Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.ШагонараУлуг-Хемскогокожууна Республики Тыва
Тема научно-исследовательской работы:
«А.С.Пушкин в творчестве Нади Рушевой»
Выполнила:ученица 8 «б»
класса ШырбанАянмаа
Руководитель: Бурукей Ю.Б.
Шагонар 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………….….…….….……3
Глава I………………….…………………………………….……………….……….……4
Глава II.…………………………………………………………………………….…..…...5
Заключение…………………………………………………………………………..….….9
Список литературы……………………………………………………………………..…10
Введение
Надя Рушева родилась в городе Улан-Баторе в семье советского художника Николая Константиновича Рушева (1918—1975). Её мать — первая тувинская балеринаНаталья ДойдаловнаАжикмаа-Рушева (1926—2015). Летом 1952 года семья переехала в Москву.
Надя начала рисовать с пяти лет, причём никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане»Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
Новизна
Работы юной художницы используется на уроках ИЗО, литературы и других внеклассных работах, на кружках.
Цели исследования:
1. Показать неповторимый талант труда юной рисовальщицы.
2. Воспитание чувства гордости Нади Рушевой.
3. Надя Рушева - пример подрастающему поколению нашей родины.
План научно - исследовательской работы:
1. Роль семьи в развитии художественного таланта Нади.
2. Надя - 1 детский иллюстратор искусства РФ
3. Пушкин – любимый поэт художницы.
Глава I
Биография
Надя Рушева родилась в городе Улан-Батор (Монголия) в семье деятелей советского театра, направленных в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.
Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше.
Её мать — первая тувинская балерина Наталья ДойдаловнаАжикмаа-Рушева, отец — театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. В Монголии родители работали в художественном училище: отец — художником-инструктором театра и педагогом, мать — педагогом-балетмейстером.
Летом 1952 года семья переехала в Москву.
По-монгольски имя Надежда - Найдан означает "вечноживущая". Так всегда и звали миловидную девочку монгольские друзья родителей.
Глава II
Жизнь Пушкина в рисунках Нади Рушевой
Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, любимый многими, любимый и юной художницей Надей Рушевой, которая создала более 300 рисунков, связанных с ним. Более300 великолепных работ, очень точно передающих пушкинский дух. Самую суть его.
Пушкин. Он впервые вошёл в жизнь девочки своими сказками. Сначала были рисунки к стихам и сказкам, которые ей читали дома. Потом на листах альбома появились её раздумья о жизни поэта. Надя проводила целые дни, набрасывая эскизы на тему «Пушкин в кругу семьи».
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в Москве – сердце России. В 1799 году 26 мая (6 июня по новому стилю) в старинной дворянской семье, у Сергея Львовича Пушкина и супруги его, Надежды Осиповны, в доме на Немецкой улице, родился сын, которому дали имя Александр. Это и был будущий великий писатель А.С.Пушкин.
Всю недолгую жизнь Нади творчество Пушкина сопровождало её. Неутомимая совершенно, она жаждала узнать как можно больше, стремилась посетить интересные места, открывала для себя мир и высказывала свое видение в рисунках. Очень точных, изящных, словно дышащих, живых. Рисунках, отражающих все, что она знала и любила. Надя всегда рисовала, пока еще свежи были впечатления. Её отец Николай Константинович Рушев вспоминал: Подошли к Лицею. Он всё ещё за строительным забором. Но в дворцовом флигеле недавно открылись четыре этажа Всесоюзного музея Пушкина. С хорошим экскурсоводом осмотрели его. Во время осмотра Надя успевала рисовать авторучкой в блокноте. [1, стр.20] Юная художница часто рисовала сразу по прочтении, пока образы не ушли. Это важно отметить, так как свежесть ее образов возникает именно из первого впечатления, а потом уже к этому образу что-то прибавляется, персонаж становится более чётким, продуманным, но остается «незамыленным».
Пушкиниана — один из лучших Надиных циклов. Он очень выразительный и точный, однако, при этом в нем нет тяжеловесной перегруженности. Все рисунки выполнены свежо, словно через незамутнённую призму юности. Герои Пушкина в исполнении Нади выглядят так, будто это сам великий поэт нарисовал их на полях своих стихов. Однако в этом нет вымученного копирования манеры. Наоборот, все рисунки подвижны, легки и совершенно неповторимы.
Важно рассмотреть отдельные рисунки, ведь о творчестве Рушевой в целом можно говорить долго. Надя много изображала жизнь Пушкина, его детство, юность, учёбу в Царскосельском лицее, общение поэта с детьми.
Многие рисунки о детстве Пушкина созданы специально для А.И. Гессена. Он говорил Наде: Я сейчас пишу новую книгу о Пушкине — «Жизнь поэта». Замыслил ее иллюстрировать лишь его рисунками. Но до 20 лет он не рисовал! Что же я дам в первых главах: «Детство» и «Лицейский Парнас»? Вам, Надя, придется подойти именно к пушкинским рисункам, их надо изучить. Для пробы я предложил бы Вам прочитать отрывок рукописи «Пушкин в цыганском таборе». Или вот такой сюжет: Пушкин искупался в Днепре в Екатеринославе и видит двух убегающих от стражи разбойников, «скованных цепью». Или нет — сразу дам Вам «Детство» и «Лицей». [1, стр.120]
Гессен вдохновил юную художницу, дал ей тему для рисунков, хотя потом и отказался от ее иллюстраций.
Надя изображает Пушкина чуть ли не с младенчества. Можно отметить несколько её рисунков под общим названием: «Здравствуй, 19 век!», на которых Пушкин совсем малыш. На нескольких эскизах виден поиск образа, и, наконец, окончательный вариант: Надежда Осиповна как будто протягивает сына будущему.
Потом были изображения Пушкина с его старшей сестрой Олей, чей образ достаточно часто можно увидеть у Нади.
Особенно занимал художницу лицейский период в жизни А.С.Пушкина. Рисунков, посвященных ему, достаточно много, вероятно, потому, что сама Надя была тогда приблизительно в том же возрасте, что и поэт. Было создано множество портретов Александра Сергеевича: в 13, 14, 15 лет.
Надя часто изображала Пушкина с друзьями, не упустила она из виду и первую любовь Александра Сергеевича - Катеньку Бакунину.
Надю очень волновало, соответствуют ли её рисунки манере Пушкина. Николай Константинович вспоминал, как она спрашивала у него: «Пап! Не видал ли ты в рисунках Пушкина фигур в полный рост? (Кроме Онегина и поэта), многофигурные композиции? (кроме пяти повешенных...), пейзажи? (Кроме сломанного дерева), архитектуру (кроме Лицея)? И в особенности — портреты в фас или в три четверти? Я пока встречаю у Пушкина одни лишь профили... А мне-то нельзя иллюстрировать только профилями? Видимо, сейчас у меня мало материалов». [1, стр.125]
Следующий период — молодость поэта (до свадьбы с Натали Гончаровой) — представлен меньшим количеством рисунков, однако следует отметить, что в большинстве своем это многофигурные композиции, на которых Пушкин изображается с Анной Керн, Амалией Ризничи некоторыми другими своими возлюбленными. Или же мы видим поэта в обществе: «У Волконской», «Пушкин в семье Раевских»... Следует отметить, что на рисунках Нади, начиная с изображения этого периода жизни поэта, Пушкин иногда предстаёт с заштрихованным или залитым цветом лицом, это даёт возможность предположить, что художница акцентирует внимание на облике поэта в целом, а не на чертах его лица.
Жизнь Пушкина с Натальей Николаевной — тоже обширно представленный период. Наде Рушевой очень нравилась Натали Гончарова-Пушкина. Н.М.Еропкина, которая знала Наташу еще в юности, писала о ней: Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить её стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. <…> Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Всё было commeilfaut — без всякой фальши. И это тем более удивительно, что того же нельзя было сказать о её родственниках. Сёстры были красивы, но изысканного изящества Наташи напрасно было бы искать в них. Отец слабохарактерный, а под конец и не в своём уме, никакого значения в семье не имел. Мать далеко не отличалась хорошим тоном и была частенько пренеприятна… Поэтому Наталья Николаевна явилась в этой семье удивительным самородком. Пушкина пленили её необычная красота, и не менее, вероятно, прелестная манера держать себя, которую он так ценил. [2, стр.211] Юная художница смогла передать все, о чём упоминала Н.М.Еропкина. Наталья Гончарова на рисунках Рушевой не только потрясающе красива, но и необычайно изысканна. Во всех рисунках Натали, как облако — лёгкая, воздушная, великолепная. Видно, что Надя очень любит и уважает Гончарову, несмотря на довольно распространенное среди поклонников поэта негативное отношение к ней. Многие винят Наталью Николаевну в смерти Пушкина, Анна Ахматова, например, говорила о Гончаровой так: Пушкин спас репутацию жены. Его завещание хранить её честь было свято выполнено. Но мы, отдалённые потомки, живущие в то время, когда от пушкинского общества не осталось камня на камне, должны быть объективны. Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккеренов в преддуэльной истории. Без её активной помощи Геккерены были бы бессильны. И многие так считали. Несомненно, Надя знала об этой точке зрения, но общественное мнение не влияет на нее. Девочка рисует, как чувствует — только своё восприятие и самого Пушкина, и всех тех, кто окружал его и его героев.
Также Надя рисует множество портретов поэта с Гончаровой, сюжетные сцены, где они изображены вдвоем, например, «Первый бал Н.Гончаровой и А.Пушкина».
Множество сцен из семейной жизни поэта — это многофигурные композиции, на которых обычно присутствуют сам поэт, его жена и дети, иногда няньки, друзья семьи и некоторые другие.
Надя очень любит и уважает поэта, она, несомненно, прониклась духом жизни Пушкина. Во время посещения его квартиры на Мойке, она говорила: Он присутствует здесь. И его семья. Будто мы зашли и не застали их дома… [3]
Надя великолепно чувствовала ту эпоху и жизнь самого Пушкина. Это было ей близко и понятно. Возможно, именно поэтому юная художница так хорошо передавала образы пушкинского окружения.
Несколько композиций посвящено смерти поэта. Видно, что это событие очень трогало Надю. Она изображает Наталью Николаевну в трауре, плачущих детей, самого умирающего Пушкина. Также есть несколько портретов, на которых представлены люди из ближайшего окружения поэта. Так, например, родители Пушкина изображены несколько отличающимися от своих реальных прототипов, такими, какими их видела сама Надя. Гессен говорил ей: «Родители Пушкина» — не похожи... Нужно точнее проверить по документам. [1, стр.120]
Однако ценность Надиных рисунков не в документальной точности. Наоборот, она сама выбирает важнейшие черты, даже более черты характера, чем внешности, и передает их линией.
Можно отдельно рассмотреть портреты врагов Пушкина, самые известные из которых — «Портрет Николая» и «Портрет Нессельроде». Они изображены отчасти комичными, но при этом действительно неприятными, отталкивающими. Точно переданы и их отношение в Пушкину, и Надино отношение к ним.
Существует множество портретов Пушкина, на которых он читает или пишет стихи. И на всех них Наде великолепно удалось показать одухотворенность, движение души писателя. Это достаточно сложно передать. Но у Нади это вышло совершенно естественно, как единый цельный творческий порыв.
За эту короткую жизнь у Нади было 15 персональных выставок - в Москве, Ленинграде, Варшаве, Артеке.
В 70-е годы выставки Надиных работ объехали более ста городов России, несколько больших выставок было в Польше, Америке, Германии, Японии.
Заключение
Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание. Она умерла в больнице из-за разрыва сосуда головного мозга и кровоизлияния в мозг. Врождённый дефект сосуда головного мозга оборвал её жизнь в 17 лет.
Надю похоронили на Покровском кладбище.
Прожив немногим более 17 лет, Надя оставила после себя огромное духовное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики.
Мне кажется, что именно она смогла очень точно проиллюстрировать произведения Пушкина. Думается, что манера рисования Рушевой как нельзя лучше подходит для иллюстрирования произведений великого поэта и точно отражает характеры героев, обстановку и все происходящее. Эти рисунки — самая точная интерпретация пушкинских героев, ведь именно Наде удалось духовно приблизиться к поэту. «Рисовать — это потребность такая, — говорила Надя, — рисовать, что хочешь и сколько хочешь!» Наверное, то же самое мог сказать о себе и Пушкин. Он не мог не писать стихи, а Надя не могла не рисовать. Здесь мы, наверное, наблюдаем близость в самих истоках творческого порыва. И у великого поэта всех времён, и у девочки-художницы XX века творчество рождалось в душе, образы становились частью их существа. Надя сказала как-то о своих рисунках: Я их вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести. Я всегда живу жизнью тех, кого рисую. [1, стр.13] Наверное, поэтому произведения этих двух таких далёких и таких близких людей останутся в веках и будут все так же наполнять трепетом сердца людей.
Список литературы
1. Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери. — М.: ТЕИС,2007.—240с.
2.Раевский Н. А.. Избранное. — М.: Художественная литература, 1978.
3. Документальный фильм «Тебя, как первую любовь…». — Ленинград, 1969.
4. Фотографии из архива музея.
Интернет-ресурсы
1. http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid
2. 1september.ru/1999/39/4-1.htm
Вложение | Размер |
---|---|
pushkiniana_nadi_rushevoy_-_na_sayt.ppt | 2.73 МБ |
Слайд 1
А.С.Пушкин в творчестве Нади Рушевой Выполнила: ученица 8 «б» класса Шырбан Аянмаа Руководитель: Бурукей Ю.Б. МБОУ СОШ №1 г.ШагонарСлайд 2
Цели и задачи: расширять знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина и Нади Рушевой; показать неповторимый талант труда юной рисовальщицы. Надя Рушева - пример подрастающему поколению нашей родины.
Слайд 3
Имя при рождении: Найдан Николаевна Рушева Дата рождения: 31 января 1952 Место рождения: Улан-Батор , Монголия Дата смерти: 6 марта 1969 (17 лет) Место смерти: Москва Гражданство: СССР Стиль: графика Влияние: Пабло Пикассо По-монгольски имя Надежда - Найдан означает "вечноживущая". Так всегда и звали миловидную девочку монгольские друзья родителей. По материалам Википедии "Девочка по имени Жизнь"
Слайд 4
Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана. (Д.С.Лихачёв)
Слайд 5
Родители Нади познакомились в Туве, куда москвича Николая Рушева, театрального художника, отправили в командировку. Молодого человека привлекал Восток – из этой поездки он привез не только впечатления, но и жену – балерину, девушку экзотической красоты.
Слайд 6
Пушкиниана Нади Рушевой! То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности. И. Андронников
Слайд 7
Автопортреты Мама Нади была балериной, а папа - художником. Девочка тоже рисовала.
Слайд 8
... Пушкин . Он впервые вошёл в жизнь девочки своими сказками — и уже навсегда. Сначала были рисунки к стихам и сказкам, которые ей читали дома. Потом на листах альбома появились её раздумья о жизни поэта. В пушкинской квартире в Ленинграде, на Мойке, Надя проводила целые дни, набрасывая эскизы на тему «Пушкин в кругу семьи». В одной из лучших её работ, «Пушкиниане», великий поэт — такой же юный и радостный, как она сама, семнадцатилетняя...
Слайд 9
На руках у Надежды Осиповны Четырёхлетний Саша Пушкин Детство поэта
Слайд 10
Александр Пушкин с сестрой
Слайд 11
Лицейские годы Поэт в 13-летнем возрасте (1968) Пушкин-лицеист. 1968 год. Наде в том году только исполнилось 16 лет. 16-летние лицеисты Пушкин и Пущин (1968)
Слайд 12
Поэт в 30-летнем возрасте (1969) Поэт в возрасте 16 лет (1968) Праздник в доме Пушкиных (1966)
Слайд 13
Пушкин и Наталья Гончарова Пушкин и Наталья Николаевна (1969) Идёт невидимый-незримый на удивленье тонкий снег как бы из облачного дыма выходит лёгкий человек: так руки Рушевой рисуют! - Поэт и Натали – танцуют… Михаил Порядин
Слайд 14
Пушкин и Наталья Гончарова Наталья Гончарова И очертанья чудного мгновенья Встают из пепла, возвещая вновь, Что живы божество и вдохновенье... И вечны жизнь, и слёзы, и любовь... Т. Смирнова
Слайд 15
Умирающий Пушкин (1968) И такая скорбь — искренняя, безграничная, в последнем листе, где беспомощно вытянутая рука на снежном покрове одеяла говорит о кончине поэта... Моя молитва об осечке - хотя бы раз - на Черной речке Михаил Порядин
Слайд 16
За эту короткую жизнь у Нади было 15 персональных выставок - в Москве, Ленинграде, Варшаве, Артеке. Автопортрет В 70-е годы выставки Надиных работ объехали более ста городов России, несколько больших выставок было в Польше, Америке, Германии, Японии.
Слайд 17
Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание. Она умерла в больнице из-за разрыва сосуда головного мозга и кровоизлияния в мозг. Врождённый дефект сосуда головного мозга оборвал её жизнь в 17 лет. Надю похоронили на Покровском кладбище. На могиле поставили памятник с высеченным «Кентавренком». 21 октября 1982 года крымский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади — 3516 Рушева. На Кавказе есть перевал Нади Рушевой. В истории она осталась взрослым ребенком. Как ее любимый персонаж – Маленький Принц. Память, память…
Слайд 18
Использованная литература 1. Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери. — М.: ТЕИС,2007.—240с. 2. Раевский Н. А.. Избранное. — М.: Художественная литература, 1978. 3. Документальный фильм «Тебя, как первую любовь…». — Ленинград, 1969. 4. Фотографии из архива музея. http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid 1september.ru/1999/39/4-1.htm http://rusheva.com/
Самодельный телефон
Музыка космоса
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Для чего нужна астрономия?
Рисуем крокусы акварелью