, она пыталась передать свою боль через звук, вторя боли девушки. Именно так родились композиции «Far, far away» и «Don’t know». Вскоре Света уехала на несколько дней. Когда после этого она впервые взяла гитару, то сказала: «Мы конечно выступили отлично, но лучше чем с тобой у меня не получается, так что теперь придется покупать тебе теплый чехол».
Так вот в чем дело! Она играла в группе, выступала со своими композициями, но не брала свою блестящую черную гитару! Теперь-то все будет по-другому.
Действительно, однообразные, скучные будни сменились постоянными репетициями, гитара познакомилась с новыми инструментами, они часто выезжали куда-то, и черная гитара даже исполняла несколько блестящих соло. Света брала какие-то награды, а выступлений становилось все больше, дороги становились все длиннее. Иногда гитара слишком сильно увлекалась реакцией публики и терялась, в эти моменты бас-гитара начинала возмущаться и гитара вновь подстраивалась под мелодию. Она больше никогда не играла ритм, только соло. Света действительно любила свою гитару и заботилась о ней. Но спустя много времени гитара заметила, что Света начинает требовать от нее невозможного, она стала подключать какие-то посторонние педали, постоянно меняла строй и эффект, часто рвались струны и отваливались рычажки, однако обычно гитаристка не придавала этому особого значения и не занималась такими «мелкими» проблемами.
– Нет, я не могу так ехать. Боюсь, в Польше что-нибудь да случится. У меня уже накопилась достаточная сумма, что бы купить новый инструмент. Но… эта гитара дорога мне как память.
– Ты сделала на ней классный рисунок, и мы уже достаточно прославились, так что можешь выгодно ее продать.
– Нет, я не могу этого сделать, Кать. Помнишь, Миша говорил о некоем мастере, который смог бы мне ее починить? Может хоть для репетиций сгодится?
Конечно, Катя помнила, о чем речь, но и гитара знала, о ком говорит Света. И вскоре ее опасения сбылись, она попала в руки… к Роме. Он хоть и был ударником, но прекрасно разбирался в инструментах и мог заставить звучать даже электровеник. Гитара и правда уже была в довольно потрепанном виде, ей был необходим отдых и лечение. Она очень боялась одной встречи, которая должна была произойти.
– О, Ромка, что эт у тебя? Очередная шабашка?
– А то! С концертами и провалившимся альбомом мы много не заработали.
– Дай посмотрю… Блин, она похожа на мою первую гитару…
– Не помню, чтобы на твоей был этот милый цветочек. А зато на ней была зарубка, помнишь, когда я поцарапал ее отверткой? – с насмешкой спросил барабанщик.
– Помню. И она тут есть, – почему-то со вздохом ответил Ник.
Он провел рукой по этому незажившему шраму, постоянно напоминавшему гитаре о человеческой грубости. Она помнила эти руки, этот гараж, она помнила все. Но не узнавала. Ник больше не был симпатичным белокурым парнем, он стал темноволосым, выбрил себе ирокез, проколол губу и выглядел как настоящий раздолбай. Даже во взгляде у него появилось что-то хитрое, злорадное, затуманенное. Ей было страшно. Но ничего поделать она не могла.
Рома отобрал у Ника гитару и начал осматривать ее. Никита сел рядом и затянулся.
– Зря я, наверное, ее продал…
– Конечно, зря. Она пела как птичка, а ты затыкал ее постоянно.
Это были именно те слова, которые гитара боялась произнести: он именно затыкал ее. Да, ее милый, хороший, одаренный Ник оказался не только гадким и мелочным, но и чрезвычайно самонадеянным.
Как ни странно, в руках Ромы ей было спокойно. Он поменял рычажки, несколько раз подключал ее, слушал. Она провела там еще несколько дней. Однажды она подслушала разговор, доносившийся с улицы:
– Что? Я вообще-то ее сделал. Нет, все в порядке, но она уже поизносилась. Так, когда ты заберешь ее? А, слушай, может она пока побудет здесь? Зачем человека дергать, я ее еще посмотрю. Вот и чудно. Удачно вам там выступить.
Это говорил Рома. Гитару опять бросили, а она ведь начала дышать по-новой, она еще способна покорить музыкальный Олимп. Но Света предпочла ей другую. Может Никита одумается?
– Прикинь, Тем, она в Лондоне выступает! И не заберет эту чертову гитару. Никита обрадуется, может, споется с ней, в конце концов. Прикинь, мне тут еще басуху подтащили, – как обычно с саркастическим смехом говорил Рома.
– Не, она не подлежит починке. Хотя, ты ведь знаешь, чем она может нам помочь! – крикнул из гаража Артем.
– Об этом и речь.
Никита на самом деле начал играть на гитаре, ей нравилось то, что он успел кое-чему научиться за этот год. Более того, они играли металл, самый настоящий, и гитаре приходилась узнавать много нового, она сама была удивлена, что способна так звучать.
– Знаешь, я не предполагал, что она столько добьется… – протянул однажды Ник, когда ребята вышли покурить.
– Никто не предполагал, – пожал плечами Кирилл.
– Парни, зря удивляетесь, они же играют панк-рок, розовые сопли в цепях. Если бы мы играли в этом направлении, то уже были бы круче Green Day, а вот они, играя металл, не сравнились бы с нами. Так что нечему завидовать, – Юля вмешалась со знанием дела.
– И в мыслях не было!
Гитара удобно расположилась на плече Ника, тот грамотно настроил ее. Как выяснилось, они снимали клип. Черная гитара впервые пробовала себя на этом поприще. Внезапно все всполошились, и столпились возле площадки. В центре показался Артем, он держал на плече не свою басуху, а ту гитару, которую принесли Роме на починку. Зазвучала страшная музыка, Тема сделал несколько резких движений и со всей дури ударил гитару об пол. От нее отлетел осколок, он ударил еще раз. Потом, то же самое проделал Кирилл. Когда у несчастной гитары отлетел гриф, парни приладили его на клей. И начали снимать, как они подкидывают басуху вверх. А потом они добивали ее до тех пор, пока она не рассыпалась на осколки. Черная гитара не могла поверить происходящему…
Вот зачем они оставили ее! Что бы поиздеваться и получить красивый кадр. Она буквально дрожала, и еще долго не могла забыть эту ужасную сцену. Когда настала очередь Ника, у гитары внезапно порвался ремешок, и она упала на пол, ребята заржали, но музыканта это не остановило и вскоре, не смотря на все свои старания и страдания, гитара оказалась перед камерой. Она совершенно не помнила, что там изображал Ник, ей все мерещилось, будто он так же подхватывает ее и ударяет об пол. Но этого не случилось. Довольный и уставший, Ник пошел курить, не выпуская гитару из рук. Она ненавидела табачный дым или алкоголь, которые иногда оказывались прямо на ней, но кто будет слушать гитару?
Спустя несколько дней Рома вновь начал проделывать замысловатые операции над черной гитарой. Вскоре пришла Света.
– Ну как? Рассказывай! – без особого интереса поинтересовался ударник.
– Отлично все, как иначе-то? Я тут подумала, я скоро вообще перестану дома появляться, так зачем она будет стоять у меня и пылиться? Как я поняла, с ней уже не выступить. Можете оставить ее у себя.
– Видимо, судьба мне на ней играть! – улыбнулся Никита.
– Наверное. Береги ее… – В ее голосе чувствовалась печаль, в голосе Ника злорадство, в голосе барабанщика безразличие.
«Она нарисовала на мне цветок и подписала «I love u», могла бы не утруждаться и написать просто «А Whore» – гитарой овладевало отчаяние. Ей хотелось закричать, но она не могла.
Спустя время, после редких репетиций, выступлений и записей, случилось страшное. Сначала гитара не поняла в чем дело, но все разъяснила бас-гитара.
Ее тогдашний владелец, Женя, увлекся опасными веществами. После одного из концертов, в самый разгар последующего корпоратива, его нашли бездыханным с размазанным по лицу белым порошком. Это был конец. Конец группы.
А ведь черная гитара любила эти непонятные, скомканные репетиции, хоть и дивилась тому, как равнодушно музыканты относились к своему делу. «Люди не способны изменяться даже с течением времени. Если в них что-то есть, этого не отнять. Будь то гениальность, трудолюбие, или тяга к пороку». И правда, «The Quit Similar» не хотели делать музыку, они хотели, что называется, куражить.
После окончательного на этот раз распада группы, все инструменты распродали. Кому-то повезло попасть в чьи-то музыкальные руки, а кого-то разбирали для починки других инструментов. Ну, а особо невезучих ждала участь той басухи из клипа.
Наша гитара оказалась из первых. Ее купили странные парни из группы с незамысловатым названием «Jo». Кудрявый вокалист-гитарист Пашка сразу проявил опыт игры на гитаре, чему последняя была несказанно рада.
Можно долго рассказывать о начавшейся жизни гитары: репетиции, записи, выступления, бесконечный софт-рок, который ей пришлось исполнять. Группа даже взяла несколько наград, в том числе и в номинации «Лучший гитарист». Прошло несколько лет размеренного существования, и все-таки гитара побывала за границей – ребята съездили в Украину, Болгарию и даже Германию, и она была счастлива этому. Она любила Пашку, старательно исполняла все партии, а он любил ее. Благодаря его заботе она прожила еще почти 4 года. А потом, когда она окончательно вышла из строя, он отколол кусочек ее корпуса с выгравированным цветочком и сохранил его у себя.
Да, с одной стороны действительно необычная история обычного (а обычного ли?) инструмента. А с другой, гитара не играла на мировых сценах, ее не держал в руках Джо Сотриани, она не попадала в списки лучших гитар, не стала первой гитарой, полетевшей в космос, с нее не ваяли памятников. Ничего этого не было. Она просто прошла долгий тяжелый путь, была и в раю и в аду, не каждая гитара через это проходит. Но…
У нее ведь была мечта: она хотела слиться с каким-то целеустремленным, талантливым музыкантом, с которым бы они прошли огонь и воду, которого она могла бы учить и который мог бы научить ее. Она должна была зазвучать в разных уголках мира с миллионов копий альбомов, название группы должно было оказаться в первых строчках среди самых успешных рок-групп. Но нет…
Она могла бы, но Света предпочла пробиваться без нее. Она могла бы, но для Никиты музыка была лишь путем к красивой жизни. А с Пашей не могла. Его группа не хотела этого, их планка была гораздо ниже. Ей было суждено смириться с тем, что было. Интересно, рад ли будет мастер-создатель, когда прочтет эту историю?
Жаль, никого не волнует мнение гитары…
P.S. Черную гитару ждал отнюдь не самый плохой конец, и она это знает. Другую гитару после «The Quit Similar» взяла какая-то попсовая группа. Да, она объездила весь мир, но от нее требовалось знание пяти аккордов и трех нот для соло.
Синтезатору посчастливилось вместе с ударкой попасть к одним потенциально успешным музыкантам, но так они и забылись в холодном подвале. Единственный звук, радовавших их – это шелест полиэтиленовых пакетов, которыми они были накрыты, да шум ветра с улицы. Не было даже пения птиц. Когда горе-рокеры решили их продать, дабы раздобыть денег для чего-то подешевле, инструменты уже не могли издать ни звука.
Комментарии к произведениям.
Безликая.
Идея к «Безликой» родилась во время моего пребывания в Болгарии. Я влюбилась с первого взгляда в эту страну. Особенно в природу. Крыша, описанная в рассказе, – это крыша отеля, в котором мы жили. После отбоя, до полуночи я любила подниматься туда. Ночи в Болгарии обычно теплые, и ничего не мешало мне находиться там, слушая шелест листвы, стрекот сверчков, общаясь с луной. Дело в том, что я уже была в Болгарии до этого. Вернувшись, я начала чувствовать, что мне очень не хватает той атмосферы, будто часть меня осталась там. Это настроение отражено в словах одной из героинь рассказа. Конечно, никакого чердака в отеле не было и в помине, но Муза потребовала ввести его в повествование.
Не так просто объяснить значение «Безликой». Безликая – лишенная лика, лица, личности. Крыша – это скорлупа, из которой мы не можем выбраться. Чердак – это шанс, который не всегда используется. Я думаю, что не сложно разгадать метафору первой части рассказа, где река – это сама жизнь.
Черный отблеск.
Идея к следующему рассказу родилась совершенно внезапно, на репетиции. Я играю в рок-группе на синтезаторе, и однажды я представила себе диалог между гитарой и бас-гитарой. Эта аллегория и стала основой для произведения. Все персонажи вымышленные, но история вполне реалистичная.
Очень часто мы не задумываемся о простых, привычных вещах, окружающих нас и небрежно относимся к ним. На самом деле интерпретировать рассказ можно так: инструмент – это человек, желающий чего-то достичь. Его владелец – человек, от которого зависит реализация этого желания. Очень часто их цели не совпадают, и итог бывает весьма печальным. Это история о ценностях, выборе и мечте.
Как напиться обезьяне?
Зимовье зверей
Весёлая кукушка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Домик зимней ночью