По книге "Полианна"
Вложение | Размер |
---|---|
Давайте играть в радость | 41.85 КБ |
Обоснование
На десятилетие старшая сестра мне подарила книгу о девочке-ровеснице, имя которой состоит из наших имен Поля и Анна – «Поллианна», автор Элинор Портер, американская писательница начала 20 века. Героиня книги сразу понравилась мне своим необычным взглядом на мир, отношением к окружающим. Я оказалась под впечатлением от этой солнечной девочки, от ее «игры в радость», которой научил ее папа. Это такая игра - всему радоваться. Что бы в жизни ни случилось плохого, постарайся найти положительную сторону. Со временем простая игра начала превращаться в образ жизни Поллианны. И постепенно эта девочка-сирота начинает делиться своей радостью с окружающими, переворачивая унылый пригород, в котором вынуждена жить у чопорных тетушек. Умирающая жизнь вспыхивает с новой силой, а всё благодаря девочке, которая верила, что нет безвыходных ситуаций.
Я сама попыталась играть в эту игру, и немного получается! Тогда я решила поделиться этой игрой с моими одноклассниками. Но не только этой игрой, а самое главное, отношением Поллианны к окружающим, способами общения с людьми, которые ее окружают. Так появилась цель моей работы:
Цель определила следующие задачи:
Глава 1
Содержание книги «Поллианна» Элинор Портер
Повесть Элионор Портер небольшая, состоит из 25 глав.
Однажды мисс Полли получила письмо с известием о гибели мужа ее покойной сестры. В этом письме также была и просьба взять его дочку, племянницу дамы, на воспитание. У семьи мисс Полли были не очень хорошие взаимоотношения с покойной матерью девочки. Все дело в том, что мисс Дженни любил богатый и уважаемый человек, но она вышла замуж за бедного священника и уехала в другой город. Потом она всячески старалась наладить отношения со своей семьей, даже назвала единственного выжившего ребенка – дочку – Поллианной, в честь двух своих младших сестер: Полли и Анны, но ответов не получала. Мисс Полли очень любила старшую сестру, и когда та уехала – очень горевала. Немного подумав, она решила взять девочку.
Поллианна прибывала к тете Полли 25 июня в 4 часа дня. Встречать ее отправились сын садовника – старого Тома – Тимоти и Нэнси, служанка. По пути на вокзал девушка высказала свои опасения на тот счет, что девочки будет совсем не весело с мисс Полли, а Тимоти возражал, что она обязательно изменится, когда в доме появится ребенок. Прибыв на вокзал, они стали ждать поезда. Когда тот наконец приехал, молодые люди стали всматриваться в лица вышедших из него людей. Девочка выбежала из вагона, увидела ждущих ее людей и тут же принялась объяснять, что, конечно, горюет из-за смерти отца, но красное платье надето на ней сейчас потому, что черных в пожертвованиях не было. Поллианна весело болтала всю дорогу, а Тимоти и Нэнси сидели задумчивые.
Когда они привезли Поллианну домой, мисс Полли сидела в кресле и читала книгу. Вот племянница вбежала в комнату, дама протянула ей руку, каждый палец которой гласил: «очень развитое чувство долга».
Девочку поселили в комнатенку на чердаке, посчитав, что нельзя давать детям бедных дорогие вещи, тем более, если они их так хотят. Перед этим мисс Полли запретила говорить Поллианне про отца, и та теперь была готова расплакаться. Ведь как она расскажет своей тете про игру, если она не может говорить про отца! Суть этой игры заключалось в том, чтобы радоваться всему на свете. Началась эта игра с того, что Поллианна очень хотела получить куклу, но вместо этого в пожертвованиях оказались костыли. Девочка очень расстроилась, но мудрый папа сказал, что и костылям можно радоваться. Тогда маленькая Поллианна задала вопрос: «Как можно радоваться костылям?» - и получила простой ответ: «Ты можешь радоваться тому, что они тебе не нужны». С тех пор играть становилось все легче и легче. Но если она не может говорить про отца, то как она расскажет про игру?
Тогда Поллианна рассказала Нэнси про свою игру. С самого начала служанка Нэнси была недовольна решением мисс Полли. «Как можно поселять девочку в такую бедную комнату, да еще и запретить открывать ей окна, когда она вся раскаляется от крыши?! Когда в доме множество красивых комнат с дорогими коврами и картинами, которые так хотела девочка! Бедный ребенок!» - возмущению девушки не было предела. Вот с такими мыслями она поднималась в комнату к Поллианне, чтобы позвать ее на обед, когда она после колокольчика не явилась. «Бедный ребенок! Наверное, заснула, бедняжка моя. Не удивительно, после такого-то дня!» - вот о чем думала Нэнси, открывая дверь. Но каково было ее удивление, когда девочки не оказалось в комнате! Тут она увидела Поллианну на вершине холма, и поспешила ее встретить. По дороге домой девочка рассказала служанке о своей игре.
На следующий день, тетя Полли и Поллианна отправились за покупками. Вернулись они лишь во второй половине дня.
Той ночью было очень жарко. Так как девочке запретили открывать окно, она решила выйти на крышу и переночевать там. Когда тетя Полли проснулась от шума на крыше, она подняла на ноги весь дом, думая, что забрались воры. Старый Том и Тимоти ринулись на крышу и с превеликим удивлением обнаружили там Поллианну. Терзаемая странным чувством, мисс Полли сказала, что в качестве наказания девочка будет сегодня спать с ней. Та обрадовалась и с радостью согласилась, чему дама удивилась еще больше.
Однажды, забежав, как обычно, в кухню к Нэнси, девочка увидела, что та заворачивает телячий студень. Оказалось, что он для миссис Сноу, прикованной к койке женщины. Поллианна выпросила для себя возможность навестить больную и отправилась туда.
Зайдя к миссис Сноу, Поллианна вслух удивилась, почему здесь так темно, и услышала в ответ: «А ты кто, мисс маленькая наглость?» Девочка представилась и, поговорив немного с женщиной, ушла, решив для себя, что обязательно зайдет еще.
Бегая по улицам, девочка встречала множество людей. Часто она говорила с ними, но один человек не хотел отвечать ей. Он просто ни с кем не разговаривал. Звали его – Джон Пендлетон. Конечно, Поллианна не сразу узнала его имя, поначалу он просто не отвечал ей, когда она подбегала к нему и начинала болтать, как с остальными. Он выглядел необычно, одевался немного по-другому и ни с кем не разговаривал. Когда Поллианна в первый раз заговорила с ним, незнакомец просто ответил заинтересованным взглядом и протяжным: «Эээ… аа… хмм…» . Но уже вскоре они стали хорошими друзьями, чем немало удивили Нэнси.
Ближе к концу лета, когда девочка в очередной раз шла от миссис Сноу, она встретила необычного мальчика. Сначала он отвечал немного грубовато, но потом все же рассказал Поллианне, кто он. Его звали Джимми Бин. Мальчик убежал из приюта в поисках нового дома. Он очень надеялся, что сможет найти семью, которая согласится взять его на воспитание. «Я знаю, кто тебя возьмет!» - воскликнула Поллианна. «Моя тетя Полли очень добрая. Думаю, она согласится взять тебя», - заверила его девочка.
Но вопреки ожиданиям Поллианны, на этот раз тетя Полли не согласилась. Она сказала, что с нее хватит бездомных котенка и щенка и что никаких оборвышей она брать не собирается. Джимми обиделся и убежал. Когда через некоторое время они снова встретились, у девочки возникла идея, кто еще может взять его к себе. Это были дамы из Благотворительного комитета. Поллианна сказала Бину, что, когда умер ее отец, именно они взяли ее под опеку. Но когда девочка пришла к ним на собрание, ей заявили, что если они потратят некоторые средства на мальчика, то их пожертвования бедным детям из Индии в этом году будут меньше. А так как их комитет славился самыми большими пожертвованиями именно тем детям, то в комитете не переживут этого позора.
А в августе Джон Пендлетон сломал ногу. Поллианна как раз в то время шла к нему. Она увидел его, лежащего в саду, а рядом с ним была только собака. Когда девочка подбежала к нему и спросила, что случилось, мистер Джон ответил ей, что немного приболел и попросил Поллианну сбегать к нему домой и позвонить доктору Чилтону. Прибежав к мистеру Пендлетону домой, она обнаружила беспорядок. Отыскав среди этого беспорядка телефонный номер доктора и позвонив ему, девочка вернулась в сад и оставалась там до приезда доктора.
На обратном пути домой Поллианна встретила Пола Форда, приходского пастора. Он сидел под деревом и о чем-то думал. Подбежав к нему, она спросила, отчего он грустит, и, не дожидаясь ответа, снова задала вопрос: «Наверное, у всех пасторов так?» «Так твой отец тоже был пастором?» - задал встречный вопрос священник. Поллианна, утвердительно качнув головой, рассказала ему о восьмистах радостных текстах и о том, как ее отец их считал.
Пока Джон Пендлетон болел, девочка довольно часто забегала к нему, каждый раз встречая доктора Чилтона, именно который разрешил ей навещать мистера Джона, когда та пришла к нему в первый раз. Они подолгу разговаривали, мистер Пендлетон много рассказывал о своих приключениях в далеких странах и показывал разные вещи, которые приобрел там. Однажды мистер Джон рассказал девочке, почему он так много путешествует. Он сказал, что никуда не уходил бы из дома, если бы его дом был именно Домом, а не жилищем. По его словам, только рука женщины или присутствие ребенка превращали обычное жилище в Дом.
Началась осень, и теперь Поллианна не могла так часто навещать мистера Джона, но по-прежнему приходила к нему по выходным. Незадолго до страшного дня катастрофы она попросила его взять к себе на воспитание Джимми Бина, сказав, что он будет отличным «присутствием ребенка». Не желая обижать девочку, мистер Пендлетон сказал, что подумает. Он, как и все другие горожане, очень привязался к девочке и полюбил ее. В ее игру играл с ней уже практически весь город. Поллианна многое сделала для горожан. Она научила их радоваться, идти на компромиссы и искать лучшие стороны во всем.
К тому времени, как Джон Пендлетон выздоровел, она уже успела подружиться с доктором Чилтоном, весьма любезным мужчиной.
Кульминацией произведения, конечно же, стала сцена, когда Поллианна попадает в автомобильную аварию. В один осенний день Поллианна увидела, как на ребенка несется автомобиль. Стараясь спасти малыша, она ринулась на дорогу и, к несчастью, сама попала под машину.
Очнулась девочка уже дома, лежа на кровати. Рядом с ней сидели тетя Полли и какая-то пожилая дама, видимо сиделка. Спросив, что случилось, она услышала в ответ, что попала в аварию. Несколько недель девочка пролежала, честно пытаясь радоваться всему, но постепенно ее «Я рада!» менялось на «Я буду рада, когда…», а лицо тети Полли приобретало все более мертвенный оттенок. Мисс Полли сказала своей племяннице, что вызвала доктора и надо просто подождать, пока он приедет, на что Поллианна задала вопрос: «Ты вызвала доктора Чилтона?» «Нет, Поллианна, нашу семью лечит доктор Уоррен, я вызвала его», - тихо произнесла тетя Полли и почему-то опустила глаза.
Когда приехал доктор Уоррен, то он не смог ничего сказать, а лишь сокрушенно покачал головой. Затем вызвали доктора из Лондона, который впервые произнес страшный приговор – девочка больше не сможет ходить. Несмотря на то, что он произнес это тихо и находился за дверью комнаты, в которой лежала Поллианна, она их услышала. Ее лицо побледнело, и она закричала: «Тетя Полли! Тетя Полли! Скажи, что это неправда!» Все ринулись в комнату к девочке, а мисс Полли упала в обморок, и доктор Уоррен остался приводить ее в чувство.
Пока Поллианна болела, к ней приходило много людей, чтобы посочувствовать и рассказать о том, как она им помогла. Чаще всего ее навещали Джон Пендлетон и Джимми Бин, который жил теперь у него. Доктор Чилтон же – наоборот, не бывал ни разу, пока тетя Полли не согласилась, наконец, пригласить его.
Когда-то давно мисс Полли и молодой Чилтон были возлюбленными. Они очень любили друг друга, но какие-то злые языки пустили сплетни, что она собирается выйти за него замуж по расчету. Тогда мисс Полли, девушка гордая, сразу же прервала всякие отношения и заявила, что если она когда-нибудь пригласит его в свой дом, то это будет означать, что она согласна стать его женой.
Сидя возле постели Поллианны, доктор Чилтон не мог поверить в возможность счастья, а тетя Полли сидела с румянцем на щеках и опущенными глазами.
У доктора Чилтона был друг, который поставил на ноги немало таких же больных, как Поллианна. Девочку отправили к нему в клинику, а через десять месяцев оттуда пришло письмо с известием о том, что она уже встала на ноги и завтра готовится пройти шесть шагов до окна.
Глава 2
Правила «Игры в радость» Поллианны
Книгу «Поллианна» часто называют так: история сироты, которую папа научил «играть в радость». («...это так легко... если знаешь как!»
«И чем труднее, тем потом веселее, когда наконец догадаешься; только...только...иногда бывает уж очень трудно...как когда папа ушел на небеса, а у тебя нет никого, кроме дам из благотворительного комитета»).
Оказывается, в Библии (папа девочки был пастором) есть 800 «радующих текстов». Не «горе вам», не упреки и назидания, а «радуйся в Господе», «возрадуйтесь, праведные», «возопите от радости».
«Если Бог взял на себя труд целых восемьсот раз повелеть нам радоваться и веселиться, то Он, без сомнения, хочет, чтобы мы делали это...хоть чуть-чуть.»
Первых с игрой познакомила Поллианна садовника и служанку Нэнси, Они охотно подхватили эту “игру радости”. ( «Как, вы еще не знаете такую игру?! Это просто: в каждом событии есть радостная сторона. А радость — штука заразная. Стоит только начать, и от горя следов не останется.») Впрочем, эти два персонажа не сильно и сопротивлялись.
Иное дело — чопорная тетушка Полли. Как пресны правила, которые она стремится навязать племяннице. Как узки рамки, в которые она загнала себя. Но самое печальное, что натура–то у нее совсем иная: страстная, способная на глубокие чувства. Благодаря Поллианне, о которой она вначале говорит не иначе как “странный ребенок”, молодая тетушка находит путь к себе, своим чувствам. Конечно, она остается все той же Полли, затянутой в строгий наряд.
Вот правила «Игры в радость» от Поллианны:
Событие | Радость, которую можно увидеть в событии |
Среди пожертвований были костыли, а не кукла, как хотела Поллианна. | Радоваться тому, что костыли не нужны. Это счастье иметь возможность ходить без помощи костылей, бегать и прыгать. |
Если не нравится свое имя. | Радоваться тому, что есть имена и похуже, например, Гипзиба. |
Если в комнате нет зеркала, которое очень хочется. | Радоваться тому, что не будешь расстраиваться из-за своих веснушек на лице. |
Если тебя поселили в душную неуютную каморку на чердаке | Радоваться красивому виду из окна, замечательным деревьям, домам, церкви и реке, что блестит как серебро. |
Если в комнате душно и нельзя открыть окно, потому что могут залететь мухи | Радоваться тому, что можно выйти на крышу и спать под луной на свежем воздухе. |
Если на улице идет дождь | Радоваться тому, что не все дни такие непогожие |
Если тебя наказали, и на ужин только хлеб с молоком | Радоваться тому, что любишь эту еду и можешь ее разделить в приятной компании |
Если не любишь утро понедельника | Радоваться тому, что до следующего утра понедельника целая неделя |
Когда сутулый садовник жалуется на то, что не может разогнуться | Радоваться тому, что не надо сильно наклоняться, чтобы полоть грядки. |
Если цветок в вазе завял | Радоваться, что можно поставить новый |
Если в домах поблизости нет сверстников, с которыми можно дружить | Радоваться тому, что можно гулять и смотреть на дома и людей |
Если стоит трудная задача | Радоваться тому, что нужно хорошенько подумать, чтобы решить ее |
Если заболел и приходится все время лежать, потому что не можешь ходить | Радоваться тому, что можно занять свои руки каким-нибудь рукоделием, например, вязанием |
Если слышишь неприятные звуки, такие, как игра на рояле начинающей пианистки | Радоваться тому, что твои уши могут слышать. Есть глухие люди, которые совсем не слышат звуков |
Если болеешь и все время лежишь в постели | Радоваться тому, что другим людям не так плохо, что они не больны и не лежат целый день в кровати |
Глава 3
Жизненные принципы Поллианны, помогающие ей сохранять оптимизм
Чтобы волнения, беспокойства и тревоги одолевали человека как можно меньше, он должен выработать позитивное и радостное отношение к жизни. Не зря говорится, что мысли человека часто воплощаются в жизнь.
Глава 4
1. Диагностика оптимизма среди одноклассников:
детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач
Все люди существенным образом отличаются по тому, как они обычно объясняют себе причины происходящих с ними жизненных событий — как позитивных, так и негативных. Психологи считают, что дети, склонные мыслить оптимистично обладают рядом преимуществ перед своими сверстниками, мыслящими пессимистично, демонстрируя меньшую склонность к депрессии, к агрессивному поведению и более позитивные отношения со сверстниками. Методика оценки оптимизма жизненных ситуаций у детей и младших подростков предложена школьным психологом.
Инструкция: Разные люди думают по-разному. Нам интересно, как ты и ребята твоего возраста думают о некоторых вещах, которые могут с тобой случиться. В этой анкете каждый из вопросов — это маленькая история, на которую ты можешь среагировать двумя способами. Выбери и обведи кружком ответ А или Б — тот, который точнее описывает твое ощущение. Представь, что такая история случилась с тобой, даже если такого и не было, и выбери тот ответ, который ближе к тому, как бы ты повел(а) себя, если бы так с тобой действительно случилось. В этом тесте нет неправильных ответов.
Вопросы:
1. Ты получил(а) «отлично» за контрольную работу.
А) Я хорошо соображаю.
Б) Я хорошо разбираюсь в вопросе, которому была посвящена контрольная работа.
2. Ты играешь с друзьями в игру и выигрываешь.
А) Мне повезло.
Б) Я хорошо играю в эту игру.
3. Ты получил отличные оценки за год.
А) В этом году были несложные темы.
Б) Я усердно работал(а).
4. Ты занимаешь первое место на районной олимпиаде по математике.
А) Я хорошо разбираюсь в предмете.
Б) Задания на олимпиаде были нетрудные.
5. Ты занимаешь первое место на городских спортивных соревнованиях.
А) В тот день я был(а) в хорошей форме.
Б) У меня хорошие спортивные задатки.
6. Ты пошутил(а), но никто не засмеялся.
А) Я неважно шучу.
Б) Шутка была известная и поэтому несмешная.
7. Учитель ведет урок, но ты не понимаешь, о чем речь.
А) Я часто бываю невнимателен(ьна).
Б) Я плохо слушал(а) то, что рассказывал учитель.
8. Вы с одноклассниками делали стенгазету к празднику, но ребята редко соглашались
с твоими предложениями.
А) У меня не всегда хорошо получается рисовать и сочинять интересные истории.
Б) Ребятам тоже хотелось внести свой вклад в работу.
9. В последнее время тебя не часто зовут в гости.
А) Я не люблю часто бывать в гостях.
Б) Я не всегда могу поддержать интересный разговор.
10. Ты плохо закончил четверть.
А) Я не очень сообразительный.
Б) Учителя предвзято ко мне относятся.
11. Весь класс поехал на интересную экскурсию, а ты болел(а) и не знал(а) о ней, и одноклассники тебе не сообщили.
А) Им все равно, поеду я или нет, я им неинтересен(на).
Б) Я вовремя не подсуетился(лась), можно было узнать про экскурсию, позвонив и узнав домашнее задание.
12. Учитель задал тебе вопрос, но ты ответил(а) неправильно.
А) Я начинаю волноваться, когда учитель спрашивает меня на уроке.
Б) В тот день я разволновался(лась), когда мне задали вопрос.
13. Ты вместе с одноклассниками делаешь проект, и он проваливается.
А) Я не работал(а) достаточно хорошо с ребятами в группе.
Б) Я не умею работать в группе.
14. За успехи в учебе школа наградила тебя поездкой в другой город.
А) Мне повезло.
Б) Я хорошо постарался в этом учебном году.
15. Ты получил(а) хорошую оценку в полугодии по предмету, который дается тебе труднее всего.
А) Я много занимался(лась).
Б) Учитель завысил мне оценку.
Ключ
Оптимистический стиль в ситуациях успеха: 1а, 2б, 3б, 4а, 5б, 14б, 15а.
Оптимистический стиль в ситуациях неудач: 6б, 7б, 8б, 9а, 10б, 11б, 12б, 13а.
За совпадение с ключом присваивается 1 балл. Общий показатель оптимизма вычисляется как сумма оптимизма в ситуациях успеха и неудач. Чем выше полученные баллы, тем выше уровень оптимизма.
Результаты:
Всего тестировалось 25 учащихся.
Высокий уровень оптимизма (12-15 баллов) – 3 человека
Средний уровень оптимизма (8-11 баллов) – 15 человек
Низкий уровень оптимизма (5-7 баллов) – 7 человек
Результаты показали, что высоким уровнем оптимизма обладают 12 % одноклассников; большинство – средний уровень 60 %, есть учащиеся и с низкими показателями уровня оптимизма - 28 % . На две последние группы и рассчитана, в первую очередь, «Игра в оптимизм», придуманная героиней повести Элинор Портер.
Выводы
Полианна теперь для меня - любимый персонаж. Многому учусь у нее. Очень хочется, чтобы как можно больше людей познакомилось с этой чудесной героиней, потому что эта книга учит жизни, доброте, пониманию и состраданию. Добрая книга про обыкновенные чудеса, которые под силу совершить каждому из нас. О том, что жизнь слишком коротка и не стоит растрачивать её на обиды, нытье, надуманные трудности. А это так важно не только детям, но и взрослым.
Это так странно, на самом деле странно, играть в радость. Но сейчас так часто слышим, что мало причин для радости, поэтому хочется играть в подобную игру. Это ведь так просто, и совсем не сложно радоваться, даже если совсем-совсем плохо. Можно радоваться уже хотя бы тому, что ты живёшь на этом свете, что ты можешь размышлять, читать, писать и думать. И такой способ может многое изменить и повлиять на судьбы людей. Просто дышать - это еще не жизнь. Давайте играть в Радость!
Список литературы
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Спасибо тебе, дедушка!
Денис-изобретатель (отрывок)
Рождественский венок
В какой день недели родился Юрий Гагарин?