На территории Югорской земли уже более пяти тысяч лет живут ханты и манси, народы с самобытной и неповторимой культурой. Их обычаи и традиции до наших дней хранят не только легенды, сказки, родовые песни-сказания, не только присущую коренным северянам философию восприятия окружающего Мира, Природы и Человека, но и сам образ жизни этих людей, живущих в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся на первый взгляд суровой природой севера.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_raboty_uchastnikov_proekta_stupeni_kulturnogo_koda.docx | 20.61 КБ |
Творческие работы участников
социального проекта «Ступени культурного кода»
Самобытная культура ханты и манси
Ученик 8 М класса МАОУ «Средняя школа №8» Байцеров Денис Сергеевич
Я родился в Ханты-Мансийском автономном округе Югры, и мама иногда в шутку называет меня хантенком. Своим названием округ, в котором я живу, обязан коренным народам ханты и манси, жившим на этой земле ещё за долго до прихода сюда первых русских поселенцев. Представителей этого народа я видел на Дне оленевода. Главным богатством у народов Севера считается олень. Олень- это жизнь. В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность. Очень много нового и интересного об этом народе я узнал из рассказа экскурсовода, когда мы с классом посещали музей деревни Русскинская. Миссию Русскинского музея «Природы и Человека» имени Ядрошникова Александра Павловича можно обозначить двумя фразами: «Спасение и сохранение для будущих поколений природного и культурного наследия тром-аганской земли» и «Уважение и любовь к истории, природе и людям Югры через их познание».
На территории Югорской земли уже более пяти тысяч лет живут ханты и манси, народы с самобытной и неповторимой культурой. Их обычаи и традиции до наших дней хранят не только легенды, сказки, родовые песни-сказания, не только присущую коренным северянам философию восприятия окружающего Мира, Природы и Человека, но и сам образ жизни этих людей, живущих в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся на
первый взгляд суровой природой севера. Основными занятиями ханты и манси с древних времен были охота, рыболовство и оленеводство. В музее нам показывали снасти для ловли рыбы, ловушки для зверей и птиц, предметы домашней утвари. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их. Оказывается, на изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи (женская шуба) мастерица выполняла орнамент в течение пяти - шести и более лет. Еще я узнал, что традиционная одежда представляет собой особую художественную ценность, она выражает знаковую систему, позволяющую различить людей по полу и возрасту, по территориальной, этнической, религиозной социальной принадлежности, сейчас одежда ханты и манси признана шедеврами искусства.
Культура ханты и манси до конца семнадцатого века была языческой, но в сравнении с другими народами Сибири, они испытали более существенное влияние христианства. Их календарные обряды оказались приуроченными к православным датам, но не утратили языческой основы: Вороний праздник соответствовал Благовещению, приношение духам воды после вскрытия рек и лесным духам в начале зимней охоты — Петрову дню и Покрову.
Традиционные религиозные верования ханты и манси основываются на вере во множество духов. Экскурсовод нам рассказала об одном из традиционных праздников, который называется - медвежьи игрища. Из всех зверей наибольшим почтением у таежного населения пользуется медведь. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивалась всеобщим праздником и весельем — приездом желанного «гостя» в дом охотника. Шкура зверя — снималась с особыми церемониями вместе с головой и передними лапами, укладывается на черемуховый обруч-люльку и на нарте или лодке доставляется в селение. Услышав предупредительные выстрелы или крики, женщины встречали охотников. Осыпание всех присутствующих снегом или обливание водой означало очищение и знаменовало начало игрищ. Троекратный крик-приветствие сопровождал внесение зверя в дом и возложение его на почетное место — в передний угол, его обряжали: глаза и нос закрывали берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевали шапку и пояс (на самца) или платок (на самку), лапы украшали бусами и кольцами. Выставляли угощение — хлеб, рыбу, ягоды, вино. По такому случаю съезжались родственники и соседи со всей округи. Полагалось, что на праздник собирались не только люди, но и духи-божества, представляемые мужчинами-актерами в мифологических танцах и песнях. Звуки струн музыкальных инструментов не смолкали четыре–пять или семь ночей, лишь днем отдыхали актеры. В последний день медвежьи игрища посещали «звери, уносящие душу» (Чайка, Лисица, Петух, Журавль, Филин). Их прибытие и пренебрежительное отношение к медведю изображало уход души таежного «гостя» на небо. После медвежьего праздника объявлялся траур. Череп медведя помещали на крыше дома или на дереве, нередко обряженную голову хранили среди домашних святынь как духа-охранника дома.
В конце экскурсии нам предложили разгадать головоломку, придуманную хантами, но без подсказки мы не справились. Я с уважением подумал, какой же это мудрый народ!
К сожалению, в настоящее время происходит стремительное развитие новых разработок нефти и газа, что значительно сокращает традиционные территории охотничьих угодий. Расширение зоны нефтяной добычи сталкивается с интересами коренного населения, нарушаются бережно хранимые традиции, погибают священные места, родовые территории. Возникает миграция коренного населения, которое вынужденно покидать тайгу и перемещается в город. В современных условиях обряды и обычаи частично утрачивают свою мироустроительную и мифологически-магическую функции, превращаясь в фольклорное украшение современных форм жизни ханты и манси. Мне очень хочется, чтобы такая необычная и неповторимая культура сохранилась на долгие времена.
Самобытная культура народов ханты и манси.
Недавно я прочитала о коренных народах ХМАО Югра- Ханты и манси «Мифы предания, сказки ханты и манси» (Перевод с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Составила предисловие и примечания Н.В.Лукина). Обычаи этих народов так сильно отличаются от других, что о них хотелось бы рассказать.
О том, что основным продуктом питания ханты и манси были мясо и рыба, я знаю давно, но про их верования читаю впервые. Оказывается, ханты и манси запрещается селиться у обжитых зверями мест, охотиться на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. А рыболовным законом запрещено ставить слишком узкую сеть, через которую не может проплыть молодняк рыбы. Такие законы и запреты кажутся мне вполне обоснованными: живой мир нужно сохранять, относиться к нему бережно, по-хозяйски. И тогда хватит его богатств не одному поколению.
Хочется сказать, что ханты и манси с огромным трепетом относятся к животным. У природы они берут ровно столько, сколько им потребуется. При этом все, что берут, они целиком используют, без остатка. Мясо и внутренности животного употребляют в пищу, а его шкура служит материалом для покрытия жилищ. Даже из рыбьей чешуи они варят клей, для использования в хозяйственных целях!
Многое я узнала о традициях ханты и манси. Особое место в их верованиях занимают звери. Медведь - справедливый судья в спорах, делитель добычи. Бобер привел племя к реке Васюган. А лось у них - символ надежности и благополучия.
Хочу заметить, что спустя множество лет народы ханты и манси не отступают от своих традиций, верований и образа жизни. Верования народов ханты и манси со временем вовсе не изменились. Они, как и всегда, занимаются охотой и рыболовством. Нередко их можно увидеть в нашем северном городе продающими горожанам рыбу, ягоды, а также унты, сделанные из шкуры оленя.
Хочется, чтобы мы относились к окружающей природе с таким же трепетом, как и коренные народы Севера.
Колб Александра Витальевна,
ученица 8 М класса МАОУ «Средняя школа №8»
Подготовила
Учитель русского языка и литературы Чако С.И.
За чашкой чая
"Морская болезнь" у космонавтов
Крутильный маятник своими руками
Где спят снеговики?
Как нарисовать лимон акварелью