Данная работа представляет собой попытку изучения истории детской журналистики, характеристики современного состояния этой области творческой деятельности и определения основных тенденций ее развития.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 142.14 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 66
Московского района города Нижнего Новгорода
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭВРИКА»
Детская журналистика
как вид творческой деятельности
Выполнила:
Тюрина Кристина Олеговна,
ученица 10 «А» класса.
Научный руководитель:
Маслова Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы.
Нижний Новгород
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.
ГЛАВА 2.
2.1. Центры современной детской журналистики……………………………… 10
2.2. Москва ………………………………………………………………...……… 10
2.3. Санкт — Петербург …………………………………………….……………. 11
2.4. Новосибирск …………………………………………………….…………… 11
2.5. Детская журналистика в Нижнем Новгороде ………………..……............. 12
ГЛАВА 3.
3.1. Перспективы развития детской журналистики……………………..…..…. 14
3.2. Поддержка детской журналистики …………………………………………. 14
3.3. 2015 — Год литературы ……………………………………..………………. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...…….…. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……… 17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В период определения своего будущего я, как и многие мои сверстники, всерьёз задумываюсь о выборе профессии. Мне нравятся различные виды творческой деятельности (сочинительство, фотография), нравится общаться с людьми, узнавать о чём – то новом для меня, я люблю полезное движение, с удовольствием рассказываю окружающим о том, что, по моему мнению, будет им небезынтересно. Поэтому в данный момент предполагаю связать своё будущее с профессией журналиста.
«Журналистика» – слово, вызывающее в наше время неоднозначную реакцию: одни отзываются о деятельности представителей прессы пренебрежительно, другие агрессивно реагирует на разного рода средства массовой информации, третьи благодарят журналистов за нелёгкую работу, четвёртые считают журналистику делом всей своей жизни, которое они выбрали не случайно. А если это НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО, то и учиться ему необходимо с самого детства.
Объектом исследования явилась область детской журналистики.
Предмет исследования - популярные виды журналистской деятельности, направленные на восприятие детской аудиторией.
Цель работы – изучение истории детской журналистики, характеристика современного состояния этой области творческой деятельности и определение основных тенденций ее развития.
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
1. Обратиться к истории детской журналистики.
2. Определить особенности детской журналистики на современном этапе развития российского общества.
3. Определить тенденции развития современной детской журналистики в России.
Гипотеза: современная детская журналистика представлена большим репертуаром СМИ; их направленность чаще всего соответствует потребностям целевой аудитории, особенностям восприятия информации.
ГЛАВА 1
1.1. История детской журналистики
Обращаясь к истории возникновения и становления детской журналистики, в том числе в России, невольно приходишь к выводу о том, что необходимость её существования напрямую зависит от развития страны и мировоззренческих взглядов общества.
До середины XVII века не существовало даже детской литературы. Первой книгой, написанной для детей, стала "Мир чувственных вещей в картинках", появившаяся в свет в Нюрнберге в 1658 году в качестве энциклопедии - учебника для детей, изучающих немецкий и латинский языки. Её автор, Я.А.Коменский, считается родоначальником новой ветви в журналистике — детской.
Родиной первого детского журнала - «Лейпцигского еженедельного листка» (1772-1774) - считается Германия.
В Москве стало выходить детское периодическое издание Н.Новикова«Детское чтение для сердца и разума», положившее начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московскимведомостям» с 1785 по 1789 годы.В издании печатались научные статьи, беседы оявлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки - все, что могло бы служить«для сердца и разума». В журнале стали издавать произведения Вольтера,Лессинга, Томсона и многих других. На этот журнал был огромный спрос,поэтому после закрытия редакции стали издавать книжки с наиболее удачнымистатьями журнала. После успеха первого детского журнала последовалиоткрытия новых редакций детских журналов, например, стали издавать «Друг юношества и всяких лет» М.Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н.Ильина (1809), «Новое детское чтение» С.Глинки(1821—1824) и другие.
Другой известный детский журнал относится уже к середине XXI века — «Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал его литератор Д.А.Валуев. Сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т.Н.Грановский, Ф.И.Буслаев, И.В.Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ниразвлекательного раздела, так как редактор считал, что для юных читателейглавное — «в добротности статей, составляющих журнал».
В 60-е годы XXI века детская журналистика расширила сферу своего влияния засчет обращения к массовому числу читателей. В детских журналах тоговремени публикуются произведения известных русских поэтов, труды ученых и педагогов, хорошиепереводы зарубежной детской литературы. Все это способствовалостановлению личности ребёнка, дарило детям возможность получать ценные знания иблагодаря этому формировать взгляды.
XIX век — золотой век русского искусства, время небывалого расцветадетских изданий, появление новых жанров - научно-художественных и научно-популярных. История Отечества — главная тема XIX века. Наиболее популярное издание этого времени – журнал «Звездочка», издававшийся А.О.Ишимовой. В нём существовали следующие разделы: словесность (рассказы, сказки, стихи), наука (очерки по истории, естествознанию, географии), новые книги, смесь, для маленьких читателей.
Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы ежегодно возникали один - два детских журнала.
В 1859 году в Петербурге появляется непривычный журнал «Калейдоскоп». В программе издания писалось: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться цвета, изменяться формы статей и,заинтересованные этою блестящею пестротою, наши читатели, надеемся,полюбят свою литературно-оптическую игрушку».
«Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции, наметившиеся в детской журналистике. Сам факт освоения иных типологических возможностей открывал определенные перспективы в периодике для юного читателя. Но подлинной газетой издание не стало. Оно оказалось вдали от злободневных вопросов современности, от политических, социальных проблем, с которыми сталкивалось общество.
Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; все чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в другом—изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоев населения, о положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних политических событиях, комментарий к ним.
Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в дни вооруженного выступления народных масс 1905—1907-х годов. Идя навстречу пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей по текущим вопросам»8, журналы начинают писать о Государственной Думе, разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.
Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям.
Успех «Детского чтения» определился с самого начала. К концу первого года работы появились рецензии, в которых отмечалось прогрессивное направление журнала. С первых же номеров А.Острогорский сумел сплотить вокруг нового издания группу известных писателей: А.Левитова, П.Засодимского, А.Плещеева, Е.Водовозову, Л.Шелгунову, М.Цебрикову. С редактором сотрудничали Я.Полонский и И.Тургенев. Из переводных авторов отдавалось предпочтение М.Твену, Дж.Лондону, Э.Сетон-Томпсону. В журнале нашло отражение все лучшее, что было в русской литературе для детей в конце XIX — начале XX века.
Опыт «Детского чтения» впоследствии широко использовали издатели «Родника» (1887—1917), «Всходов» (1911—1915), «Юного читателя» (1899-1908), «Маяка» (1909-1918) и др.
В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в. них произведения писателей-реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, еще до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.
Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово» (1876 — 1917, с трехлетним перерывом). С этим журналом сотрудничали такие широко известные авторы, как Л.Чарская, К.Лукашевич, Т.Щепкина-Куперник, А.Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к «Задушевному слову» скептически, называя его «гостинодворским» изданием, проповедником убогих обывательских представлений.
Продолжительное время выходил и журнал М.Вольфа «Задушевное слово» (1877—1917). Сначала он имел четыре отдела:
В 20—30-е годы ХХ века с целью формирования мировоззрения человека нового, советского типа в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов.
В 1922 г. создается пионерская организация. Начинается новаяэпоха пионерских журналов. Редакторы должны были воздействовать наприобщение ребенка к коммунистическим идеям. Первые журналы подобногорода - «Юные товарищи» (Москва, 1922) и «Барабан» (Санкт — Петербург, 1923).
Появление в Санкт — Петербурге журналов «Ёж» и «Чиж» затмилоостальные детские журналы того времени. Журналы были рассчитаны на аудиториюсреднего школьного возраста — пионеров. Секрет их небывалого успеха—в непринужденном и веселомязыке, с помощью которого создатели общались с читателями - о сложном говорили доступно, поэтому читатели не знали однообразия,монотонности и скуки. Открываясь, как правило, веселыми стихами или интересным рассказом, хитроумный «Ежик» до самой последней страницыумел удержать внимание своих «ежат».
Детская журналистика в советские годы — отдельная веха в развитии. В ноябре 1959 г. прошёл I Всесоюзный съезд советских журналистов в Москве. Важным итогом работы съезда стало создание творческой организации, получившей название Союз журналистов СССР. В приветствии ЦК КПСС журналисты были названы «подручными» партии. Основной целью правительства СССР было формирование подрастающей молодежи, активно участвующей в политической жизни общества и продолжающей большевистскую идеологию. Именно поэтому создаются детские издания, активно пропагандирующие официальные взгляды страны.
Ниже представлены наиболее известные из них.
Печатная пресса:
Телевизионные (в том числе образовательные) программы:
В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице огромного количества русских изданий конца XVIII – XX века.
Детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).
Качественно новая информационная ситуация, сложившаяся в последние годы, заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику.
Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 1996 – 40 газет и более 80 журналов.
Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для
В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.
Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.
Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.
В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности – науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д.
В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.
По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:
Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и мат, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая – поучать». В них широко используются игровые формы.
По характеру информационные издания детской печати универсальные и много тематические; традиционные и юнкоровские.
Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а много тематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др.). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры – на самодеятельном детском творчестве. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компъютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания – самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.
ГЛАВА 2
2.1. «Центры» современной детской журналистики
Многожанровая детская журналистика активно развивается. Наиболее крупными современными «центрами» этого рода деятельности можно считать Москву и Санкт – Петербург, в которых издаётся большинство детских журналов, работают детские издательства, существуют детские телепередачи и телеканалы, осуществляется детское радиовещание.
Стоит отметить, что если раньше для детей работали профессиональные взрослые, то в середине XX века дети становятся авторами различных печатных изданий, интернет – ресурсов, соавторами и создателями теле- и радиопередач, ведущими различных программ. Журналистскому делу обучают в кружках, организующих и реализующих свою деятельность на базах дошкольных и школьных детских учреждений, учреждений дополнительного образования, кроме того, появляются центры, в которых дети обучаются основам профессии журналиста.
2.2. Москва
Издается разнообразное количество журналов, рассчитанных на детскуюаудиторию. Рассмотрим наиболее известные из них.
К тому же, в Москве существует специальные издательства детскойлитературы, вот некоторые из них:
Существуют специальные телеканалы для детской, подростковой и юношеской аудитории:
Существует радио вещаниедля детей:
Я пришла к выводу, что Москва по праву может называться «столицей динамично развивающейся детской журналистики».
2.3. Санкт — Петербург
В городе издаются детские журналы, однако в наиболее меньшем размере, чемв Москве:
Работают издательства детской литературы:
Идет вещания детского телеканала:
Идет вещание детского радио:
2.4. Новосибирск
Ещё один город, в котром активно развивается детское журналистское творчество – Новосибирск. В городе издаются журналы для детей:
Существует детский телеканал:
Осуществляется детское радиовещание:
2.5. Детская журналистика в Нижнем Новгороде
Необходимо отметить, что и в нашем городе Нижнем Новгороде развивается детская журналистика: в детских садах ведутся дополнительные занятия, в школах работают кружки (например, в нашей школе ведутся занятия кружка радиожурналистики, которые проводит выпускница школы Балашова Алла Леонидовна, а когда – то другая выпускница школы - Людмила Гениевна Уханова - вместе с учениками создавала газету «Утя»), в центрах детского и юношеского творчества – студии, также в городе существует несколько печатных изданий (наиболее известные – «Сюжет», «Школа»), при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации - Приволжская медиа школа (Детская школа телевидения), в которой детей обучают азам телевизионной и радиожурналистики.
ЗДЕСЬ МОГУТ ТВОРИТЬ ДЕТИ
1. Редакция газеты «Сюжет» при Нижегородском Институте РазвитияОбразования, газета издается с 1996 года при поддержке Министерстваобразования Нижегородской области.
2.Приволжскаямедиашкола открывает огромные возможности детям пообучению на различных специальностях, такие как: «ТВ», «Фото», «Арт - дизайн», «Радио».
3.При центральной городской детской библиотеке им.Горького существуетшкола юного журналиста «Журавленок» для детей 12-17 лет, которой детимогут выразить весь свой потенциал.
ГАЗЕТЫ ПРИ ВУЗах НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ДЕТИ
ГЛАВА 3
3.1. Перспективы развития детской журналистики
В вышеупомянутых городах журналистика развиваетсяво многих направлениях: тележурналистика, периодическая печать, радио. Вдругих городах России детская журналистика наименее развита. В отдельныхгородах встречаются лишь индивидуальные издания, рассчитанные на детскийи подростковый возраст. Не существует единой системы, так чтобы каждыйэлемент детской журналистики был взаимосвязан с другим элементом.Так например, во Владивостоке я не нашла ни одного вида детской журналистики; возможно, существуют лишь отдельные издания. Во многих других городах периодические издания для детей либо полностью отсутствуют, либо встречаются, но редко (в Казани, Сочи, Рязани, Астрахани и др.).
По моему мнению, в городах с очень развитой детской журналистикой,следует внедрять новые виды изданий: например, интернет — издания. А такжеразвивать уже имеющиеся отрасли детской журналистики.
В тех городах, где журналистика для детей и подростков развита слабо,следует начать ее «зарождение». Попробовать создавать печатные издания ителецентры, но особое внимание следует уделить новым, собственно —придуманным идеям развития детской журналистики.
3.2. Поддержка детской журналистики
В апреле1994 года в городе Канне по инициативе Детского фонда Организации объединённых наций (ЮНИСЕФ) был учреждён «Международный день детского телевидения и радиовещания» - профессиональный праздник всех работников, занятых производством телевизионных программ и радиопостановок для юных зрителей, который отмечается по всему миру ежегодно в первое воскресеньемартамесяца. В этот день более чем в ста странах планеты центральные, региональные и городские телевизионные каналы и радиостанции предоставляют своё эфирное время для показа детских телепрограмм и радиопостановок. Хочется надеяться, что в дальнейшем развитие детской журналистики активно будет поддерживаться государственными программами.
Издательский дом «Журналист» (г. Москва) организовал и провел круглый стол«Журналы для детей: информация, знания, досуг». По итогам заседания былапринята резолюция. Участники круглого стола представили следующиетенденции на рынке детской журналистики:
В целях сохранения и развития детской журналистики, участники круглогостола обращаются к правительству РФ с просьбами:
По инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Санкт — ПетербургеСветланы Агапитовой состоялась встреча, посвященная проблемамжурналистики, ориентированной на детей. Проблема выживания СМИ длядетей и школьников из разряда — вечных. Редакции изданий вынужденраспространять журналы и газеты по школам, библиотекам и детскимучреждениям, из — за невозможности выйти на рынок прессы.Как считают участники встречи, позитивных перемен не произойдет до тех пор, пока не появится комплексная городская программа поддержки печатных СМИ,адресованных детям. Поддержать издателей детской и педагогической прессысобираются Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге СветланаАгапитова и председатель Союза журналистов Людмила Фомичева, а такжедепутат городского Законодательного собрания Марина Шишкина, не разподключавшаяся к решению проблем прессы и распространителей.
В Иркутской области должна быть разработана программа поддержки детскойпрессы (так считает губернатор Дмитрий Мезенцев).
3.3. 2015 год - Год литературы
2015 год — Год литературы в России. В нижегородской области планируютпривлекать к чтению разными способами, как детей, так и взрослых.Мероприятий, посвященных литературе и русскому языку в этом году будетмного, в основном они ориентированы на молодежь. Летом пройдет фестиваль«Читай, Горький!», в парках Пушкина и Кулибина. И в сентябре «Виват, книга!»Также в библиотеках разработан план тематических мероприятий на год вперед.
Хочется отметить, что есть надежда на то, что государство сможет занятьсяукреплением детской журналистики в связи с проведением таких масштабныхмероприятий, не только в Нижегородской области, но и в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество журналиста — деятельность, всегда рождающая нечто новое, ранеенеизвестное или малоизвестное. Журналистика дает подростку уникальныйобъем нового.
Известный советский психолог Лев Семёнович Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском творчестве» сравнивает литературное творчество срисованием. Склонность у ребенка к журналистике, как и к рисованию, непостоянна, меняясь под воздействием различных факторов, в том числе —излишняя эмоциональность, или скованность; различия в характере , а также вусловиях воспитания и круга общения. Детское литературное творчествопозволяет перейти к осознанному восприятию окружающего мира, кформированию собственных мнений и идей, выразить свои эмоции и чувства.Поэтому очень важно предоставить ребенку и подростку возможность творить,ведь как говорил известный французский писатель Эмиль Золя: «Произведениеискусства — уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента».
Итак, журналистика (детская в том числе) - это вид творческой деятельности человека, основой профессии которой является объективное разностороннее освещение реальной жизни.Журналистская практика – это, прежде всего, ответственность за каждое сказанное и написанное слово, умение доносить объективную информацию до аудитории. Основная функция журналистской деятельности - формирование общественного мнения. Профессиональный журналист должен уметь cобирать и обрабатывать информацию, создавать журналистский м
атериал грамотным русским языком, обладать чувством стиля, широким кругозором, уметь выполнять работу оперативно, своевременно и многое другое. Журналист может работать в средствах массовой информации, информационных агентствах, PR- и рекламных агентствах, пресс - службах различных организаций.
Таким образом, в работе, посвященной детской журналистике, выявлены и охарактеризованы этапы зарождения в Европе и развития в России детской журналистики, представлены современные детские СМИ в различных жанрах и формах, рассмотрены тенденции развития детской журналистики, также представлена необходимость существования этого вида детской творческой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социологическое исследование «Как много Вы знаете о детской
журналистике?»
Я провела данное исследование, в котором приняли участие ученики
3, 4, 5, 10, 11 — ых классов нашей школы. Ребятам были заданы следующие вопросы:
в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно
литературных, детски озорных детских журналов?»
Таким образом, 98% опрошенных знали кто изображен на картинке —
Мурзилка.
Девчата
Философские стихи Кристины Россетти
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Два морехода
Зимний дуб