Отражено исследование о роли частушки в современном мире
Вложение | Размер |
---|---|
Популярность частушки | 51.03 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Инюшинская средняя общеобразовательная школа»
«Русская лингвистика. Литература»
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ СТРАНЫ В ЧАСТУШКАХ.
СУДЬБА СОВРЕМЕННОЙ ЧАСТУШКИ В XXI ВЕКЕ.
Автор:
Кузнецова Екатерина, 8 класс.
Руководитель:
Копытова Наталья Григорьевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Беловский район
2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………….....………2
Глава IОтражение главных исторических событий страны в частушках…..4
Глава IIКак частушки и маленькие деревни взаимосвязаны друг с другом....6
Глава IIIЧто ожидает современную частушку в XXI веке……….….……...8
Заключение………………………………………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………….11
Приложение……………………………………………………………………...12
Введение
В наше время, пожалуй, каждый взрослый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, то, по крайней мере, слышал их в исполнении профессиональных или самодеятельных хоров, известных артистов или безымянных певцов на различных праздниках народной песни.
Одни учёные считают, что частушка родилась ещё в ХVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусскиескакухи, польские вырвасы, кроковяки.
Это сравнительно новый жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX вв.
Частушка - главный жанр крестьянской лирической поэзии. Мир и взаимоотношение людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека.
Чтобы доказать популярность частушек, необходимо собрать и исследовать материал, который подтверждает, что частушки быстро и ярко подмечают все то, что происходит в стране.
Актуальность нашего исследования связана с недостаточным теоретическим уровнем изученности проблемы в заданном ракурсе, отсутствии работ, связывающих популярность частушек, отражающих особенности общественной жизни людей.
Объект исследования: собранный фольклор (частушки) местных жителей, материалы из архива и школьного музея Инюшинской сельской территории, рассказы старожилов деревни Уроп, сборники деревенской частушки, отобранный материал из сети Интернет, подшивка газет «Клубный репертуар».
Предмет исследования: частушки, отражающие главные события страны, начиная с конца XIX века; гипотеза - почему современные частушки теряют свою популярность.
Цель работы- исследование частушек из разных источников для подтверждения гипотезы.
Задачи:
Для достижения поставленной цели использованы поисковый, проблемный, исследовательский методы. Фактический материал подобран методом сплошной выборки языкового и иллюстративного материала с последующим анализом. При написании работы кроме материалов из архива и собранного фонового материала используется сборник частушек известного собирателя-фольклориста и этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина «Песни деревенской молодежи».
Новизна и оригинальность работы заключается в исследовании «живого» фонового и архивных материалов Инюшинской сельской территории, на основании которого делается вывод о судьбе современной частушки в будущем.
Практическая значимость работы- использование материала данного исследования в учебных целях при изучении раздела «Малые жанры фольклора».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений 1,2.
Глава I Отражение главных исторических событий страны в частушках
В словаре С.И. Ожегова значение слова объясняется так: «Произведение устной народной поэзии - четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный мотив» [5,762].
Народ быстро подмечает всё то, что происходит в стране. Все недостатки, ошибки быстро воплощаются в частушках. Есть частушки о революции, гражданской войне, коллективизации, мирной жизни. Кому-то правители страны нравятся, кому-то нет. Всё это отражается в частушках.
Проведем исследование, как связана частушка с событиями в России, начиная с конца XIX века. Данное исследование представим в таблице 1, в которой сравним главные исторические события России с количеством частушек по конкретной теме. (Смотри приложение 1).
Данное сравнение позволяет сделать следующий вывод - частушка во все времена актуальна.
Дореволюционная частушка выполняла агитационнуюроль. В ней отразилась тяжелая царская служба, война, длительная разлука с домом, женой, суженой, воплотились мечты о личном счастье.
В революционных частушках звучат имена политических деятелей: В.И.Ленина, А.И.Деникина, А.В.Колчака, отражены важные события - раскулачивание, партизанское движение, борьба между белогвардейцами и красноармейцами.
В 20-30 годы поют о комсомоле, коллективизации, пятилетках, службе в Красной Армии…
В частушках о Великой Отечественной войне проявилось единство личного и общего. Чувство родства оставшихся в тылу и воюющих с фашистами помогло устоять, сохранить уверенность в победе, победить.
В послевоенные годы говорится об утрате исконных устремлений ее героев к «малой родине». Во второй половине 40-50 годов в деревне почти не осталось парней: они не вернулись с войны. С конца 60 годов возникает «проблема невест»: девушки уезжают в город. Деревня стареет.
Время застоя. Поются частушки о Генеральном Секретаре КПСС Л.И.Брежневе, о пустых прилавках в магазинах, партийных работниках, жизни совхозов…
Времена перестройки. Отражено правление Б.Н.Ельцина и М.С.Горбачева. Популярны частушки о А.Б.Чубайсе, Е.А.Гайдаре… Много частушек о рекламах, талонах на продукты питания…
Сегодня популярны частушки о В.В.Путине, Д.А.Медведеве. Народ подмечает деятельность политических деятелей - В.В.Жириновского, С.К.Шойгу, министров и депутатов Государственной Думы, звезд отечественной эстрады. Интернет, реформы, национальные проекты - это неполный список тем, нашедших отражение в частушках.
Одним словом, частушки - своеобразная летопись жизни народа. Вместе с людьми частушка «плакала, смеялась, горевала по погибшим» [3,19].
ГлаваII Как частушки и малые деревни взаимосвязаны друг с другом
Приведем в качестве доказательства исчезновения современной частушки такой аргумент. Учительница русского языка нашей школы Копытова Н.Г. в 1980 году писала курсовую работу. Она записывала частушки у бывалых песенниц. Сохранились черновики собранных припевок. Например, жительница деревни Уроп Баженова Марина Алексеевна в 1913 года рождения напела сразу 147 частушек! Это говорит о том, что в 30-е годы частушка была очень популярным жанром! Наша деревенская певунья Литвинова Мария Кузьминична1937 года рождения вспомнила 84 частушки. А молодые девушки, которым по 20-25 лет, все вместе вспомнили и напели всего 30 частушек. Прослеживается следующее - чем моложе певуньи, тем меньше знают частушек. Это доказывает, что частушки перестают быть актуальны в современном мире.
К вышесказанному добавим данные о влиянии демографической ситуации малых деревень на популярность частушек (данные взяты из архива Инюшинской сельской территории) [1,14].
Представим данный материал в таблице 2.
Таблица2.
Годы | Количество частушек | Название деревни и численность населения | |
Уроп | Инюшка | ||
1980 2000 2015 | 147 84 30 | 723 478 392 | 612 470 425 |
Численность населения из года в год уменьшается, и частушка тоже теряет свою значимость.
В нашем районе исчезли такие населенные пункты как Черемшанка, Петровское, Чигирь, Бордовая, Чекмари, Арсениха. На грани исчезновения деревниУроп, Рямовая, Инюшка, Дунай-Ключ… Вместе с исчезнувшими деревнями «умирают» частушки.
Попытаюсь объяснить, почему частушка пользуется большей популярностью в маленькой деревне, чем в посёлке. Во-первых, малочисленная деревня живёт «одной семьёй». Все важные события: праздники, обряды, радость и горе - объединяют людей. Во-вторых, тесное общение пожилых и молодых людей приводит к тому, что молодёжь, волей - неволей запоминают те частушки, которые поются на праздниках. То есть, частушки в малых деревнях передаются из уст в уста, без приложения на то каких-либо усилий.
В больших посёлках и городах население измеряется тысячами, поэтому нет тесной связи между молодёжью и старшим поколением.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что частушка - это энциклопедия деревенской жизни. К сожалению, в современном мире роль частушки стала незначительной.
Глава III Что ожидает современную частушку в XXI веке?
Существует мнение, что частушка как один из видов устного народного творчества, в скором будущем исчезнет. Попробуем доказать данную мысль при помощи таблицы 3, в которой сравним данные и сделаем вывод, как влияют события страны на популярность частушек, начиная с 30 годов XX века. (Смотри приложение 2)
Данное исследование позволяет сделать следующий вывод: популярность частушки c годами исчезает.
Выводы:
Частушка как жанр устного народного творчества постепенно умирает.
Заключение
В своей работе мы рассмотрели, как реагируют частушки на главные исторические события страны, какая существует связь между частушками и малыми деревнями, доказали гипотезу о будущем современной частушки. Результатом исследовательской работы явилось следующее.
Пик популярности частушек, безусловно, приходится на первую половину XX века. Частушки можно рассматривать как материал для изучения народной жизни. На их примере можно проследить, как общались люди между собой, как называли те или иные явления, понятия, действия, в них отразилась вся история деревни, начиная с XIX века. Частушка человека веселит, заставляет двигаться, выплескивать свои эмоции, шутить.
Какая же веская причина могла привести к тому, что популярность частушки резко снизилась? Исследователь фольклора, этнограф Д.К. Зеленин считает, что самой главной причиной является - появление в деревнях электричества. В новых условиях старинные формы проведения досуга - посиделки, вечерние и праздничные гулянья вытесняются. Кино и радио, затем радиола, магнитофон, транзистор увлекают прежде всего молодежь. Постепенно народ превращается в потребителей «готовой» музыки, в слушателей профессионально исполняемой песни. Гармонь, неизменная спутница частушки, стала не нужна: есть музыка на пластинке, на магнитной ленте.
Время не стоит на месте. Во второй половине XX века появляются видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые телефоны. Молодежь уже не испытывает необходимости даже в коллективном прослушивании «готовой» музыки. Каждый слушает то, что его интересует. Урбанизация привела к расколлективизации, а частушки без коллектива немыслимы.
Страна вступила в XXI век - век нанотехнологий. А маленькие деревни продолжают исчезать с географических карт. Частушка звучит реже и реже. Школьникивскользь знакомятся с данным жанром на уроке литературы в 6-7 классах. Можно изредка услышать исполнение частушек с экранов телевизоров в исполнении профессионалов. Очень жаль. Живой, разговорный язык частушек придает им особое поэтическое обаяние. Частушки, «простые, бесхитростные» [3,45] песенки, как будто не прибегают ни к каким художественным приемам, или, как говорил А.М.Горький, они «строятся из чистого языка» [ 3,36]. Именно эта «незаметность» приемов и выводит частушки на уровень подлинной и серьезной поэзии.
Литература
1.Архив Инюшинского сельского поселения [Текст]
2.Зеленин, Д.К. Песни деревенской молодежи. [Текст]/Д.К.Зеленин//Сборник частушек. - Вятка, 1973. - С.462
3.Лакшин, В.Я. Литературно-критические статьи [Текст]/В.Я. Лакшин//М.: Гелеос, 2007. - С.217
4.Леонов, Л.М. Частушки. [Текст]/Л.М.Леонов//- М:Советская Россия, 1990.-С.424
5.Ожегов,С.И. Словарь русского языка. [Текст]/С.И. Ожегов//М: Русский язык, 2014. - С.765
6.Собранный фольклор местных жителей (частушки) [Текст]/
7.Сродская, С.И. На вечерках.[Текст]/С.И.Сродская/Клубный репертуар.- 1991.-23 ноября. - № 37. С.3
8.Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. XX век. [Текст]/- М.:Аванта +, 2005. - С.688
9.Сайтhttp://russia.rin.ru/
Приложение 1
Таблица 1.
Исторические события | Тема | Пример частушки | Количество найденных частушек по теме |
Война с Японией 1904-1905 | Николай II. Недовольство народа политикой императора | Эх, красавицы, разлапушки, Недолго вам гулять! Гонит, гонит царь Миколушка С японцем воевать. | 28 |
Первая мировая война | Бодрость духа на войне. Вера в победу. | Мы с Японией буянили, С Германией идем: Кулаки у нас большие Мы нигде не пропадем. | 36 |
Октябрьская революция и гражданская война | Вождь пролетариата В.И.Ульянов- Ленин | Эх, яблочко С боку зелено! К черту Думу, господ - Даешь Ленина! | 6 |
1917-1921гг | Исторические личности Деникин Колчак | Вы, ребята, не робейте, Мы Деникина побьем, Колчака загоним в море, Шею Мамонту свернем. | 5 |
Партизанщина | В партизаны записался Мой миленок дорогой. Он со мною попрощался, Пошел с белыми на бой. | 12 | |
Раскулачивание | Спекулянт, спекулянт Спекулирует, А советская власть Реквизирует! | 3 | |
Красные, белые | Перестань, мамаша, плакать, Не ко времени тужить: Собирай сынка, поеду В Красну гвардию служить | 16 | |
Буржуазия | Мы по улице идем, Свой порядочек ведем: Не гляди, буржуй в окошко, А то окна разобьем. | 12 | |
Двадцатые - тридцатые годы | Первые коммуны | Мой миленок- коммунист, А я коммунарочка. Поглядите-ка на нас, Хорошая мы парочка! | 12 |
Комсомол | Я девчонка-комсомолка, Крест на шее не ношу, Тяти с мамой не боюся, По собраньицам хожу. | 17 | |
Коллективизация | Ягодиночка в колхозе - Я не записалася. Он отправился на курсы - Я одна осталася. | 28 | |
Пятилетки | Пятилеточка не веточка, Нельзя ее сломать. Мы за эту пятилеточку Готовы воевать. | 11 | |
Служба в Красной Армии | Милый пишет издалека: «Милая, поверь, поверь, Надоела мне винтовочка И серая шинель». | 35 | |
Великая Отечественная война 1941-1945 | Начало войны | Двадцать первого июня Стал германец воевать. Мне, молоденькой, девчоночке, Невесело гулять. | 12 |
Оккупация, плен | Полицай, полицай, Лютая уродина, Тебя люди ненавидят, Презирает Родина. | 45 | |
Партизанское движение | Мой миленок партизан, А я партизаночка: На разведку ходим вместе- Боевая парочка. | 41 | |
Боевые ранения, смерть | Из окопов братик пишет: Милая сестреночка, На моих глазах убили Твоего миленочка. | 39 | |
Гитлер, фашизм | Жаба Гитлера рожала- Вся Германия дрожала: Ждите горя, ждите бед- Появился людоед. | 26 | |
Победа | Девочки, война, война, Девочки, победа! Девочки, кого любить – Осталося три деда?! | 21 | |
Послевоенное время 1945-1953 гг | Восстановление народного хозяйства | Бригадир, бригадир, Синие порточки! Ты не ставишь трудодни, Ставишь одни точки. | 23 |
Нехватка в деревне парней. (Убиты на войне) | Ой-ие,ой-ие, Как мы жить-то будем? В наши годы молодые Кого любить будем? | 34 | |
Время застоя 60-80гг | «Проблема невест» в деревне. (Уезжают в города) | На последний вечерок Я ему призналася: Прощай, милый, до свиданья, Я завербовалася. | 21 |
Перестройка | Правление Б.Н.Ельцина и М.С. Горбачева | Седьмой год в России люди, Как солдаты, мрут в бою, Каждый год на рельсы ложит Ельцин голову свою. | 14 |
Политика и политические деятели | Ой, Чубайса я любила, Его ваучер хранила. Разлюбила я заразу - Все досталось унитазу. | 18 | |
Армия | - Стройбат с котелком, Куда ты шагаешь? - В райком за пайком, Разве ты не знаешь? | ||
Появление рекламы. Дефицит продуктов питания | Водку мы теперь не пьем, Колбасу не кушаем, А включаем телевизор И рекламу слушаем. | 26 | |
2000 -2015гг | Политические деятели В.В.Путин Д.А.Медведев В.В.Жириновский | Из-за Путина Грызлов Сгрыз подтяжки от штанов. Почему? Неведомо. Выбрали Медведева. | 44 |
Интернет | Побывал я в Паутине И залез я в Интернет. В голове от Интернета Просто полный винегрет. | 12 | |
Звезды эстрады, знаменитости | Я не Алла Пугачева. И не Ольга Воронец Я сама б того Киркора Потащила б под венец.. | 33 | |
Мода | И одета я по моде, И собою не урод … Женихи стадами ходят - Никто замуж не берет. | 43 | |
Повышение цен | На прилавке в магазине Появилась колбаса. Мы пришли и поглядели - Встали дыбом волоса. | ||
Школа | По мобильнику сегодня Говорил я три часа… Батарейка испарилась, Вот такие чудеса! | 34 | |
Национальные проекты | В школе номер девять все «Главпродукт» купили, Чтоб экзамен на ЕГЭ Мы не провалили. | 17 | |
Появление айфонов, смартфонов | Мне айфон на день рожденья Внук Сережа подарил. Дед мой в это воскресенье Им орехи колотил. |
Приложение 2
Таблица 3.
Года | Где исполнялись частушки | В чём заключалась популярность |
30-50 годы ХХ века | 1. На вечёрках. Обычно вечёрки в зимнее время происходили в доме у вдов или солдаток. Девушки приходили первые с рукоделием: штопали, вязали, вышивали, пряли. Затем приходили парни, среди них обязательно был либо гармонист, либо балалаечник. Слово за слово - и начиналось веселье. Обычно пелись частушки вопросно-ответные. В летнее время вечёрки проходили на краю деревни. 2. На свадьбах, празднованиях. До войны часто частушки исполнялись на свадьбах и праздниках. Звучали озорные весёлые частушки. | Частушки поются чаще под гармошку, реже - под балалайку. Персонажи довоеннных лет пашут, сеют, косят, строят, рубят лес, а в военное и послевоенное время страдают, оплакивают погибших мужей и сыновей. В смешном виде представлены жизненные ситуации: женитьба, свидание, семья, разлука, измена, зависть. |
50-70 годы ХХ века | 1.По телевизору, в школах. 2. Появляются коллективы художественной самодеятельности в клубах. | 1.Частушка остается популярным видом творчества. Чаще всего поются те частушки, которые передавались от старшего поколения. 2.Выпускаются сборники частушек, но купить их практически было невозможно, поэтому частушки записываются молодёжью от руки. 3.Появляются на экранах телевизоров передача Геннадия Заволокина «Играй гармонь», куплетисты Николай Бандурин и Михаил Машуков. 4.Частушки поют школьники, домашние застолья нередко заканчивались плясками с частушками. 5.Гармонь по-прежнему в деревнях присутствует. Значительная роль балалайки исчезает, становится популярной гитара. |
80-90 годы XX века | 1.Художественная самодеятельность в сельских клубах и школах. 2. По-прежнему на телевидении часто исполняются задорные частушки. 3.К 90 годам происходит упадок популярности частушки. | 1. Частушки печатаются в газете «Клубный репертуар». Но молодежь меньше принимает участие в художественной самодеятельности творческих коллективов. 2.В застойные годы домашние застолья в основном исчезают из-за дефицита продуктов питания. 3.Появляется на экранах передача «Эх, Семеновна» Марины Голуб, которая просуществовала несколько лет. 4.В школах частушки становятся менее популярны. 5.Популярность гармони падает. Молодежь поют дворовые песни под гитару, частушки практически не поются. 6.Народ превращается в потребителей «готовой» музыки. |
2000-2015 годы | Телевиденье Самодеятельные коллективы Школа | 1.Частушки поются реже и реже. 2.Сочиняются частушки-однодневки (частушки для единичных выступлений). 3.Народ больше увлекается «готовой» музыкой - авторскими песнями в исполнении профессионалов. |
Две лягушки
10 осенних мастер-классов для детей
Как нарисовать китайскую розу
Разлука
Прекрасная химия