Практико - ориентированный проект "Стань поэтом".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.22 МБ |
![]() | 62.5 КБ |
Слайд 1
Стань поэтом! Интеллектуальная игра для творческих умовСлайд 2
МЕНЮ Немного теории Творческая практика Это интересно!
Слайд 3
Немного теории Стихотворные размеры Основные виды рифмовки
Слайд 4
Стихотворные размеры Двусложные Трёхсложные
Слайд 5
Двусложные стихотворные размеры Ямб Хорей
Слайд 6
Трёхсложные стихотворные размеры Дактиль Анапест Амфибрахий
Слайд 7
ХОР Е Й - двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог Пример: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя Стопа
Слайд 8
Я МБ - двусложный размер стиха с ударением на 2-ой слог Пример: Я вам пишу, чего же боле, Что я могу ещё сказать? Стопа
Слайд 9
Д А КТИЛЬ - трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог Пример: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Для тех, кто увлекается танцами и музыкой: ритм стихотворения, написанного размером дактиля, в точности повторяет ритм вальса . Вы даже можете попробовать переложить такое стихотворение на какую-нибудь известную вам вальсовую мелодию. Получится очень красиво! Для справки: Термин да́ктиль происходит от греческого δάκτυλος «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
Слайд 10
АН А ПЕСТ - трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог Пример : О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Стопа Для справки: Термин да́ктиль происходит от греческого δάκτυλος «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
Слайд 11
АМФИБРАХИЙ - трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог Пример : На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (М. Ю. Лермонтов) Стопа Шпаргалка на заметку: А на́ пест , а на́ пест , а на́ пест - Вот та́к амфи бра́ хий зву чи́т . Григорий Кружков
Слайд 12
Основные виды рифмовки Параллельная Перекрестная Опоясывающая
Слайд 13
Параллельная: Сижу за решеткой в темнице сыр ой . а Вскормленный в неволе орел молод ой , а Мой грустный товарищ, махая крыл ом , б Кровавую пищу клюет под окн ом … б
Слайд 14
Перекрестная Я помню чудное мгновень е: а Передо мной явилась ты, б Как мимолетное видень е, а Как гений чистой красо ты. б
Слайд 15
Опоясывающая (кольцевая): Что в имени тебе мо ем? а Оно умрет, как шум печальн ый б Волны, плеснувшей в берег дальн и й , б Как звук ночной в лесу глух ом. а
Слайд 16
Определите размеры стиха У людей-то в дому – чистота, лепота… Скажи-ка дядя, ведь не даром Мороз и солнце, день чудесный! На заре ты её не буди… Шумела полночная вьюга… Лес стянут по горло петлёю пернатых… АНАПЕСТ ЯМБ АНАПЕСТ АМФИБРАХИЙ ЯМБ АМФИБРАХИЙ
Слайд 17
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Минутка творчества
Слайд 18
Перед вами отрывок из стихотворения С.А. Есенина, только не совсем обычное. Оно разделено на два столбца. В левом столбце указана общая форма стихотворения, которая должна получится, и рифма. Также показаны сильные «!» и слабые «_» доли. Руководствуясь этой подсказкой и здравым смыслом необходимо вставить пропущенные фразы из правого столбца. !_!_! не спится, !_!_! на лужок. !_!_! зарница !_!_ поясок . !_! береза-свечка !_!_ серебра . !_! , мое сердечко, !_!_ гусляра . т емна ноченька, слушать песни , распоясала, на бугре, в пенных струях. в лунных перьях , выходи, в ыйду к речке. Минутка творчества Задание 1
Слайд 19
Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре береза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, мое сердечко, Слушать песни гусляра. Задание 1
Слайд 20
Давайте порассуждаем на тему дороги и путешествий по нашей бесконечным просторам нашей Родины. В задании предложены рифмующиеся слова, с которыми нужно попробовать составить полноценное четверостишие. При желании любое слово можно заменить другим, подходящим по рифме. Действуйте творчески! Минутка творчества Задание 2 …………………….путь …………………….поезда …………………….уснуть …………………….звезда
Слайд 21
Вот, что получилось у меня: Покинут перроны и вновь в дальний путь Отправятся с них поезда. В купе духота, как всегда не уснуть, Лишь в окнах маячит звезда. Задание 2
Слайд 22
Минутка творчества Ниже приведены слова, ударение которых падает на третий слог. В первую очередь ответьте себе на вопрос: какой стихотворный размер является наиболее подходящим для сочетания таких слов? Постарайтесь составить из этих слов четверостишие. Если этих слов не хватит для выражения вашей мысли, вы можете заменить их, или вставить свои слова. Главная цель – добиться единого ритма. Задание 3 человек , весну ,сбудутся ,удача, прошагал ,мечты , возвестил, пусть, соловей, по улице, возвестил, нынче, твои, блесну.
Слайд 23
Вот, что получилось у меня: Человек прошагал по улице, Соловей возвестил весну! Пусть мечты твои нынче сбудутся, И удача зацепит блесну! Задание 3
Слайд 24
Заведите себе тетрадку, в которой будете записывать различные рифмы к словам. Таким образом, у вас соберётся свой личный «каталог поэта». Кто знает, быть может в минуту, когда посетит муза, эти наработки сильно выручат вас! А пока что первое слово, к которому вам необходимо придумать как можно больше рифм - слово «кляуза»! Дерзайте! И не забудьте предложить каждый своё слово, к которому все должны придумать как можно больше рифм! Минутка творчества Задание 4
Слайд 25
Это интересно! Цифровые стихи В литературе есть такое интересное явление, которое называется цифровые стихи. Не знаю, можно ли это назвать искусством, каждый пусть решит сам. Но, однозначно, они очень помогают прочувствовать единый ритм стихотворения! Попробуйте прочитать с выражением приведённые далее цифровые стихи А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Вам должно понравиться!
Слайд 26
Это интересно! 14 126 14 132 17 43... 16 42 511 704 8 23 170 16 39 514 700 142 612 349 17 114 02 Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел - Катиться дальше, вниз. Цифровые стихи С.А.Есенин
Слайд 27
Это интересно! 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Цифровые стихи А.С. Пушкин
Слайд 28
Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк, Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, Молчаньем манит мутный мрак. Мне метит мели мировые Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк. Это интересно! Тавторгамма В. Брюсов Тавтогра́мма — литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
ул. Ленина, 13 телефон/факс 8(34675) 4-02-01
Районный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ в рамках «Проектной декады- 2014»
Районный конкурс
практико – ориентированных проектов.
Проектная работа
Тема: „Создание интеллектуальной игры «Стань поэтом!»»
Возрастная категория: 5-8 классы
АВТОР:
Лисицина Карина Валерьевна,
учащаяся 7 Б класса МБОУ СОШ п. Пионерский.
Д/а: п. Пионерский, ул. Солнечная 16,
телефон: 89505081997
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Лисицына Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Пионерский
Д/а: П. Пионерский, ул. Ленина, 4 А /2,
телефон: 4-07-05; 89519760025
п. Пионерский
2014 год
Содержание.
Содержание……………………………………………………………………………...2
Введение………………………………………………………………………………....3
Ход работы………………………………………………………………………………6
Предполагаемый результат и возможность развития………………………………..7
Отзывы…………………………………………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………….. 11
Введение.
Актуальность проблемы
Говорят, что талант не купишь ни за какие деньги.
Ещё говорят, что успех в каком- либо деле – это 1 процент таланта и 99 процентов труда.
А что, если люди, которые считают, что они не талантливы, на самом деле ошибаются? Что если им недостаёт всего лишь 99 процентов труда?
Творчество – это, на самом деле, тоже труд! Огромный труд над собой: над своим внутренним миром, над образом мыслей, над красотой своей речи. А залог такого труда – это всего лишь большое и искреннее желание овладеть тем или иным мастерством.
Может быть, сначала выходит нескладно, но не надо опускать руки. Необходимо всегда адекватно оценивать свой уровень, но, не увидев высоких результатов, не стоит отчаиваться! Ведь и музыканты, и актёры, и певцы тратят много лет на то, чтобы оттачивать твоё мастерство.
В своё время мне было очень интересно познакомиться с миром поэзии. Готовясь к районной олимпиаде по литературе, вникая в сложные понятия, стараясь применить их на практике, у меня возникла идея упорядочить свои знания и поделиться ими со всеми, кому будет интересно.
Я начала задумываться: в какой форме лучше преподнести информацию, какие придумать практические задания, чтобы от них был результат.
Таким образом, мною были составлены несколько упражнений по тем методам, которые помогли мне самой освоить некоторые понятия и применить их на практике.
Многие скажут, что писать стихи – это дар, и что бесполезно человека нагружать теорией и заданиями, если в нём нет способностей к творчеству. Я с этим не буду спорить, однако замечу, что, прежде чем у человека начнёт появляться что-то своё, он должен тщательно изучить творчество всех предшественников. Пропустить через свою голову множество каких-то типовых решений, фраз, прежде чем из глубины его души начнёт проявляться что-то индивидуальное.
Для того чтобы стать хорошим поэтом, я считаю, необходимо хорошее чувство ритма, широкий кругозор, большой словарный запас, умение увидеть интересное вокруг, наличие образного мышления. Хочу заметить, что такой солидный набор качеств не помешало бы иметь любому уважающему себя человеку.
Данный проект я бы хотела представить своим одноклассникам, учащимся, посещающим факультативы по литературе в рамках подготовки к предметным олимпиадам с целью пробудить их интерес к творчеству, а также развивать самой навыки в стихосложении и умении донести свои знания окружающим.
Кто знает, может быть, в результате в ком-то проснётся живой интерес и ещё одна жизнь преобразится? Ведь поэзия помогает раскрыть человеку его внутренний мир, который, порой, для него самого является загадкой. А сколько там интересных мыслей, глубин, переживаний! Такое самовыражение помогает человеку избавиться от многих комплексов, найти себя, стать личностью.
Цель и задачи.
Исходя из всего этого, я вижу цель данного проекта в том, чтобы пробудить интерес сверстников к литературе, желание к творчеству, а также упорядочить и расширить свои знания в области поэзии.
Данная цель будет реализована посредствам решения следующих задач:
- изучение теоретического материала;
- изучение особенностей поэтического мастерства;
- разработка концепции игры;
- оформление игры в виде презентации.
Этапы работы над проектом.
Формы и методы работы.
Ход работы.
Подготовку к своей работе я начала уже давно, с тех пор, как написала первое своё стихотворение. (Участвовала в 2012 году в конкурсе проектных работ с творческим проектом «Создание клипов – презентаций к стихам» и заняла 1 место в своей номинации). С течением времени, особенно готовясь в этом учебном году к районной олимпиаде по литературе, я стала приобретать какие-то знания по теории, затем, старалась их применить. Все эти знания накапливались, пока в один момент у меня не появилось желание их систематизировать и поделиться с одноклассниками.
Когда в моей голове родилась идея создать такую игру, в которой бы сочетались элементы теории, практики и творчества, я поставила перед собой вопрос: чему можно обучить? Действительно, это очень важный вопрос, потому что вряд ли можно кого-то научить писать стихи в целом, но, например, справиться с какими-то конкретными задачами вполне реально. А дальше всё будет зависеть от самого человека, насколько хорошо он будет работать над собой. В результате таких размышлений я выделила главные пункты в поэзии. Во- первых, чувство ритма, во-вторых, большой и разнообразный словарный запас, в – третьих, умение видеть и создавать образ. Я считаю, что это такие базовые моменты, которым можно обучить.
Опираясь на эти выводы, я стала думать над структурой заданий. Не хотелось, чтобы они были направлены только на то, чтобы «поднатаскать» человека, но, в первую очередь, на то, чтобы научить его думать, потому что в поэзии не существует правильного или неправильного варианта. Поэзия – это совокупность смысла, ритма, благозвучности, образности. Всё это отдаётся на суд читателю. И вот в этом кроется самое главное. Поэтому нужно очень хорошо уметь думать, подбирать правильные слова, создавать сильные образы. Мои задания направлены на развитие творческих способностей и на приобретение теоретических знаний.
Я отобрала самые базовые понятия, с которыми необходимо познакомить ребят для первоначальных результатов. Оформила эту информацию в программе Power Point при помощи гиперссылок.
После этого было необходимо разработать задания. Для этого отобрала материал: стихи известных поэтов и свои. Затем соединила теорию и практику вместе.
Готовый продукт был предоставлен вниманию учеников класса. Состоялся урок, посвящённый этой игре. Было очень весело и увлекательно. Ребята с большим энтузиазмом проявляли творчество и высказывали свои идеи. Я думаю, что с собой, кроме знаний, с урока они унесли желание писать стихи.
Обязательным пунктом своеобразной проверки нашей работы был опрос учащихся. Причем, данные вопросы я задавала до начала игры, и уже после.
Вот вопросы и ответы, полученные мною до проведения игры.
95% - нет
5% - да
15% - да
85% - нет
80% - да
20% - безразлично
70% - да
30% - безразлично
В вот ответы, полученные мною после проведения игры.
70% - нет
30% - да
30% - да
70% - нет
95% - да
5% - безразлично
95% - да
5% - безразлично
Результаты опроса обрадовали, так как нельзя не заметить перемены, произошедшей в мышлении некоторых ребят. В них появился живой интерес к этому делу, и, возможно, даже уверенность, что и им доступно быть творческим человеком! А раз так, то изменилось и отношение к поэзии, так как ребята увидели, что умение творить помогает приобрести уверенность в себе. У некоторых ребят начало уже что-то получаться, и какова была их радость, когда это оценили окружающие!
Предполагаемый результат и возможность развития.
Данный проект имеет все возможности для развития, так как его можно бесконечно дополнять новыми заданиями и сведениями о теории. Это и входит в мои дальнейшие планы, так как в данном проекте рассмотрены только базовые понятия. Как известно, нет предела, для совершенствования.
Также можно отметить направленность данного проекта на помощь в подготовке к олимпиаде по литературе, к экзамену в формате ЕГЭ и ОГЭ. Результатом работы хотелось бы видеть повышение интереса к литературе, к родному языку, расширение кругозора учащихся. Ну и, конечно же, получить удовольствие от творчества!
Отзывы.
Староверов Владимир, ученик 7Б класса, одноклассник.
Мне очень понравилась игра-викторина, которую провела с нами наша одноклассница Лисицина Карина. Я оказался в списке активных участников и с удовольствием попробую создать подобное, только по истории, так как я хочу участвовать и в дальнейшем на олимпиадах по истории.
Тарасова Светлана, ученица 7Б класса, одноклассница.
Так здорово! Необычная форма увлекает. На следующий год я тоже планирую принять участие в олимпиаде по литературе и благодаря занятию по игре, предложенной Кариной, я обогатила свои познания по любимому предмету.
Ульрих Т.М., учитель русского языка и литературы.
Так необычно! Учитываются возрастные особенности учащихся. Я предложу эту викторину в своем классе, так как мною обозначена проблема участия наших учеников на олимпиаде по литературе в последние годы.
Заключение.
Мы привыкли жить среди стереотипов, которые на нас налагают с раннего возраста. Этот человек умный, а этот не очень, этот человек талантлив, а этот – нет.
Возможно, всё совсем не так. А что, если кому-то нужен просто шанс? Если человеку нужно просто, чтобы кто-то в него поверил, чтобы ему удалось поверить в самого себя?
Никогда не нужно верить, если кто-то тебе говорит, что у тебя это не получится, или тебе это недоступно, потому что ты не талантлив. Нет на свете людей, у которых бы не имелось таланта! Просто проявляется он у всех в разное время и в разной степени. Но никогда не поздно найти ключик к самому себе, к сокровищам своей души!
Я надеюсь, что мой проект помог кому-то обрести горячее желание писать стихи, творить, радоваться и радовать окружающих!
В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций ребятам, которые будут выражать свои мысли в творчестве.
Больше читайте хорошие стихи, и вообще хорошие книги, не стесняйтесь учиться у мастеров. Расширяйте свой словарный запас. Можно даже для этого завести специальный блокнотик. Старайтесь не использовать банальные и всем приевшиеся рифмы. И, прежде чем начать что-то писать, определитесь с темой.
Учитесь видеть во всём прекрасное, светлое, доброе, тогда невольно через ваше творчество будет излучаться добро. А этого так сегодня не хватает – прекрасных образов! Мы, на сегодняшний день переполнены негативом и страхом. Поэтому, если вы приобретете добрые мысли, создадите доброе творчество, то вам удастся преобразить этот мир!
А теперь — мультфильм
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Привередница
Разноцветное дерево
Загадка Бабы-Яги